Об особенностях диагностики формирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Специальных навыков

В настоящее время остро стоит проблема готовности детей к школьному, в частности, и технологическому обучению, которая в значительной мере определяется уровнем развития сенсорных качеств.

Объектом нашего исследования явились так называемые узкопрофессиональные или специальные навыки – сенсорные и моторные. Каждый из этих навыков включает в себя соответствующие сенсорные и моторные компоненты.

Сенсорные компоненты – тонкое различение и оценка такого рода признаков, как: восприятие глубины, цветоразличение, острота зрения, глазомер, тактильная чувствительность, ощущение запаха, вкуса, мышечного напряжения, давления, температуры. Моторные компоненты определяются таким рядом факторов – точность выполнения действий, координация, время реакции, скорость движения рук, скорость реакции, ручная ловкость, твердость руки, пальцевая моторика, мышечная память [1, 199].

Большинство специальных навыков включают в себя и сенсорные, и моторные компоненты и тогда они носят название сенсомоторных [1, 335]. Рассмотрим некоторые сенсомоторные качества, составляющие одноименные навыки.

Твердость руки – способность совершать физиологически рациональные движения, характеризующиеся отсутствием бесполезных ошибочных перемещений [2, 118]. Твердость руки, на наш взгляд, можно отнести к сложным сенсомоторным реакциям, характеризующих точностью. Точной называется реакция, вполне соответствующая требованиям ситуации в естественных условиях производственной работы или полученного задания в лабораторном эксперименте [2, 131].

Глазомер – способность на глаз, без каких-либо искусственных средств, инструментов, контрольно-измерительных приборов определить размеры объекта [1, 72]. При этом в качестве объектов выступают пространственные величины: протяженность, площадь, объем, форма и удаленность различных предметов, их расположение в пространстве, характеризуемое угловыми мерами. Различают глазомер, связанный с оценкой одномерных (линейных), двумерных (оценка площадей), трехмерных (оценка объемов) объектов. Важную роль в практической деятельности человека играет линейный глазомер, так как линия является образующей двумерных и трехмерных объектов. Все эти виды глазомера составляют тип так называемого статического глазомера, то есть такого, объектами которого служат предметы, находящиеся в состоянии относительного покоя.

По характеру выполняемых измерений, статический глазомер можно разделить на два подтипа: эталонный и перцептивный. Эталонный глазомер осуществляется с помощью представления об определенном общепринятом эталоне (единицы измерения: миллиметр, сантиметр и т. п.). Под представлением в данном случае понимают хранящийся в долговременной памяти человека зрительный образ этого эталона. Перцептивный глазомер осуществляется в живом наглядном восприятии. Единицей измерения при этом служит определенная часть воспринимаемого предмета или весь предмет в целом.

Анализ педагогических условий формирования навыков в настоящее время, к сожалению, даже не предусматривает определения психофизиологических качеств его составляющих, не говоря уже о различии уровня развития последних у учащихся. Все усилия направлены на разнообразные процедуры с навыком как целостным образованием. Понятно, что при таком подходе простое увеличение числа упражнений у двух сравниваемых учащихся, отстающих по уровню формирования какого-либо навыка, объективно не может привести к ощутимым улучшениям. Ведь у одного из них может быть недостаточно развит лишь глазомер, а у другого – скорость реакции и координация движений, и для эффективного результата совсем не обязательно тратить массу времени на улучшение всех компонентов навыка. Достаточно лишь специальными методами у первого развить глазомер, а у второго – скорость реакции и координацию движений.

В процессе анализа специальных навыков у учащихся школ, студентов профессионального образования, у студентов факультета технологического образования было определено, что для большинства из них ведущими качествами являются глазомер, твердость руки и скорость реакции. Диагностика глазомера проводилась с помощью линейки Гальтона, твердость руки – прибором «Диагност-1», скорость реакции – прибором «Скорость реакции». Обобщенные данные экспериментов помещены в табл. 1.

Таблица 1

Дата: 2019-12-22, просмотров: 212.