В п. 4 темы 9 пособия уже рассмотрены некоторые вопросы, связанные с характеристикой монополий. Они объясняют в связи с существованием в рыночной экономике модели несовершенной конкуренции. Этот тип реально представлен в рыночной экономической системе и проявляет себя достаточно широко и многогранно. Монополии, монополистическая конкуренция и олигополии, составляя основу рынка несовершенной конкуренции, требуют более пристального изучения.
Возникновение монополий обычно увязывается с развитием в экономике процессов концентрации и централизации производства. Эти процессы стали бурно развиваться во второй половине XIX в. и в начале XX в. Причиной тому явились рост капиталоемких отраслей тяжелой промышленности, железнодорожного строительства, переход к использованию электрической энергии и др. Крупные предприятия, наращивая объемы производства, постепенно захватывают все большую долю рынка и отдельных товаров. Следует при этом отметить, что концентрация и централизация были характерны для многих стран Европы, США и России.
Концентрация и централизация производства, таким образом, вплотную подводит к образованию монополий. Главная их отличительная черта - господство на рынке в реализации того или иного товара и установление выгодных им цен. Монополии способны осуществлять монопольную экономическую власть. Ее содержание заключается в способности фирмы влиять на цену, повышать прибыль, ограничивая объем производства и сбыта.
Сила экономической власти монополий особенно проявляется в контроле над выпуском всего объема товара данного вида. Монополист, повышая или понижая цены, не боится потерять часть рынка в пользу своих конкурентов. Он может манипулировать ими до тех пор, пока не выйдет в конкурентной борьбе победителем. Вместе с тем фирма-монополист должна учитывать рыночный спрос и свои издержки. Контроль над последними ей осуществлять легче, тогда как спрос фактически неподвластен монополиям. Они могут лишь учитывать его объем и изменение.
Монополиями обычно называют фирмы, производящие те или иные товары или услуги. Одной из их разновидностей являются монопсонии. Главное в их содержании - обеспечивать привилегии для покупателей. Так, отраслевой профсоюз может выполнять такую роль, выдвигая свои требования к покупателям рабочей силы. В некоторых отраслях возможна так называемая двусторонняя монополия, когда на рынке противостоят монополист-продавец и монополист-покупатель, например, продавцы и покупатели газа и электрической энергии.
Монополии со времени их возникновения постоянно находятся в центре внимания экономистов как относительно их роли в экономике, содержательных характеристик, так и различных проявлений, реальной жизнедеятельности и т.п. Неоднозначной является оценка их эффективности. К их негативным последствиям относятся следующие:
1. Стремление к получению высоких прибылей чаще всего приводит к повышенной цене на реализуемые товары. Это свидетельствует, с одной стороны, о недоиспользовании ресурсов, а с другой - о недопроизводстве нужных обществу товаров.
2. Фирма, являясь монополистом на рынке, не стремится к снижению затрат на производство товаров. В связи с этим не исключены случаи, когда стимулы по обновлению производства, использованию прогрессивных технологий и организационная гибкость отодвигаются на задний план.
3. Существуют барьеры по вхождению в монополизированную отрасль новых фирм, особенно мелких и средних. Чтобы удерживать рыночную экономическую власть, монополистам приходится затрачивать значительные усилия и средства.
4. Монополии создают определенные трудности социального характера. Речь идет о том, что не все слои населения могут приобретать товары, реализуемые по монопольно высоким ценам.
Монополии, несмотря на определенные негативные моменты, характеризуются многими экономистами и с положительной точки зрения. Например, Дж. Гелбрейт и И. Шумпетер акцентируют внимание на важной роли монополий в решении проблем научно-технического прогресса.
Во-первых, для финансирования НИОКР нужны значительные средства, что под силу только крупным фирмам. Имея постоянную высокую прибыль, монополии могут не только внедрять в производство существующие технологии, но и разрабатывать новые прогрессивные технические решения.
Во-вторых, барьеры для вступления новых фирм в монополизированную отрасль, выполняя отрицательную роль, вместе с тем дают монополиям определенные преимущества в том смысле, что инвестиции, вложенные в новые научные разработки, могут приносить повышенную прибыль в долговременном периоде.
В-третьих, монополии поддерживают постоянную конкуренцию между фирмами. Обусловлено это тем, что каждая из фирм в желании получать максимальную прибыль стремится войти в монополизированную отрасль, а для этого им необходимо внедрять новшества, снижать затраты и повышать качество продукции.
В-четвертых, монополиям дает определенное преимущество эффект масштаба. Проявляется это в росте, а при необходимости - снижении объема производства, структурном перемещении капитала из отрасли в отрасль, модернизации и обновлении смежных отраслей и т.п.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 275.