Действия, предпринимаемые компанией, должны быть нравственно приемлемыми. Нравственность имеет отношение к человеческому долгу и принципам, на которые опираются эти обязанности. Бизнес имеет этическое обязательство перед: владельцами (держателями) акций, служащими, покупателями, поставщиками и обществом в целом. Каждый из этих элементов воздействует на организацию и в свою очередь подвергается воздействию со стороны организации. Каждый заинтересован в деятельности предприятия и имеет свое мнение в отношении того, что и как оно должно делать.
Владельцы и акционеры, ожидают отдачи от своих инвестиций. Хотя отдельные инвесторы отличаются друг от друга предпочтением того, получить доходы сейчас или позже, желанием рисковать и готовностью выполнить общественный долг, у управляющего предприятием имеется моральная ответственность перед владельцами, и он должен с выгодой управлять их инвестициями.
Обязательство руководства перед служащими основывается на уважении ценностей и достоинства людей, благосостояние которых зависит от него. Выработка принципиальной стратегии требует, чтобы решения, касающиеся служащих, принимались справедливо и бережно, с учетом того воздействия, которое может оказать на жизнь служащих изменение стратегии. В лучшем случае избранная стратегия должна отвечать их интересам в таких областях, как уровни окладов и зарплаты, продвижение по службе, охрана труда. условия труда в целом. По меньшей мере, избранная стратегия не должна наносить ущерб служащим.
Обязательство компании перед покупателем основывается на ожиданиях, которые присутствуют при покупке товаров и услуг. Неадекватная оценка этого обязательства привела к принятию законов о защите прав потребителей и к созданию множества регулирующих органов для их защиты.
Нравственный долг компании перед поставщиками основывается на рыночных отношениях, которые существуют между ними. Они одновременно являются и партнерами, и соперниками. Партнерами они являются в том смысле, что качество деталей поставщиков влияет на качество продукции фирмы. Соперниками — в том смысле, что поставщик хочет получить высшую возможную цену и прибыль, в то время как покупатель хочет заплатить низшую цену, получить лучшее качество и быстрое обслуживание. Бизнес сталкивается с несколькими этическими проблемами во взаимоотношениях с поставщиками. Этично ли угрожать поставщику прекратить вести с ним дела до тех пор, пока он имеет дела с основными конкурентами? Этично ли сообщить одному из поставщиков цену, назначенную его соперником? Этично ли получать подарки от поставщиков? Этично ли платить поставщику наличными?
Нравственный долг компании перед обществом в целом происходит из ее статуса как гражданина и как общественного института. Общественность ожидает, что компании должны соответствовать понятию "хороший гражданин" — платить честно свою долю налогов на содержание пожарных команд и полиции, на уборку мусора, на дороги и городские магистрали и проявлять заботу о том, какое влияние оказывает их деятельность на окружающую среду и общество. Обществу необходимо уделять то же внимание и признание, что и другим четырем элементам. Как компания вписывается в общество, определяется тем, как она поддерживает деятельность общества, занимается вопросами охраны здоровья и безопасности своей деятельности, принимает меры по преодолению загрязнения окружающей среды, устанавливает связь с регулирующими органами и союзами служащих и придерживается высоких нравственных норм.
Руководство, а не члены коллектива, несет ответственность за управление предприятием. Таким образом, именно понимание руководством своих нравственных обязательств и требований учредителей определяет, имеется ли связь между стратегией и нравственным поведением, и какова она. В идеале управляющие оценивают стратегические решения с точки зрения каждого из перечисленных элементов и при возникновении конфликтов устанавливают разумное, объективное и справедливое равновесие между их интересами.
Компания, которая действительно заботится об этике бизнеса и корпоративной ответственности перед обществом, скорее проявляет активность, чем реакционность в вопросах своей стратегии и этики. Она уходит от этически или морально сомнительных возможностей бизнеса. Она не будет вести дело поставщиками, вовлеченными в действия, которые компания порицает. Ее продукция безопасна для потребителей. Ее рабочие места безопасны для служащих и для окружающей среды. Она набирает и нанимает на работу служащих, чьи ценности и поведение соответствуют принципам компании и этическим нормам. Она действует с целью уменьшения вызванного ею загрязнения окружающей среды.
Для того, чтобы организация неуклонно демонстрировала высокие этические нормы, высшее руководство должно открыто и недвусмысленно им следовать. В компаниях, где серьезно борются за то, чтобы сделать этические нормы реальностью, высшее руководство показывает свою приверженность им соблюдением этих норм, обращениями к компании, своим негативным отношением к неэтичным поступкам, действиями по поддержанию благожелательной атмосферы в коллективе.
Некоторые менеджеры не устают повторять, что их цель — не только наблюдать за соблюдением этического кодекса, но и наказывать нарушителей. Однако главной целью все же являются не административные наказания, а обеспечение согласия внутри компании.
Хорошо разработанная программа по обеспечению соответствия этическим стандартам обычно включает в себя:
- создание наблюдательной комиссии Совета директоров (конфликтная комиссия), состоящей из сторонних директоров;
- создание комитета руководителей хозяйственных подразделений, проводящего мероприятия по устранению противоречий;
- ежегодную проверку усилий каждого менеджера по соблюдению и контролю выполнения этических норм с предоставлением отчета о мерах по устранению нарушений;
- требование периодического подписания сотрудниками документа об их согласии с этическими стандартами компании.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 253.