Вклад Н. Кузанского в развитие естествознания и математики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Общие биографические сведения о Н. Кузанском.

Н. Кузанский (настоящее имя – Николай Кребс (1401-1464)) – кардинал Римской церкви, родившийся в селения Куза (Южная Германия), а также великий ученый эпохи Возрождения.

Образование:

Н. Кузанский получает образование в Голландии в так называемой «школе братьев общей жизни», в университетах г. Гейдельберга, г. Падуи и г. Кельна.

Этапы профессиональной деятельности:

1. с 1424 г. Н. Кузанский является доктором канонического права, и уже с 1426 г. он секретарь папского легата в Германии кардинала Орсини (это означает, что Н. Кузанский был помощником дипломатического представителя Римского Папы);

2. с 1430 г. Н. Кузанский – священнослужитель, настоятель церкви св. Флорина в Коблеце, активный участник Базельского Собора (1433) и церковного посольства в Византию 1437 г. по вопросу объединения Западной и Восточной христианских церквей;

3. с 1448 г. Н. Кузанский – кардинал и одна из ключевых фигур папской курии (т.е. совокупности центральных учреждений, посредством которых осуществляется управление католической церковью);

4. с 1450 г. Н. Кузанский – епископ г. Бриксена и папский легат в Германии, с 1458 г. генеральный викарий в Риме. [В общем случае викарий (от лат. vicarius – заместитель) – это помощник епископа по управлению епархией. В случае Н. Кузанского статус генерального викария означает «помощник Папы Римского»].

Основные труды: «О католическом согласии» (1433), «Об исправлении календаря» (1436), «Об ученом незнании» (1440), «О предположениях» (1444), «О сокрытом Боге», «Об искании Бога», «О даре отца светов», «О становлении» (1442-1445), «Апология ученого незнания» (1449), «Простец» (1450), «О согласии веры» (1453), «О видении Бога» (1453), «О берилле» (1458), «О бытии как возможности» (1460), «Об игре в шар» (1463), «Компендий» (1464), «Опровержение Корана» (1464), «О вершине созерцания» (1464) и другие.

Специфика и основные результаты научных исследований Н. Кузанского.

По свидетельству отечественного исследователя М.А. Можейко, к своим работам Н. Кузанский относился как к хобби «для облегчения души от тяжких забот».

В общенаучном плане, отвлекаясь от религиозной деятельности Кузанского, его исследования значимы в следующем отношении:

1. как предвосхищение дифференциального исчисления, развитого в 17 веке Г. Лейбницем и И. Ньютоном;

2. как исток классической европейской теории познания в целом, основы которой были разработаны в 18 веке Дж. Локком, Д. Юмом и И. Кантом.

Н. Кузанский активно разрабатывает математизированную модель действительности, в рамках которой особым образом понимается Бог как:

1. актуальная бесконечность;

2. статичный «абсолютный максимум» (т.е. бесконечный числовой ряд)

В рамках такого подхода оригинальным образом раскрывается смысл мира как:

1. «ограничение» (вернее «самоограничение») Бога, которое означает его фактическое «развертывание» (explicatio) в чувственную действительность;

2. сам материальный мир мыслится в виде потенциальной бесконечности, статичного «ограниченного максимума» (т.е. конечного числового ряда).

В этом контексте закладываются следующие принципы гуманизма:

1. богоподобие как признак человеческого интеллекта;

2. свобода и благородство человека как максимальное разворачивание Божественного начала в материальной природе.

В отношении разработок в области общей теории познания Н. Кузанский устанавливает, что:

1. познавательный процесс начинается с чувственности;

2. чувственность ограничивается формами рассудочной деятельности, порождающей совокупность знаков ощущения проявлений материального мира;

3. образцом научности выступает математика, в которой чувство и рассудок взаимно уравновешены на основе разума как высшей, а именно теоретической ступени познания.

Иллюстрации представлений Н. Кузанского на математическом материале:

1. тезис о совпадении бесконечного максимума и форм его ограниченной развернутости иллюстрируется тем, что по мере увеличения радиуса окружности последняя совпадает со своей касательной, и потому «бесконечная кривизна есть также и бесконечная прямизна»;

2. рациональное преодоление взаимного ограничения рассудка и чувственности показывается на примере того, что треугольники по мере уменьшения одного из углов превращаются в прямые линии, а все это может быть не только представлено рассудком, но и наглядно отображено.

Общее значение идей Н. Кузанского заключается в том, что он:

1. не только предвосхитил многие идеи последующих ученых, но и предложил методы (в частности математические) для их разработки;

2. выявил границы научной компетентности: ученый осуществляет потенциально бесконечное познание материального мира, но в отношении духовных вопросов обращается к богословию, ибо, согласно работам Н. Кузанского, взятым во всей их полноте, только «Бог обнимает все, даже противоречия», а сам остается непознаваем;

3. в трудах Н. Кузанского фактически заложен фундамент современного физико-математического естествознания, в котором идея дисциплинарных границ, пролегающих как в аспекте внешнего отношения к иным явлениям культуры (например, к религии), так и в пределах самого научного знания, по сути, всего лишь доведена до своего логического завершения.

 

Контрольные вопросы

1. Какие биографические сведения известны вам о Н. Кузанском?

2. В чем специфика и смысл результатов научных исследований Н. Кузанского?

 

Дополнительная литература

1. Философия: В 2 ч. Ч. 1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2004. – С. 94-95.

2. Арсланов, В.Г. и др. Краткая история философии [Текст] / В.Г. Арсланов и др. – М., 2002. – С. 217-223.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 259.