Ограничиваться при анализе портфеля только одним типом матрицы неразумно. Каждая матрица имеет свои достоинства и недостатки и дает разную информацию о сильных и слабых сторонах хозяйственного портфеля компании. Если все необходимые данные доступны, то должны быть построены все четыре матрицы, так как при этом портфель может быть оценен с разных позиций. Менеджерам корпорации требуется понимание:
1) набора отраслей, в которых функционируют ее подразделения;
2) потенциальных возможностей развития портфеля;
3) стратегического положения каждого вида бизнеса в конкретной отрасли;
4) вариантов решений по распределению финансов и ресурсов.
9.2 Сравнение привлекательности отраслей
Принципиальным вопросом при оценке стратегии диверсифицированной компании является вопрос о привлекательности отрасли, в которую она проникает. Чем привлекательнее отрасль, тем более хорошие долгосрочные перспективы получения прибыли открываются перед фирмой. Привлекательность отраслей необходимо оценивать по трем направлениям.
· Привлекательность каждой отрасли, представленной в портфеле. Здесь уместен вопрос: "Это достаточно хорошая отрасль для компании, чтобы работать в ней?" В идеале каждая отрасль, в которую фирма вложила средства, может пройти тест на степень привлекательности.
· Привлекательность каждой из отраслей относительно других. Вопрос, на который надо получить ответ в этом случае: "Какие отрасли портфеля наиболее привлекательны, а какие — наименее привлекательны?" Ранжирование отраслей от наиболее привлекательной до наименее привлекательной является предпосылкой к принятию решения о размещении ресурсов корпорации.
· Привлекательность всех отраслей как единой группы. Здесь ставится вопрос: "Насколько привлекателен набор отраслей?" Компания, чьи доходы и прибыль формируются в основном за счет видов деятельности в непривлекательных отраслях, должна рассмотреть вопрос о реструктуризации своего портфеля деловой активности.
Матрица отраслевой привлекательности — конкурентной позиции бизнеса обеспечивает прочный базис для выявления хозяйственных подразделений, находящихся в наиболее привлекательных отраслях. Как правило, все отрасли, представленные в хозяйственном портфеле, должны быть, как минимум, оценены по следующим факторам привлекательности:
· Емкость рынка и прогнозируемый темп роста;
· Интенсивность конкуренции в отрасли;
· Требуемые технологические и производственные изменения;
· Потребности в капитале;
· Сезонные и циклические;
· Доходность отрасли;
· Социальные, политические, правовые факторы и факторы окружающей среды.
Оценка привлекательности для всех отраслей, входящих в корпоративный портфель, обеспечивает основу для ранжирования отраслей по этому критерию. Достоверность ранжирования зависит от того, насколько подробно изучена руководством данная отрасль.
Для того чтобы быть сильной, диверсифицированной компании необходимо получать большую часть доходов и прибыли от хозяйственных подразделений, функционирующих в привлекательных отраслях. Это отрасли с хорошими перспективами роста и прибыльностью выше среднего уровня. Хозяйственные подразделения в наименее привлекательных отраслях могут рассматриваться как кандидаты на сокращение, если только их позиции не сильны настолько, что они могут преодолеть неблагоприятную ситуацию в отрасли, или если данные подразделения являются стратегически важным компонентом хозяйственного портфеля.
9.3 Сравнение силы хозяйственных подразделений
Оценивая силу каждого хозяйственного подразделения и его конкурентную позицию в отрасли, руководство корпорации получает возможность судить о шансах этого подразделения на успех. Двумя наиболее наглядными методами оценки позиции бизнеса в отрасли являются SWOT-анализ и оценка конкурентной силы. Сравнительная оценка конкурентной силы подразделений диверсифицированной компании должна базироваться на анализе следующих факторов:
- Относительная доля рынка — хозяйственные подразделения с более высокой относительной долей рынка обычно обладают большей конкурентной силой, чем те, относительная доля которых меньше;
- Способность конкурировать по цене и/или качеству — хозяйственные подразделения, конкурентоспособные по издержкам и создавшие себе известное имя и репутацию производителей продукции высочайшего качества, имеют более сильные позиции в отрасли, чем те, которые только еще борются за свое признание, за достижение паритета по издержкам с основными конкурентами.
- Технология и возможности по разработке новой продукции — хозяйственные подразделения, технологическое лидерство и достижения в области инноваций которых признаны, как правило, являются сильными конкурентами в свой отрасли.
- Соответствие опыта и мастерства (уровень компетенции) хозяйственного подразделения ключевым факторам успеха в отрасли — чем больше сильных сторон данного подразделения соответствует ключевым факторам успеха отрасли, тем прочнее его конкурентная позиция.
- Прибыльность по сравнению с прибыльностью конкурентов - если хозяйственные подразделения постоянно имеют показатель КО1 (возврат на инвестиции) выше среднего и более высокую, чем у конкурентов, прибыль, то их позиции в конкуренции сильнее, чем в среднем по отраслям.
