Какие конкурентные силы действуют в отрасли и каково их влияние?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для анализа ситуации в отрасли и конкурен­ции в ней проводится изучение идущей в отрасли кон­курентной борьбы, выявление ее источников и оценка степени воздействия конкурентных сил. Этот шаг анализа особенно важен, так как невозможно разработать полноценную стратегию без глубокого понимания характера конкуренции в отрасли.

4.1.2.1. Модель пяти сил конкуренции. Даже несмотря на то, что влияние конкуренции в каждой отрасли различно, сам по себе характер конкуренции сходен. Профессор М. Портер охарактеризовал состояние конкуренции в отрасли пятью конкурентными силами:

- соперничество между продавцами внутри отрасли;

- попытки компаний из других отраслей завоевать покупа­телей своими товарами-субститутами;

- возможность появления новых конкурентов внутри отрасли;

- способность поставщиков сырья и деталей, используемых фирмой, диктовать свои условия;

- способность потребителей продукции фирмы диктовать свои условия.

Эта предложение широко используется при систематической диагностике основных конкурентных сил, влияющих на рынок, и определении степени воздействия каждой из них.

· Соперничество между продавцами. Из этих сил наибольшее влияние оказывает конкурентная борьба между соперничающими фирмами, предоставляющими однотипные товары и услуги.

Конкуренция возникает в связи с тем, что у одной или не­скольких фирм появляется возможность лучше удовлетворить нужды потребителей или необходимость улучшить свою дея­тельность.

Сила конкуренции между фирмами проявляется в том, насколько энергично они используют средства конкурентной борьбы, такие как: более низкие цены, улучшенные характеристики товара, более высокий уровень обслуживания потребителей, длительные сроки гарантийного периода, специальные способы продвижения то­вара на рынок, выпуск новых товаров. Конкуренция может носить мирный характер, а может вестись не на жизнь, а на смерть, в зависимости от того, насколько частые и агрессивные действия, угрожающие конкурентам (снижающие их прибыль­ность), предпринимает фирма. Обычно конкуренты стремятся придать какие-либо новые черты своей продукции, что отвечает желаниям потребителей. В то же время фирмы стремятся ис­пользовать для укрепления своих позиций слабости друг друга.

Существует несколько факторов, которые в любой отрасли влияют на интенсивность конкуренции.

а) Конкуренция усиливается с увеличением числа соперни­чающих фирм, по мере того как выравниваются их раз­меры и объемы производства. Чем большее число соперников, тем больше вероятность появления новых, творческих стратегических инициатив. Суть в том, что когда фирмы-конкуренты примерно равны по своим размерам и объемам производства, они находятся при­мерно в равных условиях, и одной или двум фирмам сложно выиграть конкурентную "битву" и занять лиди­рующее положение на рынке.

б) Конкуренция сильна, когда спрос на продукцию растет медленно. На быстрорастущем рынке места хватает всем. Однако, когда рост замедляется или покупательский спрос неожиданно пада­ет, компании, ориентирующиеся на расширение произ­водства, или фирмы с излишком производственных мощ­ностей часто снижают цены и используют другие приемы наращивания объема продаж. Борьба за долю рынка выталкивает с него слабые и менее эффективные фирмы. Тогда отрасль кон­солидируется в малочисленную группу производителей, каждый из которых имеет сильные позиции.

в) Конкуренция усиливается, если фирмы идут на снижение цен или на при­менение других средств увеличения объемов продаж и объемов производства. Постоянные издержки в любом случае составляют значительную часть затрат на произ­водство, но стоимость одной единицы продукции снижа­ется при полной или почти полной загрузке производст­венных мощностей. Незагру­женные же мощности вызывают заметное увеличение стоимости одной единицы продукции. Если спрос сокращается и загрузка произ­водственных мощностей падает, давление возрастающей себестоимости единицы продукции толкает фирмы на за­ключение секретных соглашений о снижении цен, на применение специальных скидок и других методов сти­мулирования продаж, что обостряет конкурентную борь­бу. Точно так же скоропортящиеся, сезонные продукты, продукты, которые дорого хранить, могут выбрасываться на рынок по демпинговым ценам, когда давление конку­ренции вынуждает одну или несколько компаний избав­ляться от излишних запасов.

