Существуют два вида целей: финансовые и стратегические.
Финансовые цели обязательны, так как при нехватке финансовых средств компания может остаться без ресурсов, необходимых ей для развития. Финансовые цели предполагают увеличение таких показателей, как объем прибыли, отдача от инвестиций, приток наличности, размеры займов и дивидендов
Стратегические цели направлены на укрепление конкурентных позиций компании на рынке, на обеспечение более высоких темпов роста, чем в среднем по отрасли, на увеличение доли рынка, на улучшение качества продукции и предоставляемых услуг по сравнению с конкурентами, на достижение низкого уровня издержек, на повышение репутации фирмы.
Достижение определенных стратегических целей не менее важно, чем достижение определенных финансовых показателей.
Проникновение на зарубежные рынки, использование передовых технологий и развитие различных возможностей роста также являются стратегическими целями. Таким образом, при определении целей надо иметь в виду не только достижение хороших финансовых показателей, но и долгосрочное развитие бизнеса, и действия по усилению конкурентоспособности фирмы.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ЦЕЛИ НЕКОТОРЫХ ИЗВЕСТНЫХ ФИРМ
Nations Bank : Создать компанию № 1 по оказанию финансовых услуг в США.
Газпром: Стать крупнейшей компанией по поставкам газа для стран Европы.
АТМ: Удовлетворять наших клиентов, организовав продажу автомобилей отечественного и зарубежного производства и их качественное обслуживание по всей Архангельской области, расширить спектр предоставляемых услуг, повышая производительность труда на наших предприятиях и совершенствуя процессы производства и качество обслуживания, налаживая контакты со служащими фирмы, а также с профсоюзами, дилерами и поставщиками.
Северсталь: Стать лидером в производстве стали с наименьшими издержками и превысить показатель средней доходности акций промышленных предприятий Европы.
Atlas Corporation : Стать предприятием средних размеров с низкими издержками и производить (добывать) на 125 000 унций золота в год больше, создавая золотой запас в 1 500 000 унций.
Внешторгбанк (ВТБ): Достигнуть доходности по акциям выше, чем в среднем по РФ, роста прибыли в 5% или выше.
Корпорация «Илим Палл Энтерпрайз» (ОАО «Котласский ЦБК», ОАО «ЦБК» г. Братск, Усть-Илимский ЛПК и др.). Занять первое место в общероссийском рейтинге наиболее значимых компаний и предприятий для экономики страны. Достичь годового оборота более 26 млрд. руб. в год. Создать на инфраструктуре действующих предприятий производства новых, действующих предприятий по производству новых, высокорентабельных видов продукции, в том числе высококачественных сортов бумаги и картона, развитие импортозамещения, совершенствование структуры потребления древесного сырья, вовлечь в переработку сырья из низкопродуктивных спелых и перестойных хвойных лесов, а также ресурсов лиственной древесины.
2.3 Разработка стратегии и ее реализация
Цели — это результаты, а стратегия означает определение путей их достижения. Чтобы разработать стратегию, необходимо изучить внутреннее состояние фирмы и внешние факторы. Только четко представляя положение своей компании на рынке, учитывая его особенности, можно лучше определить стратегию достижения намеченных целей и финансовых результатов. Неправильная оценка ситуации повышает риск разработки неверных стратегических действий.
Стратегия должна быть одновременно и проективной (направленной) и реактивной (адаптирующейся).
Стратегия компании состоит из продуманных целенаправленных действий и реакции как на непредвиденное развитие событий, так и на усилившуюся конкурентную борьбу. Однако из-за изменений во внешней среде всегда остается достаточная степень неопределенности в будущем, и нельзя предусмотреть все стратегические действия заранее.
Стратегию лучше всего рассматривать как комбинацию из запланированных действий и быстрых решений по адаптации к изменениям во внешней среде.
Компания может столкнуться с двумя опасностями.
Первая — это устаревшая стратегия. Чем быстрее меняется ситуация на рынке, тем в большей степени успех зависит от умения менеджера отслеживать изменения во внешней и внутренней среде и вносить стратегические поправки. Основываться на уравновешенных стратегических трендах более рискованно, чем вносить изменения. Стратегии, которые все дальше и дальше уходят от рыночных реалий, приведут компанию к краху.
Вторая опасность — образ мышления «улитки», направленный внутрь фирмы. Менеджеры, не обладающие достаточными предпринимательскими навыками, обычно не любят рисковать и сильно колеблются, переходя на новый стратегический курс. В таких случаях менеджеры концентрируют свою энергию и внимание на решении внутренних проблем. Стратегические действия разрабатываются в соответствии с традиционными подходами, что вполне устраивает внутренние политические коалиции и безопасно как в организационном отношении, так и с точки зрения карьеры. Стратегии, разработанные «изнутри», частично оторваны от отрасли, где работает фирма, и от конкурентной борьбы. Более того, решение внешних проблем часто приносится в жертву урегулированию внутренних споров. Чем слабее предпринимательский талант менеджера, тем выше вероятность применения именно такой стратегии, в результате чего снижается конкурентоспособность фирмы и ее способность удовлетворять требования клиентов.
