Игры на двигательную компетентность и мелкую моторику
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время не только в дошкольных образова­тельных, но даже в игровых развивающих программах основной упор делается на игры, развивающие умствен­ные способности. Между тем упускается из внимания, что двигательная активность, разнообразные, тонко дифференцированные движения активизируют работу мозга, поддерживают и обогащают формирующиеся и развивающиеся нейронные связи и являются залогом здоровой мыслительной  деятельности. Чем больше и разнообразнее связи в сенсорных и моторных отделах мозга, тем больше предпосылок для развития высшей психической деятельности формируется у ребенка, по­вышается способность к концентрации внимания и ор­ганизации учебной деятельности. Поэтому очень важно вводить в жизнь дошкольников как можно больше игр с движением. К сожалению, в настоящее время таких игр в детском саду недостаточно. Особенно их не хва­тает мальчикам. Мужская натура требует состязания, демонстрации собственной ловкости, силы. Если мы не направляем эти силы в конструктивное русло, то они выплескиваются в потасовках, бесцельной беготне, раз­рушении чужих игр, а то и в травмах.

Игры на двигательную компетентность бывают со­вершенно разные по степени активности и по характеру движений. Их разнообразие очень велико.

Мы выделим здесь лишь основные виды: игры на мет­кость, балансирование, игры на ловкость рук или паль­цев, а также на ловкость ног и всего тела. Все они пред­полагают определенные правила, и многие из них имеют соревновательный характер. Остановимся на характери­стике данной группы игр подробнее.

Игры на меткость

Меткость предполагает остроту глаза, точную коорди­нацию «глаз — рука», четкость необходимых движений и отсутствие лишних, мешающих движений, собран­ность и концентрацию. Разумеется, эти качества разви­ваются постепенно. При использовании дополнительного «инструмента» меткость предполагает учет всех законо­мерностей движения.

Одна из первых игр на меткость — «Блошки». Дети с удовольствием играют в нее уже с 4-х лет. Двояковы­пуклые (как линзы) блинчики имеют свойство забавно подпрыгивать. Есть простые «блинчики» двух цветов для каждого их двух игроков, а есть основной «блин­чик», которым управляет играющий. Играющие долж­ны надавливать на край своих блошек, чтобы кружочек прыгнул, словно блоха, на другое место. «Блинчики» раскладываются параллельно в два ряда в соответствии с цветом. Ряды располагаются на некотором расстоянии друг от друга — примерно 20—50 см, в зависимости от опытности играющих. Цель — «прыгнуть» на блинчик противника, тем самым захватить его в плен. Управлять можно только основным блинчиком, руками помогать нельзя. Кто больше блинчиков противника собрал, тот выиграл. Игра очень увлекательна, с ростом мастерства становится более азартной. Подходит не только для до­школьников, но любима также и младшими школьника­ми, и даже взрослыми.

Традиционные, довольно распространенные игры на ловкость — серсо и бильбоке. Игры с кольцом называют­ся серсо, игры с шариком — бильбоке. Несмотря на ка­жущуюся простоту, играть в эти игры достаточно трудно. Поэтому их реальная возрастная адресация — от 5 лет.

Суть этих игр заключается в том, чтобы набросить кольцо на стержень (серсо), забросить шарик в рожок или чашку (бильбоке).

«Бильбоке»

Играя в бильбоке, ребенок держит рожок или стер­жень в руке, снизу к нему прикреплена веревочка, на конце которой привязан шарик или кольцо. Надо сначала надо утихомирить качающийся шарик или кольцо так, чтобы, размахнувшись, ловким движением попасть им в рожок. Чем крупнее емкость, чем более различается между собой размер чаши и шарика (коль­ца), тем легче это сделать. Это увлекательное, но доволь­но трудное занятие, и далеко не всегда удается поймать шарик. Можно играть без подсчета очков, а можно счи­тать, сколько раз, например, из пяти будут удачными. Выигрывает наиболее ловкий и меткий.

Можно самостоятельно изготовить бильбоке, свернув рожок из раскрашенного ватмана или цветного картона и сделав шарик из помпона на веревочке, приклеенной или прикрепленной снизу рожка.

