Нижнетагильская государственная
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нижнетагильская государственная

социально-педагогическая академия

Кафедра теории и методики технологического образования

 

 

СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ

Выпуск 1

 

Нижний Тагил

2007

УДК

ББК

 

Печатается по решению кафедры теории и методики технологического образования (протокол № 11 от 15.06.07 г.)

 

 

Сборник студенческих работ. Выпуск 1 /  Отв. ред. Т. Н. Милютина. – Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. – Н. Тагил, 2007. –  с.

 

В сборнике представлены материалы психолого-педагогических исследований студентов факультета технологического образования, выполненных ими в ходе педагогической практики и при работе над выпускными квалификационными работами. Рассматриваются теоретические и практические вопросы проектирования и применения педагогических технологий, востребованных в практике обучения, конструирования современных средств обучения, проблемы личностного развития и социальной адаптации учащихся в условиях предметно-ориентированного подхода.

Сборник предназначен для студентов педагогических вузов, аспирантов, педагогов дополнительного образования, учителей технологии, работающих над проблемами повышения качества профессионального образования и совершенствования образовательного процесса.

 

                                                                     

 © Нижнетагильская государственная

социально-педагогическая академия, 2007


 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................................ 5

ИваноглоТ. В.

Дистанционное обучение: сущность, особенности реализации................... 6

АрефьеваА. А.

Педагогические особенности проектирования технологии

тестового контроля знаний и умений учащихся.......................................... 9

ГлухихС. В.

Использование тестов в текущем и итоговом контроле............................. 12

Лошкарева В. И., КуценкоЛ. В.

Использование игровых технологий при изучении курса
«Технология»............................................................................................... 16

ПоповА. А.

Особенности применения технологии концентрированного обучения

в профессиональной подготовке учащихся по предмету

«Технические и технологические измерения» ........................................... 18

КуприяноваГ. В.

Особенности использования информационных технологий

при изучении раздела «Основы предпринимательства» .......................... 22

ТакмаковИ. В.

Возможности использования информационных технологий.................... 25

ХохряковаЮ. В.

Педагогические особенности развития интеллектуальных способностей

учащихся в процессе проектирования на уроках технологии................... 27

СкворцоваМ. А.

Дидактические особенности организации и проведения занятий

по курсу «Технология» со слабоуспевающими учащимися...................... 31

ШершуноваО. А.

Психолого-педагогические особенности развития продуктивного

мышления на уроках технологии................................................................ 33

ШаповалН. В.

Рабочая тетрадь как средство развития творческого воображения

у младших школьников на уроках технологии.......................................... 38

ТюринаТ. А.

Рабочая тетрадь как средство активизации познавательной

деятельности учащихся................................................................................ 41

Камалова Н. Р., ЧмутоваЮ. А.

Использование педагогических программных средств

при изучении курса «Декоративно-прикладное творчество»................... 44

МорозоваО. А.

Игровые методы обучения как средство развития познавательной

деятельности учащихся................................................................................ 46


Пальцева П. В.

Основы диагностического обеспечения образовательного процесса........ 51

Суходоева Л. В.

Роль кодопозитивов как средства наглядности на занятиях

по технологии............................................................................................... 55

Крюгер Р. В.

Об особенностях диагностики формирования специальных навыков...... 59

Коровина Н. В.

Особенности разработки и применения электронного учебника

по сопротивлению материалов.................................................................... 65

Введение

В настоящее время возникает необходимость в совершенствовании образовательного процесса в учебных заведениях начального, среднего, и высшего профессионального образования на основе применения современных методов и методик обучения и различных педагогических технологий.

Учебно-воспитательный процесс характеризуется расчлененностью на ступени, этапы, уровни, внедрением образовательных стандартов, разнообразным сочетанием приемов и методов обучения, повышением требований к мастерству преподавателя. Это создает уникальную ситуацию взаимопроникновения и интеграции различных областей знаний, методики и практики обучения в единую систему, имеющую большую продуктивность на практике. В этом аспекте большое внимание уделяется научно-исследовательской работе студентов факультета технологического образования как будущих учителей технологии и предпринимательства.

В данном сборнике представлены результаты студенческих работ выполненных в ходе педагогической практики в образовательных учреждениях, а также в процессе работы над курсовыми и выпускными квалификационными работами.

Основная тематика проводимых студентами исследований направлена на поиск оптимальных путей совершенствования образовательного процесса при изучении образовательной области «Технология». При проведении исследований инновационных процессов в образовании студентами рассматривается ряд проблем теоретико-методологического характера, относящихся к инновациям и творческой педагогической деятельности учителя технологии и предпринимательства.

