По курсу «Технология» со слабоуспевающими учащимися
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время происходит процесс переориентации в педагогике, когда дети с теми или иными особенностями в развитиидетей с нормальным уровнем развития, их совместное обучение и воспитание в общеобразовательных учебных заведениях. По данным статистики лишь 2 , так называемых, «трудных детей» учатся в специальной школе, а основная их масса – в общеобразовательной по обычной программе. Для таких детей необходим индивидуальный подход к каждому учащемуся для достижения положительных результатов обучения. Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью научного подхода к разрешению противоречий, проявляющихся в практике обучения на занятиях по технологии со слабоуспевающими детьми.

Дети с задержкой психического развития уже более двух десятилетий углубленно изучаются специалистами разных областей знания: медиками, психологами, педагогами (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, В. И. Лубовский, К. С. Лебединская, У. В. Ульенкова, И. А. Коробейников, А. Н. Цымбалюк, Т. П. Артемьева и другие.). В результате клинических и психолого-педагогических исследований были определены сущность и структура дефекта развития ребенка, его симптоматика, этиология; выявлено, что состояние задержки психического развития – неоднородный феномен, различающийся и по степени, и по характеру отклонений.

Рассматривая особенности процесса обучения, рассмотрим требования к учителю при работе со слабоуспевающими детьми, которые выделяет в своей работе Ю. Н. Вьюнкова:

- учитель не должен использовать авторитарный стиль общения;

- педагогу необходимо учитывать отношения между учащимися;

- класс должен быть оформлен особенно, так, чтобы ребенку было приятно в нем заниматься;

- на уроке необходимо использовать невербальные средства общения: «лучеиспускание глаз», пожатие руки, поглаживание по голове;

- дидактическим приемом на уроке должен быть «прием выбора». Дети сами должны выбирать формы и методы обучения.

- при обучении слабоуспевающих детей нужно использовать активные методы обучения [1, 50].

Сегодня перед учителем встает проблема организации процесса обучения в связи с тем, что в некоторых классах одновременно обучаются дети с нормальным уровнем развития и слабоуспевающие учащиеся. Такое объединение разных категорий школьников влечет за собой трудности в обучении слабоуспевающих детей, наиболее значимыми из которых являются общая неуспеваемость детей, отсутствие интереса к учению, непонимание между учащимся и учителем и др.

Неуспеваемость выражается в низком уровне базовых знаний по предмету, непонимании учебного материала, что приводит к снижению уровня успеваемости учащихся. Из-за неуспеваемости слабоуспевающий учащийся теряет интерес к учению, что приводит к деликвентному поведению. Отсюда вытекает непонимание между учителем и учащимся, и, как следствие, еще более антисоциальное поведение учащегося.

Специфика предмета «Технология» предполагает особую организацию учебных занятий, основу которой составляют приемы и методы по формированию практических умений в процессе изготовления учащимися изделий творческого характера. Для решения проблемы организации учебных занятий по технологии со слабоуспевающими учащимися нами предлагается использование информационных технологий, а также игровых методов ведения учебных занятий.

Информационные компьютерные технологии были использованы нами для составления кроссвордов, составленных в программе EXCEL и рекомендуемых для использования в конце изучения разделов в качестве проверки знаний. При этом учащиеся могут работать с ними как в распечатанном виде, так и на компьютере.

Разработанные нами игровые методы ведения занятий направлены на развитие памяти, мышления, внимания и моторики рук. Эти игры могут проводиться в зависимости от темы занятия: в начале урока (например, «Рыба и морепродукты» для развития слуховой и наглядной памяти перед сообщением новой учебной информации для лучшего ее усвоения); при проведении практической работы (например, по теме «Обработка соединительных и краевых швов» – игра на развитие моторики рук при формировании практических умений, быстроты и качества выполняемых работ).

Разработанная методика организации учебных занятий по технологии была апробирована в условиях реального учебного процесса на базе образовательного учреждения № 25 г. Нижнего Тагила среди учащихся шестых классов. Экспериментальная работа включала три этапа – констатирующий, формирующий и контрольный. На первом этапе мы исследовали начальный уровень развития памяти, мышления и внимания на основе методик Р. С. Немова. Второй этап исследования был посвящен внедрению разработанной нами методики обучения слабоуспевающих учащихся, который предполагал использование на учебных занятиях информационных компьютерных технологий и игровых методов обучения. В результате ее применения было выявлено, что специально организованная форма ведения занятий эффективно влияет на развитие познавательного интереса к предмету «Технология», качество обучения и помогает слабоуспевающим детям учиться почти на одном уровне с учащимися с нормальным уровнем развития.

 

Литература

1. Вьюнкова Ю. Н. проблемы коррекционно-развивающего обучения // Педагогика. – 1999. – №1. – С. 33 – 37

 

О. Шершунова, студентка 5 курса ФТО

Науч. рук. – Т. Н. Милютина, канд. пед. наук, доцент

Дата: 2019-12-22, просмотров: 211.