В настоящее время информационные технологии становятся основой образовательного пространства. Возможность получить нужное образование, сменить профессию, повысить квалификацию в избранной области – все это жизненно важные условия не просто выживания, но и успеха, достойной жизни в нашем непростом обществе. Однако, такое образование можно получить не везде, и далеко не каждый человек имеет достаточно средств, чтобы, покинув семью, привычную работу, оплатить транспортные расходы и проживание по месту учебы. Поэтому очень важно, что информационные технологии позволяют достаточно эффективно решать подобные проблемы образования на основе дистанционного обучения.
Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии, при котором технологической основой подготовки является использование компьютерных телекоммуникаций. При дистанционном обучении учащийся и преподаватель пространственно разделены друг от друга, но при этом они находятся в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного курса, форм контроля, методов коммуникации с помощью электронной почты и прочих технологий Интернет, а также специально предпринимаемых организационно-административных мероприятий.
Проблемами дистанционного обучения занимались Д. А. Богданова, А. А. Федосеев, В. В. Вихрев и другие. Серьезной разработкой вопросов, связанных с педагогическими аспектами внедрения телекоммуникаций в учебный процесс, с 1990 года занимается группа сотрудников лаборатории дистанционного обучения ИОСО РАО под руководством Е. С. Полат.
Дистанционное обучение на основе Интернет-технологий является современной универсальной формой профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию. В процессе такого обучения студент определенную часть времени самостоятельно осваивает в интерактивном режиме учебно-методические материалы, проходит тестирование, выполняет контрольные работы под руководством преподавателя, взаимодействуя при этом с другими студентами «виртуальной» учебной группы.
При дистанционном обучении используются различные информационные и коммуникационные технологии (чаще всего – сочетание различных технологий). При этом использование каждой технологии зависит от целей и задач, стоящих перед дистанционным курсом. Например, традиционные средства обучения на печатной основе используются для знакомства учащихся с новым учебным материалом, интерактивные аудио и видеоконференции обеспечивают общение в режиме реального времени, компьютерные конференции и электронная почта используются для отправки сообщений, обеспечения обратной связи с учащимися, а также для постоянных контактов между учащимися одной группы. Заранее записанные на пленку видеолекции помогут учащимся увидеть лекции и визуализировать содержание учебного материала. Факсимильная связь может использоваться для передачи оперативных сообщений, заданий и обеспечения быстрой обратной связи с учащимися.
В последние годы все больше говорят об использовании компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы дистанционного обучения, что связано с возросшими возможностями технических средств связи, а конкретно – компьютерных телекоммуникаций (КТК). В пользу подобной основы для различных моделей дистанционного обучения говорят следующие факторы, обусловленные дидактическими свойствами этого средства информационных технологий:
– возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема и вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, тестовой);
– хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т. д.;
– возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи;
– возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных [1].
Анализ отечественной и зарубежной теории и практики дистанционного обучения позволяет отметить его характерные особенности, среди которых можно выделить следующие:
– гибкость. Обучающиеся занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным предметам.
– модульность. Основу программ дистанционного обучения составляет модульный принцип.
– параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т. е. «без отрыва от производства».
– дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
– асинхронность. Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.
– охват. Подразумевает массовость обучающихся, при этом количество обучающихся не является критичным параметром.
– рентабельность. Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность дистанционного обучения.
Реализация дистанционного обучения требует особой организации процесса обучения, при которой широко используются средства Интернет: электронная почта, списки рассылки, электронные доски объявлений и чаты. Электронная почта – самый распространенный, общедоступный и простой способ обмена информацией между двумя или несколькими людьми. Списки рассылки дают возможность организовать общение со многими участниками процесса обучения. Письмо, направляемое на один электронный адрес, дублируется сервером и рассылается всем пользователям, включившим свой электронный адрес в список рассылки. Электронные доски объявлений используются главным образом для оповещения всех пользователей какой-либо важной и срочной информацией. При этом информация не рассылается в принудительном порядке, как это происходит в электронной почте и списках рассылки, а представляется на всеобщее обозрение. Чаты или обмен информацией в письменной форме в режиме реального времени предназначены для оперативного общения между двумя или несколькими пользователями (как правило, не более чем десятью одновременно). Это, безусловно, самое распространенное и популярное сегодня средство интерактивной коммуникации в Интернет.
На уровне элементов управления дистанционным обучением критериями успешного проведения дистанционного обучения по мнению Е. С. Полат являются следующие:
– удачный маркетинг и выбор тех учебных курсов, которые пользуются наибольшей популярностью у желающих получить образование на дистанционной основе;
– наличие хорошо оснащенного телекоммуникационного центра;
– правильный подбор персонала, обеспечивающего процесс обучения [2].
Организация, ведущая дистанционное обучение, как правило, адаптирует уже готовые очные курсы обучения (лекции и практикумы ведущих специалистов), разрабатывает новые курсы конкретно под потребности дистанционного обучения или же интегрирует действующие очные курсы с дистанционными.
Учебный процесс в дистанционном обучении характеризуется преобладанием самостоятельной работы студентов, отсутствием постоянного контакта студентов и преподавателей «лицом к лицу», разработкой учебно-методического комплекса, представляющего собой сложное сочетание различных средств обучения (текст, аудио- и видеоматериалы).
Таким образом, дистанционное обучение предполагает включение в единое мировое образовательное пространство, широкое использование мировых культурных и образовательных ценностей, уже накопленных и все пополняющихся в глобальных сетях Интернет. Дистанционное обучение на базе компьютерных телекоммуникаций становится частью информационно-образовательной культуры человека XXI века.
Литература
1. Дистанционное обучение: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е. С. Полат. – М.: ВЛАДОС,1998
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для пед. вузов / Под ред. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2002
А. А. Арефьева, студентка 5 курса ФТО
Науч. рук. – Т. Н. Милютина, канд. пед. наук, доцент
Дата: 2019-12-22, просмотров: 246.