В настоящее время не только в дошкольных образовательных, но даже в игровых развивающих программах основной упор делается на игры, развивающие умственные способности. Между тем упускается из внимания, что двигательная активность, разнообразные, тонко дифференцированные движения активизируют работу мозга, поддерживают и обогащают формирующиеся и развивающиеся нейронные связи и являются залогом здоровой мыслительной деятельности. Чем больше и разнообразнее связи в сенсорных и моторных отделах мозга, тем больше предпосылок для развития высшей психической деятельности формируется у ребенка, повышается способность к концентрации внимания и организации учебной деятельности. Поэтому очень важно вводить в жизнь дошкольников как можно больше игр с движением. К сожалению, в настоящее время таких игр в детском саду недостаточно. Особенно их не хватает мальчикам. Мужская натура требует состязания, демонстрации собственной ловкости, силы. Если мы не направляем эти силы в конструктивное русло, то они выплескиваются в потасовках, бесцельной беготне, разрушении чужих игр, а то и в травмах.
Игры на двигательную компетентность бывают совершенно разные по степени активности и по характеру движений. Их разнообразие очень велико.
Мы выделим здесь лишь основные виды: игры на меткость, балансирование, игры на ловкость рук или пальцев, а также на ловкость ног и всего тела. Все они предполагают определенные правила, и многие из них имеют соревновательный характер. Остановимся на характеристике данной группы игр подробнее.
Игры на меткость
Меткость предполагает остроту глаза, точную координацию «глаз — рука», четкость необходимых движений и отсутствие лишних, мешающих движений, собранность и концентрацию. Разумеется, эти качества развиваются постепенно. При использовании дополнительного «инструмента» меткость предполагает учет всех закономерностей движения.
Одна из первых игр на меткость — «Блошки». Дети с удовольствием играют в нее уже с 4-х лет. Двояковыпуклые (как линзы) блинчики имеют свойство забавно подпрыгивать. Есть простые «блинчики» двух цветов для каждого их двух игроков, а есть основной «блинчик», которым управляет играющий. Играющие должны надавливать на край своих блошек, чтобы кружочек прыгнул, словно блоха, на другое место. «Блинчики» раскладываются параллельно в два ряда в соответствии с цветом. Ряды располагаются на некотором расстоянии друг от друга — примерно 20—50 см, в зависимости от опытности играющих. Цель — «прыгнуть» на блинчик противника, тем самым захватить его в плен. Управлять можно только основным блинчиком, руками помогать нельзя. Кто больше блинчиков противника собрал, тот выиграл. Игра очень увлекательна, с ростом мастерства становится более азартной. Подходит не только для дошкольников, но любима также и младшими школьниками, и даже взрослыми.
Традиционные, довольно распространенные игры на ловкость — серсо и бильбоке. Игры с кольцом называются серсо, игры с шариком — бильбоке. Несмотря на кажущуюся простоту, играть в эти игры достаточно трудно. Поэтому их реальная возрастная адресация — от 5 лет.
Суть этих игр заключается в том, чтобы набросить кольцо на стержень (серсо), забросить шарик в рожок или чашку (бильбоке).
«Бильбоке»
Играя в бильбоке, ребенок держит рожок или стержень в руке, снизу к нему прикреплена веревочка, на конце которой привязан шарик или кольцо. Надо сначала надо утихомирить качающийся шарик или кольцо так, чтобы, размахнувшись, ловким движением попасть им в рожок. Чем крупнее емкость, чем более различается между собой размер чаши и шарика (кольца), тем легче это сделать. Это увлекательное, но довольно трудное занятие, и далеко не всегда удается поймать шарик. Можно играть без подсчета очков, а можно считать, сколько раз, например, из пяти будут удачными. Выигрывает наиболее ловкий и меткий.
Можно самостоятельно изготовить бильбоке, свернув рожок из раскрашенного ватмана или цветного картона и сделав шарик из помпона на веревочке, приклеенной или прикрепленной снизу рожка.
«Серсо»
В играх серсо подставка со стержнем или конструкция с несколькими стержнями ставится на стол или на пол; забрасывать надо, стоя на расстоянии.
Есть два варианта этого вида игр. Вариант с подсчетом очков — более строгий и требовательный к играющим, т. е. более соревновательный. Более простой вариант игры — без подсчета очков. Это еще не игра, а вариант предметных действий. Он может быть использован с детьми 3—5 лет: получилось набросить кольцо на стержень — замечательно!
Сначала используют подставку с одним стержнем, чтобы не рассеивалось внимание при движении, а со временем — с пятью стержнями. Ведь попасть на центральный стержень с расстояния сложнее, чем на крайние. Начинают осваивать серсо с совсем близкого расстояния (15—20 см), потом стержни можно передвинуть на другой край стола (40—60 см), а потом и вовсе отодвинуть примерно на 80 см.
С детьми 6-7 лет можно брать сразу пять стержней и бросать с расстояния от одного метра. В начале освоения лучше не вести подсчет очков. Дети должны научиться попадать в цель, освоить и закрепить движения. Не нужно, чтобы игра превращалась в соревнование, пока дети не освоили нужных движений. Темп развития меткости у детей слишком разный. Дети могут избегать участия в игре из-за страха сравнения и собственной некомпетентности.