Представленные работы студентов отражают содержание методической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства в рамках работы кафедры теории и методики технологического образования.

Авторы публикаций данного сборника зарекомендовали себя как неоднократные участники научно-практических конференций студентов, аспирантов и молодых ученых регионального, всероссийского и международного уровня. Этот опыт сказывается на качестве выпускных квалификационных работ студентов и, безусловно, сыграет свою роль в их будущей профессионально-педагогической деятельности.

 

Т. Иваногло, студентка 5 курса ФТО

Науч. рук. – Т. Н. Милютина, канд. пед. наук, доцент

Использование тестов

Литература

1. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 1981

2. Фридман Л. М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи. – М., 1989

3. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. – М.: Психолог, 2002

4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М.: Прогресс, 1987

5. Брушлинский А. В. Психология мышления и кибернетика. – М.: Мысль, 1970

6. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972

7. Крыжановская Л. М. Психология мышления. – М.: Психолог, 1996

8. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2003

9. Intel – Обучение для будущего. – М.: Русская Редакция, 2003

 

Н. Шаповал, студентка 5 курса ФТО

Науч. рук. – Т. Н. Милютина, канд. пед. наук, доцент

 

Деятельности учащихся

Актуальность проблемы определяется потребностью современной школы в более эффективных средствах обучения, благодаря использованию которых за рационально сокращенное время успешно достигается результат и поставленные цели обучения.

Одним из важных знаковых средств обучения, получивших в последнее время признание у педагогов и учащихся, являются рабочие тетради, в которых отражены формы представления учебной информации. В процессе обучения педагог наряду с учебной литературой использует разнообразный дидактический материал, несущий информационную нагрузку занятия. При этом деятельность педагога по формированию новых знаний и умений может быть организована при использовании средств организации познавательной деятельности учащихся, к которым относятся рабочие тетради.

Рабочие тетради представляют собой учебные пособия, в содержание которых входят вопросы и задания, составленные на основе анализа учебной литературы по предмету [1]. Листы рабочей тетради раскрывают информационную модель обучения и могут выступать как источник знаний и организации познавательной деятельности учащихся.

Рабочие тетради значительно расширяют методический арсенал педагога. Вопросы, представленные в листах рабочей тетради, должны быть сформулированы таким образом, чтобы учащиеся смогли выделить наиболее важное и существенное в учебном тексте. Заполненные листы рабочей тетради являются своеобразным конспектом для повторения пройденного материала. Использование рабочей тетради в учебном процессе облегчает педагогу планирование урока, позволяет сочетать устную и письменную работу на уроке, а также выделить вопросы для коллективного обсуждения и для индивидуальных размышлений. Основной дидактической ценностью использования рабочей тетради является то, что при организации учебного процесса весь класс привлекается к активной познавательной деятельности и к самостоятельной работе с учебным материалом. Помимо этого, рабочая тетрадь может быть использована как средство контроля за усвоением знаний. Эти факторы позволяют педагогу проводить уроки динамично и добиваться высокой активности каждого ученика.

Известно, что активная, самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед человеком возникает проблема, вопрос. Поэтому учителя должны стараться так проводить занятия, чтобы перед школьниками чаще возникали хотя бы несложные проблемы, побуждать детей к попыткам самостоятельно решать проблемы. Этот постулат и является основным в руководстве познавательной деятельностью учащихся посредством рабочей тетради.

Основными источниками знаний педагога о ходе усвоения учащимися знаний и умений являются опрос и различного рода проверочные работы. Но это требует значительных затрат времени и, кроме того, по отношению к каждому ученику опрос носит эпизодический характер. Делая проверку контрольных работ, учитель имеет дело, главным образом, с результатами мыслительной деятельности учащегося и не имеет возможности проникнуть в сам процесс этой деятельности. Одним из средств управления мыслительной познавательной деятельностью могут быть листы рабочей тетради или сами рабочие тетради.

В структуру рабочей тетради могут входить следующие разделы: пояснительная записка; рекомендации по заполнению листов рабочей тетради; отдельные листы рабочей тетради по темам программы; литература, используемая для заполнения листов рабочей тетради; приложения. Для таких тетрадей разрабатываются специальные типы заданий-упражнений. Их специфика состоит в том, что, выполняя такие задания, учащиеся расчленяют процесс мышления на отдельные операции. Задания построены так, что, работая над ними, учащийся не может не производить всех операций, его ошибка на каждом этапе учебного познания будет замечена педагогом.

