Конкуренция и ее основные виды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В п. 2-4 темы 9 были рассмотрены две модели конкурентного рынка: совершенного и несовершенного. Нередко их называют и видами конкурентной борьбы. Эта борьба протекает в определенных обстоятельствах. Эти обстоятельства иногда условно называют составными элементами рыночной структуры. Они фактически охватывают многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства. Предопределяют они содержание и уже ранее проанализированных рынков совершенной конкуренции в условиях монополий, монополистической конкуренции и олигополий.

 

Что представляет собой конкуренция? В общем виде она есть соперничество между многочисленными участниками рыночной экономики и рыночных отношений за лучшие условия производства и реализации изготавливаемой продукции. Это касается и услуг как разновидности продуктов труда. Конкуренция предполагает сложное, порой противоречивое взаимодействие, между многими физическими и юридическими лицами. Можно сказать, конкуренция - неотъемлемый атрибут всякого рынка. Кроме названных выше, различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.

 

Первая из них находит отражение в соперничестве между предпринимателями, занятыми производством или реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции. По сути дела идет борьба за то, чтобы склонить покупателя к приобретению товара именно данной фирмы. Решающую роль здесь играют цены, их снижение. Это, в свою очередь, влечет за собой необходимость снижения затрат на производство и реализацию предлагаемых на рынок товаров.

 

Чтобы достичь этого, нужно совершенствовать технику и технологию производства, улучшать его организацию и повышать квалификацию работников. Стимулом также является рациональное и экономное использование всех ресурсов. Необходимо искать дешевое сырье и материалы, внедрять в производство энергосберегающие технологии. На высоком уровне качества должна выпускаться и сама продукция. Так что внутриотраслевая конкуренция способствует реализации очень важных средств и рычагов, обеспечивающих повышение эффективности работы предприятий и фирм.

 

Другой вид - межотраслевая конкуренция. Она ведется между предпринимателями, занимающимися производством различных видов продукции. Главное в содержании этого вида конкуренции - получение равновеликой прибыли на вложенный капитал.

 

Ситуация такова, что в каждый данный момент в различных отраслях экономики размеры получаемой прибыли неодинаковы. Это обусловлено различными обстоятельствами, в том числе технологическими возможностями спроса и предложения, организационной развитостью предприятий и т.п. По этим и другим причинам одни предприниматели получают большую прибыль, другие, напротив - меньшую. Последние, оказавшись менее удачливыми, желают, естественно, поправить свое положение. Они начинают вкладывать свои капиталы в более прибыльные отрасли. Это свидетельствует о переливе капитала и рабочей силы из одной отрасли в другую. Причем это происходит постоянно. Движущий мотив такого перемещения - получение максимальной прибыли.

 

Практика соперничества между предприятиями и фирмами свидетельствует еще о двух видах конкуренции: ценовой и неценовой. Манипулирование с ценами уже было объяснено ранее. Суть неценовой конкуренции сводится к следующему: предприятия и фирмы конкурируют по поводу неодинакового качества однородной продукции. Взаимозаменяемая продукция и услуги - тоже объект неценовой конкуренции. Важную роль в этом виде конкуренции играют реклама, выставки и ярмарки.

 

Рыночные отношения, как уже говорилось выше, достаточно противоречивы. Одно из проявлений этой противоречивости - справедливая и несправедливая конкуренция. Первая из них характеризуется соблюдением правовых и этических норм во взаимоотношениях между партнерами. Несправедливая конкуренция в современной рыночной экономике представлена достаточно обширно. К ее формам относятся: промышленный шпионаж, подкуп переманивание специалистов конкурента, ложная реклама, использование не принадлежащего фирме товарного знака, подделка внешнего оформления товаров и т.п.

 

Таким образом, конкуренция, выступая по содержанию соперничеством между предпринимателями, фирмами и партнерами проявляется во многих видах (рис. 17).

 

Рис. 17. Конкуренция и ее виды

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 282.