Весной на «финишной прямой» детской площадки можно устроить соревнование для желающих посостязаться в меткости. К этому времени многие дети могут адекватно воспринимать поражение, не выпячивать свой успех и поддерживать сверстников.
Можно самостоятельно изготовить простую и полезную игру-бросалку, используя мячики. Простейшим вариантом будут броски в ведерко, корзину или через обруч с разного расстояния. А можно устроить более сложную мишень. Для этого нужны три разновеликих емкости — ведерко (диаметр примерно 20-25 см), широкая миска (диаметр 40-50 см) и тазик (70—80 см). Поставив емкости одну в другую, мы делаем таким образом мишень и концентрические круги — зоны попадания (центр, близко к центру, подальше от центра и совсем далеко, когда не попали никуда — мимо). В качестве рубежа на полу кладется веревочка на расстоянии 50 см, 100... 150 см от внешнего края самой большой емкости. Каждый участник бросает по 3-7 мячиков, а следующий их собирает в корзинку и идет бросать. Это непростая задача, и успехом является попадание в любую емкость. Чем более ловкими становятся дети, тем больше надо обращать внимание на попадание в центр и близко к нему, при этом не увеличивая расстояния от линии броска до цели. Поощрением будут аплодисменты каждому.
Замечено, что дети предпочитают бросание мячиков, а не колец.
Очень популярная игра на меткость — «дартс». Мы не будем на ней останавливаться, отметим только, что она бывает как с дротиками-иголками, так и с присосками и магнитами. Наиболее удачный вариант для детского сада — дартс с дротиками-магнитами. Удобно сделать его уличной игрой, чтобы закреплять на стене веранды, создавая заведомо безопасное пространство позади мишени. Дартс — истинно «мужская» игра, так как здесь в мальчике просыпает воин, меткий стрелок. Это очень важно — чувствовать свою мужскую самобытность не через игры в супергероев и монстров, а через развитие собственной меткости, глазомера, ловкости, умения обращаться с тем или иным снарядом. В дальнейшем их так же будет вдохновлять стрельба из лука — этот спящий мужской архетип меткого стрелка, бойца и воина. А пока меткость можно тренировать, ориентируясь только на закономерности самого дротика — его вес, характер полета и т. д.
Игры на балансирование
Сохранение равновесия — задача многих игр. Удержание телесного баланса, соразмерность движений, сохранение центра тяжести всегда связаны с тем, насколько человек может чувствовать баланс внутри себя, переживать его своим телом. Такие игры предполагают тонкость, соразмерность движений, учет закономерностей и качества материала и собственную активность. Поэтому игры с балансом оказывают широкое воздействие на сложнейшую интеграцию сигналов в головном мозге и, соответственно, способствуют созреванию и развитию его.
Балансирование может быть использовано в настольных и напольных играх, в играх с мелкой и крупной моторикой.
Крупную моторику задействуют различные виды игр типа «Прокати по лабиринту» и «Закати шарик» —как руками, так — аналогично — и ногами. Сохранение баланса всего тела необходимо также в играх-состязаниях на колесных «Шагоходах», командных «Лыжах» ( Gonge , Дания), ходулях, колодках и т. д. Здесь мы остановимся лишь на настольных играх с балансом, которые можно использовать в детском саду.
Игра типа «Башня». Баланс здесь создается на перевернутой вверх срезом полусфере, на которую игроками по очереди выкладываются шайбы большого, среднего и малого размера. Все игроки получают одинаковый набор шайб, которые нужно выкладывать так, чтобы полусфера не наклонялась, сохраняла горизонтальность поверхности и чтобы с нее не упали эти шайбы. Кто последний положил очередную шайбу так, что полусфера перевернулась, тот забирает себе все упавшие шайбы и пропускает ход. Задача играющих — избавиться от своего комплекта шайб. Игра очень азартная. Иногда бывает, что уже последние шайбы игроков осторожно водружаются на заполненную в несколько этажей качающуюся полусферу и вдруг... Неловкое движение или неверный расчет — и все падает!
Еще один вид аналогичной игры — балансирование палочек на подставке. На первый взгляд игра проще, чем предыдущая. Однако это только на первый взгляд. Центр опоры конструкции очень мал. Это может быть дерево, фигурка любого животного и т. д. А вот палочки, которые выкладываются на нее стопкой, существенно превышают ее длину и поэтому очень неустойчивы.
Центр тяжести смещается за счет малейшего сдвига палочки. На подставку участники игры по очереди выкладывают свои палочки, стараясь избавиться от них, пока пирамида из палочек не развалится.
Подобные игры помогают развивать мелкую моторику и глазомер. Они позволяют почувствовать собственную растущую умелость, которая не зависит от случайности или удачи, как во многих настольно-печатных играх с правилами.