«Серсо»

В играх серсо подставка со стержнем или конструк­ция с несколькими стержнями ставится на стол или на пол; забрасывать надо, стоя на расстоянии.

Есть два варианта этого вида игр. Вариант с подсче­том очков — более строгий и требовательный к играю­щим, т. е. более соревновательный. Более простой ва­риант игры — без подсчета очков. Это еще не игра, а вариант предметных действий. Он может быть исполь­зован с детьми 3—5 лет: получилось набросить кольцо на стержень — замечательно!

Сначала используют подставку с одним стержнем, чтобы не рассеивалось внимание при движении, а со вре­менем — с пятью стержнями. Ведь попасть на централь­ный стержень с расстояния сложнее, чем на крайние. Начинают осваивать серсо с совсем близкого расстояния (15—20 см), потом стержни можно передвинуть на дру­гой край стола (40—60 см), а потом и вовсе отодвинуть примерно на 80 см.

С детьми 6-7 лет можно брать сразу пять стержней и бросать с расстояния от одного метра. В начале освоения лучше не вести подсчет очков. Дети должны научиться по­падать в цель, освоить и закрепить движения. Не нужно, чтобы игра превращалась в соревнование, пока дети не ос­воили нужных движений. Темп развития меткости у детей слишком разный. Дети могут избегать участия в игре из-за страха сравнения и собственной некомпетентности.

Весной на «финишной прямой» детской площадки можно устроить соревнование для желающих посостя­заться в меткости. К этому времени многие дети могут адекватно воспринимать поражение, не выпячивать свой успех и поддерживать сверстников.

Можно самостоятельно изготовить простую и полезную игру-бросалку, используя мячики. Простейшим вариантом будут броски в ведерко, корзину или через обруч с разного расстояния. А можно устроить более сложную мишень. Для этого нужны три разновеликих емкости — ведерко (диаметр примерно 20-25 см), широкая миска (диаметр 40-50 см) и тазик (70—80 см). Поставив емкости одну в другую, мы делаем таким образом мишень и концентрические кру­ги — зоны попадания (центр, близко к центру, подальше от центра и совсем далеко, когда не попали никуда — мимо). В качестве рубежа на полу кладется веревочка на рассто­янии 50 см, 100... 150 см от внешнего края самой боль­шой емкости. Каждый участник бросает по 3-7 мячиков, а следующий их собирает в корзинку и идет бросать. Это непростая задача, и успехом является попадание в любую емкость. Чем более ловкими становятся дети, тем больше надо обращать внимание на попадание в центр и близко к нему, при этом не увеличивая расстояния от линии броска до цели. Поощрением будут аплодисменты каждому.

Замечено, что дети предпочитают бросание мячиков, а не колец.

Очень популярная игра на меткость — «дартс». Мы не будем на ней останавливаться, отметим только, что она бывает как с дротиками-иголками, так и с присосками и магнитами. Наиболее удачный вариант для детского сада — дартс с дротиками-магнитами. Удобно сделать его уличной игрой, чтобы закреплять на стене веранды, соз­давая заведомо безопасное пространство позади мишени. Дартс — истинно «мужская» игра, так как здесь в маль­чике просыпает воин, меткий стрелок. Это очень важно — чувствовать свою мужскую самобытность не через игры в супергероев и монстров, а через развитие собственной мет­кости, глазомера, ловкости, умения обращаться с тем или иным снарядом. В дальнейшем их так же будет вдохнов­лять стрельба из лука — этот спящий мужской архетип меткого стрелка, бойца и воина. А пока меткость можно тренировать, ориентируясь только на закономерности са­мого дротика — его вес, характер полета и т. д.

Игры на балансирование

Сохранение равновесия — задача многих игр. Удержа­ние телесного баланса, соразмерность движений, сохране­ние центра тяжести всегда связаны с тем, насколько че­ловек может чувствовать баланс внутри себя, переживать его своим телом. Такие игры предполагают тонкость, со­размерность движений, учет закономерностей и качества материала и собственную активность. Поэтому игры с ба­лансом оказывают широкое воздействие на сложнейшую интеграцию сигналов в головном мозге и, соответственно, способствуют созреванию и развитию его.

