Общие характеристики и закономерности развития науки в Новое время.
Наука Нового времени (в период сер. 17 – н. 18 в.в.) отличается следующими признаками:
1. институциональная структура организации научно-исследовательского процесса (учреждение Лондонского Королевского общества в 60-е годы XVII века в Англии), которая подразумевает, согласно исследованиям некоторых современных специалистов (Г.В. Кораблева, Г.В. Осипов и др.):
1.1. строгое разделение ролевых функций и сфер компетенции членов коллектива, опора на нормативно-правововую базу;
1.2. наличие неформальных норм и правил поведения, ориентация сообщества на традиции, корпоративную этику.
2. естествоиспытательская линия исследований как образец научности, предполагающая особую роль наблюдения и эксперимента в практике научного познания (эксперимент, согласно определению современных исследователей (например, Ф.Ф. Тягунова), - это проверка истинности выдвигаемой гипотезы, научно обоснованного предположения о причинах или взаимосвязях каких-либо явлений или событий природы, общества и мышления, на разных этапах включающего констатацию факта, преобразование ситуации, согласно следствиям сделанного допущения, и контроль над ходом преобразования при соотнесении предположительных и фактических результатов);
3. возникновение и распространение концепции рационального господства человека над природой;
4. научно-технический прогресс как основание общественной жизни;
5. социальный утопизм (создание идеальных образов общественно-политического устройства).
Основоположники идеалов научности Нового времени.
Ф. Бэкон (1561-1626) – английский мыслитель, родоначальник английского эмпиризма. Лорд-канцлер при короле Якове I.
Основные труды: «Новый органон» (1620), «Новая Атлантида» (опубликована посмертно в 1627 году).
Являясь сторонником теории двойственной истины (параллелизма истин веры и истин разума), Ф. Бэкон старается разграничивать функции науки и религии. В собственно научном плане Ф. Бэкон активно разрабатывает неаристотелевскую методологию, предлагая заместить формальную логику экспериментально-индуктивным методом. Для этого необходимо очистить разум от совокупности предрассудков («идолов»), которые затрудняют точное познание природы и общества:
1. «идолы рода» (субъективные свидетельства органов чувств и ошибки разума в виде пустых абстракций, ложных целеполаганий и др.)
2. «идолы пещеры» (обусловлены индивидуальными особенностями людей по их физическим и душевным качествам, равно как ограничениями личного опыта);
3. «идолы рынка», или «идолы площади» (социальные предрассудки);
4. «идолы театра» (отсутствие критики авторитетов).
Ф. Бэкон предлагает особую классификацию наук и на основании деления познавательных способностей подразделяет все науки на исторические, поэтические и философские. В частности:
1. история – это знание, которое опирается на память и делится на:
1.1. естественную;
1.2. гражданскую (политическую).
2. поэзия основана на воображении;
3. философия опирается на рассудок и делится на:
3.1. естественную (в свою очередь распадается на теоретическую и практическую);
3.2. божественную (естественная теология);
3.3. человеческую (мораль и общество).
Ставя целью широкое преобразование науки, Ф. Бэкон впервые предлагает образ социально институционализированной науки и в утопии «Новая Атлантида» предвосхищает идею Академии наук, описывая некий «Дом Соломона» как правящий центр идеального общества (в реальности первая Академия создана в 60-е годы 17 в. в виде Лондонского Королевского общества).
Р. Декарт (1596-1650) – один из основоположников французского рационализма в Новое время. Автор работ по математике, физике, физиологии.
Основные труды: «Рассуждение о методе» (1637), «Метафизические размышления (Размышления о первой философии...)» (1641), «Начала философии» (1644), «Страсти души» (1649) и другие.
Основное направление исследований Р. Декарта – поиск прочной основы системы научного знания. Р. Декарт критикует традиционные представления (в частности, идеи Аристотеля и схоластов) и обращается к области самопознания человека как сферы наиболее достоверного знания.
Метод Р. Декарта – методическое сомнение, которое включает 4 компонента:
1. сомнение в ясности идеи о каком-либо явлении;
2. анализ явления, выделение в нем более простых компонентов;
3. достижение ясности представления каждого из компонентов (в случае неясности некоторых из них процедура анализа продолжается);
4. воссоздание первоначальной идеи явления посредством соединения проясненных элементов в единое целое.
Для научного знания наиболее достоверным (при возможности усомниться в опытных данных, существовании внешнего мира и даже законах математики) оказывается опора на фиксацию самого процесса сомнения, обусловливающего необходимость существования того, кто сомневается. Отсюда формула: Cogito ergo sum (мыслю, следовательно, существую).
Возможность существования не только того, кто сомневается, но и мира в целом, согласно Р. Декарту, раскрывается посредством причастности мышления (сознания) отдельных людей к Божественному Разуму.
С этой точки зрения весь мир представляется сочетанием и взаимодействием двух субстанций или предельных начал:
1. мысль (мыслящая субстанция);
2. протяженность (протяженная субстанция).
Работы Ф. Бэкона и Р. Декарта, заложивших основы эмпиризма и рационализма Нового времени, породили в дальнейшем дискуссию, ярчайшими представителями которой выступают Б. Спиноза (последователь Р. Декарта) и Дж. Локк (сторонник Ф. Бэкона).
Но для развития науки труды Ф. Бэкона и Р. Декарта значимы ещё в одном аспекте. Данные авторы по сути установили границы общей применимости научного знания и его главную перспективу: исследовать природу экспериментальными методами, в то же время привлекая сугубо рациональные подходы. В частности, осознание целесообразности привлечения чисто рациональных методов привело в Новое время к использованию в физике формальных (математических) способов познания (это также было продолжением традиций Н. Кузанского, Г. Галилея и других ученых эпохи Возрождения). В исследованиях основ механики И. Ньютоном данный способ познания обнаруживает свое классическое воплощение и систематический вид. В работах И. Канта эти же предпосылки реализовались в системе критической философии.
Контрольные вопросы
1. Каковы общие характеристики и закономерности развития науки в Новое время?
2. Кто является основоположником идеалов научности Нового времени?
Дополнительная литература
1. Бэкон, Ф. Сочинения в двух томах [Текст] / Ф. Бэкон. – М., 1971-1972.
2. Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.) [Текст] = Формирование научных программ Нового времени / П.П. Гайденко. – М., 1987.
3. Арсланов, В.Г. и др. Краткая история философии [Текст] / В.Г. Арсланов и др. – М., 2002. – С. 269-275.
4. Философия: В 2 ч. Ч. 1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2004. – С. 104-108.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 244.