Очень любопытна русская народная игра «Малечи-на-калечина». Это балансирование палочки на ладони, указательном пальце, на тыльной стороне ладони, на локтевом сгибе и т. д. в зависимости от ловкости играющих. Палочка длиной 40—50 см с наконечником в виде какого-то персонажа, фигурки (Петрушка, снеговик и др.). Нижний конец ставится на ладонь или палец, палочка вертикально отпускается, и перемещением ладони под ней можно пытаться ею балансировать — держать, как циркач, и не уронить.
Можно играть в одиночку, упражняясь в ловкости, можно состязаться — кто дольше продержит палочку вертикально, только лишь балансируя ею. Когда ставят палочку на ладонь, задают вопрос: «Малечина-калечина, сколько часов осталось до вечера?» и, отпуская палочку, быстро считают вслух, пока она не потеряет равновесие и не упадет. Дети бывают очень увлечены этой простой игрой уже с 5-ти лет. А с 6-ти состязаются даже без участия взрослых.
Игры на ловкость рук и мелкую моторику
Одной из любимых игр на ловкость с самого младшего возраста является «Рыбалка». Она бывает самых различных видов, причем ловить можно не только рыбу, но и жуков, бабочек и даже бочонки. Сложность игры и, соответственно, возрастная адресация меняются в зависимости от величины крючка и «добычи», а также от того, происходит ли ловля на крючок или на магнит и другую липучку. Важно также, какой длины шнур уудочки и где располагается на будущем «улове» тот элемент, за который его можно поймать и выловить.
Простейший вид — это магнитная рыбалка. Она доступна детям с младшего дошкольного возраста. Соревновательный элемент включается тогда, когда дети выясняют, кто сколько рыбы поймал. Формально правил еще нет, но в скрытом виде они присутствуют — правилом становится уже то, что рыбу нельзя насаживать руками, доставать только удочкой, что два рыбака сразу не ловят одну и ту же рыбу.
Более сложный вариант рыбалки с магнитами — когда сами магнитики маленькие, а рыба или морские обитатели располагаются на нескольких уровнях в море (три этажа, поставленные друг на друга с прорезями для вытаскивания улова). Здесь труднее сопоставить магнитик удочки с магнитиком рыбки и труднее вытянуть улов. Такой вариант рыбалки хорош для детей от 5-ти лет.
Еще более сложный и, конечно, более интересный вариант — это рыбалка с обычным крючком. Для младших дошкольников есть вариант игры, когда удится рыба с доступно расположенными петельками, чтобы легко было захватить. Для детей подготовительной группы лучше использовать рыбок с маленькими петельками, расположенными не на спине или боку, а в области рыбьего рта, что еще сложнее для лова. Такой вариант рыбалки невероятно тренирует не только моторику, но и выдержку, целеустремленность, упорство.
Прекрасная разновидность рыбалки — игра «Бочон ки» («Вальда», Россия). Смысл ее в том, что поймать на крючок нужно не рыбу, а бочонок. У каждого бочонка — крючки с двух торцов. Бочонки имеются двух цветов — для двух игроков — и рассыпаются они в кольце из толстой веревки. Каждый игрок должен на свою удочку подцеплять бочонки своего цвета. Следующий бочонок цепляется на крючок того, что уже висит на удочке. Кто раньше соберет все бочонки своего цвета или кто соберет цепочку длиннее, тот сегодня более удачливый рыбак.
Простая и замечательная игра для пары, четверки детей или для команды — «Веселые мотальщики».
Ее легко изготовить самостоятельно. Две палочки, соединенные по центру длинным шнуром или мягкой веревкой, ровно посередине длины которой зафиксирован шарик или узелок, или любая другая метка — вот весь инвентарь. Шарик (узел) фиксирует середину — точку, до которой надо добраться, наматывая на палочку этот шнур, тем самым и приближаясь к середине. Азартная, веселая игра с очевидным выигрышем и прекрасными возможностями в следующий раз опередить соперника, внеся поправки в свои движения. Сматывание — непростое, но очень важное и полезное движение, тренирующее тонкую моторику и подготавливающее руку к письму.
Игра на четверых — это перекрещенные два шнура с четырьмя палочками на концах и одним шариком в центре. Игра командная — когда не короткая палочка, а довольно длинная жердь венчает концы веревки, за которую могут ухватиться и сматывать не по одному, а по 2, 3 или 4 ребенка.
Тончайшей ловкости пальцев требует русская народная игра «Бирюльки». Бирюльки — это маленькие фигурки, выточенные из дерева — колечко, самоварчик, горшочек, башенка и прочие. Они высыпаются компактной кучкой на стол. Из этой кучки надо с помощью маленького крючочка достать фигурку, нисколько не сместив соседние. Движение должно быть очень точным, в нем, несомненно, участвуют не только пальцы, но и рука, и даже корпус тела и дыхание — для соотнесения всего движения и ответственного момента «цепляния». Партнеры, а их может быть от 2 до 4, состязаются в том, кто сколько фигурок смог собрать, не сдвинув остальные. В силу своей сложности игра доступна детям с 6 лет. С более крупными фигурками и крючками и с более мягкими правилами можно играть в «Бирюльки» и с 5-летними детьми.
