Наука и мифология. Наука и магия.
Мифология как исторический предшественник науки.
Основные исследователи мифов и мифологических систем: Ф.В. Шеллинг, Э. Кассирер, М. Элиаде, Р. Барт, К. Леви-Стросс, А.Ф. Лосев и др.
Обобщенные признаки мифологического сознания:
1. анимизм;
2. синкретизм;
3. антропоморфизм;
4. аналогизм;
5. символизм;
6. традиционализм;
7. магизм.
Зарождение науки в условиях кризиса мифологического сознания и в рамках критики традиционной мифологии. Философия как протонаука.
Предпосылки возникновения научно-философских исследований:
1. развитие технологий;
2. усложнение общественного устройства;
3. выделение в древних обществах социальных групп, не занятых постоянным физическим трудом.
Мифологические сказания как отправная точка научно-философских исследований: первоначальное сохранение содержания (мифологических образов и идей) с практически полной заменой формы рассуждения (ориентация на логику и разум, а не веру и эмоции).
Существенные признаки научного сознания:
1. в период отождествления науки с философией (6 в. до н.э. – 17 в. н.э):
1.1. рационализм;
1.2. рефлексивность;
1.3. универсализм.
2. в эпоху зарождения современной естествоиспытательской науки (ок. 17 в. н.э.):
2.1. объективизм;
2.2. аналитизм;
2.3. натурализм;
2.4. формализм;
2.5. униморфизм;
2.6. ориентация на инновации;
2.7. технологизм.
Отличительные признаки технологии как продукта научного исследования от магии, производной от мифологических форм отношения к действительности:
технология | магия |
прагматизм (ориентация на общую эффективность или действенность (от греч. pragma – дело, действие)) | утилитаризм (деятельность, в основе которой лежит материальный расчет, стремление из всего извлекать выгоду) |
схематизм (опора на общие способы представления, разъясняющие принципы работы некоторого устройства, типичные способы его применения) | господство принципа подобия (направленность на поиск сходства в каком-либо отношении между явлениями, предметами, конкретность вариантов применения магических формул) |
опосредованность применения (установка на управление средством воздействия) | непосредственность применения (направленность на контроль над объектом воздействия) |
Примеры: технология сотовой телефонной связи и магические ритуалы культа Вуду.
Система знаний в древних обществах.
Знания в древних обществах как стадия преднауки по отношению к становлению научного познания в целом.
Признаки преднауки:
1. схематизм практических действий как главное направление исследований;
2. моделирование изменения объектов, включенных в практическую деятельность;
3. замещение реальных объектов в познании идеальными образованиями, построение первичных абстракций;
4. возможность предсказания состояний и поведения изучаемых объектов.
Социальные характеристики преднаучного знания:
1. сакрализация знания;
2. хранение знаний в тайне;
3. относительно узкий круг посвященных.
Примеры:
Астрономические знания в Древнем Вавилоне.
Первые упоминания о проведении астрономических наблюдений относятся к 19-16 вв. до н.э. (содержит правила предсказания, основанные на небесных и атмосферных явлениях). Древние вавилоняне не интересуются судьбами отдельных личностей (исключение составляют правители). Предсказания в глубокой древности основываются на наблюдаемых астрономических явлениях. Более практичный по направлению вид принимают исследования 7-6 вв. до н.э. Небесные тела изучаются с целью составления личных гороскопов, т.е. предсказаний личной судьбы отдельных людей на основе перемещения Луны, Солнца и других планет и звезд.
Геометрические знания древних египтян. Геометрические фигуры здесь – модели земельных участков. Операции разметки участка осуществляются с помощью мерной веревки. Веревка закрепляется на конце при помощи колышков. Это позволяет проводить дуги на поверхности. Такие способы измерения схематизируются в Древнем Египте, выступая основой построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки. Такая деятельность послужила почвой для возведения пирамид, организации и выполнения ирригационных работ в дельте Нила.
Натурфилософские знания в Древней Греции.
Первичные абстракции для обобщенного представления природных процессов (проблема «архе» (первоначала)). Фалес (к. 7-сер. 6 в.в. до н.э.): вода как основа мироздания. Гераклит (сер. 6 – сер. 5 в.в. до н.э.): в фундаменте мира – процесс (выражается в виде «первородного огня»). Левкипп и Демокрит (5 в. н.э.): теория атомов, мельчайших частиц вещества, из которых составлены материальные вещи. Пифагор, Платон, Аристотель (5-4 в.в. до н.э.): логико-математические основы реальности; мир как:
1. Гармония и Число (Пифагор);
2. воплощение вечных Идей или Эйдосов (Платон);
3. реализация природной формы в движении (развитии, перемещении, возникновении/уничтожении и т.д.) материальных явлений (Аристотель).
Разработки Архимеда (3 в. до н.э.), основанные на физических опытах и математических расчетах: установление равенства объема погруженного в жидкость тела и объема вытесненной этими телами жидкости; открытие принципа винтового вращения и др.
Контрольные вопросы
1. В чем принципиальные отличия науки и мифологии?
2. Какова система знаний в древних обществах?
Дополнительная литература
1. Койре, А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий [Текст] / А. Койре. – М., 1985.
2. Рабинович, В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры [Текст] / Рабинович. – М., 1979.
3. Томпсон, М. История науки / М. Томпсон. Философия науки. – М., 2003. – С. 18-24.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 257.