Оценка хозяйственного портфеля диверсифицированной компании должна начинаться с четкого определения ее стратегии диверсификации. Стратегический анализ диверсифицированной компании начинается с оценки существующей стратегии организации и структуры ее деловой активности. Вывод о перспективах корпоративной стратегии диверсифицированной компании можно сделать на основании следующей информации:
- какова степень диверсификации фирмы (что характеризуется отношением валового объема продаж к операционной прибыли, полученной каждым хозяйственным подразделением, а также тем, насколько широка или узка база диверсификации)?
- сформирован ли портфель фирмы на базе связанной или несвязанной диверсификации или на основе сочетания этих двух видов?
- проводятся ли компанией операции в основном внутри страны, носят ли они многонациональный или глобальный характер?
- какой характер носят предпринимаемые меры, направленные на развитие ключевых хозяйственных подразделений и/или усиление существующих позиций?
- делаются ли шаги по расширению портфеля и освоению новых отраслей?
- предпринимаются ли попытки избавиться от убыточных или непривлекательных хозяйственных подразделений?
- какие усилия, направленные на получение выгод от стратегических взаимосвязей, предпринимает корпоративное управление и как используется диверсификация для создания конкурентных преимуществ?
- какие соотношения имеют капиталовложения в каждое из хозяйственных подразделений?
Наиболее распространенным методом оценки качества видов деятельности диверсифицированной компании является матричный анализ ее хозяйственного портфеля. Матрица хозяйственного портфеля представляет собой таблицу, в которой сопоставляются стратегические позиции каждого структурного подразделения диверсифицированной компании. Матрица может быть построена на основе любой пары показателей, характеризующих стратегические позиции. Наиболее существенными являются темпы роста отрасли, доля рынка, долгосрочная привлекательность отрасли, конкурентоспособность и стадия развития данного продукта или рынка. Обычно одна ось матрицы отражает привлекательность отрасли, а другая — положение конкретных видов деятельности в ней.
Наиболее часто применяются три типа матриц хозяйственного портфеля— матрица "рост/доля", разработанная компанией Boston Concalting Group (БКГ), матрица "привлекательность отрасли/положение в конкуренции", созданная компанией General Electric, и матрица жизненного цикла отрасли Hofer/A.D. Little.
9.1.1 Матрица "рост/доля"
Наиболее широко используется матрица портфеля деловой активности БКГ, состоящая из четырех квадрантов.
Матрица БКГ сравнивает позиции хозяйственных подразделений диверсифицированной компании на основе темпов роста отрасли и относительной доли рынка.
Рисунок 7 иллюстрирует эту матрицу. По осям фиксируются темпы роста отрасли и относительная доля рынка. Каждое хозяйственное подразделение представлено в виде кружка (пузырька), размер которого определяется долей прибыли данного подразделения в общей прибыли корпорации от всех видов деятельности.
Относительной долей рынка считается отношение доли рынка данной хозяйственной единицы к доле рынка, контролируемой основным конкурентом, выраженное в относительных единицах, а не в денежных единицах. К примеру, если бизнес А занимает 15% от общей емкости рынка, а доля крупнейшего конкурента равна 30%, то относительная доля рынка для А составляет 0,5. Если бизнес В имеет самую большую долю на рынке — 40%, а основной конкурент — 30%, то относительная доля рынка для В составляет 1,33. Таким образом, только у тех подразделений, которые в соответствующих отраслях являются лидерами по рыночной доле, относительная доля рынка будет больше 1,0 и, наоборот, у подразделений, имеющих одного или более конкурентов, превосходящих их на этом рынке, — меньше 1,0.
Проведение границы между высокой и низкой относительными долями рынка сделано с неоправданной точностью, поскольку только бизнес, лидирующий на своих рынках, попадает в левую часть таблицы. Границу следует установить в районе 0,75 — 0,80 для того, чтобы в левые квадранты могли попасть и сильные компании, и находящиеся на уровне выше среднего (хотя и не являющиеся лидерами), а в правые квадранты, таким образом, попали бы фирмы, явно проигрывающие конкурентам или находящиеся на уровне ниже среднего.
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ДОЛЯ РЫНКА
Высокая (>1) | Низкая (< 1) |
Рисунок 7 – Матрица «рост/доля» хозяйственного портфеля корпорации
Примечание. Относительная доля рынка определяется как отношение собственной доли к доле наиболее крупного конкурента. Поскольку вертикальная граница проходит на уровне единицы, единственная возможность для фирмы — стать звездой или дойной коровой, т. е. стать в отрасли обладателем самой большой доли рынка. Так как это очень жесткий критерий, может быть справедливее и нагляднее переместить вертикальную разделительную линию на отметку 0,75 или 0,8.
