Установление целей переводит стратегическое видение и направление развития компании в конкретные задачи, связанные с производством и результатами деятельности фирмы. Цели представляют собой обязательство управленческого аппарата фирмы добиться определенных результатов в определенное время. Они точно объясняют, сколько, чего, к какому сроку предстоит сделать, направляют внимание и энергию на то, чего нужно добиться.
До тех пор, пока долгосрочные планы развития компании и миссия не привязаны к конкретным измеримым задачам, формулировка миссии и направления развития фирмы является лишь красивыми словами. Чтобы цели имели управленческую ценность, они должны быть определены в количественных и измеримых показателях, содержать предельные значения, которых необходимо добиться. Нужно избегать таких формулировок, как "максимальные прибыли", "снижение издержек", "повышение эффективности", "увеличение объема продаж", которые не определяют ни количественных, ни временных границ. Установление целей — руководство к действию: каких результатов и когда необходимо достичь, и кто за это отвечает.
Определение целей требуется для каждого ключевого результата, который менеджеры считают важным для достижения успеха.
Существуют два типа ключевых результатов: те, которые относятся к финансовой деятельности, и те, которые относятся к показателям стратегической деятельности компании. Достижение приемлемых финансовых показателей является основой поддержания и улучшения положения компании на рынке в долгосрочной перспективе. Особые виды финансовых и стратегических целей приводятся ниже.
Финансовые цели
• Более быстрый рост доходов;
• Более быстрый рост денежных поступлений;
• Более высокие дивиденды;
• Более широкие пределы получения прибыли;
• Увеличение прибыли на вложенный капитал;
• Повышение надежности облигаций и ставок по кредитам;
• Увеличение притока денежных средств;
• Повышение цены акций;
• Признание прочного финансового положения фирмы;
• Более диверсифицированная база для получения прибыли;
• Стабильный доход в периоды экономических спадов;
Стратегические цели необходимо фокусировать на конкуренции и на создании сильных конкурентных позиций в какой-либо конкретной сфере деятельности.
Стратегические цели
• Увеличение доли рынка;
• Более высокое и надежное положение в отрасли;
• Повышение качества продукции;
• Снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами;
• Расширение и улучшение номенклатуры продукции;
• Повышение репутации компании среди клиентов;
• Улучшение обслуживания клиентов;
• Признание компании лидером в области технологий и/или инноваций;
• Повышение конкурентоспособности на международных рынках;
• Увеличение возможностей роста;
• Полное удовлетворение запросов клиентов.
Финансовые и стратегические цели являются приоритетными. Однако иногда возникают затруднения, когда фирма стоит перед выбором между действиями, связанными с достижением краткосрочных финансовых показателей и усилиями по упрочению ее положения в долгосрочной перспективе. Если фирма имеет низкие финансовые показатели, менеджеры должны сосредоточить свое внимание на краткосрочных финансовых показателях, пренебрегая мерами, рассчитанными на долгосрочную перспективу и освоение новых рынков. Если финансовые результаты неплохие, важность решения задач по упрочению конкурентных позиций фирмы в долгосрочной перспективе превышает необходимость улучшения финансовых показателей.
Завоевание более сильной конкурентной позиции в долгосрочной перспективе выгоднее для акционеров, чем краткосрочное улучшение финансовых показателей компании.
Концепция стратегического намерения. Стратегические цели важны потому, что они описывают стратегическое намерение фирмы занять определенное место в бизнесе. Стратегическим намерением крупной компании может быть завоевание лидирующих позиций в отрасли на национальном или мировом уровне. Стратегическим намерением небольшой компании может быть достижение доминирования в определенной рыночной нише.
Стратегическое намерение компаний, связанных с высокими технологиями и инновациями, формулируется как стремление лидировать в области открытий и разработки новых товаров, удовлетворяющих растущие запросы клиентов.
Цели не должны представлять собой все то, что было бы неплохо сделать по мнению руководства. Категория желательности не должна иметь места при постановке целей. Для того, чтобы намеченные цели служили инструментом для стимулирования организации в использовании всего ее потенциала, они должны соответствовать критерию "трудно, но выполнимо". Чтобы определить, удовлетворяют ли они этому критерию, цели должны быть рассмотрены со следующих позиций:
• Какой уровень показателей реально возможен при данных отраслевых и конкурентных условиях?
• Каких результатов должна достичь компания, чтобы ее деятельность была успешной?
• Какой производительности организация может достичь, если ее стимулировать?
При этом переплетаются вопросы постановки целей и разработки стратегии. Стратегические направления, например, не могут быть определены в финансовом вакууме: какую бы ни выбрали стратегию, должны быть в наличии деньги для ее исполнения.
Если компания не может достичь намеченных целей, следуя своей текущей стратегии, то ей необходимо скорректировать цели или стратегию для работки лучшего их сочетания.
Плановые показатели должны быть установлены не только для организации в целом, но и для каждого подразделения, каждой товарной группы, функционального или обеспечивающего отделов. Только тогда, когда каждый руководитель — от исполнительного директора до руководителя самого низшего уровня — отвечает за достижение конкретных результатов в своих подотчетных структурных единицах, процесс постановки целей становится завершенным.
