При изучении курса «Технология»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мы часто обнаруживаем инертность, равнодушие у детей и подростков к начинаниям учителей, делая выводы, что воспитательный заряд этих дел недостаточен, в их содержании, методике, организации имеются такие пробелы, которые помешали эффективному воздействию на учащихся. При этом педагог должен не только преодолеть инертность и пассивность учащихся в отношении к учебным занятиям, но и развивать у них стойкую пытливость, познавательный интерес, потребность в более глубоком и активном познании предмета.

На наш взгляд, одним из путей решения этой проблемы может быть применение игровых технологий в учебном процессе, что позволит учителю не только разнообразить форму организации учебных занятий, но и создать творческую атмосферу в классе и повысить познавательную потребность и интерес к предмету.

Игру как метод обучения, передачу опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе игровая деятельность используется для активизации и интенсификации учебного процесса как самостоятельная технология для освоения понятия, темы или раздела учебной дисциплины, в качестве урока или его части.

Интерес к проблемам игровых технологий особенно активизировался с конца 80-х – начала 90-х гг. Проблемы игровых педагогических технологий рассматривались учеными В. П. Беспалько, Б. Т. Михалевым, В. М. Монаховым, М. В. Клариным, И. Ф. Талызиной и другими.

Игровые технологии предполагают специально организованную деятельность педагога и учащихся по усвоению новых знаний на основе определенного алгоритма действий, заданных игрой. При этом игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса, объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Понятие «игровая педагогическая технология» включает в себя обширную группу методов и приемов организации учебного процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения и стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве ее средства. При этом в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

А. П. Усова выделяет основные требования к организации игр:

– игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельности учащихся;

– действия ученика определяются ролью, которая ему предназначена в игре;

– эмоциональность игры;

– в играх обязателен элемент соревнований между командами или отдельными участниками;

– хорошо организованный контроль и самоконтроль учащихся, четкое соблюдение правил игры;

– дидактические игры на учебных занятиях должны быть разнообразны как по содержанию, так и по форме [1, 38].

Место игры в учебном процессе определяется её дидактической целью. Если игра проводится для повторения ранее пройденного материала, на знания которого необходимо опираться при решении задач или изучении нового материала, то она проводится в начале урока. Если целью игры является закрепление пройденного материала, то ее проводят после изучения нового материала.

При работе над проблемой исследования нами были разработаны отдельные виды игр и элементы игровых технологий: например, при изучении темы «Виды волокон. Определение вида волокна» – игра «Лабиринт», предполагающая выбрать из предложенной комбинации букв виды и свойства волокон ткани; деловые игры в виде конференции при изучении темы «Гигиена одежды. Уход за одеждой и обувью», игра по имитации работы кафе, участники которой выполняют определенные роли его сотрудников и другие.

Использование разработанных нами игровых заданий по разделам программы «Технология» дает основание утверждать, что с их помощью происходит формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов, развитие системного мышления личности учащегося, формирование социальных умений и навыков взаимодействия и общения, овладение методами моделирования. Кроме того, применение игровых заданий устраняет обыденность процесса обучения, делает занятия более увлекательными, и учащиеся принимают активное участие в процессе обучения, сами становясь учителями.

 

Литература:

1. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976

 

А. Попов, студент 3 курса ФТО

Науч. рук. – Т. Н. Милютина, кандю пед. наук, доцент

Особенности применения технологии концентрированного обучения в профессиональной подготовке учащихся по предмету

«Технические и технологические измерения»

 

Формирование молодого поколения специалистов на всех этапах развития страны всегда рассматривалось как одна из важнейших народнохозяйственных задач. Интенсификация производства, совершенствование технико-технологической базы, изменение в характере и содержании труда, развитие рыночных отношений диктуют высокие требования к качественным характеристикам рабочих. Реформа школы выдвинула ряд ведущих принципов, основными из которых являлись: принципы гуманизации и гуманитаризации образования, принципы дифференциации и индивидуализации образования, принципы опережающего и непрерывного образования, принцип демократизации образования. Необходимость реализации этих принципов вступила в противоречие с существующей системой профессионального образования, в частности, с традиционно сложившейся классно-урочной системой организации процесса обучения. С другой стороны, к настоящему времени явно наметилась тенденция к совершенствованию процессуального аспекта профессиональной дидактики, что привело к появлению и активному развитию новых методов, методик обучения и педагогических технологий.

