Трансформации научного познания в эпоху Возрождения.
Название эпохи Возрождения (сам термин «Возрождение» или «Ренессанс» введен Джорджо Вазари в 16 веке) происходит от стремления возродить идеалы классической древности.
Периодизация: наиболее общепринятые хронологические рамки – 14-16 в.в.
Представители:
Леон Баттиста Альберти (1404-1472), Леонардо да Винчи (1452-1519); Джованни Пико Делла Мирандола (1463-1494) и другие.
Общие признаки эпохи Возрождения:
1. единство искусства и научных исследований;
2. гуманизм;
3. протестный (в явной или скрытой форме) характер идеологических установок, который в наиболее открытом виде выразился в конце 15 – начале 16 веков в явлении Реформации.
Главная предпосылка формирования науки в эпоху Возрождения – это переоценка мировоззренческих и нравственных ценностей Средневековья, изменение представлений о человеке, выдвижение идеи о необходимости личности нового типа – активной, свободной от каких-либо внешних авторитетов, ответственной, инициативной.
Научное познание в эпоху Возрождения в целом характеризуется такими чертами, как:
1. закладка основ радикальной критики средневековой схоластики;
2. формирование новой картины мира и человека;
3. ориентация на опытный и экспериментальный характер знания;
4. идея автономности природы;
5. представление о центральном месте человека в мире;
6. тезис об активной роли человека в познании.
Основные этапы и закономерности развития науки в эпоху Возрождения.
1 этап, получивший название гуманистического (сер. 14 – сер. 15 в.в.), - это противопоставление средневековому теоцентризму интереса к человеку как личности с правом на свободу, счастье, развитие (Франческо Петрарка, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Мишель Монтень и др.).
2 этап развития науки в эпоху Возрождения носит название неоплатонического периода (с середины 15 до первой трети 16 в.). Он связан с разработкой вопросов о бытии в духе Платоновского деления всего существующего в мире на область материальных вещей и сферу вечных идей (Марселино Фичино, Джованни Пико Делла Мирандола, Николай Кузанский), причем основное представление здесь – тождество Бога и природы.
3 этап становления науки в эпоху Возрождения – это период натурфилософских исследований (главным образом, начиная со 2-ой половины 16-го в.). Основные вопросы здесь связаны с исследованиями материальной природы (Л. да Винчи, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей и др.).
Существенные признаки третьего этапа:
1. естественнонаучный подход к пониманию мира;
2. попытка переосмысления базовых оснований науки;
3. поиск экспериментальных методов обоснования новой (несхоластической) картины мира.
Место и роль Реформации в становлении науки эпохи Возрождения.
Критика католицизма Мартином Лютером (1483-1546), Томасом Мюнцером (1490-1525) и др.:
1. отрицание необходимости опоры на Св. Предание, приоритетный статус Св. Писания;
2. критика идеи церкви как посредника в общении людей с Богом, а не только как способа социальной организации верующих;
3. тезис о возможности индивидуального пути к Богу; понимание церкви как простого объединения верующих для чтения и обсуждения текста Св. Писания.
Следствия Реформации для понимания идеала научности в эпоху Возрождения:
1. зарождение индивидуализма как главного направления исследовательской деятельности: инновационный характер науки;
2. секуляризм разума: установка на десакрализацию, мирской характер научного знания.
Контрольные вопросы
1. В чем заключаются трансформации научного познания в эпоху Возрождения?
2. Какие основные этапы и закономерности развития науки в эпоху Возрождения вы знаете?
Дополнительная литература
1. Витченко, Н.Н. Европейская наука in statu nascendi: моральный модус [Текст] / Н.Н. Витченко. – Томск, 2004.
2. Тарнас, Р. История западного мышления [Текст] / Р. Тарнас. – М., 1995. – С. 188-237.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 255.