Старшие дошкольники зачастую стремятся вводить правила и соревновательный элемент в разные игры. Один из таких случаев — это игры с волчками. Эти динамические игрушки имеют необычайно широкий возрастной диапазон и, в силу разнообразного использования, значительный развивающий потенциал. Мы приведем здесь изобретенные детьми игры с правилами с использованием волчков. Просто запускать волчки им уже неинтересно. Ребята соревнуются, чей волчок дольше всех будет крутиться, кто сможет запустить как можно больше волчков, чтобы все крутились одновременно, а кто может запустить волчок на ножке.
Несколько крутящихся на длинных ножках волчков смешно выглядят (как поганки). Здесь дети могут состязаться, чья поляна поганок больше.
А можно взять каждому один волчок, две плоские деревянные тарелочки и, запустив волчок на одной из них, перебрасывать его, не останавливая его вращения, с тарелки на тарелку, подбрасывать вверх, переворачивать тарелку то одной стороной, то другой, и вновь перебрасывать. Ребята соревнуются в ловкости по собственной инициативе, и это очень азартно!
Дети любят тренироваться и соревноваться сами с собой, не гонясь за достижениями. Такое совершенствование себя, свой успех по отношению к самому себе — это лучшее достижение! Поэтому было бы замечательно, чтобы игры на двигательную компетентность сопровождали любой день. Напомним, что такие игры не только развивают моторику, но и формируют целенаправленность, настойчивость, стремление к самосовершенствованию, т. е. задачу превзойти свой вчерашний результат.
Подвижные игры с правилами
Физическая активность — важнейшая потребность ребенка и одна из ведущих областей дошкольного образования. Известно, что в раннем и дошкольном возрасте закладываются и развиваются такие важные способности, как моторная ловкость, чувство равновесия, соразмерность и целенаправленность движений и др. В современной педагогике формирование этих качеств обычно связывают с физическим воспитанием детей. Однако данный аспект не сводится только к тренировке движений и к развитию моторики. Двигательная активность способствует формированию самостоятельности и инициативности, укреплению чувства уверенности в себе, эмоциональному комфорту детей и пр. Доказано, что в дошкольном возрасте двигательное развитие непосредственно связано с общим психическим развитием, в частности, с умственным.
Одна из главных линий двигательного развития в дошкольном возрасте — это превращение спонтанных, непроизвольных движений в произвольные, управляемые.
Бег, подпрыгивание и спрыгивание, балансирование и лазание, броски и ловля, раскачивание и перекатывание, более мелкие движения рук, такие как точные броски, катание, вращение — все эти виды движений создают условия для развития произвольного управления своими движениями.
И в то же время физические упражнения сами по себе не имеют субъективного смысла для дошкольников. Мотив самосовершенствования еще не характерен для детей до 7-ми лет. В этом отношении безусловным преимуществом обладают подвижные игры, в которых движение вплетено в какую-либо сюжетную канву, направлено на достижение понятной ребенку игровой цели. Кроме того, в каждой игре есть четкие правила, которые организуют поведение ребенка и помогают овладеть им. Как и другие виды игр с правилами, подвижные игры способствуют развитию нормативной регуляции поведения (как своего, так и поведения сверстников), они имеют циклический характер, и каждый цикл заканчивается выигрышем одних и проигрышем других. Однако момент соревнования во многих играх смягчен и не выступает на первый план. Важнее, чтобы дети получили радость от игры, от движения, а не от собственной победы над другими.
Подвижных игр для дошкольников существует огромное количество — и народных, и авторских, и придуманных самими детьми. Ниже мы приводим несколько игр разного типа, в которые можно играть с детьми в возрасте от 3—4 лет. Поскольку эти игры требуют большого пространства, в них лучше играть на площадке или в большом зале. Многие из этих игр предполагают наличие ведущего. На первых порах при знакомстве с игрой роль ведущего берет педагог, однако его задача по мере освоения игры — передавать эту роль кому-то из детей. Напомним, что игры с правилами, в отличие от дидактических, должны стать самостоятельной деятельностью детей.
«Сова»
В этой игре дети должны имитировать поведение выбранных животных и быстро менять свои движения в зависимости от команды ведущего. В этой игре понадобятся два главных действующих лица: «сова» и ведущий игры.
С помощью считалки выбирают водящего — «сову». В начале игры «сова» присаживается в заранее условленном месте — своем «гнезде». Остальные дети заранее для себя определяют, кем они будут: «птицами», «бабочками», «жуками», «мышками» и т. д. Ведущий произносит первую фразу: «День наступает, все оживает!». Дети-игроки начинают двигаться в образе выбранных ими животных, например, «бабочки» бегают, поднявшись на носочки, грациозно кружатся, а когда присаживаются, то заводят руки за спину, как крылья. Внезапно ведущий произносит другую фразу: «Ночь наступает, все замирает! Сова вылетает!». После этого все игроки замирают в тех позах, в каких их настигла команда ведущего. «Сова» «выходит на охоту». Она ходит между игроками, внимательно наблюдая за ними. Игрокам разрешается менять свою позу, когда «сова» их не видит. Только делать это нужно осторожно, чтобы «сова» не увидела. «Сова» не должна подолгу находиться перед одним игроком — она должна перемещаться по всей площадке.