Обнаружившиеся противоречия привели к необходимости поиска подходов по модернизации классно-урочной системы организации процесса обучения. В качестве одного из таких подходов в профессиональной школе можно предложить технологию концентрированного обучения.

Актуальность проблемы обучения теоретическим основам профессии особенно возрастает в условиях перехода к рыночной экономике, когда у большого числа людей возникает необходимость быстро и эффективно приобрести новую профессию или повысить свою квалификацию. В настоящее время в педагогической теории и практике достаточно серьезно и детально разработаны проблемы дидактики профессионального образования (С. Я. Батышев, А. П. Беляева, В. С. Безрукова, В. А. Скакун, А. М. Новиков и др.). Значительное внимание уделено вопросам разработки содержания (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, В. С. Леднев, Ю. С. Тюнников и др.) и методики профессионального образования (И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин и других.). В работах Г. И. Ибрагимова, И. М. Чошанова, В. Г. Онушкина, А. В. Усовой и др. отмечается необходимость развития и совершенствования системы форм организации процесса обучения и, в частности, предлагается использование концентрированного обучения как нового направления в педагогической теории и практике (Г. И. Ибрагимов).

Однако отсутствуют работы, в которых рассматриваются проблемы концентрированного обучения в системе начального профессионального образования с детальной проработкой его организационно-дидактических основ. На основе изучения опыта работы системы начального профессионального образования, анализа психолого-педагогической литературы были конкретизированы противоречия, которые определили основное направление нашего исследования:

– между изменившейся социально-экономической ситуацией в стране и сохранившейся узкопрофессиональной подготовкой в системе начального профессионального образования;

– между возрастающей потребностью общества в рабочих высокой квалификации, способных адекватно действовать в условиях современного производства, и отсутствием ориентации на опережающую подготовку к практической деятельности и на преодоление профессионального функционализма, все еще имеющего место в педагогической практике училищ и лицеев;

– между традиционным подходом к изучению специальных, общетехнических и общеобразовательных дисциплин, составляющих теоретические основы профессии, и новыми требованиями к ним с учетом интеграции данных областей знаний и концентрации времени изучения соответствующего материала;

– между возможностью внедрения концентрированного обучения, обусловленного отходом от жесткой централизации и повсеместно единообразной системы организации профессиональной подготовки, и недостаточной разработанностью соответствующих дидактических основ, отсутствием обобщающих научных исследований в этой области;

– между готовностью инженерно-педагогических работников системы начального профессионального образования к внедрению концентрированного обучения теоретическим основам профессии и отсутствием соответствующих методических разработок.

Технология концентрированного обучения предполагает особую форму организации учебного процесса, при которой в течение определенного отрезка времени происходит изучение одного учебного предмета или нескольких учебных дисциплин, имеющих межпредметные связи [1].

Основными признаками технологии концентрированного обучения Г. И. Ибрагимов выделяет следующие:

- ликвидация многопредметности учебного дня, недели, семестра;

- единовременная продолжительность изучения предмета или раздела учебной дисциплины;

- наличие благоприятных условий для интеграции теории и практики, формирования в единстве системы знаний и умений;

- возможность использования различных методов обучения и и средств обучения;

- непрерывность процесса познания и его целостность [2].

Основной формой обучения в технологии концентрированного обучения выступает учебный блок, который имеет следующую структуру.