В матрице, предложенной БКГ, граница между "высокой" и "низкой" относительными долями рынка проходит на уровне 1, как это показано на рисунке 7. Когда граница установлена на 1, круги, расположенные в левой части таблицы, характеризуют компании, являющиеся лидерами на своих рынках. Круги, находящиеся в правой части матрицы, показывают компании, занимающие второстепенные позиции в своих отраслях. Степень их отставания от лидеров определяется относительной долей рынка. Показатель относительной доли рынка 0,1 говорит о том, что компания занимает лишь 1/10 от доли, занимаемой крупнейшим конкурентом; 0,8 — 4/5, или 80% от этой доли.
Использование относительной доли рынка вместо реальной доли компании на рынке при составлении матрицы аналитически более оправдано, потому что в таком случае лучше отражена сравнительная рыночная сила и позиция компании в конкуренции. Доля рынка, составляющая 10%, является гораздо более сильной, если лидер контролирует 12% рынка, чем в случае контроля 50%; использование показателя относительной доли рынка отражает эту разницу. Но важно не только это: относительная доля рынка, весьма вероятно, отражает уровень издержек, базирующийся на опыте компании и экономии на масштабах производства. Крупная компания может работать с более низкими издержками, чем мелкая, за счет технологических преимуществ и более высокой производительности, связанной с большими размерами предприятия. Но данные свидетельствует о том, что феномен снижения издержек зависит не только от масштаба производства. БКГ выяснила, что при увеличении объема производства уровень знаний, достигнутый в ходе накопления производственного опыта, зачастую приводил к нахождению дополнительных путей повышения эффективности производства и даже к снижению издержек. Установлена взаимосвязь между накопленным объемом производства и снижением уровня издержек за счет эффекта кривой опыта/обучения. Эффект кривой опыта в рамках отраслевой цепочки ценностей приносит стратегический выигрыш в отношении доли на рынке: конкурент, который добивается наибольшей доли, старается реализовать важные преимущества в области снижения издержек что, в свою очередь, помогает ему снизить цены и завоевать новых покупателей, увеличить продажи, расширить занимаемую долю рынка и получить дополнительные прибыли. Чем сильнее эффект кривой опыта в бизнесе, тем больше его влияние на разработку стратегий. На рисунке 7 рассмотрено положение каждого из направлений деятельности, входящих в портфель компании, в квадрантах матрицы.
Вопросительные знаки или трудные дети. Компании (хозяйственные подразделения), попадающие в правую верхнюю клетку матрицы, БКГ назвала "вопросительными знаками", или "трудными детьми". Высокие темпы роста делают их привлекательными с отраслевой точки зрения. Однако низкая относительная доля рынка (и, таким образом, ограниченные возможности использования "эффекта кривой опыта") поднимает вопрос о том, смогут ли эти подразделения успешно конкурировать с крупными, более эффективно действующими соперниками — таково предназначение "трудных детей". Бизнес на этой стадии к тому же, является "захватчиком ресурсов". Его называют так, поскольку потребности данного бизнеса в финансировании высоки (по причине того, что быстрый рост и развитие производства новых товаров требуют значительных вложений), а размер его доходов низок (ввиду низкой доли на рынке, ограниченных возможностей использования эффекта кривой опыта и экономии на масштабах производства).
Стратегия «Трудные дети» предоставляет выбор: либо агрессивно инвестировать и превращать в «звезды», либо сворачивать свою деятельность и переводить ресурсы в более перспективные сферы бизнеса.
«Звезды». Так в таблице БКГ названы компании (хозяйственные подразделения) с высокой относительной долей рынка в быстро растущих отраслях, так как они обещают наибольшие прибыли и перспективы роста. Они могут быть, а могут и не быть захватчиками ресурсов.
Дойные коровы. Такие компании имеют относительно высокую долю рынка в медленно растущих отраслях. Они составляют наиболее ценную часть хозяйственного портфеля корпорации, так как являются генераторами средств, используемых для финансирования новых приобретений, на удовлетворение потребностей в капитале захватчиков ресурсов, на решение текущих задач акционеров.
Собаки. Компании с относительно низкой долей рынка в медленно развивающихся отраслях называют «собаками» из-за слабых перспектив их роста, отстающих позиций на рынке и того, что нахождение позади лидеров на кривой опыта ограничивает размер их прибыли. К слабеющим собакам следует применять стратегии сокращения или ликвидации. Более того, сильные компании могут существовать до тех пор, пока обеспечиваемая ими прибыль и поток наличности остаются на приемлемом уровне.
