ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ Педагогический УНИВЕРСИТЕТ
С.Б. Куликов
История науки
Методические рекомендации
Томск – 2009
ББК 73.3(0)я73 Печатается по решению
К 90 учебно-методического совета
Томского государственного
педагогического университета
Куликов, С.Б. История науки [Текст]: Методические рекомендации / С.Б. Куликов. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2009. – __с.
Методические рекомендации созданы на основе лекционных и семинарских занятий, которые автор проводил в течение нескольких лет у студентов-культурологов Института культуры Томского государственного педагогического университета.
Изложение материала ориентировано на студентов-гуманитариев, но может быть использовано также для усиления гуманитарной составляющей подготовки будущих специалистов естественнонаучного профиля.
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор А.А. Степанов
кандидат философских наук, доцент О.Б. Гужавина
© Томский государственный педагогический университет, 2009
© С.Б. Куликов, 2009
Содержание
Предисловие. 4
1. Рабочая программа курса «История науки». 5
1.1. Общие цели и задачи курса. 5
1.2. Требования к уровню освоения содержания курса. 5
1.3. Содержание лекционных занятий. 5
1.4. Содержание семинарских занятий. 12
2. Методические рекомендации к лекционным занятиям 16
2.1. Предмет и методы истории науки. 16
2.2. Предпосылки возникновения науки. 17
2.3. Исторические особенности средневековой науки. 21
2.4. Общие признаки европейской науки эпохи Возрождения. 23
2.5. Вклад Н. Кузанского в развитие естествознания и математики. 25
2.6. Роль исследований Н. Коперника в становлении гелиоцентрической картины мира 28
2.7. Значение исследований Г. Галилея в зарождении науки Нового времени. 31
2.8. Основные черты науки Нового времени. 33
2.9. Основные положения естественнонаучных исследований И. Ньютона. 36
2.10. Образ науки в эпоху Просвещения. 39
2.11. Значение немецкой классики в развитии европейской науки. 41
2.12. Возникновение и общие признаки неклассической науки. 46
2.13. Значение исследований А. Эйнштейна в современной науке. 49
1.14. Место и роль квантовой теории в современном естествознании. 51
2.15. Неклассические концепции в гуманитарных науках. 55
2.16. Общие перспективы развития науки. 58
3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 62
4. Примерные Вопросы к экзамену.. 63
5. Контрольно-измерительные материалы (вариант тестов) 65
5.1. Методические рекомендации выполнения и оценки тестовых заданий. 65
5.2. Тестовые задания. 65
Предисловие
В современных условиях модернизации общества и системы образования, движения в направлении создания в России инновационной экономики особую актуальность приобретают специальные методические пособия, направленные на расширение и углубление знаний в области истории науки. Причем это затрагивает не только подготовку специалистов естественнонаучного и технического профиля, но также студентов гуманитарных факультетов.
Данные методические рекомендации созданы на основе лекционных и семинарских занятий, которые автор проводил в течение нескольких семестров у студентов-культурологов Института культуры Томского государственного педагогического университета. В состав пособия входят методические рекомендации к курсу лекций по предмету «История науки» в общем объеме 100 часов (из них 54 часа аудиторной нагрузки), рабочая программа и тестовые задания. Содержание курса приведено в строгое соответствие с государственным стандартом.
Изложение материала ориентировано на студентов-гуманитариев, но может быть использовано также для усиления гуманитарной составляющей подготовки будущих специалистов естественнонаучного профиля.
Рабочая программа курса «История науки»
ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель курса.
Формирование содержательного представления дисциплины «история науки» путём:
1. наполнения понятия «история науки» личностным смыслом;
2. развития интереса к историко-научным исследованиям;
3. выработки стремления к объективной оценке фактов исторического развития науки.
Задачи курса.
Курс представляет введение в историко-научную проблематику; его основная задача – способствовать оформлению в сознании студентов представления не только о сложности и многомерности, но и системной целостности исторического развития науки. Решение основной задачи курса предполагает следующую последовательность действий:
1. формирование навыка непредвзятого подхода к основным течениям и направлениям науки;
2. развитие рационального (логического) мышления посредством умения моделировать исторические процессы и непротиворечиво отстаивать собственную точку зрения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В результате освоения дисциплины студент получает возможность:
1. иметь представление о месте науки в общем пространстве культуры, различать её в присутствии иных феноменов культуры (религии, искусства);
2. знать исторические условия и этапы развития науки;
3. быть в состоянии последовательно и непротиворечиво изложить результаты, достигнутые учеными в процессе изучения предметных областей естествознания, гуманитарной и общественной мысли
СОДЕРЖАНИЕ лекционных занятий
Николай Кузанский
1. Место и роль чувственного познания в концепции Н. Кузанского
2. Принцип совпадения противоположностей.