 

Структурная схема учебного блока

 


На лекции ведущая форма обучения – фронтальная, общий метод обучения – монологический, сочетающий в себе информационный и объяснительный методы преподавания, которые реализуются через сообщение, объяснение, рассказ, демонстрацию, постановку информационных и проблемных вопросов [3]. Материал лекции может быть представлен традиционно в текстовом виде или в виде опорного конспекта.

При самостоятельной работе учащиеся более углубленно осваивают учебную информацию, работая с учебниками и учебными пособиями, при этом у них формируются умения выделять главное в прочитанном, устанавливать причинно-следственные связи, планировать свою деятельность [3].

Цель практической работы заключается в формировании умений применять знания на практике. При разработке и проведении практической работы составляется алгоритм ее выполнения, используются инструкционные карты.

На зачете проверяется степень усвоения основных понятий и ведущих идей, формирование навыков работы, общих и специальных умений. При этом активно применяются самоконтроль, взаимоконтроль и самооценка. Формы проведения зачета в технологии концентрированного обучения не ограничены: устный и письменный контроль, тесты и т. д.

Реализация технологии концентрированного обучения в учебном процессе была осуществлена на базе профессионального лицея им. А. А. Евстигнеева г. Верхняя Салда в ходе педагогической практики. В рамках данной технологии нами рассматривалась учебная дисциплина «Технические и технологические измерения», которая относится к ряду специальных дисциплин и изучается в течение одного учебного года в объеме 30 часов.

На основе теоретических положений технологии концентрированного обучения и содержания учебной программы курса нами были выделены следующие учебные блоки

 

Учебные блоки

 

№ п/п Наименование темы учебного блока Кол-во часов
1 Введение 7
2 Допуски и посадки. Допуски и посадки соединений 8
3 Допуски и посадки механизмов передачи 4
4 Допуски и посадки средств измерения 6
5 Системы автоматического контроля 5
  Итого 30

 

В целом, суммарное число часов, отводимое на изучение дисциплины, при объединении тем в блоки не меняется. Концентрация учебных занятий в блоки приводит к изучению дисциплины «Технические и технологические измерения» в течение 5 учебных дней (недель).

Изучив график учебных занятий и предложив методисту лицея включить разработанную нами рабочую программу по принципу технологии концентрированного обучения в процесс обучения, было скорректировано соответствующее расписание, которое включало в себя один день в рамках классно-урочной системы, три дня так же отводились на прохождение учащимися производственной практики, и один день недели был отведен под изучение дисциплины «Технические и технологические измерения» на основе технологии концентрированного обучения.

Для определения эффективности применения технологии концентрированного обучения в образовательный процесс начального профессионального образования нами была использована методика сравнения результатов промежуточных контрольных работ по темам учебного блока. Результаты проведенного исследования показали, что использование технологии в начальном профессиональном образовании повышает интерес учащихся к предмету, качество обучения учащихся и, следовательно, уровень их профессиональной подготовки.Таким образом, можно выделить следующие преимущества технологии концентрированного обучения:- построение учебного процесса обеспечивает преодоление разобщенности содержания и увязывает элементы обучения в единое целое;- обеспечивается восприятие, углубленное и прочное усвоение учащимися целостных завершенных блоков изучаемого материала;- благотворное влияние на мотивацию учения;- формируется благоприятный психологический климат (установка на длительное взаимодействие и сотрудничество друг с другом в процессе обучения).

 

Литература

1. Ибрагимов Г. И. К вопросу о технологии концентрированного обучения // Специалист. – 1993. – № 1. – С. 29 – 31

2. Ибрагимов Г. И. Технология концентрированного обучения. – Казань: ИССО РАО, 1996

3. Милютина Т. Н., Хасанова И. И., Шалунова М. Г., Эрганова Н. Е. Практикум по педагогическим технологиям: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002

 

Г. Куприянова, студентка 5 курса ФТО

Науч. рук. – Т.Н. Милютина, канд. пед. наук, доцент

 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 203.