Неклассические гуманитарные концепции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Смысл морфологического подхода к культуре, согласно О. Шпенглеру.

2. Значение понятия «историческое априори» в археологии гуманитарного знания М. Фуко.

3. Принципы грамматологии, по Ж. Деррида.

 

Литература

1. Философия: В 2 ч. Ч. 1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2004. – С. 307-309.

2. Философия: В 2 ч. Ч. 2. Современный курс философии [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2005. – С. 133-135.

3. Куликов, С.Б. Вопросы становление предметной и проблемной области философии науки [Текст] / С.Б. Куликов. – Томск, 2005. – С. 56-57; 111-112.

 

Синергетика

1. Наука как нелинейная динамическая система.

2. Интеграция естественных и гуманитарных наук на основе ассоциации деятельности субъекта познания с видом неравновесной термодинамики (синергетика как «теория катастрофических процессов» (И.В. Черникова)).

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Князева, Е.Н., Курдюмов, С.П. Основания синергетики: Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры [Текст] / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. – СПб., 2002. – С. 351-363.

2. Черникова, И. В. Философия и история науки [Текст]: Учебное пособие для студентов и аспирантов вузов / И. В. Черникова; ТГУ. – Томск: Издательство НТЛ, 2001. – С. 143-175; 279-291.

 

 

2. Методические рекомендации к лекционным занятиям

Предмет и методы истории науки

 

Цели и задачи курса «история науки».

Цель курса: формирование содержательного представления дисциплины «история науки» на путях:

1. наполнения понятия «наука» личностным смыслом;

2. развития интереса к фундаментальным исследованиям;

3. выработки стремления к всестороннему охвату фактов истории, общественной и частной жизни.

Задачи курса.

Курс представляет введение в историко-научную проблематику и способствует углублению понимания системной целостности исторического развития науки. Основные задачи курса:

1. формирование непредвзятого подхода к основным течениям и направлениям науки;

2. развитие рационального (логического) мышления.

Требования к уровню освоения содержания курса:

1. иметь представление о месте науки в пространстве культуры, отличать её от мифологии, искусства;

2. знать исторические условия и этапы развития науки;

3. быть в состоянии последовательно и непротиворечиво изложить главные результаты научных исследований природы и человека.

Общие характеристики науки как культурно-исторического явления; наука как:

1. система знаний (знание – достоверное представление действительности, выраженное в максимально однозначных суждениях, обладающее признаками проверяемости и воспроизводимости, а также противостоящее метафоричности мнения, которое опирается на личный (уникальный) опыт и требует веры в свое содержание);

2. деятельность (специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение мира в интересах людей; деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.);

3. социальный институт (организация общественной деятельности и социальных отношений, воплощающая в себе нормы экономической, политической, правовой, нравственной жизни общества, а также социальные правила жизнедеятельности и поведения людей);

4. традиция (от лат. traditio – передача, а в общем определении – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения).

Главное направление (предмет) историко-научных исследований – анализ этапов и закономерностей развития науки как целостного культурно-исторического явления.

Методы истории науки.

Понятие метода. Метод (от греч . methodos – путь исследования, теория, учение) есть способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (т.е. познания) действительности. Основные методы историко-научных исследований:

1. дескриптивный метод (историография науки, в частности, по А. Койре);

2. феноменолого-герменевтический метод (анализ общей идеи науки как феномена жизненного мира Э. Гуссерлем и Г-Г. Гадамером);

3. метод моделирования (модели развития науки М. Шлика, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда).

 

Контрольные вопросы

1. В чем заключены общие цели и задачи истории науки?

2. Каковы общие характеристики науки как культурно-исторического явления?

3. С помощью каких методов выполняются исторические исследования науки?

 

Дополнительная литература

1. Гадамер, Г.-Г. Диалектическая этика Платона (феноменологическая интерпретация «Филеба») [Тескт] / Г.-Г. Гадамер. – СПб., 2000. – С. 39-82.

2. Кун, Т. Структура научных революций [Тест] / Т. Кун. – М., 2002. – С. 9-268.

3. Лакатос, И. Фальсификация и методология исследовательских программ [Текст] / Кун Т. Структура научных революций. – М., 2002. – С. 269-453.

4. Шлик, М. Поворот в философии [Текст] / М. Шлик и др. Аналитическая философия: Избранные тексты. – М., 1993. – С. 28-33.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 215.