Роль исследований Н. Коперника в становлении гелиоцентрической картины мира
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Общие биографические сведения о Н. Копернике.

Н. Коперник (1473-1543) – мыслитель эпохи Возрождения, основатель научной астрономии, обосновавший гелиоцентрическую систему мира, философ, математик, инженер, экономист, юрист, врач и государственный деятель.

Происхождение:

Н. Коперник родился в семье богатого купца из г. Краков (Польша), переселившегося в г. Торунь (1460). После смерти отца определяющее влияние на духовное развитие и на дальнейшую судьбу Н. Коперника оказал его дядя, епископ Л. Ваченрод, правивший (при помощи капитула из 16 каноников) Вармийской епархией, церковным княжеством, находившимся в вассальной зависимости от Польской Короны.

Главные труды:

«Очерк нового механизма мира» (1505-1507), перевод с греческого языка на латынь беллетристического сборника «Нравственные, сельские и любовные письма византийского писателя Феофилакта Симокатты» (1509), «О монете» (1526, первая редакция – 1517), «Об обращениях небесных сфер» (1543).

Образование:

1 этап – начальное образование. Начальное образование Н. Коперник получает в школе в г. Торунь и в кафедральной школе в г. Влоцлавск.

2 этап – университетское образование. Этот этап делится на два периода:

1. польский (1491-1494): Ягеллонский университет в г. Краков;

2. итальянский (1496-1499): Болонский университет.

В Ягеллонском университете Н. Коперник проходит подготовку по следующим направлениям:

1. на первом курсе: математика, физика, теория музыки, основы медицины;

2. на втором-третьем курсах: философия (в особенности труды Аристотеля), античная литература, астрономия.

В Ягеллонском университете имелось серьезное для того времени техническое оснащение: глобусы, астролябии и многое другое.

В Болонский университет Н. Коперник был направлен для получения юридического образования, но заинтересовался астрономией (стал ассистентом астронома Д.М. ди Новара) и продолжил подготовку в этом направлении.

С 1501 по 1504 г. Н. Коперник учился в университетах г. Падуи и г. Феррары.

В это время Н. Коперник начинает выступать сторонником идеалов Возрождения, и именно тогда он впервые ставит под сомнение истинность общепринятых в ту эпоху воззрений на устройство мира.

Основные результаты научных исследований Н. Коперника.

В 1512 году Коперник оборудует обсерваторию в г. Фромборк (Фрауэнбург) и начинает активно вести астрономические наблюдения, получая известность в качестве ученого.

Это показывает тот факт, что в 1514 году Н. Коперник получает приглашение участвовать в реформе календаря, осуществлявшейся Павлом Миддельбургским (по решению Папы Римского Льва Х). Н. Коперник дает следующее заключение: реформа преждевременна; необходимо детальное исследование закономерных характеристик движения небесных тел.

В связи с этим Н. Коперник и начинает разрабатывать гелиоцентрическое учение, привлекая данные наблюдения и опираясь на труды некоторых античных мыслителей: Аристарха Самосского, римских философов Тита Лукреция Кара, Вергилия, а также ещё более древних натурфилософов Греции от Фалеса до Демокрита.

Суть опровержения геоцентризма, который излагается в античности Птолемеем в книге «Альгамест» и оказывается в дальнейшем принятым в качестве несомненной истины иерархами римско-католической церкви.

Базовые элементы гелиоцентрической теории Н. Коперника:

1. представление о конечности Вселенной (ограниченной сферой неподвижных звезд);

2. опора на теорию циклов Птолемея в качестве математического аппарата (при смене общего угла зрения на характер движения небесных тел).

Аргументы Н. Коперника в пользу гелиоцентрической системы мира:

1. факт смещения звезд на небосклоне при движении наблюдателя с Севера на Юг; этот факт позволяет выявить относительность движения, а само движение тогда предполагает для своего измерения некоторую систему отсчета (сходные данные содержались уже в книгах древних мудрецов);

2. возможность простого объяснения на базе гелиоцентризма, почему величина прямого и попятного движения у планеты Сатурн относительно звезд меньше, чем у Юпитера, а у Юпитера меньше, чем у Марса, но на один оборот число смен прямых движений на попятные у Сатурна больше, чем у Юпитера, а у Юпитера больше, чем у Марса;

3. если Земля движется вокруг Солнца, то это объясняет, почему Солнце и Луна всегда движутся в одном направлении среди звезд с Запада на Восток, а другие планеты иногда движутся и в обратном направлении (Земля догоняет и обгоняет другие планеты при обращении вокруг Солнца)

Конфликт с церковью. Расхождения с общепринятыми взглядами было обнаружено не сразу. Первыми это делают протестанты М. Лютер и Ф. Мелахтон в 1531 году. Но лишь после того, как учение Н. Коперника получает развитие в работах Г. Галилея и Дж. Бруно, т.е. становится действительно учением (а не мнением частного лица), Римский Папа Павел V объявляет гелиоцентризм ересью. Это происходит в 1615 году, уже после смерти Н. Коперника. В следующем 1616 году Римский Папа издает постановление, в котором содержится следующее положение:

«...Учение, что Солнце находится в центре мира и неподвижно, ложно и нелепо, еретично и противно священному писанию. Учение же, будто Земля не находится в центре мира и движется, обладая к тому же суточным вращением, ложно и нелепо с философской точки зрения, с богословской же по меньшей мере ошибочно...»

С 1616 по 1828 годы книга Н. Коперника «Об обращениях небесных сфер» входит в Индекс запрещенных книг. Следовательно, только в XIX веке, уже утратив возможность активно влиять на светскую жизнь Европы, католическая церковь снимает запрет.

Научная состоятельность гелиоцентрическая концепции признается внецерковными кругами гораздо раньше. Но именно здесь, в научной среде, выявлена относительная достоверность идей, предложенных Н. Коперником. Н. Коперник исходит из неподвижности Солнца как точки отсчета для измерения движения остальных планет Солнечной системы. В то же время Солнце также находится в движении, вращаясь вокруг ядра Галактики.

 

Контрольные вопросы

1. Какие общие биографические сведения о Н. Копернике вы можете рассказать?

2. В чем заключаются основные результаты научных исследований Н. Коперника?

 

Дополнительная литература

1. Философия: В 2 ч. Ч. 1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2004. – С. 95-96.

2. Арсланов, В.Г. и др. Краткая история философии [Текст] / В.Г. Арсланов и др. – М., 2002. – С. 244-252.

3. Рыбка, Е., Рыбка, П. Коперник. Человек и мысль [Текст] / Е. Рыбка, П. Рыбка. – М., 1973.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 233.