Электронная нервная система» Б. Гейтса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Билл Гейтс – легенда компьютерного бизнеса, один из самых успешных бизнесменов на планете, создавший Microsoft Corporation – одну из крупнейших транснациональных корпораций, во многом определяющую сегодняшнее состояние мирового рынка информационных технологий. В своей книге «Бизнес со скоростью мысли» Билл Гейтс делится своими идеями по организации бизнеса, основанного на использовании информационных технологий. Книга основана на концепции создания «электронной нервной системы» предприятия.

«Электронная нервная система» есть совокупность электронных процессов, с помощью которой компания воспринимает мир и адекватно реагирует на изменения, происходящие в нем, будь то новое событие в стране конкурентов или возникновение новой потребности у клиентов. Для создания «электронной нервной системы» требуется оборудование и программное обеспечение; от обычной компьютерной сети ее отличают точность, оперативность и богатство предоставляемой информации, что дает интеллектуальным работникам возможность осуществлять коллективную деятельность и вырабатывать оригинальные решения.

«Электронная нервная система» включает в себя цифровые процессы, объединяющие все направления деятельности компании, включая интеллектуальную работу. С помощью компьютерных инструментов интеллектуальные работники получают доступ к финансовым, производственным и другим базовым операциям компании, а также к обратной связи с клиентами. В результате они получают возможность оперативно откликаться на события и адаптироваться к изменяющейся ситуации. Постоянно обеспечиваемая доступность точной информации превращает стратегическое мышление из отдельного, автономного вида деятельности в непрерывный процесс, интегрированный с повседневным функционированием бизнеса.

 

 

Рисунок 12 - Схема электронной системы современного предприятия

 

Нервная система организации во многом аналогична нервной системе человека. Каждое предприятие, независимо от того, в какой отрасли оно работает, имеет «автономные» системы, или конкретные рабочие процессы, которые должны идти своим чередом, просто для того, чтобы компания могла функционировать. Каждая компания имеет центральный процесс – сердце организации, служащий выполнению ее корпоративной миссии, будь то проектирование и разработка продукции или предоставление услуг. Каждая компания должна управлять своими доходами и расходами. Наконец, каждой фирмой выполняется множество административно-хозяйственных операций, таких, например, как расчет заработной платы. Ни одна компания не сможет устойчиво преуспевать, если она не выпускает продукцию на рынок, не оплачивает свои счета или не платит своим работникам.

Требования эффективности и надежности стимулируют широкое развитие систем автоматизации таких базовых рабочих процессов. Когда менеджеры используют для этого первые попавшиеся решения, результатом является бурное размножение несовместимых между собой локальных систем. Каждая из таких независимых систем может сама по себе действовать гладко, но данные этих систем остаются изолированными друг от друга, и их интеграция является весьма трудной задачей. При таком подходе отсутствует столь важный компонент, как связи между разными видами информации, похожие на соединения нейронов в человеческом мозге. Извлечение данных из рабочих процессов и их использование для решения содержательных задач остается одной из самых трудноразрешимых проблем бизнеса. Хотя любая автоматизация приносит положительный эффект, современные технологии способны сделать базовые операции, краеугольным камнем гораздо более широких интеллектуальных решений общекорпоративного масштаба.

Важное значение для любой компании имеют хорошие бизнес-рефлексы, которые позволяют ей направлять усилия на разрешение кризисных ситуаций и быстро реагировать на любую неожиданность. Всегда может позвонить ваш лучший клиент, чтобы сообщить о переходе к вашему главному конкуренту, или новый продукт этого конкурента может завоевать чрезвычайную популярность, у вашего продукта могут выявиться серьезные недостатки или произойдет сбой в работе вашей компании. Конечно, незапланированные события, требующие оперативной реакции, могут быть и приятными. Например, вы можете неожиданно получить возможность заключить важное партнерское соглашение или выгодную сделку.

Наконец, помимо рефлекторных реакций, вы должны сознательно управлять «мускулами» вашей компании в любом виде ее деятельности – будь то создание рабочих групп по подготовке нового продукта, открытие новых офисов или передислокация сотрудников на местах для поиска новых клиентов. Для успеха таких плановых мероприятий необходимы продуманная подготовка, стратегический анализ, собственно выполнение работ и оценка достигнутых результатов. Вы должны анализировать фундаментальные проблемы бизнеса вашей компании и разрабатывать долгосрочную деловую стратегию их решения. А также использования тех скрытых возможностей, которые выявит проведенный вами анализ. Затем вы должны донести вашу стратегию и связанные с ее реализацией рабочие планы до всех сотрудников компании, ее партнеров и других людей вне компании, имеющих отношение к решению этих задач.