Балансирование может быть использовано в настоль­ных и напольных играх, в играх с мелкой и крупной моторикой.

Крупную моторику задействуют различные виды игр типа «Прокати по лабиринту» и «Закати шарик» —как руками, так — аналогично — и ногами. Сохранение ба­ланса всего тела необходимо также в играх-состязаниях на колесных «Шагоходах», командных «Лыжах» ( Gonge , Дания), ходулях, колодках и т. д. Здесь мы остановимся лишь на настольных играх с балансом, которые можно использовать в детском саду.

Игра типа «Башня». Баланс здесь создается на пере­вернутой вверх срезом полусфере, на которую игроками по очереди выкладываются шайбы большого, среднего и малого размера. Все игроки получают одинаковый набор шайб, которые нужно выкладывать так, чтобы полусфе­ра не наклонялась, сохраняла горизонтальность поверх­ности и чтобы с нее не упали эти шайбы. Кто последний положил очередную шайбу так, что полусфера перевер­нулась, тот забирает себе все упавшие шайбы и пропу­скает ход. Задача играющих — избавиться от своего комплекта шайб. Игра очень азартная. Иногда бывает, что уже последние шайбы игроков осторожно водружа­ются на заполненную в несколько этажей качающуюся полусферу и вдруг... Неловкое движение или неверный расчет — и все падает!

Еще один вид аналогичной игры — балансирование палочек на подставке. На первый взгляд игра проще, чем предыдущая. Однако это только на первый взгляд. Центр опоры конструкции очень мал. Это может быть дерево, фигурка любого животного и т. д. А вот палоч­ки, которые выкладываются на нее стопкой, существен­но превышают ее длину и поэтому очень неустойчивы.

 Центр тяжести смещается за счет малейшего сдвига па­лочки. На подставку участники игры по очереди выкла­дывают свои палочки, стараясь избавиться от них, пока пирамида из палочек не развалится.

Подобные игры помогают развивать мелкую мотори­ку и глазомер. Они позволяют почувствовать собствен­ную растущую умелость, которая не зависит от случай­ности или удачи, как во многих настольно-печатных играх с правилами.

Очень любопытна русская народная игра «Малечи-на-калечина». Это балансирование палочки на ладони, указательном пальце, на тыльной стороне ладони, на лок­тевом сгибе и т. д. в зависимости от ловкости играющих. Палочка длиной 40—50 см с наконечником в виде како­го-то персонажа, фигурки (Петрушка, снеговик и др.). Нижний конец ставится на ладонь или палец, палочка вертикально отпускается, и перемещением ладони под ней можно пытаться ею балансировать — держать, как циркач, и не уронить.

Можно играть в одиночку, упражняясь в ловкости, можно состязаться — кто дольше продержит палочку вертикально, только лишь балансируя ею. Когда ставят палочку на ладонь, задают вопрос: «Малечина-калечина, сколько часов осталось до вечера?» и, отпуская палочку, быстро считают вслух, пока она не потеряет равновесие и не упадет. Дети бывают очень увлечены этой простой игрой уже с 5-ти лет. А с 6-ти состязаются даже без уча­стия взрослых.

Игры на ловкость рук и мелкую моторику

Одной из любимых игр на ловкость с самого млад­шего возраста является «Рыбалка». Она бывает самых различных видов, причем ловить можно не только рыбу, но и жуков, бабочек и даже бочонки. Сложность игры и, соответственно, возрастная адресация меняются в за­висимости от величины крючка и «добычи», а также от того, происходит ли ловля на крючок или на магнит и другую липучку. Важно также, какой длины шнур уудочки и где располагается на будущем «улове» тот эле­мент, за который его можно поймать и выловить.

Простейший вид — это магнитная рыбалка. Она до­ступна детям с младшего дошкольного возраста. Сорев­новательный элемент включается тогда, когда дети вы­ясняют, кто сколько рыбы поймал. Формально правил еще нет, но в скрытом виде они присутствуют — пра­вилом становится уже то, что рыбу нельзя насаживать руками, доставать только удочкой, что два рыбака сразу не ловят одну и ту же рыбу.