«Кошки-мышки»
Эта традиционная и любимая детьми подвижная игра, требующая быстрого реагирования, ловкости и согласованности движений.
Все игроки берутся за руки и образуют круг — это «мышеловка». 2—3 ребенка назначаются «мышами». По условию игры они обязаны постоянно находиться в движении: то вбегая в круг, то выбегая из него. Игроки в круге поднимают руки вверх и двигаются по кругу со словами:
Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели! Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас — Вот захлопнем мышеловку и поймаем всех сейчас!
С последним словом дети резко опускают руки и садятся на корточки: «мышеловка захлопывается». Не успевшие выбежать из круга «мышки» считаются пойманными и встают в круг. После этого игру можно начать сначала. Когда все «мыши» пойманы, назначаются другие исполнители этих ролей.
«Гуси-лебеди»
В игре понадобятся два основных игрока: «серый волк» (водящий) и «пастух» (ведущий игры). Остальные игроки «гуси» и «лебеди». На площадке проводится линия. С одной стороны будет территория под названием «птичий двор», с другой — «пастбище».
В начале игры «гуси» и «лебеди» выстраиваются вдоль линии на «птичьем дворе». Волк, притаившись (присев на корточки), находится на середине площадки. «Пастух» дает команду: «Гуси-лебеди, гулять, пока волка не видать!». После этого «гуси-лебеди» выбегают на вторую половину площадки — «пастбище». При этом дети разводят руки в стороны и делают ими взмахи, будто птицы машут крыльями. Спустя некоторое время пастух дает новую команду: «Гуси-лебеди, домой, Серый волк под горой!». Тогда «гуси-лебеди» должны бежать на свой «птичий двор»,стараясь убежать от волка. Волк может ловить их только до границы — черты. Игра повторяется несколько раз, пока волк не переловит большинство игроков.
«Карлики и великаны»
Играющие становятся в круг. Ведущий объясняет: «Всем игрокам нужно внимательно слушать, что произнесет ведущий. Если я скажу слово "карлики", то все должны сесть на корточки, а если слово "великаны" — то все должны встать на цыпочки. Тот, кто ошибется, выходит из игры».
Ведущий может намеренно подавать неправильные команды, например: «Кар-тошка! Кар-тонка! Ве-ревка! Кар-маны! Ве-лоси-пед!». Победителем считается игрок, оставшийся последним, т. е. самый внимательный.
Соревнование в спортивной ходьбе
Игра носит характер соревнования в скорости ходьбы. Цель этой игры — воспитание выдержки и способности управлять собой. Ребенок должен преодолеть естественное желание бежать, когда нужно опередить соперников. Это представляет для дошкольников большую трудность и в то же время воспитывает волевые качества личности. Ее участники учатся оценивать действия сверстников. Контролируя других, ребенок лучше осознает правила игры и таким образом приучается к самоконтролю.
Вначале нужно подготовить все необходимое. Взрослый проводит на земле линию — это старт, отсюда начинается соревнование. Напротив черты на расстоянии 25— 30 шагов ставится длинный стол, на который кладется флажок. Воспитатель вызывает сначала двух детей. Он предлагает встать «на старте» и по сигналу (хлопок или звук бубна) дойти до флажка. При этом взрослый подчеркивает, что к флажку нужно идти, а бежать не разрешается. Тот, кто побежит, будет считаться проигравшим. Остальным ребятам он предлагает посмотреть, кто из их сверстников раньше поднимет флажок.
Воспитатель дает сигнал, двое детей наперегонки идут к флажку, а остальные наблюдают, оценивают действия сверстников, награждают победителя аплодисментами. После такого наглядного объяснения воспитатель выбирает четырех детей, предлагает им встать у черты (на старте) и подает сигнал. Победитель получает приз (тот же флажок или бумажную медаль). Если к флажкам одновременно приходят двое детей, оба считаются победителями и получают награды.
Затем выбирается новая четверка (или пятерка) детей, на столе появляется новый флажок, и игра продолжается.
« Салоч ки-выручалочки »
Цель игры — воспитание у детей умения своевременно приходить друг другу на помощь. Выручая своего товарища, ребенок рискует быть пойманным сам, следовательно, от него требуются довольно высокая концентрация усилий и смелость.
Взрослый вместе с детьми очерчивает на земле большую площадку (30-35 шагов в длину и ширину). Он объясняет, что бегать можно только внутри этой площадки, забегать за черту нельзя. Эта игра с водящим. Сначала роль водящего (салочки) лучше взять взрослому. «Я буду салочкой, — говорит он. — А вы будете от меня убегать. До кого я дотронусь, тот должен остановиться. Бегать ему уже нельзя, пока кто-нибудь из ребят его не выручит. Чтобы выручить товарища, нужно дотронуться до его плеча, вот так, — показывает. — Как только до него дотронулись, можно опять бегать. Постарайтесь не попадаться салке. Если она совсем близко, можно присесть на корточки. Того, кто присел, салка не тронет».