При использовании рабочей тетради учитель имеет возможность провести контроль, диагностику и исправление обнаруженных ошибок на одном уроке после сообщения новой учебной информации. Пока учащийся работает над заполнением листов рабочей тетради, учитель может контролировать эту работу. Поскольку листы рабочей тетради стандартные для всего класса, учитель может быстро установить, правильно ли учащийся произвел ту или иную операцию и ответил на вопросы. При этом контролировать весь класс очень сложно, но держать под контролем слабых учащихся вполне возможно. Таким образом, использование рабочей тетради дает возможность сочетать на уроке фронтальную и индивидуальную работу. Кроме того, при заполнении листов рабочей тетради на уроке предлагаемая для изучения информация закрепляется здесь же на уроке, что дает возможность сократить объем домашнего задания. Использование рабочей тетради создает условия для самоконтроля и самопроверки, а также для взаимной проверки учащимися работ друг друга. Этот аспект позволяет не только воспитывать важные качества личности, но и освобождает учителя от чрезмерной нагрузки по проверке тетрадей.

Для повышения активизации познавательной деятельности школьников и уровня их творческого развития, а также для привития навыков самостоятельной работы нами составлена рабочая тетрадь по курсу «Технология» для 9 класса. Задания в листах рабочей тетради разработаны на основе содержания учебной программы «Технология» (9 кл.). Причем рабочая тетрадь представлена нами не только в текстовом виде, но в электронном варианте, который позволяет учащимся, владеющим компьютерной грамотностью, заполнять листы рабочей тетради с использованием компьютера. Композиционное построение листов рабочей тетради имеет следующую структуру: обращение к учащемуся, общие теоретические сведения по изучаемой теме, творческие задания и упражнения. Листы рабочей тетради содержат цветные иллюстрации, рисунки, таблицы, схемы, что позволяет ученику, отвечая на вопросы, наглядно представлять содержание учебной информации, подлежащей усвоению.

Разработанная рабочая тетрадь была апробирована нами в условиях реального учебного процесса на базе МОУ № 80 г. Нижнего Тагила при прохождении педагогической практики. Результаты проведенной экспериментальной работы по проверке эффективности применения рабочей тетради показали, что учитель может управлять процессом познавательной деятельности учащихся и служить средством организации процесса усвоения школьниками определенного набора знаний. Изобразительная и словесная наглядность, представленная в рабочей тетради, предполагает непосредственное восприятие учащимися изучаемых предметов и явлений. Кроме того, использование рабочей тетради активизирует мыслительную обработку нового материала, так как соединяет новую учебную информацию в определенную систему знаний и связывает его с уже известным материалом.

Это говорит о том, что работа с тетрадью выполняет свои познавательные функции и может служить средством управления учителем познавательной деятельностью учащихся. Рабочая тетрадь, на наш взгляд, имеет право на существование наряду с другими методами и средствами обучения и управления познавательной деятельностью учащихся.

 

Литература

1. Эрганова Н. Е. Основы методики профессионального обучения. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. – 138 с.

 

Н. Камалова, Ю. Чмутова, студенты 5 курса ФТО

Науч. рук. – Т. Н. Милютина, канд. пед. наук, доцент

 

По технологии

Использование принципов, методов и приемов наглядности в обучении известно с давних времен. Исторические памятники свидетельствуют, что наглядность уже широко использовалась в школах Древнего Рима, Греции, Египта.

Многими исследователями показано, что чем более абстрактна информация, подлежащая усвоению, тем больше требуется наглядных форм ее отображения. Вопросы о месте наглядности в процессе обучения рассматривалась многими учеными, среди них: А. Н. Леонтьев, Г. И. Хозяенов, А. В. Усова, М. А. Данилова, Д. В. Эльконин и другие. Принцип наглядности в обучении впервые обосновал Я. А. Коменский, утверждающий, что надо учить познавать вещи, а не только чужие свидетельства о них. В отечественной педагогике существенный вклад в развитие идеи наглядности внес Л. В. Занков, который специально исследовал различные формы сочетания слова и наглядности в обучении.

В настоящее время под наглядностью понимают «систему способов и средств, способствующих созданию в сознании образов предметов и явлений разной степени обобщенности, отражающих реальный мир» [1].

В некоторых дидактических пособиях принцип наглядности трактуется как принцип единства конкретного и абстрактного, подчеркивая органическую связь живого созерцания и абстрактного мышления в процессе учебно-познавательной деятельности [3, 15].

