Для того чтобы корпоративная стратегия предприятий начала вырисовываться и развиваться, необходимо осмыслить существующие проблемы, узнать о различных имеющихся и новых возможностях, разработать специальную систему реагирования на неожиданные кризисные ситуации, обеспечить полную согласованность при развитии стратегии, учесть все факторы, относящиеся к стратегии, оценить их важность и внутреннюю взаимосвязь.
Стратегический анализ иногда проводится по расписанию, но опыт показывает, что наиболее важные стратегические решения созревают постепенно, а не являются результатом периодически осуществляемого полномасштабного анализа, сопровождаемого оперативными решениями. Обычно высшее руководство приближается к главным стратегическим решениям постепенно, начиная со сформулированной в общем виде исходной концепции, а затем дополняя, "настраивая" ее и изменяя свое собственное мнение о ее содержании. По мере поступления информации, результаты анализа подтверждают или опровергают их точку зрения о ситуации, достигается консенсус по вопросу о необходимых стратегических действиях. Часто внимание и ресурсы концентрируются на нескольких критических стратегических шагах, отражающих и объединяющих направление развития корпорации, ее цели и стратегии.
Анализ стратегии диверсифицированных компаний представляет собой процесс, состоящий из восьми шагов:
Шаг 1. Тщательный анализ текущей стратегии. На что делается основной упор: на профильную или непрофильную диверсификацию? Каков размах деятельности компании: национальная, многонациональная или глобальная фирма? Каковы последние шаги по приобретению новых компаний и избавлению от старых, а также по завоеванию позиций в новых отраслях? Какие были предприняты попытки для создания конкурентных преимуществ, основанных на экономии на масштабах производства, обмене опытом или совместном использовании торговых марок? Каков объем инвестиций в каждую конкретную отрасль? Этот шаг является основой для тщательной оценки необходимости изменения стратегии.
Шаг 2. Построение четырехклеточной матрицы "рост/доля' или девятиклеточной матрицы "привлекательность/позиция"» и/или матрицы жизненного цикла для стратегической оценки хозяй ственного портфеля компании и соотношения позиций различных хозяйственных подразделений в этом портфеле. Девятиклеточная матрица "привлекательность/позиция" является более совершенной как в концептуальном, так и в методологическом отношении, так как в ней рассматривается большое количество показателей, важных при выборе той или иной стратегии.
Шаг 3. Оценка привлекательности каждой отрасли, представленной в хозяйственном портфеле компании. Если девятиклеточная матрица "привлекательность/позиция" уже построена (шаг 2), то в наличии имеется вся необходимая для анализа информация. Количественная оценка привлекательности какой-либо отрасли, проведенная в соответствии с предлагаемой методикой, является более систематизированной и заслуживает большего доверия, чем любые субъективные оценки.
Шаг 4. Оценка конкурентных позиций и конкурентной силы каждого из хозяйственных подразделений. Этот шаг также несложно осуществить, если построена матрица "привлекательность/позиция" (шаг 2). Как обычно, качественная оценка конкурентной силы, проведенная в соответствии с той же методикой, что использовалась и для оценки привлекательности отрасли, является более предпочтительной, чем субъективные оценки.
Шаг 5. Ранжирование различных хозяйственных подразделений компании по результатам их прошлой деятельности (в порядке убывания: от лучшего к худшему) и по прогнозным оценкам их будущего развития (также в порядке убывания). Как правило, подразделения компании, имеющие сильные позиции в привлекательных отраслях, отличаются существенно более хорошими перспективами развития, чем подразделения со слабыми позициями или действующие в непривлекательных отраслях. Этот шаг создает основу для вывода о том, как хозяйственный портфель компании будет работать в будущем.
Шаг 6. Определение того, какие именно виды деятельности имеют важные стратегические соответствия с другими видами деятельности хозяйственного портфеля, и оценка соответствия каждого вида деятельности направлению развития и стратегии материнской компании. Бизнес более привлекателен стратегически, если способствует экономии на масштабах производства, обмену опытом (навыками), совместному использованию торговых марок и если материнской компании целесообразно заниматься этим бизнесом в обозримом будущем. Бизнес более привлекателен в финансовом отношении, если способен внести существенный вклад в улучшение будущих финансовых результатов деятельности фирмы.
Шаг 7. Ранжирование хозяйственных подразделений по приоритетности инвестирования. Здесь определяется, где следует материнской компании сконцентрировать новые капиталовложения. Кроме того, определяется основное стратегическое направление деятельности каждого подразделения (инвестирование и расширение, укрепление и защита, пересмотр и изменение положения, сбор урожая или ликвидация).
Шаг 8. Использование результатов предшествующего анализа для разработки последовательных действий, направленных на улучшение деятельности корпорации в целом. Эти действия могут быть следующими:
• Приобретение новых компаний, создание новых бизнес-единиц внутри самой корпорации, избавление от пограничных видов деятельности или от видов деятельности, не соответствующих больше направлению развития корпорации и ее стратегии.
• Разработка шагов по укреплению долгосрочной конкурентной позиции ключевых видов деятельности компании.
• Деятельность по созданию возможностей для использования стратегического соответствия и превращению его в долгосрочное конкурентное преимущество.
• Перераспределение ресурсов корпорации из сфер деятельности с низкими возможностями в сферы с высокими возможностями.
ПРИМЕРЫ УДАЧНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ
1. Предприятия лесопромышленного комплекса Архангельской области в результате проведения приватизационных мероприятий в 90-е годы оказались в крайне критической ситуации из-за необеспеченности сырьем. Руководители некоторых предприятий, используя зарубежный опыт применения интеграционной стратегии, решили эту проблему за счет «вертикальной обратной интеграции». Стратегические решения касались интеграции целлюлозно-бумажных и лесопильных предприятий в лесозаготовительную отрасль за счет направления инвестиций в техническое перевооружение, восстановление и развитие социальной сферы, развитие транспортной инфраструктуры предприятий, занимающихся
заготовкой деловой древесины.
2. Несколько лет назад Архангельский целлюлозный комбинат начал испытывать трудности со сбытом своей продукции, в частности из-за снижения спроса и цен на зарубежных и внутренних рынках гофрированного картона. Руководством предприятий группы «Титан», которому принадлежал комбинат, было принято решение о строительстве фабрики по выпуску гофротары в г. Подольске. В основу этого решения были положены следующие соображения:
- в тех случаях, когда предприятие начинает испытывать трудности со сбытом своей продукции, используя стратегию «вертикальной опережающей интеграции, рекомендуется вкладывать средства в приобретение предприятий, потребляющих эту продукцию или строить такие предприятия;
- из-за удаленности от рынков сбыта гофротары строительство такой фабрики в г. Архангельске невыгодно;
- перевозка готовой гофротары любыми видами транспорта на далекие расстояния крайне невыгодна из-за низкого коэффициента использования грузоподьемности транспорта.
Таким образом, комбинат решил проблему сбыта 30% производимого им гофрокартона за счет гарантированного потребления его входящей в группу предприятий «Титан» Подольской фабрикой гофротары.
10 ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ В ЭЛЕКТРОННОМ БИЗНЕСЕ
В этой главе изложены новейшие исследования в области электронного бизнеса Д. Самплера, Р. Дафта, М. Партера, С.К. Прахалада, А. Р. Коэна и др. Аналогов в российской литературе практически нет, так как технологическое отставание России в области гражданских отраслей экономически еще действительно велико. Электронный бизнес в России – это еще, пусть и недалекое, но будущее. Поэтому и мы как авторы этого учебного пособия лишь транслируем теорию и опыт других.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 243.