Выбор стратегии корпорации
Матрица БКГ акцентирует внимание на движении наличности, потребностях в инвестициях и прибыльности каждого хозяйственного подразделения, а также на выгодах от перераспределения финансовых ресурсов диверсифицированной компании между этими подразделениями с целью оптимизации своего портфеля деловой активности. В соответствии с выводами БКГ долгосрочная стратегия корпорации должна использовать дополнительные средства, поступающие от «дойных коров», для финансирования захватчиков ресурсов – «молодых звезд», не способных пока обходиться собственными средствами для роста, и «трудных детей», имеющих хорошие шансы перерасти в «трудных звезд». «Собака» должна оставаться в портфеле корпорации только до тех пор, пока она вносит соответствующий вклад в деятельность фирмы в целом
Схема БКГ допускает и два трагических исхода для компаний:
- когда позиции «звезды» слабеют, и она переходит в стадию «трудного ребенка», не став «дойной коровой, а затем и в стадию «собаки»;
- когда «дойная корова» теряет позиции лидера на рынке до того уровня, когда она становится слабеющей «собакой».
Другими стратегическими ошибками являются:
- чрезмерное инвестирование в стабильных «дойных коров»;
- недостаточное инвестирование в стабильных «дойных коров», что приводит к тому, что вместо того, чтобы стать «звездами», они переходят в категорию «собак»;
- распыление ресурсов по всем вопросительным знакам вместо того, чтобы сосредоточить внимание на наиболее перспективных, обещающих превратиться в «звезд».
Кроме вышеперечисленных данная матрица обладает и другими недостатками, так как она аналитически не закончена и потенциально может ввести в заблуждение.
1. Четырехклеточная матрица, оценивая критерии только как "низкий—высокий", не отражает того, что многие предприятия работают на рынках со средними темпами роста и их относительная доля рынка находится где-то посередине. Поэтому трудно определить, в какой клетке матрицы должны они в таком случае находиться?
2. Рассматривая хозяйственные подразделения как «звезды, дойные коровы, собаки и вопросительные знаки», приходится делить их лишь на четыре группы, что является упрощенным подходом. Некоторые лидеры, обладающие максимальной долей рынка, никогда не были «звездами» с точки зрения прибыльности. Многие компании с низкой относительной долей рынка не являются собаками или вопросительными знаками — в большинстве случаев, играющие вторые роли фирмы имеют стабильные темпы роста, прибыльны и способны успешно конкурировать и даже превосходить так называемых лидеров. Следовательно, ключевой характеристикой, требующей оценки, является тренд относительной доли рынка компании. Укрепляет или теряет свои позиции компания и почему?
Этот недостаток можно преодолеть, указав стрелками направления движения, как это показано на рисунке 8.
3. Матрица БКГ не отражает относительных возможностей инвестирования между хозяйственными подразделениями. Например, инвестирование в «звезду» не всегда более выгодно, чем инвестирование в приносящую высокую прибыль «дойную корову». Матрица не дает ответа на вопрос, кем является «вопросительный знак» — потенциальным победителем или вероятным неудачником? Неясно также, можно ли за счет мощных вложений превратить сильную «собаку» в «дойную корову».
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ДОЛЯ РЫНКА
Высокая (>1) | Низкая (< 1) |
|
|
|
|
Рисунок 8 – Матрица существующего и будущего состояния портфеля
4. Позиция лидера на медленно растущем рынке не гарантирует статуса «дойной коровы». Во-первых инвестиционные потребности стратегии укрепления и защиты, переносящие влияние инфляции и изменяющейся технологии на затраты по замене изношенного оборудования, могут выкачивать большую часть или вообще все денежные средства и, во-вторых, по мере перехода рынка в стадию зрелости, конкуренция ужесточается. Дальнейшая борьба за увеличение объема продаж и занимаемой доли рынка может снизить норму прибыли, прекратить любые дополнительные поступления наличных средств.
5. Для того, чтобы верно оценить долгосрочную привлекательность группы хозяйственных подразделений, стратегии должны быть подвергнуты анализу с точки зрения темпов роста отрасли и относительной доли рынка.
6. Связь между относительной долей рынка и доходностью не так сильна, как эффект кривой опыта. Важность накопленного производственного опыта для снижения издержек меняется от отрасли к отрасли. Иногда большая доля рынка превращается в преимущество за счет низкой себестоимости, иногда — нет. Следовательно, нужно быть осмотрительным при выборе стратегии, предполагая, что эффект кривой опыта является достаточно сильным фактором, дающим тотальные конкурентные преимущества.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 255.