3. Значение математических исследований Н. Кузанского.
Литература
1. Философия: В 2 ч. Ч. 1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2004. – С. 94-95.
2. Арсланов, В.Г. и др. Краткая история философии [Текст] / В.Г. Арсланов и др. – М., 2002. – С. 217-223.
Николай Коперник
1. Общие признаки геоцентризма.
2. Вклад Н. Коперника в становление гелиоцентрической картины мира.
3. Мировоззренческое значение гелиоцентризма.
Литература
1. Философия: В 2 ч. Ч. 1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2004. – С. 95-96.
2. Арсланов, В.Г. и др. Краткая история философии [Текст] / В.Г. Арсланов и др. – М., 2002. – С. 244-252.
3. Рыбка, Е., Рыбка, П. Коперник. Человек и мысль [Текст] / Е. Рыбка, П. Рыбка. – М., 1973.
Галилео Галилей
1. Вклад Г. Галилея в развитие естествознания.
2. Методика «резолютивного наблюдения» и её значение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Философия: В 2 ч. Ч. 1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2004. – С. 102-103.
2. Арсланов, В.Г. и др. Краткая история философии [Текст] / В.Г. Арсланов и др. – М., 2002. – С. 258-265.
Фрэнсис Бэкон
1. Концепция науки как господства человека над природой.
2. Индуктивный метод и его значение в естественнонаучном познании.
3. Социально-политические воззрения Ф. Бэкона.
Литература
1. Философия: В 2 ч. Ч. 1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2004. – С. 104-108.
2. Арсланов, В.Г. и др. Краткая история философии [Текст] / В.Г. Арсланов и др. – М., 2002. – С. 269-275.
3. Бэкон, Ф. Сочинения в двух томах [Текст] / Ф. Бэкон. – М., 1971-1972.
Альберт Эйнштейн
1. Смысл принципа относительности, согласно Г. Галилею и А. Эйнштейну.
2. Отличия позиций И. Ньютона и А. Эйнштейна в понимании пространства и времени.
3. Следствия специальной теории относительности А. Эйнштейна.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жданов, Л.С., Жданов, Г.Л. Физика для средних специальных учебных заведений [Текст] / Жданов, Л.С., Г.Л. Жданов. – М., 1987. – С. 444-457.
2. Куликов, С.Б. Вопросы становления предметной и проблемной области философии науки [Текст] / С.Б. Куликов. – Томск, 2005. – С. 26.
Квантовая теория
1. Предпосылки квантовой теории.
2. Место и роль квантовой теории в современном естествознании.
3. Общенаучное значение принципов дополнительности и неопределенности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жданов, Л.С., Жданов, Г.Л. Физика для средних специальных учебных заведений [Текст] / Л.С. Жданов, Г.Л. Жданов. – М., 1987. – С. 330-332.
2. Кириллова, Е.Н. Физика ядра и элементарных частиц [Текст]: Курс лекций / Е.Н. Кириллова. – Томск, 2006. – С. 5, 37-43.
3. Куликов, С.Б. Вопросы становление предметной и проблемной области философии науки [Текст] / С.Б. Куликов. – Томск, 2005. – С. 26-27.
Синергетика
1. Наука как нелинейная динамическая система.
2. Интеграция естественных и гуманитарных наук на основе ассоциации деятельности субъекта познания с видом неравновесной термодинамики (синергетика как «теория катастрофических процессов» (И.В. Черникова)).
ЛИТЕРАТУРА
1. Князева, Е.Н., Курдюмов, С.П. Основания синергетики: Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры [Текст] / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. – СПб., 2002. – С. 351-363.
2. Черникова, И. В. Философия и история науки [Текст]: Учебное пособие для студентов и аспирантов вузов / И. В. Черникова; ТГУ. – Томск: Издательство НТЛ, 2001. – С. 143-175; 279-291.