Кроме того, прибыльность, превышающая средний уровень, сигнализирует о конкурентном преимуществе, и наоборот, прибыльность ниже среднего уровня информирует о конкурентном недостатке. Другими показателями конкурентной силы, которые можно использовать для анализа, являются: знание потребителей и рынков, производственные возможности, опыт и навыки в области маркетинговой деятельности, репутация и известность торговой марки, уровень менеджмента.
Расчет количественных оценок конкурентной силы по каждому хозяйственному подразделению дает информационную базу для принятия решения о том, какие из них имеют слабые позиции в отрасли, а какие — сильные. Если в процессе расчетов возникают осложнения, связанные с недостатком достоверных данных, аналитики могут положиться на свои знания конкурентной ситуации при определении того, какую позицию в конкуренции (сильную, среднюю или слабую) занимает каждое хозяйственное подразделение.
Мнение руководства о том, какие виды деятельности имеют в портфеле деловой активности корпорации самые сильные конкурентные позиции, является основанием для распределения ресурсов.
Многие диверсифицированные компании концентрируют свои ресурсы в тех отраслях, где могут стать сильными конкурентами, и отказываются от хозяйственных подразделений, которые не имеют шансов стать лидерами.
Как только каждое хозяйственное подразделение оценено с точки зрения привлекательности отрасли и конкурентной силы, следующим шагом должна являться оценка перспектив развития: для каких подразделений эти перспективы наилучшие, а для каких - наихудшие. Наиболее важными оцениваемыми параметрами по каждому виду деятельности в этом случае являются следующие: рост объема, рост прибыли, доля в общем доходе компании, показатель отдачи на инвестиции. Иногда наиболее важное значение придается размеру потока наличности, особенно если речь идет о бизнесе на стадии дойной коровы или о бизнесе — потенциальном кандидате на сбор урожая. Ретроспективная информация о каждом хозяйственном подразделении может быть получена из его финансовых отчетов, и хотя прошлое развитие не всегда однозначно экстраполируется в будущее, на основе финансовых отчетов можно определить, какой бизнес функционировал успешно, а какой нет. Оценка привлекательности отрасли и конкурентной силы компании должна обеспечить солидную основу для прогнозирования развития бизнеса.
Перспективы роста и получения прибыли по ключевым видам деятельности компании определяют эффективность хозяйственного портфеля в целом.
Смысл следующего аналитического шага заключается в определении того, насколько хорошо каждое хозяйственное подразделение вписывается в общую бизнес-картину компании. Соответствие должно рассматриваться под двумя углами зрения:
- имеет ли хозяйственное подразделение ценное стратегическое соответствие с другими видами деятельности, в которые диверсифицируется компания (или имеет возможность диверсифицироваться);
- хорошо ли бизнес-единица вплетается в стратегию компании (тесно ли с ней связана) или является выгодным дополнением к хозяйственному портфелю.
Бизнес является стратегически более привлекательным, если обладает возможностями совместной деятельности, передачи навыков и товарной марки, что усиливает конкурентное преимущество, и если соответствует общему стратегическому направлению развития компании.
Хозяйственные подразделения, не имеющие стратегического соответствия, должны рассматриваться как кандидаты на исключение, если только финансовые результаты их деятельности не являются выдающимися.
Фирмы, ориентирующиеся на связанную диверсификацию, скорее всего должны избавляться от видов бизнеса с незначительным стратегическим соответствием или вообще отсутствием такового, если только эти виды бизнеса не являются необычайно хорошим источником финансов или не имеют прекрасных возможностей роста
Используя информацию и результаты предшествующих этапов оценки, разработчики корпоративной стратегии могут проранжировать хозяйственные подразделения по приоритетности капиталовложений и принять решение об общем стратегическом направлении развития каждой бизнес-единицы. Задачей в данном случае является определение того, куда корпорация будет направлять свои финансовые ресурсы, какие хозяйственные подразделения наиболее приоритетны, а какие наименее приоритетны для новых капиталовложений и финансовой поддержки. Такое ранжирование должно облегчить руководству определение базового стратегического подхода для каждой бизнес-единицы: инвестирование и рост (агрессивная экспансия), укрепление и защита (защита существующих позиций и дополнительное инвестирование в случае необходимости), пересмотр и изменение положения (попробуйте передвинуть бизнес в более желательную позицию в матрице хозяйственного портфеля, обеспечив ему более желательную позицию в отрасли) или сбор урожая — сокращение (ликвидация). Решая вопрос о ликвидации какого-либо хозяйственного подразделения, менеджеры корпорации ориентируются на ряд характеризующих его критериев: привлекательность отрасли, конкурентная сила, стратегическое соответствие другим видам деятельности, потенциал (прибыль, КОТ, поток наличности), совместимость с корпоративными приоритетами, требования капиталовложений и ценность для портфеля ценовой активности корпорации.
Улучшение финансового положения диверсифицированной компании в длительной перспективе требует концентрации ресурсов компании на направлениях деятельности с хорошими или отличными перспективами развития и сокращения до минимума (или до нуля) инвестирования неперспективных направлений.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 239.