Хорошим барометром предпринимательских навыков менеджера является его реакция на новые стратегические возможности, то, как он воспринимает инновации других компаний, его действия по улучшению работы организации. Такие менеджеры обычно являются первопроходцами, быстро воспринимают все новшества, берут на себя определенную долю риска и инициируют кардинально новые стратегии.
Стратегия компании должна обновляться с целью приведения в соответствие существующей стратегии новым рыночным условиям.
Стратегические шаги и новые подходы являются необходимой частью любого бизнеса. Стратегия формируется постепенно, а затем реформируется, когда число изменений начинает увеличиваться, т.е. количество должно перейти в качество. Текущая стратегия представляет собой набор подходов менеджеров фирмы, их действий и потенциальных шагов в стадии планирования. Однако в кризисных ситуациях многие стратегические шаги зачастую приходится делать быстро.
В этих случаях стратегия компаний редко хорошо продумывается и может не выдержать проверку временем. Даже лучшие бизнес-планы должны предусматривать приспособление к непредвиденным событиям. Вот почему разработка стратегии — динамический процесс, и менеджер должен регулярно оценивать ситуацию, пересматривать и обновлять стратегию.
Однако, когда ситуация изменяется настолько быстро и фундаментально, что бизнес-план отстает от нее, именно менеджеры виноваты в слабом стратегическом анализе и планировании.
Стратегия компании состоит из множества ответов на вопрос "как?":
- как развито дело?
- как удовлетворить своих клиентов?
- как обогнать конкурентов?
- как ответить на изменяющиеся рыночные условия?
- как управлять отдельным функциональным звеном предприятия?
- как достичь стратегических и финансовых целей?
В бизнесе имеется большая степень свободы выбора стратегии. Поэтому содержание описания стратегии компании должно в большей степени наводить на размышления, чем быть застывшей формулой.
Стратегии компании видны только частично. Существует определенная часть стратегии, которая скрыта от окружающих, — это те шаги, которые менеджеры только рассматривают и не раскрывают их до нужного момента.
Разработка стратегического видения и миссии компании, установление целей и выбор стратегии — главные задачи по определению направления ее развития. Они показывают, в каком направлении движется организация, ее кратко- и долгосрочные цели, а также предпринимаемые шаги и действия в достижении намеченных результатов. Все это вместе составляет стратегический план.
Однако годовые стратегические планы редко содержат в себе все стратегические события, которые будут иметь место в ближайшем году. Непредвиденные события заставляют менеджеров изменять спланированные действия и принимать внеплановые меры. Нельзя откладывать изменения стратегии до тех пор, пока не придет время работать над стратегическим планом следующего года. Стратегические планы, принятые с запозданием и вовремя не скорректированные, не имеют никакого смысла. Задача реализации стратегии состоит в понимании того, что необходимо сделать, чтобы стратегия работала и были соблюдены намеченные сроки ее исполнения.
Работа по реализации стратегии первоначально относится к сфере административных задач, которая включает в себя следующие основные моменты:
· создание организационных возможностей для успешного выполнения стратегии;
· управление бюджетом с целью выгодного размещения средств;
· определение политики фирмы, обеспечивающей реализацию стратегии;
· мотивацию служащих для более эффективной работы, при необходимости видоизменение их обязанностей и характера работы с целью достижения наилучших результатов по реализации стратегии;
· увязывание размеров вознаграждения с достижением намеченных результатов;
· создание благоприятной атмосферы внутри компании;
· создание обстановки, обеспечивающей персоналу компании условия для эффективного исполнения своих стратегических ролей;
· использование самого передового опыта для постоянного улучшения работы;
· обеспечение эффективного руководства и контроля за реализацией стратегии.
Цель руководства состоит в создании системы оценки соответствия между тем, как выполнена работа, и тем, что необходимо для эффективной реализации стратегии. Качество разработки этой системы определяет качество реализации стратегии. Наиболее важные зависимости — между стратегией и организационными способностями, между стратегией и размером вознаграждения, между стратегией и внутренней политикой, обеспечивающей проведение работ, между стратегией и корпоративной культурой.
Соответствие между организацией работы внутри компании и тем, что позволяет эффективно реализовать стратегию, делает компанию единым целым перед началом осуществления своих планов. Каждый менеджер обязан подумать над вопросом: "Что нужно сделать на моем участке, чтобы внести свой вклад в выполнение общей стратегии, и как я могу это сделать наилучшим образом?"
Дата: 2019-12-09, просмотров: 219.