г). Конкуренция усиливается, когда затраты покупателей при переходе с потребления одной марки на потребление другой невелики. С одной стороны, низкие затраты на смену марки облегчают фирмам задачу переманивания потребителей продукции конкурирующих компаний. С другой стороны, высокие затраты при смене марки за­щищают производителей от попыток соперников при­влечь потребителей их продукции.

д) Конкуренция усиливается, когда одна или несколько компаний не удовлетворены своей долей рынка и пыта­ются ее увеличить за счет доли конкурентов. Фирмы, по­зиции которых слабеют или которые испытывают финан­совые трудности, часто действуют агрессивно, покупая более мелкие фирмы-конкуренты, внедряя новые продук­ты, увеличивая расходы на рекламу, устанавливая специ­альные цены и т. д. Такие действия могут начать новый раунд конкурентной борьбы за долю рынка.

е) Конкуренция усиливается пропорционально росту при­были от успешных стратегических решений. Чем выше потенциальная прибыль, тем больше вероятность того, что другие фирмы будут стремиться эту прибыль получить. Размер прибыли зависит от того, как скоро последует от­вет конкурентов. Когда их ответные действия запаздыва­ют (или их вообще нет), компания, первой применившая новую конкурентную стратегию, может извлекать доходы в течение определенного периода и, возможно, так захватить инициативу, что соперники будут обре­чены на отставание. Чем больше потенциальная прибыль для фирмы-первопроходца, тем больше шансов, что ка­кая-нибудь фирма рискнет сделать первый шаг.

ж) Конкуренция усиливается, когда затраты на то, чтобы покинуть рынок выше, чем на то, чтобы ос­таться на нем и принять участие в конкурентной борьбе, Чем выше барьеры на пути ухода с рынка (т. е. чем до­роже покинуть рынок), тем больше решимость фирм ос­таться и бороться изо всех сил, несмотря на то, что их доходы достаточно низки или они даже несут потери.

з) Ход конкуренции тем менее предсказуем, чем больше различаются приоритеты фирм, их стратегия, ресурсы, личные качества их руководителей и страны, где они за­регистрированы. Различия среди компаний приводят к тому, что становится очевидным, когда некоторые из них пытаются "раскачать" рынок, применяя нестандартные методы и подходы и делая тем самым конкурентную среду менее стабильной. Появление на рынке новых иностранных компаний с низкими про­изводственными издержками, если они хотят захватить долю рынка, наверняка будет фактором, обостряющим соперничество.

и) Конкуренция усиливается, когда крупные компании, действующие в других отраслях, приобретают какую-либо разоряющуюся фирму в данной отрасли и приступают к осуществлению решительных и хорошо финансируемых мероприятий по превращению купленной ими фирмы в лидера рынка.

 Считается, что конкуренция интенсивна, если действия фирм-конкурентов снижают среднюю прибыль в отрасли, уме­ренна, если большинство фирм получает вполне приемлемую прибыль, и слаба, если большая часть компаний отрасли может получать прибыль выше средней, вкладывая средства лишь в производственные инвестиции. Частые резкие обострения со­перничества делают конкурентную борьбу в отрасли жестокой.

· Влияние на конкуренцию в отрасли товаров-субститутов. Фир­мы одной отрасли промышленности могут вступать в отно­шения острой конкуренции с фирмами другой отрасли, поскольку выпускаемые ими товары являются взаимозаменяемыми.

Воздействие на конкуренцию товаров-субститутов проявля­ется по-разному. Во-первых, наличие доступных и конкуренто­способных по цене товаров-субститутов заставляет компании промышленных отраслей установить цены, которые позволят потребителям не переходить на заменители, а самим компаниям не подорвать свое положение на рынке. Этот потолок цен в то же самое время ограничивает прибыли, которые могут получить производители, если они не найдут способы ограничить расхо­ды. В том случае, когда заменители дешевле, чем продукты, выпускаемые в отрасли, в условиях острой конкуренции фирмы данной отрасли могут принять решение о снижении цен и найти способы компенсировать падение цен за счет сокращения рас­ходов. Во-вторых, наличие заменителей дает возможность по­требителям сравнить качество и характеристики продукции, а не только ее цену.