Более сложный вариант рыбалки с магнитами — ког­да сами магнитики маленькие, а рыба или морские оби­татели располагаются на нескольких уровнях в море (три этажа, поставленные друг на друга с прорезями для вы­таскивания улова). Здесь труднее сопоставить магнитик удочки с магнитиком рыбки и труднее вытянуть улов. Такой вариант рыбалки хорош для детей от 5-ти лет.

Еще более сложный и, конечно, более интересный ва­риант — это рыбалка с обычным крючком. Для млад­ших дошкольников есть вариант игры, когда удится рыба с доступно расположенными петельками, чтобы легко было захватить. Для детей подготовительной груп­пы лучше использовать рыбок с маленькими петелька­ми, расположенными не на спине или боку, а в области рыбьего рта, что еще сложнее для лова. Такой вариант рыбалки невероятно тренирует не только моторику, но и выдержку, целеустремленность, упорство.

Прекрасная разновидность рыбалки — игра «Бочон­ ки» («Вальда», Россия). Смысл ее в том, что поймать на крючок нужно не рыбу, а бочонок. У каждого бочон­ка — крючки с двух торцов. Бочонки имеются двух цве­тов — для двух игроков — и рассыпаются они в кольце из толстой веревки. Каждый игрок должен на свою удоч­ку подцеплять бочонки своего цвета. Следующий бочонок цепляется на крючок того, что уже висит на удочке. Кто раньше соберет все бочонки своего цвета или кто соберет цепочку длиннее, тот сегодня более удачливый рыбак.

Простая и замечательная игра для пары, четверки детей или для команды — «Веселые мотальщики».

Ее легко изготовить самостоятельно. Две палочки, со­единенные по центру длинным шнуром или мягкой ве­ревкой, ровно посередине длины которой зафиксирован шарик или узелок, или любая другая метка — вот весь инвентарь. Шарик (узел) фиксирует середину — точку, до которой надо добраться, наматывая на палочку этот шнур, тем самым и приближаясь к середине. Азартная, веселая игра с очевидным выигрышем и прекрасными возможностями в следующий раз опередить соперника, внеся поправки в свои движения. Сматывание — непро­стое, но очень важное и полезное движение, тренирующее тонкую моторику и подготавливающее руку к письму.

Игра на четверых — это перекрещенные два шнура с четырьмя палочками на концах и одним шариком в центре. Игра командная — когда не короткая палочка, а довольно длинная жердь венчает концы веревки, за которую могут ухватиться и сматывать не по одному, а по 2, 3 или 4 ребенка.

Тончайшей ловкости пальцев требует русская народная игра «Бирюльки». Бирюльки — это маленькие фигурки, выточенные из дерева — колечко, самоварчик, горшочек, башенка и прочие. Они высыпаются компактной кучкой на стол. Из этой кучки надо с помощью маленького крю­чочка достать фигурку, нисколько не сместив соседние. Движение должно быть очень точным, в нем, несомненно, участвуют не только пальцы, но и рука, и даже корпус тела и дыхание — для соотнесения всего движения и от­ветственного момента «цепляния». Партнеры, а их может быть от 2 до 4, состязаются в том, кто сколько фигурок смог собрать, не сдвинув остальные. В силу своей сложно­сти игра доступна детям с 6 лет. С более крупными фигур­ками и крючками и с более мягкими правилами можно играть в «Бирюльки» и с 5-летними детьми.

Старшие дошкольники зачастую стремятся вводить правила и соревновательный элемент в разные игры. Один из таких случаев — это игры с волчками. Эти динамические игрушки имеют необычайно широкий возрастной диапазон и, в силу разнообразного исполь­зования, значительный развивающий потенциал. Мы приведем здесь изобретенные детьми игры с правилами с использованием волчков. Просто запускать волчки им уже неинтересно. Ребята соревнуются, чей волчок доль­ше всех будет крутиться, кто сможет запустить как мож­но больше волчков, чтобы все крутились одновременно, а кто может запустить волчок на ножке.

Несколько крутящихся на длинных ножках волчков смешно выглядят (как поганки). Здесь дети могут состя­заться, чья поляна поганок больше.