По сигналу дети разбегаются в разных направлениях, а воспитатель, дав им возможность немного побегать, начинает ловить их. Поймав кого-нибудь, он напоминает малышу, что тот может громко сказать: «Выручайте!», а сам отворачивается, чтобы дети успели выручить «осаленного». Первого ребенка, который выручит пойманного, нужно похвалить. Постепенно, по мере того как дети привыкнут к игре, активность салочки возрастает.
Игра продолжается 10-15 мин. В конце взрослый отмечает, кто из детей выручал «осаленных», кто ловко убегал от салки и ни разу ей не попался, кто вовремя приседал и не дал себя «осалить». В дальнейшем, когда дети усвоят правила игры, роль салки может выполнять и кто-либо из них. Салочку выбирает сначала сам воспитатель, а затем дети с помощью считалки.
«Петушиный бой»
Игра тренирует выносливость, маневренность и в то же время осторожность в обращении с противником. Его нельзя сильно толкать, наступать на ноги и вообще причинять боль.
В игре участвуют двое детей. Желательно, чтобы они были примерно равны по росту и физическому развитию, иначе играть неинтересно, поскольку заранее известно, что более сильный ребенок победит в этом «петушином бою».
Двое участников игры встают на одну ногу, закладывают руки за спину. Потом они начинают толкать друг друга плечами. Цель каждого игрока — постараться заставить противника опуститься на обе ноги.
Второй вариант игры. Двум «петухам» приделывают петушиные хвосты, прикрепив цветной лоскут к поясу или штанишкам детей. Задача соперников — сорвать хвост противника. Кто раньше справится с этой задачей — тот и победил. Он поднимает сорванный «хвост» и кричит: «Ку-ка-ре-ку!».
Чтобы игра была как можно больше похожа на настоящий петушиный бой, можно задорно выкрикивать «Ко-ко-ко!» или «Ку-ка-ре-ку!» на протяжении сражения.
«Куобах»"
Участникам этой игры придется соревноваться между собой в прыжках на обеих ногах. Считается, что таким образом они подражают скачкам зайца.
Участники договариваются, сколько прыжков они выполнят, начиная от одной линии старта. Допустим, что выполнять надо будет пять прыжков.
Игроки встают возле одной отмеченной линии и начинают, отталкиваясь сразу двумя ногами, делать прыжки. Важно, чтобы после приземления участники не сходили со своего места, а каждый последующий прыжок должен стартовать точно с предыдущего места приземления.
После того как каждый игрок сделает по пять прыжков, идет сравнение расстояния от места старта до финиша. У кого оно окажется длиннее, тот участник соревнования и становится победителем.
«Корзинки»
В игре должно принимать участие четное число детей.
Считалкой выбирают пару, которая будет водить: один игрок будет догонять другого. Остальные пары дети берут друг друга за обе руки, образуя «корзинки».
Убегающий игрок может спрятаться от своего преследователя, добежав до любой «корзинки» и громко выкрикнув на ходу имя одного из тех, кто входит в пару, создавшую «корзинку». Допустим, это имя Таня. Тогда названный игрок — та самая Таня — оставляет своего соседа, с которым она образовывала «корзинку», и быстро начинает убегать от водящего. А тот, кого догоняли раньше, встает в пару на место Тани, создавая новую «корзинку».
«Пустое место»
В этой игре ребенок сам должен выбрать себе партнера, получая таким образом возможность выразить симпатию одному из сверстников. Поэтому игра влияет на взаимоотношения детей в группе. Содержащийся в ней элемент соревнования (кто раньше добежит и займет свободное место) заставляет ребенка быть очень внимательным, собранным, чтобы успешно справиться с пространственно-двигательной задачей, а также не нарушить правила поведения в совместной деятельности.
Воспитатель предлагает всем взяться за руки и построиться в ровный круг. Дети опускают руки и садятся на пол или на стульчики (если игра проводится в помещении) или на корточки (если играют на улице) лицом внутрь круга. Воспитатель, находясь за кругом, обходит его, приговаривая: «Огонь горит, вода кипит, тебя сегодня будут бить, не буду я тебя ловить!». Дети повторяют за ним слова. На последнем слове взрослый дотрагивается до кого-нибудь из ребят, просит его встать, повернуться к нему лицом, а затем говорит: «Раз, два, три — беги!». Водящий и выбранный ребенок с разных сторон обегают круг. Взрослый дает ребенку возможность первому занять свободное место и снова становится водящим. Он еще раз обходит круг и повторяет слова, предоставляя детям возможность запомнить их и освоиться с правилами игры. Выбрав другого ребенка, взрослый на этот раз старается первым занять место в кругу. Теперь ребенок становится водящим и сам выбирает себе партнера по соревнованию. Выбирать в партнеры нужно того, кто еще ни разу не бегал. Так, по очереди, дети соревнуются друг с другом в скорости и находчивости.
«Король обезьян»
Считалкой определяется, кто будет водить в этой игре. Этот игрок выходит из комнаты. Остальные дети садятся в круг и из оставшихся игроков выбирают «короля обезьян».
Как известно, обезьяны славятся тем, что любят повторять все действия и ужимки своих собеседников. Вот для этого в игре выбирается «король», а все остальные игроки должны повторять его движения.