Существуют две большие подгруппы наглядных методов обучения: методы иллюстраций и методы демонстраций. Методы иллюстрации плоскостных средств обучения включают показ плакатов, карт, чертежей, схем, картин, фотографий, графиков, таблиц и т. д. Методы демонстрации объемных средств обучения предусматривают демонстрацию приборов, оборудования, показ динамических пособий, естественных натуральных объектов, технические демонстрационные средства (кино, диафильмы, кодопозитивы); звуконаглядные средства (видеозаписи) и т. д.

Подразделение средств наглядности на иллюстративное и демонстрационное исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных [2, 86].

В ходе обучения технологии необходимо правильно использовать средства наглядности, чтобы не перегружать занятия чересчур большим количеством демонстрации и в то же время не ставить перед учащимися трудные для восприятия и понимания задачи. Наглядные пособия на уроках технологии применяются не только для иллюстрации, но и для раскрытия научных основ технических объектов и технологических процессов, показа их в изменении и развитии с тем, чтобы развивать способности учащихся к наблюдению за явлениями и правильному сопоставлению теории с практикой. Предметная наглядность шире используется на первоначальном этапе обучения, в период формирования основных производственно-технических знаний и умений.

Демонстрация объектов и наглядных пособий представляет собой метод наглядно-чувственного ознакомления с изучаемыми предметами, явлениями и процессами, а в сочетании с речью и практической деятельностью учителя обучение становится более оптимальным.

В настоящее время распространение стали получать разнообразные экранные средства и пособия: статические – кодопозитивы, слайды и динамические – диа- и кинофильмы, видеофильмы, кассеты и пластинки (диски).

Применяемые в обучении технологии наглядные пособия в виде кодопозитивов знакомят учащихся с образцами оборудования, инструментов, аппаратов, приборов, приспособлений; ими могут быть заготовки, эталоны изделий, схематические изображения технологических и трудовых процессов, приемов, а также методов организации труда, производства и т. д.

Для удобства наблюдения и сравнения часто однородные кодопозитивы собирают в коллекции, в качестве которых могут выступать наборы изображений образцов основных видов материалов, инструментов для обработки и измерений, деталей машин, приспособлений и т. д.

Кодопозитивы как изобразительные наглядные пособия показывают натуральные объекты в масштабах, делающих их удобными для обозрения группы учащихся, чтобы они имели возможность рассмотреть детали, процессы, которые затруднительно, а иногда и невозможно продемонстрировать в рамках учебного занятия.

Пользуясь условными изображениями, можно показать процессы, которые протекают очень быстро или слишком медленно, связаны с высокими параметрами, представляют опасность. К ним относятся многие тепловые, химические, энергетические, электротехнические явления, мы видим обычно лишь их результаты, а не сам ход. Например, используя кодопозитивы со знаками, символами, штриховками, направленными линиями, можно показать движение пара, положение полюсов в электрогенераторе и направление тока, движение материалов и ход процесса в металлургическом агрегате, химическом аппарате, изобразить, как действуют силы в механизмах и машинах.

Используя кодопозитивы, можно также показать и производственно-технические документы – рабочие чертежи, технологические карты, технические инструкции, схемы, графики. Некоторые из них для демонстрации на групповых занятиях целесообразно изготовлять в увеличенном изображении.

Педагогу необходимо правильно руководить процессами наблюдения и восприятия учащимися демонстрируемых объектов. Для этого следует четко определить основные задачи наблюдения, чтобы учащиеся знали, на что следует обратить основное внимание, ставить перед ними вопросы, побуждающие думать над тем, что они видят, уточнять результаты наблюдений.

В ходе демонстрации учитель, используя метод беседы, проверяет, как учащиеся поняли и усвоили значение и сущность рассматриваемого явления или процесса, какие знания они получили об устройстве того или иного производственного объекта и о происходящих в нем процессах. Следует учесть, что демонстрация наглядных пособий в виде кодопозитивов всегда сочетается с объяснением учителя технологии, с использованием различных методов обучения.

Демонстрация наглядных пособий в виде кодопозитивов широко используется и при проведении инструктажа учащихся – вводного, текущего и заключительного. При проведении инструктажа практикуется демонстрация пособий и объектов для выявления состояния оборудования и инструментов, качества обрабатываемых заготовок и хода технологического процесса, причин неполадок и брака. При показе иногда полезно обратить внимание и на неправильные способы выполнения действий, чтобы предупредить возможные ошибки учащихся. Вместе с тем не следует злоупотреблять показом неправильных приемов, чтобы не затруднить формирования необходимых умений и навыков под влиянием информации об ошибочных действиях.

