Семья и приоритеты потребительского поведения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В решении проблем потребительского поведения особое место занимает семья. Она рассматривается современной экономической мыслью, наряду с домохозяйствами, как субъект микроэкономики. Семья - не только основной потребитель производимых в обществе благ и услуг, но и в определенной мере производитель. Ее можно охарактеризовать с количественной и качественной сторон. Количественно семья как экономическая единица состоит из одного или нескольких лиц. Качественно семью можно рассматривать по-разному - либо это муж и жена, либо - мать с детьми, либо это рабочая семья или крестьянская и т.д. Все это во многом предопределяет социально-экономическую сущность семьи, в том числе и ее потребительское поведение. При этом нельзя не учитывать того факта, что семья испытывает на себе внешние воздействия экономического, правового, идеологического и нравственного характера.

 

Таким образом, как следует из изложенного, на потребление в семье влияют различные факторы и обстоятельства. Согласно марксистской теории, потребление в семье рассматривается как издержки потребления. Они могут быть производительными и непроизводительными. В первом случае это, например, затраты, связанные с приготовлением пищи, ремонтом бытовой техники и квартир, изготовлением и чисткой одежды и т.п. Непроизводительное потребление - самоподготовка при повышении квалификации, занятие физической культурой в домашних условиях, просмотр телепередач, слушание музыки и др.

 

По экономическому содержанию издержки в семье могут быть и другого рода. Речь идет о затратах семьи, связанных с покупкой необходимых ей товаров и услуг. Эти затраты называют издержками обращения в сфере потребления. Их величина дифференцируется в зависимости как от размеров семьи и получаемых доходов, так и от потребительского поведения ее членов. Оно, в частности, зависит от приоритетов семейного потребления тех или иных благ и услуг.

 

Потребительское поведение семьи следует рассматривать двояко: в общем и индивидуально. Так, многие товары в семье расцениваются как общественные блага. Ими практически пользуются все ее члены. Кухонные принадлежности, мебель, другие предметы домашнего обихода удовлетворяют разнообразные потребности семьи. Причем, не всегда все это надо увеличивать при появлении ее новых членов.

 

В семье не может не учитываться, а тем более игнорироваться, индивидуальное потребление. Его приоритеты могут быть самыми различными. Для детей необходимо одно, пожилым людям - другое, молодежи требуются, как правило, совершенно другие вещи. При этом индивидуальная дифференциация может быть еще более широкой. Ведь каждый человек индивидуален, и его запросы, вкусы и предпочтения очень часто не совпадают с общепризнанными ценностями.

 

Приоритеты потребления, как и потребительское поведение, во многом зависят от функций, осуществляемых каждой семьей. Эти функции самые разнообразные. Среди них можно назвать следующие:

 

- формирование и использование семейного бюджета;

 

- ведение домашнего хозяйства;

 

- детородная и воспитательная функции;

 

- трудовая и предпринимательская деятельность;

 

- организации семейного, индивидуального отдыха и др.

 

Реализация каждой из перечисленных функций требует удовлетворения вполне конкретных потребностей. Чем они весомее, тем полнее воплощение на практике соответствующих функций. При этом очевидной является взаимосвязь всех функций. Так, низкие доходы семьи ослабляют детородную функцию и отрицательно сказываются на воспитательной функции. Взаимозависимой является трудовая и предпринимательская деятельность членов семьи, если она осуществляет какой-либо вид бизнеса (рис. 20).

 

Рис. 20. Семья как субъект микроэкономики

 

Стало быть, роль семьи, с точки зрения ее потребительского поведения в рыночной экономике сложна и многообразна. Она определяет в той или иной степени функционирование домохозяйств, фирм и предприятий. Семья, осуществляя свои функции, решает многогранные проблемы ведения домашнего хозяйства, воспроизводства рабочей силы, семейного предпринимательства, обеспечение необходимого уровня потребительского спроса. Эти проблемы решаются полнее при поиске и формировании новых потребностей и возможностей семьи, повышении ее социально-экономического статуса, создании условий развития и реализации прежде всего экономических функций.

 

 

Тема 14. Предприятия, предпринимательство и коммерческий расчет

    

Дата: 2019-12-22, просмотров: 264.