В условиях жесткой конкуренции со стороны продуктов-субститутов фирмы должны внушить потребителям, что их продукт имеет больше преимуществ по сравнению с заменителем. Это требует разработки такой стратегии, которая позволит дифференцировать изделие от товаров-субститутов посредством сочетания более низких цен, более вы­сокого качества, лучшего обслуживания и более желательных для потребителя возможностей использования.

Еще один важный показатель конкурентной силы замените­лей оценивает, сложно ли для потребителей переключиться на заменители и насколько это дорого для них.

Издерж­ки, необходимые для перехода на использование новой продук­ции, включают стоимость переподготовки служащих, стоимость дополнительно приобретенного оборудования, стоимость техни­ческой помощи, необходимой для перестройки, расходы време­ни и средств на проверку качества и надежности заменителя, а также психологические издержки, необходимые для ликвидации старых связей с поставщиками и установления новых связей.

Если расходы на такое переключение высоки, продавцы замени­телей должны компенсировать основную часть расходов или предложить особые преимущества от использования их товара для того, чтобы переманить потребителей. Если издержки на такую перестройку низкие, продавцам товаров-субститутов гораздо легче убедить покупателей сделать выбор в пользу их изделий.

Как правило, чем ниже цена заменителей, чем выше их качество и эксплуатационные характе­ристики и чем ниже издержки пользователя, тем выше воздейст­вие на конкуренцию со стороны товаров-субститутов. Самые на­глядные показатели конкурентной силы этих товаров — это темпы роста их продаж, пути их продви­жения на рынке, расширение объема производства, планируемое продавцами, а также размер получаемой ими прибыли.

· Влияние на конкуренцию фирм, собирающихся выйти на данный отраслевой рынок. Фирмы, только что появившиеся на рынке, обладают новыми производственными мощностями, желанием обеспечить себе долю рынка и иногда значительными ресурса­ми, необходимыми для конкурентной борьбы. Серьезность угро­зы появления новых конкурентов зависит от двух факторов: барьеров на пути проникновения на рынок нового соперника и ожидаемой на это реак­ции компаний, уже действующих на рынке. Если новичку сложно заполучить долю рынка и/или по экономическим причинам его положение менее благоприятно, чем положение фирм, уже действующих на данном рынке, то зна­чит в отрасли существуют барьеры, препятствующие проникнове­нию на рынок. Эти барьеры бывают нескольких типов:

- Экономия на масштабах производства. Экономия на масшта­бах производства отпугивает потенциальных конкурентов, так как она вынуждает производить сразу большой объем продукции (что дорого и, возможно, рискованно) или ставит их в невыгод­ное положение по издержкам (снижает прибыль). Новички на рынке, готовые производить сразу большой объем продукции, могут создать ситуацию перепроизводства в отрасли и предста­вить собой угрозу для других фирм, на что те отвечают соответ­ствующим образом (снижая цены, увеличивая затраты на рекла­му и т.д.), стремясь сохранить свои позиции. В любом случае новичок должен быть готов к низким доходам.

Экономия на масштабах касается не только производства, но и рекламы, маркетинга, сбыта, финансирования, послепродажного обслуживания, приобретения сырья и НИОКР.

- Невозможность доступа к технологии и ноу-хау. Многие от­расли требуют технологически сложного оборудования и навы­ков, которые новичкам не всегда просто приобрести. Патенты на ключевые технологии представляют собой барьер на пути новичков точно так же, как и отсутствие квалифицированного персонала или невозможность выполнения сложных производ­ственных операций. Фирмы, уже действующие на рынке, тща­тельно охраняют ноу-хау, которые дают им преимущество в технологии и производительности. Новички не смогут конкури­ровать на том же техническом уровне без доступа к таким спе­циальным ноу-хау.

- Эффект кривой "обучение/опыт". Когда снижение себестоимо­сти продукции происходит преимущественно благодаря эффекту кривой опыта, новички оказываются в менее благоприятном поло­жении с точки зрения издержек, чем существующие на рынке конкуренты с большим опытом в производстве данного товара.