Как источник информации слово в учебном процессе сохраняет свое значение лишь при условии, если оно опирается на непосредственное восприятие предметов и явлений. Например, самые подробные объяснения способов работы напильником будут мало полезны для учащихся, если они никогда не видели, как работают этим инструментом квалифицированные рабочие. Поэтому необходимо методически правильно показывать, какими приемами нужно пользоваться при опиливании, как нужно держать ручку напильника, как при этом должен стоять работающий у тисков, какие движения этого инструмента и в каком темпе являются наиболее рациональными для того, чтобы процесс обработки был наиболее производительным и обеспечивал требуемое качество изделий.

Чтобы восприятие показываемых трудовых действий было успешным, необходимо с помощью слова руководить их наблюдениями; при этом педагог объясняет, что он намерен показать и на что следует обратить особое внимание. Во время показа трудовых приемов педагогу необходимо поддерживать внимание учащихся на достаточно высоком уровне, развивать у них умение анализировать и достаточно ясно представлять себе особенности выполнения не только целостного трудового действия, но и его отдельных элементов, формировать устойчивый интерес к этим действиям, понимание их практической важности.

Из сказанного следует, что метод практического показа с использованием кодопозитивов рекомендуется применять в качестве основного на занятиях для практической подготовки учащихся к упражнениям по выполнению типичных трудовых приемов и операций; любого трудового действия при обнаружении существенных недостатков при его выполнении в ходе обучения.

 

Литература

1. Зорина Л. Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования. – М., 1993

2. Кочетов С. И. Комплексное методическое обеспечение учебного процесса средствами обучения. – М.: Высшая школа, 1986

3. Кругликов Г. И. Практикум по курсу «Методика преподавания технологии»: Учеб. пособие для студентов технолого-экономических и индустриально-педагогических факультетов). В 2-х ч. Ч. 1 – Курск: Изд-во КГПУ, 1999

 

Крюгер Р., студент 5 курса ФТО

Науч. рук. – Уваров В.М., канд. пед. наук, профессор НТГСПА

Специальных навыков

В настоящее время остро стоит проблема готовности детей к школьному, в частности, и технологическому обучению, которая в значительной мере определяется уровнем развития сенсорных качеств.

Объектом нашего исследования явились так называемые узкопрофессиональные или специальные навыки – сенсорные и моторные. Каждый из этих навыков включает в себя соответствующие сенсорные и моторные компоненты.

Сенсорные компоненты – тонкое различение и оценка такого рода признаков, как: восприятие глубины, цветоразличение, острота зрения, глазомер, тактильная чувствительность, ощущение запаха, вкуса, мышечного напряжения, давления, температуры. Моторные компоненты определяются таким рядом факторов – точность выполнения действий, координация, время реакции, скорость движения рук, скорость реакции, ручная ловкость, твердость руки, пальцевая моторика, мышечная память [1, 199].

Большинство специальных навыков включают в себя и сенсорные, и моторные компоненты и тогда они носят название сенсомоторных [1, 335]. Рассмотрим некоторые сенсомоторные качества, составляющие одноименные навыки.

Твердость руки – способность совершать физиологически рациональные движения, характеризующиеся отсутствием бесполезных ошибочных перемещений [2, 118]. Твердость руки, на наш взгляд, можно отнести к сложным сенсомоторным реакциям, характеризующих точностью. Точной называется реакция, вполне соответствующая требованиям ситуации в естественных условиях производственной работы или полученного задания в лабораторном эксперименте [2, 131].

Глазомер – способность на глаз, без каких-либо искусственных средств, инструментов, контрольно-измерительных приборов определить размеры объекта [1, 72]. При этом в качестве объектов выступают пространственные величины: протяженность, площадь, объем, форма и удаленность различных предметов, их расположение в пространстве, характеризуемое угловыми мерами. Различают глазомер, связанный с оценкой одномерных (линейных), двумерных (оценка площадей), трехмерных (оценка объемов) объектов. Важную роль в практической деятельности человека играет линейный глазомер, так как линия является образующей двумерных и трехмерных объектов. Все эти виды глазомера составляют тип так называемого статического глазомера, то есть такого, объектами которого служат предметы, находящиеся в состоянии относительного покоя.