2. Методические рекомендации к лекционным занятиям
Задачи курса.
Курс представляет введение в историко-научную проблематику и способствует углублению понимания системной целостности исторического развития науки. Основные задачи курса:
1. формирование непредвзятого подхода к основным течениям и направлениям науки;
2. развитие рационального (логического) мышления.
Требования к уровню освоения содержания курса:
1. иметь представление о месте науки в пространстве культуры, отличать её от мифологии, искусства;
2. знать исторические условия и этапы развития науки;
3. быть в состоянии последовательно и непротиворечиво изложить главные результаты научных исследований природы и человека.
Общие характеристики науки как культурно-исторического явления; наука как:
1. система знаний (знание – достоверное представление действительности, выраженное в максимально однозначных суждениях, обладающее признаками проверяемости и воспроизводимости, а также противостоящее метафоричности мнения, которое опирается на личный (уникальный) опыт и требует веры в свое содержание);
2. деятельность (специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение мира в интересах людей; деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.);
3. социальный институт (организация общественной деятельности и социальных отношений, воплощающая в себе нормы экономической, политической, правовой, нравственной жизни общества, а также социальные правила жизнедеятельности и поведения людей);
4. традиция (от лат. traditio – передача, а в общем определении – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения).
Главное направление (предмет) историко-научных исследований – анализ этапов и закономерностей развития науки как целостного культурно-исторического явления.
Методы истории науки.
Понятие метода. Метод (от греч . methodos – путь исследования, теория, учение) есть способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (т.е. познания) действительности. Основные методы историко-научных исследований:
1. дескриптивный метод (историография науки, в частности, по А. Койре);
2. феноменолого-герменевтический метод (анализ общей идеи науки как феномена жизненного мира Э. Гуссерлем и Г-Г. Гадамером);
3. метод моделирования (модели развития науки М. Шлика, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда).
Контрольные вопросы
1. В чем заключены общие цели и задачи истории науки?
2. Каковы общие характеристики науки как культурно-исторического явления?
3. С помощью каких методов выполняются исторические исследования науки?
Дополнительная литература
1. Гадамер, Г.-Г. Диалектическая этика Платона (феноменологическая интерпретация «Филеба») [Тескт] / Г.-Г. Гадамер. – СПб., 2000. – С. 39-82.
2. Кун, Т. Структура научных революций [Тест] / Т. Кун. – М., 2002. – С. 9-268.
3. Лакатос, И. Фальсификация и методология исследовательских программ [Текст] / Кун Т. Структура научных революций. – М., 2002. – С. 269-453.
4. Шлик, М. Поворот в философии [Текст] / М. Шлик и др. Аналитическая философия: Избранные тексты. – М., 1993. – С. 28-33.
Основная ЛИТЕРАТУРА
1. Философия [Текст] = Историческое развитие философии: [учебник для вузов]: в 2 ч. / [А. А. Степанов, Н. А. Девяшин, С. И. Ануфриев и др.; под ред.: Л. С. Сысоевой, А. А. Степанова]; ТГПУ. – Томск: Издательство ТГПУ, 2004. – 317 c.
3.2. Дополнительная литература
1. Поликарпов, В. С. История науки и техники [Текст]: Учебное пособие для вузов / В.С. Поликарпов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 346 с.
2. Полищук, Валерий Романович. Мастеровые науки [Текст] / В. Р. Полищук. – М.: Наука, 1989. – 287 с.
3. Тарасов, Л.В. Закономерности окружающего мира = Эволюция естественно-научного знания [Текст]: [В 3 кн.] / Л.В. Тарасов. - М.: ФИЗМАТЛИТ. Кн. 3: Эволюция естественно-научного знания. - 2004. – 439 с.
4. Творцы мировой науки: От античности до XX века [Текст]: Популярная биобиблиографическая энциклопедия / [Сост. З. П. Джинова, Г. В. Шандуренко]; РГБ. – М.: Пашков дом, 2001. – 783 с
5. Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки [Текст]: учебник для вузов / Е.В. Ушаков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008. – 584 с.
6. Федосин, С.Г. Физика и философия подобия от преонов до метагалактик [Текст] / С.Г.Федосин. – Пермь: Книга, 1999. – 543 с.