Однако самое важное – это наладить тесные взаимосвязи с клиентами и постоянно извлекать уроки из поступающей от них информации. На обеспечение этой главной потребности должен направляться весь потенциал компании – эффективность рабочих процессов и системы сбора данных, рефлексивная обратная связь и координация, разработка стратегических планов и их реализация.

В формировании корпоративного интеллекта «электронная нервная система» выполняет две основные функции. Она расширяет аналитические способности людей, подобно тому, как механические устройства расширяют их физические возможности, и она объединяет способности множества отдельных людей, формируя совокупный интеллект всей организации и коллективную готовность к действию. Другими словами, можно сказать: электронная нервная система должна объединять усилия индивидуумов, формируя совершенные корпоративные действия в интересах клиентов.

 Итак, Интернет и порожденная им электронная экономика поставили под сомнение многие фундаментальные идеи, связанные с бизнесом и действующими в нем организациями.

В литературе дано определение, что INTERNET – это совокупность компьютерных сетей всего мира, соединенных друг с другом для обмена данными и информацией. Всемирная паутина ( World Wide Web , WWW ) – это совокупность центральных серверов, посредством которых осуществляется доступ к имеющейся в INTERNET информации.

Э-бизнес можно определить как деятельность, осуществляемую в виде цифровых процессов, происходящих не в физической среде, а в компьютерных сетях. Сегодня под этим термином чаще всего понимают электронные (осуществляемые через Интернет) связи с покупателями, партнерами, поставщиками, работниками и прочими контрагентами.

Э-коммерция – более узкий термин, обозначающий деловой обмен или транзакции, осуществляемые электронным образом.

Некоторые организации изначально создаются как электронные, т.е. работающие исключительно в Интернете. К числу наиболее известных э-компаний можно отнести eBay, Amazon.com и Yahoo! Не будь Интернета, они бы не существовали. Впрочем, большинство традиционных организаций, включая General Electric, Wall-Mart и другие, тоже активно используют Интернет. Для них цель э-бизнеса заключается в том, чтобы перевести в цифровую форму как можно больше бизнес-процессов, дабы сделать организацию более продуктивной и эффективной. Интернет и Всемирная паутина используются для самых разных целей, начиная с составления отчетов о затратах и подсчета ежедневной выручки и заканчивая прямыми связями с поставщиками для обмена информацией и автоматизации снабжения. На рисунке 13 изображены ключевые компоненты э-бизнеса двух организаций: производственного предприятия и сети розничных магазинов. В каждой организации используется интранет – внутренняя коммуникационная система, работающая по принципу Интернета, но доступная только для сотрудников компании.

Следующий компонент – система, позволяющая двум независимым организациям обмениваться данными и информацией. Сети электронного обмена данными (ЭОД) связывают компьютерные системы покупателей и продавцов и обеспечивают передачу структурированных данных (главным образом в целях заказа, дистрибьюции и оплаты). Экстранет – это внешняя коммуникационная система, в основе которой лежит Интернет и которой пользуются две или более организации. Каждая организация делает часть своих данных доступными за пределами интранета, но не для всех, а только для участников экстранета. Финальным аккордом системы является собственно Интернет – сеть, доступ к которой имеет широкая публика. Часть своей информации организации открывают для всех желающих, размещая ее на своих web-сайтах.

 

  

Рисунок 13 -  Ключевые компоненты э-бизнеса двух традиционных организаций

Источник: Jim Turcotte, Bob Silvery, Tom Jobson, “Are You Ready for the E-Supply Chain?” APICS – The Performance (August 1998), 56-59.

 

Интернет также играет ключевую роль в популярном в последнее время управлении знаниями – систематическом процессе сбора информации и распространения ее по организации, а также развития культуры обучения. По мнению некоторых исследователей, через несколько лет интеллектуальный капитал станет главным показателем стоимости фирмы. Соответственно знания становятся важным ресурсом, таким же объектом управления, как денежные потоки, сырье и материалы и т.п. Эффективная система управления знаниями может объединять в себе разнообразные технологии, но в основе ее всегда лежат ценящее обучение лидерство, поддерживающая коммуникации и обмен информацией организационная структура, а также процессы управления изменениями. Среди используемых для управления знаниями технологий следует выделить три: информационные хранилища, информационную проходку («раскопку данных») и корпоративные компьютерные сети (интранеты). Первые две технологии помогают хранить и использовать структурированные данные. С их помощью происходит объединение взаимосвязанных элементов информации и создание знания. Знания, которые можно систематизировать, фиксировать в письменном виде и хранить в базах данных, называются явно заданными знаниями.

