Значение немецкой классики в развитии европейской науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Эволюция немецкой классической мысли.

Немецкая классика – период в развитии европейской науки, который относится к середине 18 – первой половине 19 веков, и связан с попыткой выделить общезначимые основания человеческого познания, нормы поведения и идеалы развития. В этот период наука восходит на уровень попыток постижения всеобщих законов мышления и бытия, тесно смыкаясь с философской рефлексией.

Исследователи исторического наследия немецкой классики: К. Фишер, Э. Кассирер, В.С. Соловьев, И.И. Лапшин, С.Н. Булгаков, А.В. Гулыга и др.

Представители: И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Г.В. Гегель, Л. Фейербах.

И. Кант (1724-1804) – немецкий философ и естествоиспытатель, основоположник немецкой классики.

Жизнь И. Канта прошла в городе Кенигсберг. Здесь он родился, получил образование и занимался активной научной и преподавательской деятельностью.

Этапы творческой биографии И. Канта.

1 этап, получивший наименование докритического, продолжается с 1746 года (датировка труда «Мысли об истинной оценке живых сил») до конца 1760-х годов.

Основное содержание докритического этапа составляют следующие проблемы философии природы, в частности космологии (т.е. учения о космосе):

1. происхождение и развитие Солнечной системы;

2. естественная история планеты Земля;

3. перспективы развития Земли.

Основное сочинение данного этапа – «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755).

2 этап носит наименование критического, поскольку в это время И. Кант закладывает основы фундаментального критицизма. Этот этап продолжается с начала 1770-х годов (труд «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира») практически вплоть до конца жизни И. Канта.

Основные произведения критического этапа: «Критика чистого разума» (впервые издана в 1781 году); «Критика практического разума» (1788); «Критика способности суждения» (1790).

Эти работы отвечают на три фундаментальные вопроса (в постановке И. Канта):

1. что я могу знать?

2. что я должен делать?

3. на что я могу надеяться?

Структура познания, согласно И. Канту:

1. область чувственного познания: зависимость от таких доопытных или априорных форм представления действительности, как:

1.1. пространство (форма внешнего чувства расположения предметов);

1.2. время (форма и внутреннего и внешнего восприятия последовательности событий).

2. сфера рассудочной деятельности: упорядоченность мышления всеобщими и необходимыми формами или категориями (качества, количества, модальности, отношения), которые дедуктивно выводятся из:

2.1. аксиом созерцания (а по другой версии перевода «наглядного представления») как синтеза экстенсивных величин (понимания всякой целостности через упорядоченность ее частей);

2.2. антиципаций (предвосхищений) восприятия или синтеза интенсивных величин (степеней влияния на чувства);

2.3. аналогий опыта (подразумевают понимание природных процессов на основании принципа необходимой связи между явлениями).

3. круг идей разума, служащих регуляторами рассудка:

3.1. идея единства мыслящего субъекта (человек);

3.2. идея единства ряда условий мышления (мир);

3.3. идея единства условий всех предметов мышления вообще (Бог).

Нормы поведения, в соответствии с этикой И. Канта:

1. общий смысл этики – поиск общезначимых законов человеческого существования, определяющих человеческие поступки;

2. основной этический закон – категорический императив или обязательный способ поведения, при котором пределом (максимой) человеческой воли становится стремление поступать, исходя только из чувства долга и его разумного осознания.

Идеалы развития, по И. Канту:

1. самоценность прекрасного, доставляющего незаинтересованное удовольствие;

2. совпадение стихийного развития природы (лишена цели) и сознательной деятельности человека (определена совокупностью целей) как идеал: появление в рамках природы человека и творений его разума, обнаруживающих в искусстве высшую форму проявления прекрасного;

3. поэзия есть высший вид искусства, возвышающийся до изображения идеала прекрасного.

И.Г. Фихте (1762-1814) вслед за И. Кантом разрабатывает основы критицизма, стараясь выделить фундаментальные аспекты познания и нравственности.

Основные труды: «Опыт критики всяческого откровения» (1792), «О понятии наукоучения или так называемой философии» (1794), «Первое введение в наукоучение» (1797) и др.

Основные результаты исследований:

1. предложен проект строго научной философии;

2. разработаны фундаментальные вопрсы познания и нравственности:

2.1. сфера человеческого Я как главная область действительности;

2.2. представление окружающего мира в границах простого противопоставления человеческому Я (в виде не-Я);

2.3. возможность точного познания не-Я на базе продуктивности воображения Я и в перспективе нравственного поведения как синтеза Я и не-Я в отношении понимания их единства в рамках абсолютного Я (идеала);

2.4. необходимость ставить познание в зависимость от нравственного идеала.

Ф.В. Шеллинг (1775-1854) – продолжатель линии Канта-Фихте, разработавший оригинальную концепцию научной философии, предметом которой выступило познание природы и закономерностей развития сознания (в виде проекта натурфилософии и системы трансцендентального идеализма). В поздний период исследовательской деятельности Ф. Шеллинг обращается к вопросам философии мифа и откровения.