7. Френкель, В.Я., Явелов, Б.Е. Эйнштейн – изобретатель [Текст] / В.Я. Френкель, Б.Е. Явелов, АН СССР. – М.: Наука, 1981. – 162 с.
8. Хаин, В. Е., Рябухин, А.Г. История и методология геологических наук [Текст]: Учебник для вузов / В. Е. Хаин, А. Г. Рябухин. – М.: Издательство МГУ, 1997. – 224 с.
9. Хрестоматия по истории математики [Текст]: учебное пособие для студентов физико-математических факультетов педагогических институтов / [сост. : Б. А . Розенфельд и др.]; под ред. А. П. Юшкевича. - М.: Просвещение, 1976. – 319 c.
10. Черникова, И. В. Философия и история науки [Текст]: Учебное пособие для студентов и аспирантов вузов / И. В. Черникова; ТГУ. – Томск: Издательство НТЛ, 2001. – 350 с.
11. Чолаков, В. Нобелевские премии. Ученые и открытия [Текст] / В. Чолаков; пер. с болг. А. С. Никольского; под ред. А. Н. Шамина. – М.: Мир, 1986. – 368 с.
Примерные Вопросы к экзамену
1. Основные способы понимания науки.
2. Предмет истории науки.
3. Методы истории науки.
4. Мифологическое сознание как исторический предшественник научного мышления.
5. Отличительные признаки магии и технологии.
6. Преднаучное знание в древних обществах.
7. Образ и основные черты античной науки.
8. Неоплатонизм как направление научно-философских исследований.
9. Исторические особенности средневековой науки.
10. Алхимия и астрология как прообразы современной химии и астрономии.
11. Предпосылки зарождения естествоиспытательских исследований в школах номиналистов и концептуалистов.
12. Значение арабской системы знания в истории науки.
13. Трансформации научного познания в эпоху Возрождения.
14. Этапы становления ренессансной науки.
15. Место и роль Реформации в становлении науки эпохи Возрождения.
16. Вклад Н. Кузанского в развитие естествознания и математики.
17. Значение исследований Н. Коперника в становлении гелиоцентрической картины мира.
18. Основания отвержения гелиоцентризма со стороны католической церкви.
19. Значение исследований Г. Галилея в зарождении науки Нового времени.
20. Основные принципы методики «резолютивного наблюдения».
21. Генезис и основные черты науки Нового времени.
22. Концепция науки Ф. Бэкона.
23. Место и роль индуктивного метода в исследовании природы.
24. Идолы разума и их роль в научном познании.
25. Основные положения естественнонаучных исследований И. Ньютона.
26. Позиция И. Ньютона в полемике о природе света.
27. Основные направления исследований в эпоху Просвещения.
28. Образ науки в эпоху Просвещения.
29. Естественнонаучные исследования И. Канта.
30. Принципы научной философии в концепции И. Фихте и Ф. Шеллинга.
31. Основания системы философских наук в рамках идеализма Г. Гегеля.
32. Место и роль учения Л. Фейербаха в истории науки.
33. Основные результаты исследований Дж. Максвелла и М. Фарадея и их место в зарождении неклассической науки.
34. Значение неклассической науки в общей истории науки.
35. Значение исследований А. Эйнштейна в современной физики.
36. Смысл принципа относительности.
37. Отличия позиций И. Ньютона и А. Эйнштейна в понимании пространства и времени.
38. Следствия специальной теории относительности А. Эйнштейна.
39. Место и роль квантовой теории в современном естествознании.
40. Смысл принципов дополнительности и неопределенности.
41. Морфология культуры О. Шпенглера.
42. Археология гуманитарного знания М. Фуко.
43. Проект грамматологии Ж. Деррида.
44. Структура, функции и динамика развития науки.
45. Основные положения синергетики.
46. Ведущие школы и направления в синергетике.
5. Контрольно-измерительные материалы (вариант тестов)
5.1. Методические рекомендации выполнения и оценки тестовых заданий
Данные тесты представляют только один из возможных вариантов тестовых заданий.
В процессе выполнения тестовых заданий следует обратить внимание студентов на внимательное прочтение предложенных вопросов и тщательное осмысление ответов.
Также важно уточнить критерии оценки успешного/неуспешного выполнения тестовых заданий. Прохождение теста считается успешным при правильном ответе более чем на 50% вопросов, в том числе:
ü 51-60% – «удовлетворительно»;
ü 61-75% – «хорошо»;
ü свыше 75% – «отлично».
