При изучении раздела «Основы предпринимательства»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Обучение с использованием информационных технологий постепенно становится привычной формой обучения, так как школьное образование призвано сформировать базовые умения для жизни в информационном обществе [1, 125]. К таким умениям учащихся М. М. Шварцман относит: оперирование большими и разнообразными информационными массивами в различных областях человеческого знания, умение ориентироваться на техническую оснащенность окружающего мира, применять информационные технологии в своей будущей профессиональной жизни [2, 96]. Для формирования у учащихся данного комплекса умений наиболее целесообразно использовать на занятиях по технологии электронные учебно-методические комплекты, моделирующие деятельность различных объектов реального мира. Одним из таких объектов современного реального мира России является предпринимательская деятельность, основы которой изучают в курсе «Технология» 8, 10 классов. Современное экономическое образование требует синтеза междисциплинарных связей, который может осуществляться через применение электронного учебника.

Электронный учебник понимается нами как «интерактивный мультимедийный ресурс, содержащий систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанный на учащихся разного возраста и степени обучения» [3, 2].

В процессе поиска путей решения проблемы исследования нами был разработан электронный учебник по технологии «Основы предпринимательской деятельности». Содержание электронного учебника построено по модульному принципу на основе концепции укрупнения дидактических единиц. Структурной единицей учебного процесса является модуль. При этом каждый модуль включает в себя теоретическое ядро, исторические комментарии, контрольные вопросы, примеры, задачи, упражнения для самостоятельной работы, контекстные справки, задания для самоконтроля, тесты, творческие задания, а также мультимедийные (звук, видео, анимацию, графику) и интерактивные (гиперссылки, смысловые переходы, интерактивные кнопки) элементы. Каждый модуль снабжен описанием, в котором указаны цели и задачи изучения модуля, упражнения и задания, распределение времени работы с модулем, критерии оценки, сроки проверки работ, обязательная и дополнительная литература. При таком построении содержания раздела «Основы предпринимательства» «знания усваиваются системнее, прочнее и быстрее, так как они предъявляются обучаемому крупным единым блоком» [4, 14].

Применение данного электронного учебника позволяет:

− расширять теоретическую базу;

− осуществлять вариативность содержания обучения;

− проводить анализ и систематизацию учебной информации;

− применять индивидуальный подход в обучении с учетом особенностей личности учащегося;

− повышать интерес учащихся к изучению тем учебной программы, так как теоретический материал изложен в диалоговой форме между героями известных произведений писателей и учащимися;

− организовывать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся;

− интегрировать школьные дисциплины;

− способствовать развитию творческой активности школьников, их самостоятельности и самодеятельности;

– повышать общий культурный уровень учащихся, так как содержание электронного учебника основано на произведениях известных писателей всего мира и исторических сведениях по данной теме;

– организовывать более эффективную подготовку учащихся к будущей профессиональной деятельности.

При внедрении разработанного нами электронного учебника в учебный процесс по технологии нами были определены психолого-педагогические особенности, возникающие при разработке и использовании электронных учебно-методических комплектов для изучения данной дисциплины:

– конструирование и коррекция индивидуальных программ изучения материала, так как модульная структура позволяет осуществлять перемещение ее компонентов;

– обеспечение оптимального восприятия и усвоения информации, так как скорость чтения с экрана на 28,5 % ниже скорости чтения обычного печатного текста на бумаге за счет выделения текста, ориентации объектов, аудио и видео средств [5];

– выявление качеств личности посредством применения электронных психологических диагностик или тестов;

– профессиональная ориентация учащихся, поскольку содержание электронного учебника основано на конкретных примерах из истории, литературных произведений, политики, экономики, культуры и практических заданиях, в которых учащиеся применяют свои знания.

 

Литература

1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Изд-во Моск. психолого-социального института, 2002

2. Шварцман М. М., Павлюц А. М. И только свеча зажигает свечу // XIII Международная конференция «Информационные технологии в образовании»: сборник трудов участников конференции: В 3 ч. Ч. 3. – М.: Просвещение, 2003. – С. 96 – 98.

3. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). – М.: Интеллект-центр, 2001

4. Милютина Т. Н. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к проектированию педагогических технологий: автореферат дис... канд. пед. наук. – Екатеринбург: Изд-во Рос. проф.-пед. ун-та, 2003

5. Романов А. Н., Торопцов В. С., Григорович Д. Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000

 

И. Такмаков, студент 4 курса ФТО

Науч. рук. – Г. В. Куприянова, преподаватель

кафедры педагогики

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 200.