А можно взять каждому один волчок, две плоские деревянные тарелочки и, запустив волчок на одной из них, перебрасывать его, не останавливая его вращения, с тарелки на тарелку, подбрасывать вверх, переворачивать тарелку то одной стороной, то другой, и вновь перебра­сывать. Ребята соревнуются в ловкости по собственной инициативе, и это очень азартно!

Дети любят тренироваться и соревноваться сами с со­бой, не гонясь за достижениями. Такое совершенствова­ние себя, свой успех по отношению к самому себе — это лучшее достижение! Поэтому было бы замечательно, что­бы игры на двигательную компетентность сопровождали любой день. Напомним, что такие игры не только раз­вивают моторику, но и формируют целенаправленность, настойчивость, стремление к самосовершенствованию, т. е. задачу превзойти свой вчерашний результат.

Подвижные игры с правилами

Физическая активность — важнейшая потребность ребенка и одна из ведущих областей дошкольного обра­зования. Известно, что в раннем и дошкольном возрасте закладываются и развиваются такие важные способно­сти, как моторная ловкость, чувство равновесия, сораз­мерность и целенаправленность движений и др. В совре­менной педагогике формирование этих качеств обычно связывают с физическим воспитанием детей. Однако данный аспект не сводится только к тренировке движе­ний и к развитию моторики. Двигательная активность способствует формированию самостоятельности и ини­циативности, укреплению чувства уверенности в себе, эмоциональному комфорту детей и пр. Доказано, что в дошкольном возрасте двигательное развитие непосред­ственно связано с общим психическим развитием, в частности, с умственным.

Одна из главных линий двигательного развития в до­школьном возрасте — это превращение спонтанных, не­произвольных движений в произвольные, управляемые.

Бег, подпрыгивание и спрыгивание, балансирование и лазание, броски и ловля, раскачивание и перекаты­вание, более мелкие движения рук, такие как точные броски, катание, вращение — все эти виды движений создают условия для развития произвольного управле­ния своими движениями.

И в то же время физические упражнения сами по себе не имеют субъективного смысла для дошкольников. Мотив самосовершенствования еще не характерен для детей до 7-ми лет. В этом отношении безусловным пре­имуществом обладают подвижные игры, в которых дви­жение вплетено в какую-либо сюжетную канву, направ­лено на достижение понятной ребенку игровой цели. Кроме того, в каждой игре есть четкие правила, кото­рые организуют поведение ребенка и помогают овладеть им. Как и другие виды игр с правилами, подвижные игры способствуют развитию нормативной регуляции поведения (как своего, так и поведения сверстников), они имеют циклический характер, и каждый цикл за­канчивается выигрышем одних и проигрышем других. Однако момент соревнования во многих играх смягчен и не выступает на первый план. Важнее, чтобы дети полу­чили радость от игры, от движения, а не от собственной победы над другими.

Подвижных игр для дошкольников существует огром­ное количество — и народных, и авторских, и приду­манных самими детьми. Ниже мы приводим несколько игр разного типа, в которые можно играть с детьми в возрасте от 3—4 лет. Поскольку эти игры требуют боль­шого пространства, в них лучше играть на площадке или в большом зале. Многие из этих игр предполагают наличие ведущего. На первых порах при знакомстве с игрой роль ведущего берет педагог, однако его задача по мере освоения игры — передавать эту роль кому-то из детей. Напомним, что игры с правилами, в отличие от дидактических, должны стать самостоятельной деятель­ностью детей.

«Сова»

В этой игре дети должны имитировать поведение вы­бранных животных и быстро менять свои движения в зависимости от команды ведущего. В этой игре понадо­бятся два главных действующих лица: «сова» и веду­щий игры.

