Зарождение квантовой теории в ходе анализа состава светящихся тел (работы М. Планка, А. Эйнштейна, Н. Бора и др.). Рассогласование экспериментальных данных с волновой теорий света (Х. Гюйгенс, XVII век). Предположение в рамках ранней волновой теории продольного характера световых волн, механических по природе, в которых колебания частиц среды происходит перпендикулярно к направлению их распространения. Возможность таких волн только в твердых телах и на поверхности жидкостей. Требование наличия вещества между Землей и Солнцем (свет свободно доходит до Земли). Идея эфира. Экспериментальное опровержение наличия эфира А. Микельсоном и Э. Морли. Разработка электромагнитной теории света Д. Максвеллом (XIX век). Возможность объяснения явлений, связанных с распространением света в различных средах, но необъяснимость несводимости электромагнитных волн только к видимым человеческим глазом. Введение М. Планком (1858-1947) понятия «квант света» (от «квантум» – количество, масса (лат.)) для объяснения распространения света в вакууме. Связь волновых и корпускулярных свойств света формулой ε = ħ / ν, где ε – энергия кванта, ν – частота колебания электромагнитного излучения, ħ – постоянный коэффициент, одинаковый для всех волн и квантов. Сведение в рамках квантовой теории многообразия элементарных составляющих материального мира к двойственности характеристик как волн (распространения колебаний в среде, т.е. последствий движения других физических тел), так и отдельных частиц или самостоятельных тел одновременно. Физика атомного ядра и элементарных частиц – главная область применения квантовой теории. Возможность объяснения характеристик движения элементарных частиц (в частности, фотонов): затрудненность одновременной фиксации и местоположения, и импульса (прямо пропорционален произведению массы на скорость) частицы. Принципы дополнительности Н. Бора и неопределенности В. Гейзенберга.
Неклассические концепции в гуманитарных науках
Морфология культуры О. Шпенглера. Понятие прафеномена. Циклы культурно-исторического развития. Значение математики. Археология гуманитарного знания М. Фуко. Понятие исторического априори. Проект грамматологии Ж. Деррида. Проблема деконструкции логоцентризма.
Общие перспективы развития науки
Структура, функции и динамика науки в истории. Традиционная модель научного знания, признаками которой выступает дифференциация и специализация отдельных отраслей при строгом делении на сферу естествознания и блок социально-гуманитарных направлений («науки о природе» и «науки о духе», по В. Дильтею, или же «номотетические» и «идеографические» науки, согласно Г. Риккерту и др.). Научно-техническая революция и глобальные проблемы современной науки. Возникновение на современном этапе проблематики, требующей для своего анализа иного членения науки (вопросы биоэтики, нейролингвистики, компьютерных технологий и др.). Интеграционные процессы и проблема базиса интеграции.
Синергетика как одна из версий интеграции отдельных ветвей науки (по В. C . Степину). Основные понятия синергетики: хаос, порядок, динамическая система, целостность, иерархичность, открытость, диссипация, энергия, информация, взаимообмен, бифуркация, аттрактор, фрактальный объект, глобальный эволюционизм и другие. Наука как нелинейная динамическая система. Интеграции естественных и гуманитарных наук на основе неравновесной термодинамики.
1.4. содержание Семинарских занятий
Николай Кузанский
1. Место и роль чувственного познания в концепции Н. Кузанского
2. Принцип совпадения противоположностей.
3. Значение математических исследований Н. Кузанского.
Литература
1. Философия: В 2 ч. Ч. 1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2004. – С. 94-95.
2. Арсланов, В.Г. и др. Краткая история философии [Текст] / В.Г. Арсланов и др. – М., 2002. – С. 217-223.
Николай Коперник
1. Общие признаки геоцентризма.
2. Вклад Н. Коперника в становление гелиоцентрической картины мира.
3. Мировоззренческое значение гелиоцентризма.
Литература
1. Философия: В 2 ч. Ч. 1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2004. – С. 95-96.
2. Арсланов, В.Г. и др. Краткая история философии [Текст] / В.Г. Арсланов и др. – М., 2002. – С. 244-252.
3. Рыбка, Е., Рыбка, П. Коперник. Человек и мысль [Текст] / Е. Рыбка, П. Рыбка. – М., 1973.
Галилео Галилей
1. Вклад Г. Галилея в развитие естествознания.
2. Методика «резолютивного наблюдения» и её значение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Философия: В 2 ч. Ч. 1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2004. – С. 102-103.
2. Арсланов, В.Г. и др. Краткая история философии [Текст] / В.Г. Арсланов и др. – М., 2002. – С. 258-265.
Фрэнсис Бэкон
1. Концепция науки как господства человека над природой.
2. Индуктивный метод и его значение в естественнонаучном познании.
3. Социально-политические воззрения Ф. Бэкона.
Литература
1. Философия: В 2 ч. Ч. 1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2004. – С. 104-108.
2. Арсланов, В.Г. и др. Краткая история философии [Текст] / В.Г. Арсланов и др. – М., 2002. – С. 269-275.
3. Бэкон, Ф. Сочинения в двух томах [Текст] / Ф. Бэкон. – М., 1971-1972.
Альберт Эйнштейн
1. Смысл принципа относительности, согласно Г. Галилею и А. Эйнштейну.
2. Отличия позиций И. Ньютона и А. Эйнштейна в понимании пространства и времени.
3. Следствия специальной теории относительности А. Эйнштейна.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жданов, Л.С., Жданов, Г.Л. Физика для средних специальных учебных заведений [Текст] / Жданов, Л.С., Г.Л. Жданов. – М., 1987. – С. 444-457.
2. Куликов, С.Б. Вопросы становления предметной и проблемной области философии науки [Текст] / С.Б. Куликов. – Томск, 2005. – С. 26.
Квантовая теория
1. Предпосылки квантовой теории.
2. Место и роль квантовой теории в современном естествознании.
3. Общенаучное значение принципов дополнительности и неопределенности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жданов, Л.С., Жданов, Г.Л. Физика для средних специальных учебных заведений [Текст] / Л.С. Жданов, Г.Л. Жданов. – М., 1987. – С. 330-332.
2. Кириллова, Е.Н. Физика ядра и элементарных частиц [Текст]: Курс лекций / Е.Н. Кириллова. – Томск, 2006. – С. 5, 37-43.
3. Куликов, С.Б. Вопросы становление предметной и проблемной области философии науки [Текст] / С.Б. Куликов. – Томск, 2005. – С. 26-27.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 294.