По характеру выполняемых измерений, статический глазомер можно разделить на два подтипа: эталонный и перцептивный. Эталонный глазомер осуществляется с помощью представления об определенном общепринятом эталоне (единицы измерения: миллиметр, сантиметр и т. п.). Под представлением в данном случае понимают хранящийся в долговременной памяти человека зрительный образ этого эталона. Перцептивный глазомер осуществляется в живом наглядном восприятии. Единицей измерения при этом служит определенная часть воспринимаемого предмета или весь предмет в целом.

Анализ педагогических условий формирования навыков в настоящее время, к сожалению, даже не предусматривает определения психофизиологических качеств его составляющих, не говоря уже о различии уровня развития последних у учащихся. Все усилия направлены на разнообразные процедуры с навыком как целостным образованием. Понятно, что при таком подходе простое увеличение числа упражнений у двух сравниваемых учащихся, отстающих по уровню формирования какого-либо навыка, объективно не может привести к ощутимым улучшениям. Ведь у одного из них может быть недостаточно развит лишь глазомер, а у другого – скорость реакции и координация движений, и для эффективного результата совсем не обязательно тратить массу времени на улучшение всех компонентов навыка. Достаточно лишь специальными методами у первого развить глазомер, а у второго – скорость реакции и координацию движений.

В процессе анализа специальных навыков у учащихся школ, студентов профессионального образования, у студентов факультета технологического образования было определено, что для большинства из них ведущими качествами являются глазомер, твердость руки и скорость реакции. Диагностика глазомера проводилась с помощью линейки Гальтона, твердость руки – прибором «Диагност-1», скорость реакции – прибором «Скорость реакции». Обобщенные данные экспериментов помещены в табл. 1.

Таблица 1

По сопротивлению материалов

Бурное развитие информационных технологий вызвало объективную необходимость компьютеризации учебных занятий по общетехническим дисциплинам, к числу которых относится курс «Сопротивление материалов», включающий учебный материал повышенной сложности, с большим объемом теоретических понятий и разнообразных контролируемых тренировочных действий. На наш взгляд, преодолением этих трудностей соответствует электронный учебник, который объединяет достоинства традиционных учебников и возможности компьютерных технологий. Такой учебник обеспечивает возможность самостоятельно осваивать учебный курс или его большой раздел, соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. Он должен быть реализован в виде книги с комплектом дискет, при этом книга содержит изложение теории, а дискеты – различные компьютеризированные программы.

Разработке содержания и электронного обеспечения курса сопротивления материалов предшествовала предварительная работа по структурированию материала, методическому обеспечению различных видов занятий с записью на электронных носителях, наглядных и программных средств для комплекса учебных занятий, что способствовало более успешному освоению наиболее трудно усваиваемой студентами учебной дисциплины – сопротивление материалов.

На основе разработанных методических пособий по изучению курса и компьютеризированных методических средств нами создан электронный учебник по сопротивлению материалов, который включает в себя следующие разделы: информационный, обучающий, контролирующий и справочный. Рассмотрим особенности содержания каждого раздела.

Информационный раздел содержит программу курса, в которой определены цели и задачи, выделены знания и умения, содержание текущего и итогового контроля, приведен список основной, дополнительной литературы и других информационных источников.

Перечень основных обозначений величин и их, наиболее употребляемых единиц измерения, встречающихся в учебнике, дает возможность пользователю на любой стадии применения формул проверить правильность применяемых единиц измерения и выполнить вычисления в согласованных единицах.

Конспект лекционного материала, представленный в электронном учебнике содержит минимум теоретических сведений по каждой дидактической единице, текст набран крупным шрифтом, что не приводит к утомлению при длительном его чтении и не снижает восприятия и усвоения теоретического материала. Выделение в конспекте лекций другим цветом понятий и формул, графических изображений, что особенно важно, когда преподаватель при чтении лекции использует вкрапление отдельных фрагментов электронного учебника, активизирует внимание студентов и повышает мотивацию обучения. Студенты также будут более эффективно усваивать материала курса при использовании готового электронного конспекта лекций

Словарь понятий и терминов в информационном разделе электронного учебника служит базой для обеспечения различных видов учебных занятий. С этой целью для успешного их освоения применяются компьютеризированные программы при проверке знаний по теоретическому материалу и лабораторным работам.

Обучающий раздел включает методические рекомендации по изучению курса и вопросы для самопроверки по всем темам программы, компьютерную программу для решения задач, лабораторные работы и методические рекомендации по их выполнению с программным компьютеризированным комплексом «Лабораторные работы», основные сведения о программно-вычислительном комплексе MATHCAD.