Основные работы: «Ведение к наброску системы натурфилософии…» (1799); «Система трансцендентального идеализма» (1800); «Историко-критическое введение в философию мифологии» (1825).

Важнейшие результаты:

1. раскрыт параллелизм развития природы и сознания;

2. выявлены общие этапы становления сознания:

2.1. от изначального ощущения до продуктивного созерцания;

2.2. от продуктивного созерцания до рефлексии (самосознания);

2.3. от рефлексии до абсолютного акта воли;

3. установлена фундаментальная зависимость познавательной деятельности от эстетических установок (идеалов искусства).

Г.В. Гегель (1770-1831) – создатель системы абсолютного идеализма.

Основные работы, публикация которых распадается на два этапа:

1. труды, вышедшие при жизни: «Феноменология духа» (1807); «Наука логики» (1812-1816); «Философия права» (1821); «Энциклопедия философских наук» (1817);

2. посмертные издания: «Лекции по философии истории» (1837); «Лекции по эстетике» (1835-1838) и др.

Главные результаты исследований Г. Гегеля:

1. разработка диалектики как версии строго научного метода философского познания;

2. обобщение литературно-художественных, конкретно-научных (физических, математических и др.), а также историко-философских материалов в границах их системной связности как элементов процесса самосознания абсолютного духа (в непосредственной гегелевской интерпретации это совпадает с процессом самопознания Бога; в современном истолковании под абсолютных духом понимают, главным образом, мир культуры и ее идеалы: красоту, благо, истину).

Этапы становления абсолютного духа, согласно Г. Гегелю:

1. абсолютная идея (выражается в саморазвитии логических понятий);

2. природа (представляет собой воплощение абсолютной идеи в материальной действительности);

3. дух (мир человека в его психологическом, историческом и культурном отношениях).

Место и роль Л. Фейербаха в немецкой классике.

Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) – исторически первый исследователь, представивший радикальную критику результатов работы немецкой классической мысли.

Л. Фейербах получает богословскую подготовку (г. Гейдельберг) и философское образование в Берлинском университете. На первых этапах своей деятельности Л. Фейербах выступает сторонником религии и гегелевского идеализма (в частности защищает магистерскую диссертацию на тему «Об едином, универсальном и бесконечном разуме» (1828 г.), исполненную в духе идеалистической философии).

В то же время очень скоро развитие мысли Л. Фейербаха приводит его к резкому разрыву с религиозностью и с идеализмом. В дальнейшем он становится апологетом атеистических представлений и разрабатывает учение об антропологическом материализме как основании религиозно-философского знания.

Основные работы: «Мысли о смерти и бессмертии» (анонимное сочинение1830 года, направленное против идеи бессмертия души); «История новой философии от Бавона до Спинозы» (1 том датирован 1833 годом, 2 том – 1837, 3 – 1838); «К критике философии Гегеля» (1839); «Философия и христианство» (1841); «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843); «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842).

Главные идеи:

1. философия И. Фихте, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля не имеет реального содержания; в своей абстрактности она предельно оторвана от действительности и вместе с тем от истины;

2. попытки связать философию и религию обречены на провал в силу зыбкости почвы их соприкосновения, а именно: фундаментальные идеи (Бог, дух и др.), на которые опираются Гегель и его религиозные и философские предшественники, есть не более чем абсолютизированные проявления идеальных сторон сферы сугубо человеческих отношений;

3. «истинная философия», совпадающая так же и с «истинной религией», есть философия, которая обожествляет сущность человека, видя в отчужденных проявлениях этой сущности только самого человека.

В целом, как полагают некоторые современные исследователи (например, томский специалист в вопросах философии религии С.С. Аванесов), работы Л. Фейербаха все же не содержат достаточных оснований для утверждения о том, что религия (и религиозно ориентированная философия) описывают мир, состоящий из отчужденных проявлений сущности человека. Согласно С.С. Аванесову, такие основания раскрывает последователь Л. Фейербаха Карл Маркс, утверждая иллюзорность самого явления «сущность человека» и видя в этой сущности только сумму общественных отношений.

Общие выводы.

Значение немецкой классики в становлении европейской науки заключается в следующем:

1. выявлены фундаментальные основания познания;

2. раскрыта сущность связи рационального и эмпирического познания;

3. выделены границы применимости сугубо философского познания в научном исследовании: гуманитарная сфера человекознания.

 

Контрольные вопросы

1. В чем состоит эволюция немецкой классической мысли?

2. Какое место занимает Л. Фейербах в немецкой классике?

3. Какие выводы о значении немецкой классики в развитии европейской науки вы можете сделать?

 

Дополнительная литература

1. Философия: В 2 ч. Ч. 1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2004. – С. 131-148.

2. Аванесов, С.С. Философия религии [Текст]: Курс лекций / С.С. Аванесов. – Томск, 2003. – С. 118-125.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 278.