- Приверженность потребителей к определенным маркам. Потребители часто проявляют верность уже существующим маркам. Такая приверженность означает, что компания, собирающаяся выходить на рынок, должна быть готова потратить значительные суммы на рекламу и продвижение своих товаров, чтобы преодолеть потребительские предубеждения и создать собственный круг покупателей. Этот процесс длителен и может потребовать крупных финансовых вложений

- Необходимый размер капиталовложений. Чем больше денеж­ных средств необходимо вложить, чтобы успешно обосноваться на рынке, тем уже круг фирм, имеющих возможность это сде­лать. Для этого необходимы средства для покупки или строительства предприятия, покупки оборудования, созда­ния необходимых запасов, финансирования потребительского кредита, рекламы и продвижения товаров, создания своего круга покупателей и покрытия убытков, которые фирма несет на на­чальном этапе своей деятельности.

- Неравенство в издержках, не зависящее от размеров предпри­ятия. Фирмы, давно действующие на рынке, могут иметь более низкий уровень издержек. Этого уровня фирма-новичок не всегда может достичь, несмотря на свои размеры. Такое пре­имущество может быть достигнуто за счет лучшего и более де­шевого сырья, владения патентами и ноу-хау, выгод от эффекта кривой опыта, удобного расположения, низкой стоимости кре­дитов, а также за счет того, что предприятие было построено и оборудовано раньше по более низким ценам.

- Доступ к каналам сбыта. В случае с потребительскими това­рами новичок может столкнуться с проблемой доступа к кана­лам сбыта. Оптовые продавцы могут сдержанно относиться к товару, не известному покупателям. Возможно, что розничную сеть надо будет создавать заново. Розничных продавцов необхо­димо будет убедить выставить в своих витринах образцы новой продукции и обеспечить ей приемлемый гарантийный срок. Чем увереннее себя чувствуют фирмы-старожилы, чем крепче они держат оптовую сеть в своих руках, тем серьезнее препятствия на пути новичков.

- Действия контролирующих органов. Правительственные орга­ны могут ограничить или запретить доступ на рынок при помо­щи лицензий и разрешений. Регулируемые отрасли, такие как банковская, страховая, радио и телевидение, продажа спиртных напитков и железнодорожный транспорт, характеризуются тем, что доступ в них контролируется государством. На мировом рынке национальные правительства ограничивают доступ на рынки своих стран иностранных компаний, и все иностранные инвестиции нуждаются в одобрении государственных органов. Установленные правительством строгие стандарты безопасности и защиты окружающей среды также являются барьерами на пути проникновения на рынок, так как из-за них могут увеличить затраты по выходу на рынок.

- Тарифы и нетарифные ограничения. Национальные правитель­ства часто устанавливают тарифные и нетарифные барьеры (антидемпинговое законодательство, обязательное участие мест­ных фирм, квоты) для затруднения доступа на их рынок ино­странных фирм. Даже если фирма, собравшись выйти на новый рынок, энергично старается преодолеть барьеры, препятствующие ее проникновению, она по-прежнему сталкивается с вопросом, как будут реагировать конкурирующие компании. Будут ли фирмы, давно действующие на рынке, пассивными или будут яростно защищать свои позиции при помощи снижения цен, увеличения затрат на рекламу, модернизации продукции или других средств, которые могут осложнить жизнь новичку (точно так же, как и другим конкурентам)?

 Руководство фирмы, решая вопрос о проникновении на новый рынок, очень часто бывает вынуждено вновь задуматься о правильности такого шага, когда конкуренты ясно дают понять, что будут сражаться за свои позиции на рын­ке против прихода фирмы-новичка и когда они имеют финансо­вые ресурсы для этого. Фирма также может отказаться от своих планов выхода на рынок, если конкуренты имеют возможность договориться с дистрибьюторами и потребителями о сохранении своих прежних отношений.