Методические рекомендации по изучению курса рассматривают, как необходимо изучать каждую тему, на что следует обратить особое внимание. Ответы на вопросы для самопроверки студенты могут дать, используя конспект лекций, словарь понятий и терминов. С их помощью они осуществляют самоконтроль усвоения учебного материала каждой темы.

Решение задач при изучении курса «Сопротивление материалов» требует нередко проведения значительных работ от расчета по формулам до решения алгебраических и дифференциальных уравнений. Эта кропотливая и трудоемкая работа после знакомства и освоения вычислительного комплекса МАТНСАD может быть существенно облегчена, так как он обладает большими вычислительными возможностями, имеет множество встроенных функций, которые применяются для записи аналитических выражений внутренних силовых факторов, нормальных напряжений, упругих деформаций, обеспечивает построение графиков и существенно облегчает решение задач при выполнении прочностных расчетов. В электронном учебнике рассматривается решение задач с методическими пояснениями, а затем используется методический комплекс МАТНСАD для решения этих же задач и проверке полученных результатов.

Контролирующий раздел включает компьютеризированные программы по проверке:

– основных понятий курса «Сопротивление материалов»;

– знаний по лабораторным работам;

– выполнения расчетно-графических заданий;

– остаточных знаний;

– знаний по всему курсу.

За исключением программы выполнения расчетно-графических заданий, которые индивидуализированы, все остальные компьютерные программы представляют собой тесты для проверки знаний и умений.

Тест для проверки знаний по всему курсу применяется для определения степени усвоения основных понятий, расчетных зависимостей, формул, механических характеристик материалов, умений определять внутренние силовые факторы при различных деформациях, определять прочные размеры поперечных сечений и безопасно прикладываемую внешнюю нагрузку. Значительная часть заданий сопровождается графическими изображениями и включает типовые задания на применение теоретического материала на втором уровне усвоения – выполнение алгоритмических действий по решению задач. Для установки этой программы достаточно скопировать с СD каталог keep soft на рабочий диск в корневой каталог С:/Program Files/ Программа запускается файлом Stimulator exe. Далее появляется окно, в котором необходимо выбрать тему (вариант). В каждом из вариантов предложено по 31 вопросу. После окончания тестирования на экране выводится окно с результатами. Аналогичные правила пользования с другими программами, которые приведены в электронном учебнике.

Справочный раздел включает сведения, необходимые при решении задач, которые вводятся на экран дисплея, в расчетные уравнения (площади поперечных сечений, моменты инерции, моменты сопротивления и другие характеристики плоских сечений); при выполнении лабораторных, расчетно-графических и выпускных квалификационных работ, механические характеристики материалов, ориентировочные величины основных допускаемых напряжений и геометрические характеристики прокатных профилей.

Целесообразность использования разработанного нами электронного учебника для методического обеспечения всех видов учебных занятий, применяющихся в процессе изучения курса сопротивления материалов обусловлена тем, что достигается повышение качества обучения и экономия времени, так как студенту не надо искать по отдельности учебник, задачник, методические указания по изучению курса, справочные материалы по прикладной механике.

 

СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ

Выпуск 1

 

Редактор А. А. Гилева

Компьютерная верстка С. В. Горбуновой

 

 

Подписано в печать …..2007. Формат 60×84 1/16. Бумага для множительных аппаратов. Гарнитура «Таймс». Печать офсетная (на ризографе). Усл. печ. л. ….. Уч.-изд. л. ….. Тираж …. экз. Заказ №  .

 

Оригинал-макет изготовлен в РИО НТГСПА.

Отдел издательских и множительных систем НТГСПА.

Адрес: 622031, Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, 57.

Нижнетагильская государственная

социально-педагогическая академия

Кафедра теории и методики технологического образования

 

 

СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ

Выпуск 1

 

Нижний Тагил

2007

УДК

ББК

 

Печатается по решению кафедры теории и методики технологического образования (протокол № 11 от 15.06.07 г.)

 

 

Сборник студенческих работ. Выпуск 1 /  Отв. ред. Т. Н. Милютина. – Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. – Н. Тагил, 2007. –  с.

 

В сборнике представлены материалы психолого-педагогических исследований студентов факультета технологического образования, выполненных ими в ходе педагогической практики и при работе над выпускными квалификационными работами. Рассматриваются теоретические и практические вопросы проектирования и применения педагогических технологий, востребованных в практике обучения, конструирования современных средств обучения, проблемы личностного развития и социальной адаптации учащихся в условиях предметно-ориентированного подхода.

