Стоимость компании определяет мнение инвесторов о способности ее менеджеров к управлению в условиях непрерывно изменяющейся рыночной среды. Привлекательный рынок вкупе с формулой успеха должны означать, что полученные фирмой доходы на инвестиции превысят стоимость капитала.
Рисунок 9 – Матрица General Electric
Рисунок 10 – Матрица жизненного цикла портфеля
В этом случае не составляет труда привлекать внешние источники финансирования, развиваться за счет поглощений. вкладывать в нее деньги. Стоимость фирмы повышается за счет улучшения бизнеса. Но даже если показатели ее деятельности оцениваются как оптимистические, небольшие размеры делают компанию привлекательной мишенью. Для крупной компании с глобальными амбициями она может стоить больше, чем она оценивается инвесторами как самостоятельное предприятие. Хорошие компании покупаются так же часто, как и плохие. Разница в том, что в первом случае акционеры получают большое вознаграждение в виде высокой цены, которую вынуждена заплатить компания-покупатель. Если в современной глобальной экономике менеджмент компании стремится самостоятельно распоряжаться своей судьбой, т. е. сохранять независимость, фирма должна становиться не только лучше, но и больше.
Оценка фондовым рынком ожидаемых результатов финансовой деятельности компании отражается в таком показателе, как «отношение рыночной цены (акции) к ее бухгалтерской оценке (по сумме активов за вычетом обязательств)». Создание акционерной стоимости означает, что рыночная стоимость акций превышает их бухгалтерскую оценку. Определяющим фактором рыночной стоимости является умение руководства фирмы использовать выгодные инвестиционные возможности. Размер компании можно определить по балансовой стоимости ее акций, т. е. по бухгалтерской оценке ее капитала. Рыночная капитализация есть не что иное, как функция этих двух факторов. Например, если отношение рыночной цены акции к ее бухгалтерской оценке равно 3, а балансовая стоимость — 10 млрд, рыночная капитализация компании составляет 30 млрд.
Ограниченный контроль (источник — результаты). Компании, находящиеся в левом верхнем квадранте (такие, как Е и F ), получают высокие доходы с относительно небольших капитальных вложений. Очень часто это специализированные, оперирующие в привлекательных высокотехнологичных сегментах, фирмы. Отличные показатели защищают их от враждебных поглощений (слишком дорого), но в длительной перспективе они уязвимы для атак крупных компаний, стремящихся развить свои специальные навыки в данных направлениях посредством глобализации и расширения рынков. В сферах услуг и информационных технологий действует множество молодых успешных компаний, попадающих именно в эту категорию. Сохранение контроля над ними требует от управленческой команды агрессивного роста, разработки новых товаров и входа на новые рынки.
Ограниченный контроль (источник — размеры). В правом нижнем квадранте расположились крупные компании H и G , характеризующиеся низкой доходностью капитала. Несмотря на посредственные результаты деятельности, их размеры затрудняют враждебные поглощения. В большинстве случаев это компании со «стажем», из капиталоемких отраслей. Их задача — повышение результатов деятельности посредством отказа от малоприбыльных активов и использования высвободившихся средств для развития перспективных направлений деятельности. В случае неудачи вероятность их приобретения или слияния с другой фирмой в процессе консолидации затрат в отрасли весьма велика.
Консалтинговая фирма Mc Kinsey предлагает матрицу (рисунок 11), где компании делятся на четыре группы:
Рисунок 11 – Матрица «акционерная стоимость»
Матрица стратегической уязвимости используется для анализа направления движения компании (в направлении «полного контроля» или же «уязвимости»).
Используемыми в процессе оценки первичными данными являются расчетные показатели роста продаж, прибылей и инвестиций в каждой из предлагаемых маркетинговых стратегий.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 229.