Общие признаки Европейской науки эпохи Возрождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Трансформации научного познания в эпоху Возрождения.

Название эпохи Возрождения (сам термин «Возрождение» или «Ренессанс» введен Джорджо Вазари в 16 веке) происходит от стремления возродить идеалы классической древности.

Периодизация: наиболее общепринятые хронологические рамки – 14-16 в.в.

Представители:

Леон Баттиста Альберти (1404-1472), Леонардо да Винчи (1452-1519); Джованни Пико Делла Мирандола (1463-1494) и другие.

Общие признаки эпохи Возрождения:

1. единство искусства и научных исследований;

2. гуманизм;

3. протестный (в явной или скрытой форме) характер идеологических установок, который в наиболее открытом виде выразился в конце 15 – начале 16 веков в явлении Реформации.

Главная предпосылка формирования науки в эпоху Возрождения – это переоценка мировоззренческих и нравственных ценностей Средневековья, изменение представлений о человеке, выдвижение идеи о необходимости личности нового типа – активной, свободной от каких-либо внешних авторитетов, ответственной, инициативной.

Научное познание в эпоху Возрождения в целом характеризуется такими чертами, как:

1. закладка основ радикальной критики средневековой схоластики;

2. формирование новой картины мира и человека;

3. ориентация на опытный и экспериментальный характер знания;

4. идея автономности природы;

5. представление о центральном месте человека в мире;

6. тезис об активной роли человека в познании.

Основные этапы и закономерности развития науки в эпоху Возрождения.

1 этап, получивший название гуманистического (сер. 14 – сер. 15 в.в.), - это противопоставление средневековому теоцентризму интереса к человеку как личности с правом на свободу, счастье, развитие (Франческо Петрарка, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Мишель Монтень и др.).

2 этап развития науки в эпоху Возрождения носит название неоплатонического периода (с середины 15 до первой трети 16 в.). Он связан с разработкой вопросов о бытии в духе Платоновского деления всего существующего в мире на область материальных вещей и сферу вечных идей (Марселино Фичино, Джованни Пико Делла Мирандола, Николай Кузанский), причем основное представление здесь – тождество Бога и природы.

3 этап становления науки в эпоху Возрождения – это период натурфилософских исследований (главным образом, начиная со 2-ой половины 16-го в.). Основные вопросы здесь связаны с исследованиями материальной природы (Л. да Винчи, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей и др.).

Существенные признаки третьего этапа:

1. естественнонаучный подход к пониманию мира;

2. попытка переосмысления базовых оснований науки;

3. поиск экспериментальных методов обоснования новой (несхоластической) картины мира.

Место и роль Реформации в становлении науки эпохи Возрождения.

Критика католицизма Мартином Лютером (1483-1546), Томасом Мюнцером (1490-1525) и др.:

1. отрицание необходимости опоры на Св. Предание, приоритетный статус Св. Писания;

2. критика идеи церкви как посредника в общении людей с Богом, а не только как способа социальной организации верующих;

3. тезис о возможности индивидуального пути к Богу; понимание церкви как простого объединения верующих для чтения и обсуждения текста Св. Писания.

Следствия Реформации для понимания идеала научности в эпоху Возрождения:

1. зарождение индивидуализма как главного направления исследовательской деятельности: инновационный характер науки;

2. секуляризм разума: установка на десакрализацию, мирской характер научного знания.

 

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются трансформации научного познания в эпоху Возрождения?

2. Какие основные этапы и закономерности развития науки в эпоху Возрождения вы знаете?

 

Дополнительная литература

1. Витченко, Н.Н. Европейская наука in statu nascendi: моральный модус [Текст] / Н.Н. Витченко. – Томск, 2004.

2. Тарнас, Р. История западного мышления [Текст] / Р. Тарнас. – М., 1995. – С. 188-237.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 220.