Существование проблем, связанных с занятостью и безработицей, вынуждает проведение определенных мероприятий регулирующего характера. Их целесообразность обусловлена тем, что рынок рабочей силы - составная часть рыночной экономики. И необходимость его регулирования неопровержимо доказана реальной действительностью. В России регулирование рынка рабочей силы осуществляется на трех уровнях: государственном, региональном и на уровне предприятий. Каждый из этих уровней значим по-своему, отличается определенной масштабностью и направленными действиями.
Регулирование государства в области рассматриваемого рынка предполагает прежде всего расширение занятости и увеличение числа рабочих мест. Государство затрачивает значительные средства на подготовку и переподготовку рабочей силы. Речь идет о многочисленных образовательных и учебных заведениях, которые рассредоточены по всей стране. Участвует государство и в мероприятиях, содействующих найму рабочей силы и социальному страхованию безработных. Для реализации названных направлений регулирования был принят ряд законов, в том числе Закон о занятости, разработанный биржей труда и службой содействия найма. Проводится регистрация безработных. Эти действия государства способствуют определенным образом регулированию рынка рабочей силы, который формируется по мере становления рыночной экономики в нашей стране.
Одна из задач регулирования рынка рабочей силы на уровне регионов - претворение в жизнь государственной политики занятости. При этом по мере усиления значения субъектов Федерации в решении проблем регионов им отводится все большая роль и в регулировании процессов, связанных с использованием рабочей силы. Это особенно заметно в тех регионах, которые отличаются исключительной приоритетностью той или иной отрасли хозяйствования. Имеются в виду, например, угледобывающая и нефтедобывающие отрасли. Закрытие угольных шахт в основном из-за убыточной работы жестко ставит проблему занятости высвобождающейся рабочей силы. Решают ее, как свидетельствует опыт, не только государство, но и соответствующие регионы. Для этих целей, в частности, используются не только государственные, но и региональные средства финансирования.
На уровне предприятий также происходит регулирование рынка рабочей силы. Так, нередки случаи перехода работников государственных учреждений, организаций в коммерческие структуры. В них, как правило, выше заработная плата, хотя и выше ответственность за выполняемую работу. Предприятие оказывает содействие в подготовке и переподготовке рабочих кадров и специалистов. На эти цели выделяются ими денежные средства. Их явно недостаточно, но такая практика имеет место. Одна из проблем, на которую указывают экономисты, - подготовка специалистов различных профессий государственными учебными заведениями, а использование их затем коммерческими предприятиями. В решении этой проблемы целесообразным, видимо, является участие последних.
Регулирование рынка рабочей силы на названных уровнях - это взаимосвязанный процесс. То, что предпринимается государством, не может быть осуществлено без участия регионов и предприятий. В свою очередь инициатива со стороны последних по лучшему использованию рабочей силы также должна поддерживаться более конкретно и надежно со стороны государственных управленческих структур. Взаимосвязанные решения вопросов в области регулирования рынка рабочей силы - это не только финансовые средства и материальные затраты, но и судьбы людей, их экономическая и социальная устроенность, способность к активной жизнедеятельности.
В регулировании рынка рабочей силы определенную роль играют профсоюзы. Защищая, например, интересы работающих в оплате их труда, профсоюзы тем самым обеспечивают стабильность работы предприятий. В этом заинтересованы не только они, но и каждое эффективно функционирующее предприятие. Требование повышения размеров заработной платы - тоже одна из функций профсоюзов. В связи с этим возникает два момента: во-первых, происходит увеличение издержек и цены, по которой будет реализовываться произведенная продукция и, во-вторых, рост заработной платы возможен, как правило, в отдельных отраслях и на предприятиях. Это приводит к не всегда рациональному перемещению рабочей силы из одной отрасли в другую. Поэтому требование со стороны профсоюзов относительно повышения заработной платы должно сообразовываться с ростом производительности труда в данной сфере деятельности.
Участие профсоюзов в регулировании рынка рабочей силы в России весьма дифференцированно. В стране, например, имеется ряд отраслевых профсоюзов, которые могут достаточно организованно осуществлять свои акции в пользу работников. Речь идет о профсоюзах угольных предприятий, образовательных и медицинских учреждений, авиадиспетчеров и др. Требования этих профсоюзов чаще всего экономические. Они направлены на то, чтобы улучшить условия труда и повысить уровень жизни своих членов. При этом в стране немало отраслей и предприятий, в которых профсоюзы практически бездействуют или осуществляют свою деятельность во многом формально. Это часто является одной из причин повышенной текучести рабочей силы на таких предприятиях.
В последние годы заметной стала роль профсоюзов в забастовочном движении. Это также связано с рынком рабочей силы. Работники бастуют в стране в основном из-за систематических задержек выплаты заработной платы. Происходит нарушение возможности возмещения израсходованного человеческого труда в процессе выполнения соответствующей работы. Это отрицательно сказывается на воспроизводстве рабочей силы и снижении активности трудоспособного населения. Все это, в конечном итоге, снижает дееспособность рынка рабочей силы как такового.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 330.