Информационные хранилища и информационная проходка. Компании всегда собирали те или иные данные. Как правило, хранение осуществлялось в разрозненных, не связанных между собой системах, что затрудняло составление отчетов и извлечение полезной информации. Сегодня под информационным хранилищем подразумевается огромная база данных, объединяющая в себе все имеющиеся у компании данные и обеспечивающая прямой доступ к ним, генерацию отчетов и ответы на вопросы типа: «что будет, если…»

Информационное хранилище может содержать миллиарды, триллионы байтов данных. Как пользователю узнать, что необходимо найти? Ответом на этот вопрос являются так называемые программы раскопки данных, или программы информационной проходки. Такие программы руководствуются заложенными в них механизмами принятия решений и осуществляют просмотр «сырых», т.е. необработанных, данных на предмет выявления зависимостей и тенденций, часть из которых может представлять интерес для фирмы. Менеджеры могут, например, выяснить, какие товары выбирают те или иные сегменты потребителей, выявить потенциально мошеннические операции и сведения о товаре, сигнализирующие о наличие дефектов. Одна компания-торговец по каталогам с помощью информационной проходки установила, что при переезде на новое место жительства потребители приобретают в три раза больше товаров, чем за предыдущие три месяца. Кроме того, наибольшим спросом пользуются товары определенных категорий: мебель, средства связи и элементы внутренней отделки жилища. В результате был разработан новый каталог товаров «для новоселов».

Интранет. Все больше и больше компаний создают в своих интранетах порталы управления знаниями. Портал управления знаниями служит для сотрудников единой точкой доступа к различным источникам информации. Вместе с этим обеспечивается индивидуальный доступ к корпоративной сети. Интранет обеспечивает доступ к явно заданным знаниям, но самая большая польза корпоративной сети с точки зрения управления знаниями заключается в обмене знаниями неявными, невыраженными.

10.2 Шесть последствий электронного бизнеса.

 

Все эти революционные изменения в технико-технологической базе открытого устойчивого бизнеса очень сильно изменили наше фундаментальное понимание сущность конкуренции, стратегий с процесса планирования. В науке об управлении выделяется шесть основных последствий глобальных изменений в бизнесе:

1) новое определение отраслевой структуры;

В экономике прошлой промышленной организации влияние отрасли на предприятии выражалось в пределах от 17 до 21%. Сравните, игорный, нефтяной и сельскохозяйственный бизнес. И при определении стратегии (в соответствии с традиционным экономическим мышлением) информация рассматривалась как издержки: либо как вид деятельности, предназначенный для поддержки операций, либо как необходимые учет и документирование для поддержки бизнеса. Однако, интернетовские технологии обеспечивают фундаментальное изменение в возможностях получать информацию, манипулировать ею, хранить и передавать. Информационные обмены через Интернет и интранеты в настоящее время можно рассматривать как источник создания ценности, а не как издержки. Например, компьютеризированная система резервирования билетов авиакомпании Аэрофлот не только помогает в продажах билетов на самолеты, но и создает совершенно новый источник ценности, поскольку позволяет авиакомпаниям управлять динамичным ценообразованием для мест в самолетах на основе текущих и прошлых факторов заполняемости самолетов. Такая информация революционировала авиационную отрасль и ввела новый параметр функционирования – поступления на одно посадочное место. В данном случае ценность извлекается из способности системы получать и анализировать информацию, исчезающую при наступлении события.

2) переход рыночной силы к потребителям;

Интернет наделил огромной властью как потребителей, например, в автомобильной промышленности в США более 20% покупок совершают в онлайновом режиме (550 млн.долл. каждый месяц), так и розничных и оптовых продавцов, которые могут отслеживать действия продавцов лучше, чем когда-либо в истории человечества. Одной из наиболее заметных здесь тенденций является образование В2В-рынков, когда посредник организует электронный рынок, где встречаются покупатели и продавцы. Пример такого рынка приведен на рисунке 18. множество разных продавцов предлагают товары и услуги разнообразным покупателям через хаб или онлайновый портал. Торговля на электронном рынке сопряжена с более низкими, чем в традиционном случае, операционными издержками, более благоприятными условиями для ведения переговоров, т.е. выгодами для обеих сторон.