С помощью считалки выбирают водящего — «сову». В начале игры «сова» присаживается в заранее условлен­ном месте — своем «гнезде». Остальные дети заранее для себя определяют, кем они будут: «птицами», «бабочка­ми», «жуками», «мышками» и т. д. Ведущий произно­сит первую фразу: «День наступает, все оживает!». Де­ти-игроки начинают двигаться в образе выбранных ими животных, например, «бабочки» бегают, поднявшись на носочки, грациозно кружатся, а когда присаживаются, то заводят руки за спину, как крылья. Внезапно веду­щий произносит другую фразу: «Ночь наступает, все за­мирает! Сова вылетает!». После этого все игроки замира­ют в тех позах, в каких их настигла команда ведущего. «Сова» «выходит на охоту». Она ходит между игроками, внимательно наблюдая за ними. Игрокам разрешается менять свою позу, когда «сова» их не видит. Только делать это нужно осторожно, чтобы «сова» не увидела. «Сова» не должна подолгу находиться перед одним игро­ком — она должна перемещаться по всей площадке.

«Кошки-мышки»

Эта традиционная и любимая детьми подвижная игра, требующая быстрого реагирования, ловкости и со­гласованности движений.

Все игроки берутся за руки и образуют круг — это «мы­шеловка». 2—3 ребенка назначаются «мышами». По усло­вию игры они обязаны постоянно находиться в движении: то вбегая в круг, то выбегая из него. Игроки в круге подни­мают руки вверх и двигаются по кругу со словами:

Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели! Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас Вот захлопнем мышеловку и поймаем всех сейчас!

С последним словом дети резко опускают руки и садятся на корточки: «мышеловка захлопывается». Не успевшие выбежать из круга «мышки» считаются пойманными и встают в круг. После этого игру можно начать сначала. Когда все «мыши» пойманы, назнача­ются другие исполнители этих ролей.

«Гуси-лебеди»

В игре понадобятся два основных игрока: «серый волк» (водящий) и «пастух» (ведущий игры). Осталь­ные игроки «гуси» и «лебеди». На площадке проводится линия. С одной стороны будет территория под названи­ем «птичий двор», с другой — «пастбище».

В начале игры «гуси» и «лебеди» выстраиваются вдоль линии на «птичьем дворе». Волк, притаившись (присев на корточки), находится на середине площадки. «Пастух» дает команду: «Гуси-лебеди, гулять, пока волка не ви­дать!». После этого «гуси-лебеди» выбегают на вторую по­ловину площадки — «пастбище». При этом дети разводят руки в стороны и делают ими взмахи, будто птицы машут крыльями. Спустя некоторое время пастух дает новую ко­манду: «Гуси-лебеди, домой, Серый волк под горой!». Тог­да «гуси-лебеди» должны бежать на свой «птичий двор»,стараясь убежать от волка. Волк может ловить их только до границы — черты. Игра повторяется несколько раз, пока волк не переловит большинство игроков.

«Карлики и великаны»

Играющие становятся в круг. Ведущий объясняет: «Всем игрокам нужно внимательно слушать, что произ­несет ведущий. Если я скажу слово "карлики", то все должны сесть на корточки, а если слово "великаны" — то все должны встать на цыпочки. Тот, кто ошибется, выходит из игры».

Ведущий может намеренно подавать неправильные команды, например: «Кар-тошка! Кар-тонка! Ве-ревка! Кар-маны! Ве-лоси-пед!». Победителем считается игрок, оставшийся последним, т. е. самый внимательный.

Соревнование в спортивной ходьбе

Игра носит характер соревнования в скорости ходьбы. Цель этой игры — воспитание выдержки и способности управлять собой. Ребенок должен преодолеть естествен­ное желание бежать, когда нужно опередить соперников. Это представляет для дошкольников большую трудность и в то же время воспитывает волевые качества личности. Ее участники учатся оценивать действия сверстников. Контролируя других, ребенок лучше осознает правила игры и таким образом приучается к самоконтролю.

Вначале нужно подготовить все необходимое. Взрос­лый проводит на земле линию — это старт, отсюда начи­нается соревнование. Напротив черты на расстоянии 25— 30 шагов ставится длинный стол, на который кладется флажок. Воспитатель вызывает сначала двух детей. Он предлагает встать «на старте» и по сигналу (хлопок или звук бубна) дойти до флажка. При этом взрослый под­черкивает, что к флажку нужно идти, а бежать не раз­решается. Тот, кто побежит, будет считаться проиграв­шим. Остальным ребятам он предлагает посмотреть, кто из их сверстников раньше поднимет флажок.