Оцениваются промежуточные итоги освоения дисциплины студентами
5.2. Тестовые задания
1. Наука – это…
a) система знаний
b) социальный институт
c) миф
2. Назовите метод, наиболее точно соответствующий историческому анализу науки
a) метод моделирования
b) дедуктивный метод
c) метод деконструкции
3. Укажите признак, наименее характеризующий научное знание
a) объективизм
b) магизм
c) униморфизм
4. Отметьте вариант, в котором раскрыт наиболее распространенный вид ранней версии научного знания в Древнем Египте:
a) астрология
b) геометрия
c) алхимия
5. Аристотель – один из основоположников науки, который жил в
a) Греции
b) Египте
c) Месопотамии
6. Архимед открыл
a) закон исключенного третьего
b) закон равенства объема тела и объема вытесненной телом воды
c) закон свободного падения тел
7. Укажите ведущее направление исследований в эпоху Средневековья
a) естествознание
b) философия
c) теология
8. Г. Галилей одним из первых в научных исследованиях начал использовать
a) микроскоп
b) телескоп
c) компьютер
9. Н. Коперник обосновал
a) геоцентрическую систему мира
b) гелиоцентрическую систему мира
c) открыл Америку
10. «Математические начала натуральной философии» написал
a) И. Ньютон
b) Г. Лейбниц
c) Р. Декарт
11. И. Кант предложил гипотезу
a) происхождения Солнечной системы
b) шарообразности Земли
c) Всемирного тяготения
12. Отметьте понятие, пропущенное во фразе: М. Фарадей раскрыл <…> действие электрического тока
a) химическое
b) экономическое
c) политическое
13. Специальная теория относительности опирается на принцип
a) постоянства скорости свет
b) объективности
c) абсолютной истинности
14. Общая теория относительности позволила разработать
a) модель расширяющейся Вселенной
b) модель сужающейся Вселенной
c) диалектический метод
15. Квантовая механика зарождается в работах (отметьте верные ответы)
a) М. Планка
b) Ч. Дарвина
c) А. Эйнштейна
d) Г. Галилея
16. А. Беккерель открыл:
a) явление естественной радиоактивности
b) причины психических заболеваний
c) вращение плоскости поляризации света в магнитном поле
17. Понятие «историческое априори» было введено
a) Ж. Делезом
b) Ж. Деррида
c) Г. Гегелем
d) М. Фуко
e) Р. Бартом
f) А. Эйнштейном
18. О. Шпенглер в книге «Закат Европы» предложил новый подход к пониманию
a) природы и общества
b) культуры и природы
c) культуры и цивилизации
19. Функции науки (отметьте верные варианты)
a) описательная
b) репрессивная
c) систематизирующая
d) объяснительная
e) мифотворческая
f) технологическая
g) прогностическая
h) религиозная
i) мировоззренческая
j) идеологическая
20. В структуру науки входят уровни
a) теоретического и эмпирического знания
b) гуманитарного и естественнонаучного знания
c) движения мысли от абстрактного к конкретному
21. Согласно В. Дильтею, науки о духе и науки о природе отличаются:
a) предметом
b) методом
c) не отличаются вообще
22. В. Виндельбанд и Г. Риккерт предлагали называть гуманитарные науки:
a) номотетическими
b) квазинаучными
c) лженаучными
d) идеографическими
23. В основе синергетики идея
a) диктатуры пролетариата
b) порядка из хаоса
c) мировой революции
d) хаоса из порядка
24. С синергетической точки зрения наука – это
a) замкнутая равновесная система
b) неравновесная динамическая система
c) бессистемное явление
25. Неравновесная термодинамика позволяет создать модель
a) дезинтеграции науки
b) мистификации науки
c) интеграции направлений научного знания
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ Педагогический УНИВЕРСИТЕТ
С.Б. Куликов
История науки
Методические рекомендации
Томск – 2009
ББК 73.3(0)я73 Печатается по решению
К 90 учебно-методического совета
Томского государственного
педагогического университета
Куликов, С.Б. История науки [Текст]: Методические рекомендации / С.Б. Куликов. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2009. – __с.
