Дистанционное обучение: сущность, особенности реализации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время информационные технологии становятся основой образовательного пространства. Возможность получить нужное образование, сменить профессию, повысить квалификацию в избранной области – все это жизненно важные условия не просто выживания, но и успеха, достойной жизни в нашем непростом обществе. Однако, такое образование можно получить не везде, и далеко не каждый человек имеет достаточно средств, чтобы, покинув семью, привычную работу, оплатить транспортные расходы и проживание по месту учебы. Поэтому очень важно, что информационные технологии позволяют достаточно эффективно решать подобные проблемы образования на основе дистанционного обучения.

Дистанционное обучение это обучение на расстоянии, при котором технологической основой подготовки является использование компьютерных телекоммуникаций. При дистанционном обучении учащийся и преподаватель пространственно разделены друг от друга, но при этом они находятся в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного курса, форм контроля, методов коммуникации с помощью электронной почты и прочих технологий Интернет, а также специально предпринимаемых организационно-административных мероприятий.

Проблемами дистанционного обучения занимались Д. А. Богданова, А. А. Федосеев, В. В. Вихрев и другие. Серьезной разработкой вопросов, связанных с педагогическими аспектами внедрения телекоммуникаций в учебный процесс, с 1990 года занимается группа сотрудников лаборатории дистанционного обучения ИОСО РАО под руководством Е. С. Полат.

Дистанционное обучение на основе Интернет-технологий является современной универсальной формой профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию. В процессе такого обучения студент определенную часть времени самостоятельно осваивает в интерактивном режиме учебно-методические материалы, проходит тестирование, выполняет контрольные работы под руководством преподавателя, взаимодействуя при этом с другими студентами «виртуальной» учебной группы.

При дистанционном обучении используются различные информационные и коммуникационные технологии (чаще всего – сочетание различных технологий). При этом использование каждой технологии зависит от целей и задач, стоящих перед дистанционным курсом. Например, традиционные средства обучения на печатной основе используются для знакомства учащихся с новым учебным материалом, интерактивные аудио и видеоконференции обеспечивают общение в режиме реального времени, компьютерные конференции и электронная почта используются для отправки сообщений, обеспечения обратной связи с учащимися, а также для постоянных контактов между учащимися одной группы. Заранее записанные на пленку видеолекции помогут учащимся увидеть лекции и визуализировать содержание учебного материала. Факсимильная связь может использоваться для передачи оперативных сообщений, заданий и обеспечения быстрой обратной связи с учащимися.

В последние годы все больше говорят об использовании компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы дистанционного обучения, что связано с возросшими возможностями технических средств связи, а конкретно – компьютерных телекоммуникаций (КТК). В пользу подобной основы для различных моделей дистанционного обучения говорят следующие факторы, обусловленные дидактическими свойствами этого средства информационных технологий:

– возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема и вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, тестовой);

– хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т. д.;

– возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи;

– возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных [1].

Анализ отечественной и зарубежной теории и практики дистанционного обучения позволяет отметить его характерные особенности, среди которых можно выделить следующие:

– гибкость. Обучающиеся занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным предметам.

– модульность. Основу программ дистанционного обучения составляет модульный принцип.

– параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т. е. «без отрыва от производства».

– дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

– асинхронность. Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.

– охват. Подразумевает массовость обучающихся, при этом количество обучающихся не является критичным параметром.

– рентабельность. Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность дистанционного обучения.

Реализация дистанционного обучения требует особой организации процесса обучения, при которой широко используются средства Интернет: электронная почта, списки рассылки, электронные доски объявлений и чаты. Электронная почта – самый распространенный, общедоступный и простой способ обмена информацией между двумя или несколькими людьми. Списки рассылки дают возможность организовать общение со многими участниками процесса обучения. Письмо, направляемое на один электронный адрес, дублируется сервером и рассылается всем пользователям, включившим свой электронный адрес в список рассылки. Электронные доски объявлений используются главным образом для оповещения всех пользователей какой-либо важной и срочной информацией. При этом информация не рассылается в принудительном порядке, как это происходит в электронной почте и списках рассылки, а представляется на всеобщее обозрение. Чаты или обмен информацией в письменной форме в режиме реального времени предназначены для оперативного общения между двумя или несколькими пользователями (как правило, не более чем десятью одновременно). Это, безусловно, самое распространенное и популярное сегодня средство интерактивной коммуникации в Интернет.

На уровне элементов управления дистанционным обучением критериями успешного проведения дистанционного обучения по мнению Е. С. Полат являются следующие:

– удачный маркетинг и выбор тех учебных курсов, которые пользуются наибольшей популярностью у желающих получить образование на дистанционной основе;

– наличие хорошо оснащенного телекоммуникационного центра;

– правильный подбор персонала, обеспечивающего процесс обучения [2].

Организация, ведущая дистанционное обучение, как правило, адаптирует уже готовые очные курсы обучения (лекции и практикумы ведущих специалистов), разрабатывает новые курсы конкретно под потребности дистанционного обучения или же интегрирует действующие очные курсы с дистанционными.

Учебный процесс в дистанционном обучении характеризуется преобладанием самостоятельной работы студентов, отсутствием постоянного контакта студентов и преподавателей «лицом к лицу», разработкой учебно-методического комплекса, представляющего собой сложное сочетание различных средств обучения (текст, аудио- и видеоматериалы).

Таким образом, дистанционное обучение предполагает включение в единое мировое образовательное пространство, широкое использование мировых культурных и образовательных ценностей, уже накопленных и все пополняющихся в глобальных сетях Интернет. Дистанционное обучение на базе компьютерных телекоммуникаций становится частью информационно-образовательной культуры человека XXI века.

 

Литература

1. Дистанционное обучение: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е. С. Полат. – М.: ВЛАДОС,1998

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для пед. вузов / Под ред. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2002

 

А. А. Арефьева, студентка 5 курса ФТО

Науч. рук. – Т. Н. Милютина, канд. пед. наук, доцент

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 208.