После того как король избран, в комнату разрешается войти тому игроку, который заранее вышел из комнаты. Все игроки начинают игру — повторяют действия короля. При этом надо стараться не смотреть на него в упор, а то водящий сразу догадается, кто является «королем обезьян».
Задача водящего — как можно быстрее понять, кого пародируют участники игры. Если он правильно указывает на «короля обезьян», то тот становится водящим и выходит из комнаты, а первый игрок занимает его место.
Выше приведены примеры лишь некоторых подвижных игр, которых в практике дошкольной педагогики имеется огромное количество. Эти игры широко представлены в специальных сборниках, пособиях и программах. Они могут и должны стать важной составляющей жизни детей в детском саду. Важно помнить, что задача воспитателя — не только организовывать эти игры и руководить их проведением, но и сделать их достоянием самих детей, чтобы старшие дошкольники сами могли и хотели играть в подвижные игры. Ведь эти игры не только несут в жизнь детей радость общения и движения, но, как и всякая игра с правилами, вносят серьезный вклад в развитие личности.
Вопросы и задания
1. В чем заключается принципиальное отличие игр с правилами от сюжетных игр?
2. В чем заключается развивающее значение игр с правилами?
3. Какие виды правил включает любая игра с правилами? На примере любой игры с правилами
(можно «Крестики и нолики») покажите три вида
правил.
4. Нужно ли объяснять правила игры младшим дошкольникам? Что может способствовать осозна
нию и пониманию игровых правил?
5. Какова роль педагога на разных этапах овладения играми с правилами?
6. В каком возрасте осваивается игра с правилами как самостоятельная деятельность детей?
7. В чем преимущество игр с открытымиправилами и в каком возрасте они доступны детям?
8. Какие виды игр с правилами вы знаете?
9. Приведите пример или придумайте свой вариант игры ожидания.
10. Приведите пример игры на двигательную компетентность и укажите ее развивающее значение.
Заключение
РОЛЬ ПЕДАГОГА В СТАНОВЛЕНИИ
И РАЗВИТИИ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Проблема игры в настоящее время является одной из самых важных и сложных в дошкольном образовании. С одной стороны, ценность игры для детского развития признается практически всеми специалистами. Большинство педагогов, педиатров, нейрофизиологов разных стран приводят все новые доказательства жизненно важной роли игры в развитии ребенка. С другой стороны, несмотря на эти общепризнанные и безусловные аргументы, игра все больше вытесняется из системы дошкольного образования. Формирование игры не является самостоятельной задачей дошкольного образования, а в режиме дня детских образовательных учреждений на свободную игру фактически не остается времени. В результате уровень игры современных дошкольников резко снижается. То, что полвека назад считалось нормой для старших дошкольников (ролевой диалог, развитие сюжета, построение игрового пространства и пр.), в настоящее время встречается как исключение.
Причины ухода игры из дошкольного детства достаточно очевидны. Прежде всего это недооценка развивающего значения такой детской деятельности. Игра чаще всего рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг, которому противостоит целенаправленное обучение и овладение полезными навыками. Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра. При этом образование понимается преимущественно как усвоение знаний и приобретение учебных навыков (главным образом чтения, счета, письма). Приоритет знаний и учебной деятельности вытесняет игру из жизни и образовательного процесса дошкольников. /*
Еще одной причиной ухода игры является отсутствие разновозрастных детских сообществ. Раньше игра возникала спонтанно, независимо от каких-либо педагогических воздействий взрослых, поскольку передавалась от старшего поколения детей к младшему (во дворах, в многодетных семьях и других разновозрастных группах). В настоящее время, когда преобладают однодетные семьи и контакты младших детей со старшими практически отсутствуют, естественные механизмы трансляции игры нарушены, а взрослые не могут взять на себя функцию приобщения к игре.
Характерным явлением современности стал избыток товаров и развлечений для детей, что формирует установку на потребление. Так, игрушки становятся не средством игры, а просто предметами обладания, которые заполняют физическое пространство, но не становятся побудителями внешней и внутренней активности детей.
Установка на потребление активно формируется и усиливается экспансией современных СМИ и видеопродукции для детей. Доминирующим занятием дошкольников стал просмотр мультфильмов, художественные достоинства и развивающий потенциал которых нередко весьма сомнительны. Это занятие интенсивно вытесняет игру как более трудную, активную и творческую форму деятельности. Игра как свободная детская деятельность подменяется игровыми приемами и методами обучения, игровыми технологиями.
Это приводит к очень печальным последствиям: дети не могут сами себя занять, у них отсутствует инициатива, не развито воображение и отсутствует внутренний план действия. Несмотря на усиленную подготовку к школе, дошкольники часто к обучению не готовы: у них отсутствует познавательная активность, они не соблюдают правил поведения, не готовы к содержательному речевому общению и пр. Прямым следствием этого является целый комплекс проблем в развитии современных детей, которые отмечают и психологи, и педагоги. Среди них — ситуативность поведения, зависимость от взрослого, от среды, невозможность самоорганизации детей, дефицит воображения и внутреннего плана действия, недоразвитие воли и произвольности, коммуникативные трудности, бессодержательное общение, неразвитость мотивационной сферы. Все эти качества и способности в дошкольном возрасте складываются и развиваются в игре, поэтому ее отсутствие (или примитивный уровень) ведет к деформации развития ключевых личностных образований.