В качестве примеров открытых для широкой публики электронных рынков можно назвать Covisint (рынок автозапчастей), On via.com (рынок офисных принадлежностей), e2open (рынок продуктов высоких технологий). Кроме того, некоторые компании открывают частные рынки, доступ к которым имеет ограниченная группа поставщиков и партнеров.

 

Рисунок 14 - Модель В2В рынка

3) глобализации мгновенного типа;

Резко изменились масштабы охвата рынка каждой компанией. В современном мире интернетовские компании-новички становятся глобальными с первого дня ведения бизнеса. Мы являемся свидетелями «истории» создания нового типа компаний. Сразу «рождающимися глобальными», и такой подарок им предоставляет Интернет. Чтобы еще раз подчеркнуть значимость этого факта, важно понять, что такие компании достигают глобальности, имея очень мало сотрудников: часто численность новой структуры бизнеса не превышает сотни человек. Сопоставьте это с результатами многих исследований глобальных корпораций, действовавших в 80-е годы, таких, например, как транснациональные компании. В этих работах описывается аналогичный процесс, когда компания сначала доминирует в одной стране, а затем перемещает свои операции и продукцию в другие части мира. Эти структуры бизнеса вкладывают огромные инвестиции в ресурсы и людей, а процесс глобализации занимает у них годы, в некоторых случаях и десятилетия. Сегодня, благодаря Интернету, рост виртуальных глобальных корпораций идет совсем с другой скоростью.

Взрывоопасный рост Интернета и увеличение числа компаний, занимающихся электронной коммерцией через Интернет, меняет частоту взаимодействия между структурами бизнеса и число взаимодействующих друг с другом структур. Увеличение числа вертикальных порталов меняет и основу отношений, ценообразования и распределения рыночной мощи между звеньями отраслевой цепочки ценности. Помимо таких специализированных порталов, увеличивается число глобальных суперпорталов бизнеса. Например, Global One. Global One утверждает, что является первым в мире международным порталом электронной коммерции; «хвастается», что обеспечивает соединения между 200 странами; работает на 18 языках; совершает сделки на основе 29 валют; имеет 81 сайт, на которых проводятся аукционы; ведет 36 000 торговых и продуктовых форумов; предоставляет 250000 унифицированных указателей ресурсов (URL) по торговым связям или связям, относящимся к бизнесу. Масштаб охвата и сложность подобной сети без Интернета как основы для такой дешевой глобальной связанности были бы невозможны.

4) новых бизнес-моделей;

Изменение ценности активов (отдельные нематериальные активы, например, интеллектуальная собственность, могут быть проданы без необходимости при этом вкладывать крупные инвестиции в материальные активы), возрастающие поступления на масштабы бизнеса и дешевые глобальные сетевые технологии привели к появлению новых бизнес-моделей. Они стали возможными в результате изменения комбинации указанных активов и их использования.

При создании электронного подразделения традиционная организация, такая как Herman Miller, должна решить, как лучше всего интегрировать обычную и электронную деятельность. Диапазон различных стратегий э-бизнеса представлен на рис. 19. С одной стороны, в компании может быть создано внутреннее подразделение, полностью интегрированное в традиционный бизнес. Противоположный подход – создать дочернюю компанию, полностью отделенную от традиционной, материнской. Многие фирмы выбирают промежуточный вариант и заключают стратегические партнерства с другими организациями, с помощью которых и выходят в Интернет. Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и недостатки.

Внутреннее Интернет-подразделение. Создавая внутреннее э-коммерческое подразделение, компания обеспечивает тесную интеграцию традиционных операций и деятельности в Интернете. В компании создается новая структурная единица или отдел, функционирующий в рамках общей структуры и по правилам организации. Данный подход выгоден тем, что новое подразделение может пользоваться ресурсами компании: ее известным, узнаваемым брендом, информацией о покупателях и рыночных возможностях, налаженными связями с поставщиками и дистрибьюторами.

 

 

      

 

 

Рисунок 15 -  Диапазон стратегий традиционной и электронной деятельности

Дата: 2019-12-09, просмотров: 249.