Контроль знаний – неотъемлемая часть обучения, не ограничивающаяся только проверочными функциями, это и обратная связь, осуществляемая между обучающим и обучаемым, что дает возможность первому оценить степень усвоения изученного материала, а второму – понять, как он разобрался в этом материале. Важность и необходимость контроля знаний подтверждается наличием большого разнообразия форм, в которых он проводится: устный и письменный опрос, анкетирование, тестирование, и т. д.
Какие же преимущества имеет тестовый метод контроля знаний перед другими формами? Прежде всего, нужно отметить, что любой педагогический контроль – это измерение знаний. В тестовой технологии контроля знаний на основе статистического анализа результатов можно оценить, насколько качественно выявлены знания, и в этом – положительное преимущество теста перед другими формами проверки. Специальный математический аппарат позволяет не только определить надежность теста, но и указать наиболее слабые его места и пути его улучшения. Таким образом, тестовая форма переводит контроль знаний с интуитивного уровня на научный.
Сопоставимость оценки знаний у разных обучаемых, одной и разных групп, одного и разных учебных заведений – еще одно достоинство педагогических тестов. Один и тот же тест может быть проведен в разное время в разных учебных группах, но при условии выполнения некоторых правил тестовой технологии, его результаты могут вполне объективно сравниваться.
Немаловажным преимуществом теста является возможность одновременной проверки знаний у большой группы испытуемых и оперативность ее проведения.
У педагогического теста есть и недостатки – скорее, его особенности, которые нужно учитывать при его использовании. Во-первых, тест лишает возможности обучаемого говорить, аргументировать свой ответ, правильно излагать свои мысли, мыслить вслух. Но это не повод, чтобы отвергать тестирование как метод контроля. Просто этот метод нужно умело сочетать с другими, более активными методами обучения: семинарами, консультациями, играми и т. п. Во-вторых, тестом нельзя проверить, как человек мыслит, т. е. проверке подвергается только сумма информации, отложившаяся в памяти обучаемого. Одним из недостатков теста многие считают невозможность проверки «многовариантных» знаний. К таковым относятся термины-синонимы, разные фактические данные в разных литературных источниках, несовпадение определения одного понятия у разных авторов, различные точки зрения, теории и гипотезы по одному и тому же вопросу.
Проблемами теории тестов, их разработки и внедрения занимались такие ученые, как англичанин Френсис Гальтон, Дж. Кеттелл, американский психолог, некоторое время работавший в лаборатории Ф. Гальтона, французский психолог Альфред Бине. Проблемой разработки тестов вплотную занимались и видные российские психологи и педагоги: С. Г. Геллерштейн, П. П. Блонский, А. П. Болтунов, М. С. Бернштейн, A. M. Шуберт, Г. И. Залкинд и другие.
Приведем наиболее распространенное определение теста, встречающееся в научной педагогической литературе. Тест – это «объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу» [1, 35].
Вообще, определений теста достаточно много, но наиболее существенным для нас представляется тот факт, что тест в психолого-педагогическом понимании этого слова означает проверку, испытание, но это не простое установление факта наличия или отсутствия какого-либо качества или свойства. Из приведенного определения следует, что в состав теста входят тестовые задания, что тест должен быть стандартизирован и что его назначение – это выявление личностных особенностей или приращений.
По мнению B. C. Аванесова, тест состоит из «заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов» [2, 40].
В самом общем виде к тестовым заданиям предъявляется ряд требований:
– они быть составлены с учетом соответствующих правил;
– соответствовать содержанию учебного материала;
– быть проверены на практике (апробированы);
– иметь рассчитанные показатели качества – трудность и дискриминативность;
– быть краткими и ясными испытуемому [3, 27].
Большинство из многообразия существующих заданий может быть сведено к нескольким типам или их сочетанию. Например, задача с переструктурированием данных может быть представлена как совокупность задач на установление последовательности и соответствия; задания на нахождение ошибок – частный случай заданий на исключение лишнего и так далее.
С точки зрения разработчика, минимальные требования к составу тестового задания состоят в наличии трех частей: инструкции, текста задания (вопроса), правильного ответа [3, 45].
|
Инструкция должна содержать указания что испытуемый должен сделать, каким образом выполнить задание, где и как делать пометки и записи, описывать то, каким образом ученику следует выполнять задание, где отмечать, как дописывать и т. д. [3, 50]. Текст задания или вопроса представляет собой содержательное наполнение задания. Материал, о котором говорится в вопросе, представлен обычно в виде текста, рисунка, таблицы или другого представления данных. Во многих случаях написание вопросов начинается со сбора подходящих текстов или с обдумывания ситуаций или тем, по которым можно сгруппировать ряд вопросов. Правильный ответ или оценочная схема – обязательный атрибут любого тестового задания, без него задание теряет смысл, поскольку не может быть точно проанализировано и оценено с учетом авторского замысла. Перечисленные три составных части тестового задания являются минимально необходимыми для составления тестов.
Кроме этого, составителям тестовых заданий целесообразно указывать ряд необходимых сведений о составе заданий и их целевом назначении
Сведения о тестовых заданиях
Сведения о тестовом задании | Дальнейшее использование |
возраст (класс), на который рассчитано это задание | для экспертизы с целью определения валидности |
тема (предмет или предметная область в соответствии с технологической матрицей) | для проверки соответствия заданий технологической матрице |
предполагаемое составителем время выполнения заданий | для компоновки теста, предназначенного для апробации |
сроки предъявления (календарные сроки, поскольку одно и то же задание, будучи предъявленным, например, в октябре и феврале, дает разные результаты и соответственно должно иметь разные характеристики) | для включения в инструкцию по проведению теста |
предполагаемая статистическая сложность | для правильного расположения заданий в тесте, предназначенном для апробации |
уровень, который соответствует данному заданию, или умения, которые оно выявляет | для проверки соответствия заданий технологической матрице |
соответствие стандарту или программному материалу | для экспертизы с целью определения валидности |
данные об авторе | для получения справок и уточнений |
возможные варианты невербальной поддержки | для художника и технического редактора, для подготовки невербальных материалов |
Среди положительных результатов применения тестовой технологии можно выделить: быстроту проверки, большой охват материала, возможность формирования общеучебных умений, повышение мотивации учения, более легкое усвоение нового материала, формирование у учащихся рефлексии своей деятельности.
Вместе с тем, нельзя не отметить некоторые отрицательные моменты: оценивание не всегда происходит объективно, так как ученик может выбрать ответ наугад; не учитываются коммуникативные качества и навыки. Но, несмотря на это, практика показывает эффективность использования тестов для контроля и выявления остаточных знаний учащихся.
Литература
1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. – М.: Ассоциация инженеров-педагогов, 1996
2. Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. – М., 1989
3. Майоров А. Н. теория и практика создания тестов для системы образования. – М., 2000
В. Лошкарева, Л. Куценко, студенты 5 курса ФТО
Науч. рук. – Т. Н. Милютина, канд. пед. наук, доцент
Дата: 2019-12-22, просмотров: 235.