Если ответ отрицательный, приход новых компаний не окажет силь­ного влияния на конкуренцию. Если ответ положительный (как, например, в случае, когда иностранные компании с дешевой продукцией ищут новые рынки), приход новых соперников окажет большое влияние на конкуренцию. Чем сильнее угроза появления новых конкурентов, тем больше оснований у фирм-старожилов укреплять свои позиции, затрудняя проникновение на рынок новичков.

Степень опасности прихода новых со­перников изменяется в зависимости от того, как развивается отрасль, и от увеличения или сокращения числа препятствий к проникновению на рынок. Например, истечение срока действия особо ценного па­тента значительно увеличивает угрозу появления новых кон­курентов. Техническое изобре­тение может сделать возмож­ной экономию на масштабах производства или создать какое-либо неизвестное ранее преимущество.

На мировом рынке препятствия к проникновению на национальные рынки иностранных фирм уменьшаются, если снижаются пошлины, если оптовые продав­цы и дилеры гонятся за иностранными товарами, а покупатель­ские предпочтения сдвигаются в сторону иностранных марок.

· Конкурентная сила поставщиков. Являются ли поставщики той или иной отрасли промышленности сильной или слабой конкурентной силой, зависит от условий, сложившихся в ней, фирм-поставщиков и от значимости товара для потребителя. Влияние со стороны поставщиков в значительной степени снижается, если изделие, которое они поставляют, является стандартным предметом по­требления, поставляемым на открытый рынок большим количе­ством фирм, полностью обеспечивающих спрос. Возможность выбора поставщика порождает кон­куренцию среди них. В этом случае поставщики могут воздейст­вовать на рынок только тогда, когда предложение их продукции ограничено, а потребители испытывают настолько острую необ­ходимость в ней, что готовы согласиться на условия, более предпочтительные для поставщиков. Конкурентная сила по­ставщиков также снижается в том случае, если на рынке появи­лись большие партии товаров-заменителей, а переключение на них не представляется сложным и не требует значительных затрат.

С одной стороны, поставщикам также труднее достичь своих целей, если одна из отраслей промышленности, которые они снабжают, является их основным потребителем. В этом случаев благосостояние поставщиков напрямую зависит от благо­состояния их основных потребителей. Поставщики ощущают необходимость защитить данную отрасль по­средством разумных цен, повышенного качества изделий, а также новых товаров и услуг, способных улучшить положение потребителей, увеличить их товарооборот и повысить прибыль, В случае, если фирмы той или иной отрасли промышленности поддерживают тесные производственные связи с большинством поставщиков, они могут получить ощутимую выгоду в виде изделий повышенного качества, своевременных поставок и снижения затрат на товарные запасы.

С другой стороны, если на продукцию поставщиков прихо­дится значительная часть издержек при производстве конечного изделия, если эта продукция играет решающую роль в процессе производства и/или если она в значительной степени влияет на качество производимых товаров, то конкурентная сила постав­щиков велика. Это, в частности, верно в том случае, когда не­сколько крупных компаний-поставщиков контролируют произ­водство большей части продукции своей отрасли и цены. В этом случае они могут оказывать тем большее давление на потребителей, чем сложнее и дороже пере­ход от одного поставщика к другому. Крупные поставщики, имеющие хорошую репутацию и все возрастающий спрос на свою продукцию, менее склонны к уступкам, чем поставщики, борющиеся за расширение круга своих покупателей или более полную загрузку своих производственных мощностей.

Конкурентная сила поставщиков также возрастает в том слу­чае, если они могут обеспечить поставку комплектующих изде­лий по более низким ценам, чем при производстве этих изделий самими фирмами-потребителями.

. Чем более вероятна угроза обратной интеграции в рынки поставщи­ков, тем быстрее достигают своих целей фирмы, ведущие переговоры относительно благоприятных условий сделок с поставщиками. Это возможно тогда, когда объемы поставок достигают такой величины, что фирме – потребителю становится экономически выгодно начать производство комплектующих собственными силами. Примером сильного конкурентного влияния со стороны поставщиков может служить ситуация, когда поставщики по той или иной причине не имеют возможности производить или у них нет достаточного сильного стимула для того, чтобы обеспечить поставку изделий соответствующего качества. Например, если фирмы-поставщики будут поставлять комплектующие изделия с высоким уровнем дефектности или выходящие из строя, то фирмы-производители готовой продукции вынуждены будут нести такие затраты по гарантийному обслуживанию и замене дефектных запча­стей, что пострадают их прибыли, репутация и конкурентная пози­ция на рынке.

