У младших школьников на уроках технологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Различные общественные преобразования ведут к тому, чтобы человеческая личность была активна и обладала способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому перед школой встает новая важная задача развития творческого потенциала нового поколения.

Проблема развития творческого воображения детей младшего школьного возраста посредством рабочей тетради очень актуальна, так как творческое воображение способствует саморазвитию личности и в значительной степени определяет эффективность воспитательной деятельности педагога. Вообще, воображение следует рассматривать, как более сложную форму психической деятельности. Человек, лишенный этого качества станет скучным и даже несколько примитивным, так как воображение делает человека интеллектуально развитым, интересным для окружающих.

Именно поэтому рабочая тетрадь как средство развития творческого воображения младших школьников на примере курса «Технология» так интересна. В этой связи изучение особенностей развития творческого воображения младших школьников и определение педагогических условий, обеспечивающих развитие этой психической функции становится, актуальным.

Воображение – это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от других психических процессов, но занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью [1, 260]. Воображение характерно только для человека и связано с деятельностью организма и ни в чем другом кроме воображения не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Образы воображения не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла [1, 262].

Развитию творческого воображения младших школьников способствует и их правополушарная особенность восприятия информации. Лучших результатов добиваются те учителя, которые опираются на образность, наглядность, эмоциональность и эмпирический опыт ребенка, что в изобилии и представляет материал уроков технологии. Уже к 7 – 8 годам ребенок обладает гибкими внутренними образами, чтобы с их помощью находить решение задач. И, конечно же, к обучению в школе у детей накапливается богатый эмпирический опыт (опыт, приобретенный во время учения), на основе которого развивается творческое воображение, другие способности ребенка, что создает основу для формирования системы знаний в той или иной области. Дж. Брунер считал, что на основе этого опыта психически нормального ребенка можно научить основам любых наук через развитие творческого воображения [2, 3].

Эмоционально окрашенные, необычные и ярко оформленные задания настраивают младшего школьника на воспоминания прошлого опыта и оперирование им. Все приемы активизации творческого воображения на уроках технологии по источникам можно разделить на четыре группы:

1. приемы психологической активизации на основе образного мышления;

2. приемы на основе формально-логических операций;

3. приемы, применяемые в техническом творчестве, и производные от них приемы;

4. приемы патентного фонда научно-технической литературы [3, 45].

Одним из средств активизации творческого воображения на уроках технологии является самостоятельная работа ученика, когда ребенок работает непосредственно сам, предлагая свои идеи и пути решения задания. Цель этих самостоятельных работ заключается не только в активизации творческого воображения на уроках технологии, но и создании творческой обстановки, при которой происходит совместная работа ученика и учителя, возникает совместное переживание действа, что также создает эмоциональное отношение к изучаемому предмету. «Активизаторы» мыслительной деятельности и дают возможность выбрать тот подход, который соответствует индивидуальности.

Одним из средств развития творческого воображения младших школьников является использование рабочих тетрадей на уроках технологии. Рабочая тетрадь понимается нами как учебное пособие в виде системы заданий, которое используется как дополнение к учебнику и предназначено для выработки более ясного и сознательного понимания учащимися основных понятий и идей.

Рабочая тетрадь по технологии может содержать информационный, демонстрационный, тренировочный, контролирующий, развивающий и диагностический материал. Основное назначение тетради – помочь учителю организовать деятельность учащихся при изучении основных вопросов курса, а ученику – быстро, целенаправленно и систематически овладевать ими.

Рабочая тетрадь, по мнению П. И. Пидкасистого, должна отвечать следующим требованиям:

– отражать темы учебного процесса;

– быть понятной, доступной и интересной каждому ученику, а значит, содержать дифференцированные задания, рассчитанные на тех, кто с большим трудом воспринимает и усваивает материал;

– стать настольной книгой учащегося по данной дисциплине, сочетающий в себе краткий словарь, тетрадь для классной и домашней работы, регулярно проверяемой учителем [4].

Все это позволяет освободить учащихся от ведения классной и домашней тетради, что сэкономит время, обеспечит возможность решения большого числа различных задач за меньшее количество времени и как следствие положительного влияния на качестве подготовки.

Методика применения листов рабочей тетради в учебном процессе заключается в том, что она может использоваться учителем при повторении пройденного материала для актуализации знаний учащихся перед изучением новой темы, при закреплении учебного материала на уроке и как домашнее задание.

Задания в листах рабочей тетради могут быть самыми разнообразными: дать определение понятиям, вставить пропущенное слово, выбрать правильный вариант ответа, составить или заполнить таблицу, задания по работе с чертежами и схемами и т. д. Кроме этого в рабочую тетрадь могут быть включены задания по типичным признакам занимательности: загадки, анаграммы, метаграммы, головоломки, ребусы, кроссворды, направленные на формирование интереса к предмету и развитие творческого потенциала учащихся. Задания могут быть направлены на удовлетворение детской любознательности, расширение кругозора, являясь иллюстрациями широких и самых различных практических применений технологии.

Работая с тетрадью, ученикам можно пользоваться учебником и консультацией у своих друзей по классу или учителя, что значительно облегчит индивидуальную, самостоятельную работу, а также совместную работу в классе или дома.

В качестве примера заданий в листах рабочей тетради по технологии, направленной на развитие творческого воображения учащихся, приведем следующее: дана последовательность действий по подготовке швейной машины к работе, необходимо подобрать рисунок к каждому этапу работы, т. е. ученицы, видя рисунки, могут легче ориентироваться в том, какое действие им необходимо сделать и в какой последовательности. При этом они сразу были ориентированы на то, что эта работа очень ответственная и необходимо быть аккуратной, чтобы не повредить как машине, так и себе. Вторым примером может служить задание «Улитка»: начиная от края, девочки должны прочитать слова из терминологии, применяемой при выполнении машинных работ, из букв, спрятанных за штриховкой и отгадав их, составить ключевое слово. Помимо этого в конце урока можно использовать кроссворды по данной теме, которые помогут систематизировать знания учащихся и развивать творческое воображение.

Проведенное нами психолого-педагогическое исследование по применению рабочей тетради при изучении курса «Технология» на базе МОУ СОШ № 2 с. Костино Алапаевского района в 5-х классах показало, что использование на уроках технологии листов рабочей тетради способствует развитию творческого воображения младших школьников.

В заключении следует отметить, что рабочая тетрадь позволяет перераспределить часть учебных функций между учеником и учителем, дифференцировать обучение по темпу изложения и усвоения, и, следовательно, повысить производительность учебной деятельности, увеличить объем информации и повысить культуру педагогического труда.

 

Литература

1. Немов Р. С. Психология: в 3 т. Т. 3. – М.: Владос, 2001

2. Брунер Д., Оливер Р. Исследование развития познавательной деятельности. – М.: Педагогика, 1972

3. Андрущенко А. В. Развитие пространственного воображения. – М.: Владос, 2001

4. Пидкасистый П. И. Педагогика: Учебник для студентов пед. учеб. заведений. – М.: Педагогическое общество России, 2006

 

Т. А. Тюрина, студентка 5 курса ФТО

Науч. рук. – Т. Н. Милютина, канд. пед. наук, доцент

Дата: 2019-12-22, просмотров: 232.