Методические рекомендации созданы на основе лекционных и семинарских занятий, которые автор проводил в течение нескольких лет у студентов-культурологов Института культуры Томского государственного педагогического университета.
Изложение материала ориентировано на студентов-гуманитариев, но может быть использовано также для усиления гуманитарной составляющей подготовки будущих специалистов естественнонаучного профиля.
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор А.А. Степанов
кандидат философских наук, доцент О.Б. Гужавина
© Томский государственный педагогический университет, 2009
© С.Б. Куликов, 2009
Содержание
Предисловие. 4
1. Рабочая программа курса «История науки». 5
1.1. Общие цели и задачи курса. 5
1.2. Требования к уровню освоения содержания курса. 5
1.3. Содержание лекционных занятий. 5
1.4. Содержание семинарских занятий. 12
2. Методические рекомендации к лекционным занятиям 16
2.1. Предмет и методы истории науки. 16
2.2. Предпосылки возникновения науки. 17
2.3. Исторические особенности средневековой науки. 21
2.4. Общие признаки европейской науки эпохи Возрождения. 23
2.5. Вклад Н. Кузанского в развитие естествознания и математики. 25
2.6. Роль исследований Н. Коперника в становлении гелиоцентрической картины мира 28
2.7. Значение исследований Г. Галилея в зарождении науки Нового времени. 31
2.8. Основные черты науки Нового времени. 33
2.9. Основные положения естественнонаучных исследований И. Ньютона. 36
2.10. Образ науки в эпоху Просвещения. 39
2.11. Значение немецкой классики в развитии европейской науки. 41
2.12. Возникновение и общие признаки неклассической науки. 46
2.13. Значение исследований А. Эйнштейна в современной науке. 49
1.14. Место и роль квантовой теории в современном естествознании. 51
2.15. Неклассические концепции в гуманитарных науках. 55
2.16. Общие перспективы развития науки. 58
3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 62
4. Примерные Вопросы к экзамену.. 63
5. Контрольно-измерительные материалы (вариант тестов) 65
5.1. Методические рекомендации выполнения и оценки тестовых заданий. 65
5.2. Тестовые задания. 65
Предисловие
В современных условиях модернизации общества и системы образования, движения в направлении создания в России инновационной экономики особую актуальность приобретают специальные методические пособия, направленные на расширение и углубление знаний в области истории науки. Причем это затрагивает не только подготовку специалистов естественнонаучного и технического профиля, но также студентов гуманитарных факультетов.
Данные методические рекомендации созданы на основе лекционных и семинарских занятий, которые автор проводил в течение нескольких семестров у студентов-культурологов Института культуры Томского государственного педагогического университета. В состав пособия входят методические рекомендации к курсу лекций по предмету «История науки» в общем объеме 100 часов (из них 54 часа аудиторной нагрузки), рабочая программа и тестовые задания. Содержание курса приведено в строгое соответствие с государственным стандартом.
Изложение материала ориентировано на студентов-гуманитариев, но может быть использовано также для усиления гуманитарной составляющей подготовки будущих специалистов естественнонаучного профиля.
Рабочая программа курса «История науки»
ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель курса.
Формирование содержательного представления дисциплины «история науки» путём:
1. наполнения понятия «история науки» личностным смыслом;
2. развития интереса к историко-научным исследованиям;
3. выработки стремления к объективной оценке фактов исторического развития науки.
Задачи курса.
Курс представляет введение в историко-научную проблематику; его основная задача – способствовать оформлению в сознании студентов представления не только о сложности и многомерности, но и системной целостности исторического развития науки. Решение основной задачи курса предполагает следующую последовательность действий:
1. формирование навыка непредвзятого подхода к основным течениям и направлениям науки;
2. развитие рационального (логического) мышления посредством умения моделировать исторические процессы и непротиворечиво отстаивать собственную точку зрения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В результате освоения дисциплины студент получает возможность:
1. иметь представление о месте науки в общем пространстве культуры, различать её в присутствии иных феноменов культуры (религии, искусства);
2. знать исторические условия и этапы развития науки;
3. быть в состоянии последовательно и непротиворечиво изложить результаты, достигнутые учеными в процессе изучения предметных областей естествознания, гуманитарной и общественной мысли
СОДЕРЖАНИЕ лекционных занятий
Дата: 2019-12-22, просмотров: 226.