· Конкурентная сила покупателей. Конкурентная сила покупа­телей так же может колебаться от значи­тельной до слабой. Покупатели пользуются преимуществами в сделках в целом ряде случаев. Они наиболее очевидны, если покупатели крупные, и если они приобретают значительную долю изделий, выпускаемых промышленностью. Чем крупнее покупатели и чем больше количество изделий, которое они приобретают, тем больше их возможности влияния на ход пе­реговоров с продавцами. Нередко крупным покупателям удается добиться уступок в цене и других благоприятных условий для себя. Покупатели выигрывают и в том случае, если затраты, обусловленные переходом на конкурирующие изделия или за­менители, относительно низки. В любое время покупатели могут удовлетворить свои запросы, обратившись к нескольким про­давцам, а не ориентироваться на какую-то одну марку товара, так как у них есть дополнительные возможности для перегово­ров. Если изделия продавцов идентичны, то из­держки покупателей при смене продавцов будут малы или све­дены к нулю. Однако, если изделия продавцов значительно отличаются друг от друга, покупатели не смогут перестроиться без больших для себя затрат.

И последнее, не все покупа­тели обладают равными возмож­ностями торговаться с продавца­ми, а некоторые из покупателей обращают меньше внимания на цену, качество и обслуживание. Например, в легкой промышлен­ности большинство производите­лей должны учитывать значительное влияние покупателей и их конкурентную силу, когда они используют розничные кана­лы распределения. Но они могут постав­лять свою продукцию небольшими частями в магазины по более выгодным для себя ценам.

4.1.2.2 Стратегический смысл пяти конкурентных сил. Ценность мо­дели пяти сил конкуренции состоит в том, что она помогает определить структуру этих сил.

Для того, чтобы проанализировать конкурентное окружение, руководителям следует оценить возможности каждой из пяти конкурирующих сил. Коллективное воздействие этих сил опреде­ляет характер конкурентной борьбы на данном рынке. Как прави­ло, чем сильнее силы конкуренции, тем ниже коллективная рен­табельность конкурирующих фирм. Наиболее острая конкуренция возникает в том случае, когда эти пять сил создают жесткие условия на рынке, обес­печивая на перспективу субпари­тетную прибыльность или рав­ную убыточность для преобла­дающего числа фирм. Структура конкуренции в отрасли явно не­привлекательна с точки зрения прибыльности, если соперничество между продавцами очень сильное, барьеры выхода на рынок низкие, конкуренция со сто­роны продуктов-заменителей высока, и как продавцы, так и по­купатели могут получать значительные выгоды от участия в сдел­ках. Но если конкурентные силы в целом не оказывают значи­тельного влияния на положение в отрасли, то эта отрасль стано­вится благополучной и привлекательной с точки зрения получе­ния сверхприбыли.

Идеальная конкурентная среда в отношении получения при­были — это такая среда, в которой и поставщики, и покупатели имеют слабую позицию на торговых переговорах, когда нет хороших заменителей, входные барьеры выхода на рынок отно­сительно высоки и конкуренция между существующими продав­цами довольно умеренная. Однако, если хотя бы некоторые из пяти конкурентных сил достаточно сильны, отрасль может быть привлекательной с точки зрения конкуренции только для тех фирм, чье положение на рынке и рыночная стратегия обеспечи­вают достаточно хорошую защиту против давления конкурен­ции, чтобы обеспечить себе возможность получать прибыль, превышающую средний уровень.

Для того чтобы успешно выступать на рынке, не подвергая фирму отрицательному воздействию конкурентных сил, менед­жеры должны разработать стратегии, которые:

1) изолируют компанию от пяти сил конкуренции настолько, насколько это возможно;

2) повлияют на законы конкуренции в отрасли в выгодном для фирмы направлении;

3) обеспечат сильную на­дежную позицию, гарантирующую успех в конкурентной "игре", охватившей данную отрасль промышленности.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 293.