Антимонопольная политика и особенности ее проведения в Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Наличие положительных и отрицательных проявлений в действиях монополий заставляет государство проводить антимонопольное регулирование, смягчающее или устраняющее негативные стороны монополистической деятельности. Оно должно оптимизировать реалии рыночной структуры, чтобы обеспечивать эффективное и поступательное развитие рыночной экономики и рыночных отношений.

 

Необходимость антимонопольного регулирования возникла еще в конце XIX в. Об этом, например, свидетельствует закон Шермана, который был принят в США в 1890 г. На ограничение экономической власти монополий были направлены и законы, принятые в этой стране в последующие годы (закон Клейтона - 1914 г.; Вилера Ли - 1938 г.; Целлера-Кефовера - 1950 г.).

 

В Западной Европе антимонопольные законы стали приниматься в послевоенное время. В Германии, например, по Закону о картелях (последняя редакция - 1980 г.), картельные соглашения допускаются только с согласия Федерального картельного ведомства. Во Франции ордонансом 1986 г. был создан Совет по конкуренции с правом расторжения картельных соглашений и наложения штрафов за нарушение антимонопольных правил в размере от 5 тыс. до 1 млн. франков.

 

Антимонопольные законодательства вводились и в других европейских странах.

 

С точки зрения их общей характеристики практика антимонопольной политики чередовалась то ужесточением, то ослаблением. Направлена она была и на предотвращение ухудшения условий конкуренций. С одной стороны, законы защищают интересы потребителей, с другой - поощряют концентрацию, централизацию и образование крупных корпораций. Важным в антимонольных действиях является контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, а также ценами, по которым реализуются товары. Они содействуют защите прав и развитию мелкого и среднего бизнеса. Незаконным является неосведомленное слияние компаний или их сговор, проведение практики демпинговых продаж, когда фирмы устанавливают умышленно низкие цены, чтобы вытеснить из отрасли своих конкурентов.

 

Перечисленные направления антимонопольного регулирования со стороны государства особенно действенны для добросовестных компаний. Однако стремление к максимизации прибыли толкает монополии к новым сговорам и слиянием. Это происходит практически во всех странах с развитой рыночной экономикой. При этом слияние происходило горизонтально и вертикально. Первое характеризуется объединением двух или нескольких сходных между собой фирм, производящих однородную продукцию или услуги. Разновидностью горизонтального объединения являются конгломератные слияния, когда, например, нефтяная или страховая компания приобретает фирму по производству хлебобулочных изделий. Их позиция на рынке в таком случае фактически не меняется. В результате вертикального слияния объединяются, например, бывшие поставщики и потребители, что лишает возможности другие фирмы продавать свои товары фирме-покупателю.

 

Переход российской экономики к рыночным методам хозяйствования тоже потребовал введения антимонопольных мероприятий. Это обусловлено определенными особенностями, присущими нашей экономике.

 

Во-первых, государственный монополизм, как часто называют монополистические отношения в экономике России, складывался под воздействием административно-командной системы хозяйствования. Проявлялось это, в частности, в директивном управлении, централизации большей части получаемых в обществе доходов, назначении сверху руководителей субъектов хозяйствования.

 

Во-вторых, экономическая жизнь бывшего СССР сопровождалась постоянным и устойчивым дефицитом на многие товары и услуги. Такое состояние многократно обостряло конкуренцию между потребителями и превращало практически всех производителей в монополистов. Последним выгодно было поддерживать состояние дефицита, не заботясь о более полном удовлетворении потребительского спроса.

 

В-третьих, достигшие огромных размеров концентрация и специализация производства стали естественным условием образования монополий. Например, в 1980-х гг. государство располагало 85% всех средств производства и более 90% машиностроительной продукции производилось на предприятиях с числом рабочих более одной тысячи человек.

 

Первым в истории России нормативным актом, направленным на развитие конкуренции, был Закон РСФСР о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (принят 22 марта 1991 г.). С 25 мая 1995 г. вступили в силу изменения и дополнения к этому Закону. В этих документах, наряду с регламентирующими требованиями на монополистическую деятельность, впервые были даны определения таких понятий, как монопольно высокая и монопольно низкая цена, доминирующее положение хозяйствующего субъекта, недобросовестная конкуренция и др.

 

При разработке антимонопольных законов, естественно, учитывался опыт зарубежных стран. Поэтому все, что было сказано ранее, так или иначе нашло отражение в российских нормативных антимонопольных актах. Вместе с тем в них имеются конкретные требования относительно функционирования монополий в экономике. Например, доминирующим положение хозяйствующего субъекта, считается в том случае, когда доля определенного товара на рынке составляет 65% и более, а в отдельных случаях - 35% и более. При этом Закон запрещает таким субъектам злоупотреблять своим положением на рынке, в частности, осуществлять недобросовестную конкуренцию. Не во всех случаях разрешаются олигопольные и монопольные слияния. Если это и происходит, то закон предусматривает их принудительное разделение.

 

Наряду с названными антимонопольными мерами в нормативных актах имеются и другие требования, регламентирующие деятельность монополий. Важно, чтобы они соблюдались по мере развития экономики России, и осуществлялся процесс их совершенствования.

 

 

Тема 12. Рынок рабочей силы, занятость и профсоюзы

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 272.