Тестового контроля знаний и умений учащихся
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На современном этапе развития образования возрастает роль получения объективной информации об уровне знаний и умений обучаемых. Эта информация необходима педагогу для оценки достижений учащихся, а также для самооценки профессиональной деятельности учителя. Традиционные методы контроля знаний имеют ряд недостатков, таких, как необъективность оценки, ее зависимость от личности контролирующего. Традиционный контроль не обладает достаточной точностью и надежностью измерений, не учитывает факторы эффективности и экономичности при проведении проверок, результаты контроля плохо поддаются сравнительному анализу из-за субъективности оценок. Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что традиционные способы контроля нуждаются в систематическом дополнении объективными методами.

Актуальность данной проблемы подчеркивается следующими факторами. Во-первых, в настоящее время наблюдаются абсолютно противоположные мнения разных ученых в адрес тестовой технологии – от одобрения до резкой критики. Во-вторых, различные подходы к проектированию тестов привели к тому, что у большинства педагогов нет определенности в вопросах разработки и применения тестов. В-третьих, в современной педагогической литературе эпизодически публикуются различные тестовые задания, их композиция. Однако такие публикации не дают системной картины общего методологического подхода к разработке тестов, применяемых для контроля результатов обучения. Вследствие этого главной проблемой является отсутствие единой технологии создания дидактических тестов.

Из краткого описания истории возникновения и развития тестовой технологии видно, что тесты стали неотъемлемой частью педагогической диагностики не только за рубежом, но и в нашей стране. Поэтому современные педагоги могут и должны овладеть навыками создания качественных педагогических тестов и их использования.

Проблемой разработки тестов вплотную занимались видные российские психологи и педагоги: С. Г. Геллерштейн, П. П. Блонский, А. П. Болтунов, М. С. Бернштейн, А. М. Шуберг, Г. И. Залкинд, В. С. Аванесов, Д. В. Люсин, А. Н. Майоров, В. Мальцев и другие. По мнению большинства исследователей, сущность тестовой технологии состоит в том, что она является инструментом для измерения каких либо свойств человека. По тому, какие именно свойства измеряются, т. е. по предмету измерения, выделяют разные виды тестов. Так, психологические тесты измеряют психические свойства, такие как, интеллект, память, личностные характеристики и другие. Педагогические тесты измеряют степень измерения учебного материала, овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, уровень учебных достижений учащихся. В результате измерения степень проявления какого-либо свойства выражается в тестовом балле. Тестовые баллы располагаются на специальных шкалах, поэтому оценка, получаемая с помощью тестов, более точна и дифференцирована, чем традиционная [1].

Раскрывая преимущества тестовой технологии контроля знаний и умений учащихся, на основе анализа позиций авторов В. С. Аванесова [2] и А. Н. Майорова [1] выделим основные отличия тестового контроля от традиционных методов аттестации:

1. Тесты оказываются значительно более качественным и объективным способом оценивания, объективность тестирования достигается путем стандартизации процедуры его проведения (на всех этапах проведения тестирования невозможно внести субъективную составляющую в оценку) и путем стандартизации и проверки показателей качества заданий и тестов целиком.

2. Показатели тестов ориентированы на измерение степени и уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков и пр., а не на констатацию наличия у учащихся определенной совокупности усвоенных знаний.

3. Тесты – наиболее объемный инструмент, поскольку, выполняя тестовую работу, каждый ученик выполняет задания, используя знания по всем темам, изучение которых предусматривает учебная программа.

4. Четвертым существенным отличием тестов от традиционных методов аттестации является то, что это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

Опираясь на теорию классического тестирования, а также на работы А. Н. Майорова [1], В. С. Аванесова [2], Л. В. Колясниковой [3] были определены следующие этапы проектирования тестовой технологии:

1. Формулировка целей тестирования. Цели в тестовой технологии ставятся диагностично, т. е. так, чтобы можно было с помощью определенных критериев определить достигнуты они или нет. Целями тестирования по предмету могут быть:

– проверка знаний основных фактов, ключевых понятий по теме, разделу или по всему курсу обучения;

– диагностика базовых знаний и умений учащихся перед изучением курса;

– диагностика межпредметных связей, требуемых для изучения нового курса.

2. Отбор содержания учебного материала. Содержание материала отбирается в зависимости от целей тестирования, при этом объем проверяемых знаний всегда меньше объема знаний, которые получают учащиеся в процессе обучения. Проверяемые знания – та часть содержания учебного материала, которая подлежит обязательному контролю. При отборе содержания для тестов необходимо выделить основные понятия, законы, формулы, наиболее значимые явления, процессы и способы обработки материала. При этом учителю удобнее всего работать со спецификацией учебных элементов.

3. Конструирование технологической матрицы. Технологическая матрица предполагает модель объекта педагогического тестирования, отражает информационную характеристику теста и задает содержание, которое будет отобрано для заданий тестов. В технологической матрице могут быть представлены уровни овладения материалом (по В. П. Беспалько: узнавание, воспроизведение, применение, интеграция), содержательные линии, количество заданий в тесте и их процентное соотношение от общего количества заданий теста.

4. Составление тестовых заданий. При разработке тестов составляется инструкция по применению заданий, текст заданий и эталон ответа. Инструкция должна содержать указания, что испытуемый должен сделать и каким образом. В тестах допускается составлять одну инструкцию для группы однотипных заданий. Для проверки того, как учащиеся поняли предложенную инструкцию желательно снабдить её примерами. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения. При составлении тестовых заданий необходимо учитывать формы этих заданий и их уровни усвоения. Тестовые задания могут быть открытой и закрытой формы [4]. В свою очередь к тестовым заданиям открытой формы относятся:

– тестовые задания свободного изложения;

– тестовые задания-вставки или дополнения.

К тестовым заданиям закрытой формы относятся задания:

– с одним вариантом ответа;

– с несколькими вариантами правильных ответов;

– на соответствие;

– на установление последовательности;

– на логическое сравнение.

5. Обработка результатов тестирования. Задания теста считаются выполненными, если правильные ответы составляют 75 %. Такой способ обработки результатов используется, если выставляется «зачет» – «незачет». При дифференцированном подходе определяют коэффициент усвоения, отражающий показатель обученности учащихся, который можно перевести в балльную оценку.

В рамках данной статьи мы попытались описать процедуру проектирования тестовой технологии контроля знаний и умений учащихся. При этом использование тестовых методов контроля представляется не только возможным, но и необходимым для диагностики обученности учащихся в системе образования.

 

Литература

1. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Народное образование, 2000

2. Аванесов В. С. Тесты в социологических исследованиях.– М.: Наука, 1982

3. Колясникова Л. В. Диагностическое обеспечение образовательного процесса: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003

4. Аванесов В. С. Форма тестовых заданий. – М.: Исследовательский центр Гособразования СССР, 1991

 

С. Глухих, студент 5 курса ФТО

Науч. рук. – Т. Н. Милютина, канд. пед. наук, доцент

 

Использование тестов

Дата: 2019-12-22, просмотров: 215.