                                                                            

Воспитатель дает сигнал, двое детей наперегонки идут к флажку, а остальные наблюдают, оценивают действия сверстников, награждают победителя аплодисментами. После такого наглядного объяснения воспитатель выби­рает четырех детей, предлагает им встать у черты (на старте) и подает сигнал. Победитель получает приз (тот же флажок или бумажную медаль). Если к флажкам од­новременно приходят двое детей, оба считаются победи­телями и получают награды.

Затем выбирается новая четверка (или пятерка) де­тей, на столе появляется новый флажок, и игра продол­жается.

« Салоч ки-выручалочки »

Цель игры — воспитание у детей умения своевремен­но приходить друг другу на помощь. Выручая своего товарища, ребенок рискует быть пойманным сам, следо­вательно, от него требуются довольно высокая концен­трация усилий и смелость.

Взрослый вместе с детьми очерчивает на земле боль­шую площадку (30-35 шагов в длину и ширину). Он объясняет, что бегать можно только внутри этой пло­щадки, забегать за черту нельзя. Эта игра с водящим. Сначала роль водящего (салочки) лучше взять взросло­му. «Я буду салочкой, — говорит он. — А вы буде­те от меня убегать. До кого я дотронусь, тот должен остановиться. Бегать ему уже нельзя, пока кто-нибудь из ребят его не выручит. Чтобы выручить товарища, нужно дотронуться до его плеча, вот так, — показы­вает. — Как только до него дотронулись, можно опять бегать. Постарайтесь не попадаться салке. Если она со­всем близко, можно присесть на корточки. Того, кто присел, салка не тронет».

По сигналу дети разбегаются в разных направлениях, а воспитатель, дав им возможность немного побегать, на­чинает ловить их. Поймав кого-нибудь, он напоминает малышу, что тот может громко сказать: «Выручайте!», а сам отворачивается, чтобы дети успели выручить «оса­ленного». Первого ребенка, который выручит пойманно­го, нужно похвалить. Постепенно, по мере того как дети привыкнут к игре, активность салочки возрастает.

Игра продолжается 10-15 мин. В конце взрослый от­мечает, кто из детей выручал «осаленных», кто ловко убегал от салки и ни разу ей не попался, кто вовремя приседал и не дал себя «осалить». В дальнейшем, когда дети усвоят правила игры, роль салки может выполнять и кто-либо из них. Салочку выбирает сначала сам воспи­татель, а затем дети с помощью считалки.

«Петушиный бой»

Игра тренирует выносливость, маневренность и в то же время осторожность в обращении с противником. Его нельзя сильно толкать, наступать на ноги и вообще при­чинять боль.

В игре участвуют двое детей. Желательно, чтобы они были примерно равны по росту и физическому разви­тию, иначе играть неинтересно, поскольку заранее из­вестно, что более сильный ребенок победит в этом «пету­шином бою».

Двое участников игры встают на одну ногу, заклады­вают руки за спину. Потом они начинают толкать друг друга плечами. Цель каждого игрока — постараться за­ставить противника опуститься на обе ноги.

Второй вариант игры. Двум «петухам» приделывают петушиные хвосты, прикрепив цветной лоскут к поя­су или штанишкам детей. Задача соперников — сорвать хвост противника. Кто раньше справится с этой зада­чей — тот и победил. Он поднимает сорванный «хвост» и кричит: «Ку-ка-ре-ку!».

Чтобы игра была как можно больше похожа на насто­ящий петушиный бой, можно задорно выкрикивать «Ко-ко-ко!» или «Ку-ка-ре-ку!» на протяжении сражения.

«Куобах»"

Участникам этой игры придется соревноваться между собой в прыжках на обеих ногах. Считается, что таким образом они подражают скачкам зайца.

Участники договариваются, сколько прыжков они выполнят, начиная от одной линии старта. Допустим, что выполнять надо будет пять прыжков.

Игроки встают возле одной отмеченной линии и начинают, отталкиваясь сразу двумя ногами, делать прыжки. Важно, чтобы после приземления участники не сходили со своего места, а каждый последующий прыжок должен стартовать точно с предыдущего места приземления.