Сборник предназначен для студентов педагогических вузов, аспирантов, педагогов дополнительного образования, учителей технологии, работающих над проблемами повышения качества профессионального образования и совершенствования образовательного процесса.

 

                                                                     

 © Нижнетагильская государственная

социально-педагогическая академия, 2007


 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................................ 5

ИваноглоТ. В.

Дистанционное обучение: сущность, особенности реализации................... 6

АрефьеваА. А.

Педагогические особенности проектирования технологии

тестового контроля знаний и умений учащихся.......................................... 9

ГлухихС. В.

Использование тестов в текущем и итоговом контроле............................. 12

Лошкарева В. И., КуценкоЛ. В.

Использование игровых технологий при изучении курса
«Технология»............................................................................................... 16

ПоповА. А.

Особенности применения технологии концентрированного обучения

в профессиональной подготовке учащихся по предмету

«Технические и технологические измерения» ........................................... 18

КуприяноваГ. В.

Особенности использования информационных технологий

при изучении раздела «Основы предпринимательства» .......................... 22

ТакмаковИ. В.

Возможности использования информационных технологий.................... 25

ХохряковаЮ. В.

Педагогические особенности развития интеллектуальных способностей

учащихся в процессе проектирования на уроках технологии................... 27

СкворцоваМ. А.

Дидактические особенности организации и проведения занятий

по курсу «Технология» со слабоуспевающими учащимися...................... 31

ШершуноваО. А.

Психолого-педагогические особенности развития продуктивного

мышления на уроках технологии................................................................ 33

ШаповалН. В.

Рабочая тетрадь как средство развития творческого воображения

у младших школьников на уроках технологии.......................................... 38

ТюринаТ. А.

Рабочая тетрадь как средство активизации познавательной

деятельности учащихся................................................................................ 41

Камалова Н. Р., ЧмутоваЮ. А.

Использование педагогических программных средств

при изучении курса «Декоративно-прикладное творчество»................... 44

МорозоваО. А.

Игровые методы обучения как средство развития познавательной

деятельности учащихся................................................................................ 46


Пальцева П. В.

Основы диагностического обеспечения образовательного процесса........ 51

Суходоева Л. В.

Роль кодопозитивов как средства наглядности на занятиях

по технологии............................................................................................... 55

Крюгер Р. В.

Об особенностях диагностики формирования специальных навыков...... 59

Коровина Н. В.

Особенности разработки и применения электронного учебника

по сопротивлению материалов.................................................................... 65

Введение

В настоящее время возникает необходимость в совершенствовании образовательного процесса в учебных заведениях начального, среднего, и высшего профессионального образования на основе применения современных методов и методик обучения и различных педагогических технологий.

Учебно-воспитательный процесс характеризуется расчлененностью на ступени, этапы, уровни, внедрением образовательных стандартов, разнообразным сочетанием приемов и методов обучения, повышением требований к мастерству преподавателя. Это создает уникальную ситуацию взаимопроникновения и интеграции различных областей знаний, методики и практики обучения в единую систему, имеющую большую продуктивность на практике. В этом аспекте большое внимание уделяется научно-исследовательской работе студентов факультета технологического образования как будущих учителей технологии и предпринимательства.

В данном сборнике представлены результаты студенческих работ выполненных в ходе педагогической практики в образовательных учреждениях, а также в процессе работы над курсовыми и выпускными квалификационными работами.

Основная тематика проводимых студентами исследований направлена на поиск оптимальных путей совершенствования образовательного процесса при изучении образовательной области «Технология». При проведении исследований инновационных процессов в образовании студентами рассматривается ряд проблем теоретико-методологического характера, относящихся к инновациям и творческой педагогической деятельности учителя технологии и предпринимательства.

Представленные работы студентов отражают содержание методической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства в рамках работы кафедры теории и методики технологического образования.

Авторы публикаций данного сборника зарекомендовали себя как неоднократные участники научно-практических конференций студентов, аспирантов и молодых ученых регионального, всероссийского и международного уровня. Этот опыт сказывается на качестве выпускных квалификационных работ студентов и, безусловно, сыграет свою роль в их будущей профессионально-педагогической деятельности.

 

Т. Иваногло, студентка 5 курса ФТО

Науч. рук. – Т. Н. Милютина, канд. пед. наук, доцент

Дата: 2019-12-22, просмотров: 205.