Средние значения ведущих качеств специальных навыков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Качества

Контингент

Возраст

школьники учащиеся ПО студенты

Глазомер (отклонение от размера), мм

муж. 1,62 1,26 1,61
мен. 2,03 1,84 2,05

Твердость руки, кол-во касаний стенок лабиринта

муж. 21 18 20
жен. 23 21 23

Скорость реакции, 0,01 сек.

муж. 0,22 0,19 0,20
жен. 0,24 0,22 0,22

 

Максимальные отличия у испытуемых наблюдались в развитии глазомера: у школьников и студентов разного пола – на 20 %, у учащихся ПО – на 30 %. У учащихся мужского пола разного возраста наибольшие отличия наблюдались у школьников и учащихся ПО – на 22 %, у учащихся женского пола – студентов и учащихся ПО – на 10 %. Различие в развитии твердости руки и скорости реакции менее значимы.

Методика развития глазомера и твердости руки заключалась в следующем. Учащиеся I группы упражнялись в развитии диагностируемых качеств ежедневно в течение недели по 10 минут, а учащиеся II группы – через день, по 20 минут; общее время упражнений за неделю у обеих групп – 60 минут. Упражнения проводились с помощью средств упомянутых диагностических методик. Обобщенные данные экспериментов помещены в табл. 2.

 

Таблица 2

Средние значения методик развития ведущих качеств

Качества

Контингент

Группа

Возраст

школьники учащиеся ПО студенты

Глазомер (отклонение от размера), мм

муж.

I 1,18 1,02 1,12
II 1,32 1,19 1,28

жен.

I 1,72 1,6 1,68
II 1,83 1,79 1,84

Твердость руки, кол-во касаний стенок лабиринта

муж.

I 19 18 19
II 20 20 21

жен.

I 21 19 19
II 20 20 20

Исследования показывают, что методика ежедневной поддержки развиваемого качества предпочтительнее перед методикой «через день». При методике «каждый день» для формирования результата, устойчиво превышающего достигаемый при методике «через день» достаточно 3х – 4х дней.

Контрольный срез в группах студентов дополнительно предполагал использование у девушек «Тренажера швеи», у юношей прибора «Твердость руки». Результаты показали, что время выполнения упражнения у девушек I группы было меньше, чем у девушек II группы в среднем в 1,78 раза, и время ошибок – в 1,65 раза. У юношей I группы время прохождения лабиринта сократилось в 1,68 раза, а число ошибок сократилось в 1,16 раза.

Величина коэффициента корреляции rxy = 0,77 показывает, что упражнения, развивающие психофизиологические качества, создают благоприятные условия для формирования навыка. Определена тенденция увеличения скорости формирования навыка при целенаправленном и дифференцированном развитии психофизиологических качеств, лежащих в основе этого навыка. При этом ежедневное проведение упражнений эффективнее проведения упражнений через день.

Для повышения эффективности диагностики специальных навыков следует:

– проанализировать содержание специальных навыков с точки зрения, во-первых, наполнения составляющими их психофизиологическими качествами, и, во-вторых, расширения круга диагностирующих эти качества методик;

– изучить развитие «оставленных без внимания» качеств, лежащих в основе рассматриваемых навыков как отдельно, так и в различном сочетании;

– апробировать комбинации различных методических средств: содержания заданий, числа упражнений, их частоты и длительности, интервалов времени между упражнениями и т. п.

В этих целях была проанализирована структура специальных навыков образовательной области «Технология» (табл. 3).

Таблица 3

Структура специальных навыков образовательной области «Технология»

 

Класс Навык Психофизиологические качества Методы диагностики
I Склеивание Рисование глазомер твердость руки окулография тренажерометрия
II Лепка глазомер твердость руки окулография тренажерометрия покадровая съемка
III Вышивание глазомер окулография тренажерометрия фото-, видеосъемка
      Окончание табл. 3
Класс Навык Психофизиологические качества Методы диагностики
V Опиливание глазомер твердость руки координация движения рук мышечная память окулография тренажерометрия цикло-, хроно-, кимография
VI Рубка глазомер твердость руки координация движения рук мышечная память сила кисти рук окулография тренажерометрия цикло-, хроно-, кимография динамометрия
VII Гибка Правка Пиление Строгание глазомер твердость руки координация движения рук мышечная память сила кисти рук окулография тренажерометрия покадровая съемка цикло-, хроно-, кимография кинематометрия динамометрия
VIII Работа на станках и машинах глазомер точность распределение внимания траектория движения скорость движения усилие на инструмент скорость реакции окулография измерение покадровая съемка метод корректурных проб цикло-, хроно-, кимография стабилография хронометраж тензо-, пьезометрия

 

Анализ таблицы 3 показал, что определенные трудности у педагогов могут возникнуть в применении специальных средств диагностики. При этом максимальный эффект может быть получен при использовании результативных методов исследования – хронометража и измерения. Половину от этого результата можно ожидать при использовании /био/ механических методов – мультиплицирования, фото-, видеосъемки, циклографии, стабилографии, тензометрии, тренажерометрии. Использование других специальных методов исследования в учебных заведениях в силу их высокой стоимости и сложности нереально. Но и перечисленные методы исследования позволяют значительно повысить культуру формирования трудовых навыков.

Изучение методов диагностики показывает, что, несмотря на то, что значительная их часть связана с применением достаточно сложной технической базы, определенное их число может быть адаптировано для реалий педагогического процесса в учебных мастерских школ, ПУ, вуза.

Так, для хронометража достаточно любых наручных часов с точностью до секунды. Скорость реакции можно определить электронными часами, имеющими точность до 0,01 с. В основу устройства для измерения мышечной памяти могут быть положены почти любая пружина и линейка или угломер (транспортир). Глазомер легко диагностируется с помощью линий, углов, фигур различных размеров. Для диагностики твердости руки подойдут лабиринты различной формы и протяженности. В последних двух случаях изображение может находиться как на аудиторной доске, так на листе бумаги или экране монитора компьютера.

Для несколько более сложных диагностических устройств потребуются минимальные навыки слесаря, токаря и склонность к техническому творчеству.

Рассмотренный подход к проблеме диагностики процесса формирования специальных навыков имеет ряд преимуществ:

– реализуется идея личностноориентированного обучения в области формирования навыков на глубокой психофизиологической основе;

– растет мотивация участников образовательного процесса: педагог видит ощутимый рост результатов своих воспитанников, учащийся испытывает приятное удивление от увеличения эффективности упражнений;

– возрастает профессионализм педагога, у него возникает интерес к научно-исследовательской деятельности;

– улучшается материально-техническая база учебного процесса, появляется группа учащихся, участвующая в ее совершенствовании;

 – становится более содержательным вводный инструктаж, в большей мере отвечающий на вопросы что, когда, чем, как, для чего контролировать.

Это позволяет сделать вывод о перспективности рассмотренного направления в диагностике процесса формирования специальных навыков.

 

Литература

1. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983

2. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. – М.: Компания Спутник +, 2006

 

Коровина Н. В., студентка 3 курса заочного отделения ФТО

Науч. рук. – Чумаков В. А., доцент кафедры теории

и методики технологического образования

Дата: 2019-12-22, просмотров: 202.