Эта ситуация вызывает естественную тревогу и побуждает к поиску путей восстановления полноценной игры в жизни детей и в дошкольном образовании.
Новый стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) направлен на утверждение ценности игры в дошкольном образовании. Многие его разделы посвящены условиям формирования инициативной и самостоятельной деятельности детей и прежде всего свободной игры. Однако одно дело — положения Стандарта, и совсем другое — его реализация на практике. И здесь решающая роль принадлежит педагогу, воспитателю. Именно он может и должен научить детей играть.
Здесь возникает вопрос: как можно обучать игре? Ведь игра, как мы многократно подчеркивали, является самостоятельной, творческой деятельностью детей и никак не сводится к усвоению каких-либо навыков. В отличие от предметных игровые действия не требуют никаких стандартных способов действия, а значит, они не могут усваиваться в процессе специального обучения.
И все же обучение игре необходимо. И осуществляется оно в процессе совместной игры со взрослым, который вовлекает детей в эту деятельность. Исследования и наблюдения показывают, что детская игра не возникает сама по себе, без какого-то участия со стороны тех, кто уже умеет играть, — взрослых или старших детей. Дети, с которыми никто никогда не играл, не могут сами изобрести игровые замещения и породить роль и мнимую ситуацию. Дошкольники, растущие в закрытых детских учреждениях, в условиях дефицита общения со взрослым, значительно отстают от своих семейных сверстников по уровню развития и срокам появления игры. Все это может свидетельствовать о том, что истоки игры нужно искать не в природной предрасположенности ребенка, а в его отношениях со старшими, уже владеющими этой деятельностью. Без специального обучения игра не возникает.
Это значит, что воспитатель должен играть с детьми. Не управлять их действиями, не оценивать качества игры, а стать партнером, участником игры. Дети должны ощущать не давление и не руководство, а уважение к партнеру, умеющему хорошо играть. Это значит, что педагогу следует серьезно относиться к игре, демонстрировать интерес и увлеченность. Естественная эмоциональная выразительность взрослого является залогом и даже гарантией вовлечения детей в игру.
Но для того, чтобы вовлекать в игру и помогать ее развитию, воспитатель должен не просто играть на уровне других детей, а задавать зону ближайшего развития игры, т. е. немного опережать игровые возможности детей, втягивать их в игру более высокого уровня и открывать им новые возможности. Так, в возрасте 2—3-х лет дети вместе со взрослым открывают возможности переименования предметов и игровых замещений. Детям 3-4-х лет нужно показать возможности принятия игровой роли и ролевого диалога, после 5-ти лет дети втягиваются в игру-фантазию, комбинируя события и строя сложные сюжеты. Параллельно, начиная с 3—4-х лет, можно вводить игру с правилами, которая тоже имеет этапы своего развития.
Чтобы игра стала самостоятельной, независимой от участия взрослого деятельностью, необходимо на каждом этапе и в каждом виде игры ориентировать ребенка на сверстников. Игра — общая, совместная деятельность детей. В ней необходимо видеть и слышать партнеров, учитывать их действия. В то же время именно в игре эти ценные способности наилучшим образом развиваются. Задача педагога в процессе приобщения к игре — объединение детей вокруг игры как главного содержания их взаимодействия.
Важным условием проявления самостоятельности в игре является адекватная предметно-простран ственная среда. Такая среда предполагает гибкость и трансформируемость пространства, возможность использования разных предметов (мебели, тканей, мягких модулей и пр.) для самостоятельного построения игровой ситуации. Полифункциональность среды и игровых материалов, наличие предметов-заместителей (природного или бросового материала, многофункциональных игрушек) также стимулируют создание и реализацию игровых замыслов. Результаты наблюдений показывают, что там, где дети могут самостоятельно создавать игровое пространство, уровень игры существенно выше.
Также необходимо знание фольклорных, народных и современных игр, которые можно выбирать и предлагать детям, учитывая их возраст, желание и возможности.
И еще одно важнейшее условие развития игры — под держка инициативы детей. Нужно ловить моменты новых замыслов, развивать их, не нарушая детской логики, бережно и с уважением относиться к любому проявлению самостоятельности в игре. Для этого воспитатель должен уметь хорошо играть сам. А это значит, он должен обладать развитым воображением, уметь придумывать сюжет, свободно брать любые роли, быть эмоционально выразительным и заразительным. Данные качества являются ядром профессии дошкольного педагога. Воспитатель может научить детей играть только в том случае, если он любит и умеет играть сам, если он освоил особую грамматику игры и обладает игровой культурой.
Главная задача педагога при этом — не руководить и не управлять игрой, а приобщить детей к этой замечательной деятельности, сделать так, чтобы они пережили радость игры, чтобы хотели и умели играть совершенно самостоятельно. Здесь хотелось бы напомнить известный педагогический лозунг М. Монтессори: «Помоги мне это сделать самому!». В данном случае он особенно уместен.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 702.