3.3 Разработка стратегического плана развития организации
Общая стратегия компании исходит изначально из модели поведения фирмы и предложенных менеджерами новых идей. Из многих выполнимых вариантов менеджер изыскивает новые возможности. При этом необходимо выявить грани управленческого плана роста предприятия, т.е. определить те действия, которые определяют позиции компании на рынке и которые закладывают основу для успеха в будущем.
Менее приоритетные вопросы (увеличение рекламного бюджета, рост дивидендов, рутинный процесс управления (приватизация или аренда помещений и т. д.) не являются основными для стратегии, даже если с ними приходится иметь дело. Стратегия однозначно ориентирована на действия, она связана с тем, что делать, когда это делать и кто будет это делать. До тех пор, пока нет действия, пока не начнет происходить что-то, пока кто-то не сделает что-то, стратегическое мышление и планирование — просто потеря времени.
В крупных фирмах решения по вопросам методов управления новыми направлениями развития принимаются корпоративным руководством, руководителями хозяйственных подразделений, главами крупных функциональных отделов корпорации в целом или ее подразделений (производство, маркетинг и продажа, финансы, трудовые ресурсы и т.д.). В диверсифицированной компании стратегии разрабатываются на четырех различных организационных уровнях:
· Корпоративная стратегия (стратегия для компании и сфер ее деятельности в целом);
· Деловая стратегия (для каждого отдельного вида деятельности);
· Функциональная стратегия (для каждого функционального направления определенной сферы деятельности). Каждая сфера деятельности имеет производственную стратегию, стратегии маркетинга, финансов и т.д.
· Операционная стратегия (более узкая стратегия для основных структурных единиц: заводов, торговых представителей, отделов внутри функциональных направлений).
На отраслевом предприятии существуют только три уровня – отсутствует корпоративная стратегия.
Корпоративная стратегия
Корпоративная стратегия состоит в том, как диверсифицированная компания утверждает свои деловые принципы в различных отраслях, а также в действиях и подходах, направленных на улучшение деятельности тех групп предприятий, в которых она диверсифицировалась.
Разработка корпоративной стратегии для диверсифицированной компании предусматривает четыре вида действий.
1. Действия по достижению диверсификации. Первая проблема — это проблема определения сфер деятельности, в частности, в каких отраслях промышленности будет действовать корпорация и каким образом: путем открытия новой компании или приобретения существующей (устойчивого лидера, вновь образованной компании, проблемной фирмы, но с хорошими потенциальными возможностями). Этот аспект определяет, будет ли диверсификация ограничиваться несколькими отраслями промышленности или распространится на многие другие
2. Шаги по улучшению общих показателей работы в тех omp аслях, где уже действует корпорация. По мере утверждения позиции корпорации в выбранных отраслях корпоративная стратегия концентрируется на путях улучшения работы во всех сферах ее деятельности. Решения должны быть приняты в отношении усиления конкурентных позиций в долгосрочной перспективе и увеличения доходности предприятий, в которые вложены средства. Материнские компании могут помочь дочерним фирмам быть более успешными, финансируя дополнительные мощности и мероприятия по повышению эффективности производства; предоставляя недостающие управленческие технологии и ноу-хау; приобретая другую компанию; действующую в той же отрасли, объединяя два направления в одно, более эффективное; приобретая компанию, которая уже имеет сильные позиции на рынке; отказываясь от непривлекательных или несоответствующих долгосрочным планам корпорации сфер бизнеса.
3. Нахождение путей получения синергетического эффекта среди родственных хозяйственных подразделений и превращение его в конкурентное преимущество. Расширяя свою деятельность в бизнесе с похожими технологиями, аналогичным характером работы и каналами сбыта, теми же покупателями или другими похожими условиями, компания достигает преимущества перед фирмой, переключающейся на абсолютно новую для нее деятельность в несвязанных отраслях. При родственной диверсификации компания имеет возможность осуществлять передачу навыков опыта, совместно использовать мощности, тем самым снижая общие издержки, повышая конкурентоспособность некоторых изделий компании, улучшая возможности определенных подразделений, способных обеспечить конкурентное преимущество. Чем сильнее связь между различными направлениями деятельности компании, тем больше возможностей для совместных усилий и достижения конкурентных преимуществ. Эта, так называемая «связанная диверсификация» является эффективным средством улучшения показателей работы корпорации и, следовательно, повышения доходов акционеров.
4. Создание инвестиционных приоритетов и перелив ресурсов корпорации в наиболее перспективные области. Различные сферы деятельности диверсифицированной корпорации отличаются друг от друга с точки зрения инвестирования дополнительных средств. Руководителю компании необходимо ранжировать привлекательность инвестирования в различные сферы деятельности, направляя средства в наиболее перспективные направления. Ограничение свободы на инвестирование в непродуктивное производство позволяет передислоцировать средства в наиболее обещающие хозяйственные подразделения или выделить их на приобретение новых привлекательных компаний.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 317.