После того как каждый игрок сделает по пять прыж­ков, идет сравнение расстояния от места старта до фини­ша. У кого оно окажется длиннее, тот участник соревно­вания и становится победителем.

«Корзинки»

В игре должно принимать участие четное число детей.

Считалкой выбирают пару, которая будет водить: один игрок будет догонять другого. Остальные пары дети берут друг друга за обе руки, образуя «корзинки».

Убегающий игрок может спрятаться от своего преследователя, добежав до любой «корзинки» и гром­ко выкрикнув на ходу имя одного из тех, кто входит в пару, создавшую «корзинку». Допустим, это имя Таня. Тогда названный игрок — та самая Таня — оставляет своего соседа, с которым она образовывала «корзинку», и быстро начинает убегать от водящего. А тот, кого до­гоняли раньше, встает в пару на место Тани, создавая новую «корзинку».

 

«Пустое место»

В этой игре ребенок сам должен выбрать себе пар­тнера, получая таким образом возможность выразить симпатию одному из сверстников. Поэтому игра влия­ет на взаимоотношения детей в группе. Содержащий­ся в ней элемент соревнования (кто раньше добежит и займет свободное место) заставляет ребенка быть очень внимательным, собранным, чтобы успешно справиться с пространственно-двигательной задачей, а также не нарушить правила поведения в совместной деятельности.

Воспитатель предлагает всем взяться за руки и по­строиться в ровный круг. Дети опускают руки и са­дятся на пол или на стульчики (если игра проводится в помещении) или на корточки (если играют на улице) лицом внутрь круга. Воспитатель, находясь за кругом, обходит его, приговаривая: «Огонь горит, вода кипит, тебя сегодня будут бить, не буду я тебя ловить!». Дети повторяют за ним слова. На последнем слове взрос­лый дотрагивается до кого-нибудь из ребят, просит его встать, повернуться к нему лицом, а затем гово­рит: «Раз, два, три — беги!». Водящий и выбранный ребенок с разных сторон обегают круг. Взрослый дает ребенку возможность первому занять свободное место и снова становится водящим. Он еще раз обходит круг и повторяет слова, предоставляя детям возможность запомнить их и освоиться с правилами игры. Выбрав другого ребенка, взрослый на этот раз старается первым занять место в кругу. Теперь ребенок становится водя­щим и сам выбирает себе партнера по соревнованию. Выбирать в партнеры нужно того, кто еще ни разу не бегал. Так, по очереди, дети соревнуются друг с другом в скорости и находчивости.

«Король обезьян»

Считалкой определяется, кто будет водить в этой игре. Этот игрок выходит из комнаты. Остальные дети садятся в круг и из оставшихся игроков выбирают «ко­роля обезьян».

Как известно, обезьяны славятся тем, что любят по­вторять все действия и ужимки своих собеседников. Вот для этого в игре выбирается «король», а все остальные игроки должны повторять его движения.

После того как король избран, в комнату разрешает­ся войти тому игроку, который заранее вышел из ком­наты. Все игроки начинают игру — повторяют действия короля. При этом надо стараться не смотреть на него в упор, а то водящий сразу догадается, кто является «ко­ролем обезьян».

Задача водящего — как можно быстрее понять, кого па­родируют участники игры. Если он правильно указывает на «короля обезьян», то тот становится водящим и выхо­дит из комнаты, а первый игрок занимает его место.

Выше приведены примеры лишь некоторых подвиж­ных игр, которых в практике дошкольной педагогики имеется огромное количество. Эти игры широко пред­ставлены в специальных сборниках, пособиях и програм­мах. Они могут и должны стать важной составляющей жизни детей в детском саду. Важно помнить, что задача воспитателя — не только организовывать эти игры и ру­ководить их проведением, но и сделать их достоянием самих детей, чтобы старшие дошкольники сами могли и хотели играть в подвижные игры. Ведь эти игры не толь­ко несут в жизнь детей радость общения и движения, но, как и всякая игра с правилами, вносят серьезный вклад в развитие личности.

Вопросы и задания

1. В чем заключается принципиальное отличие игр с правилами от сюжетных игр?

2. В чем заключается развивающее значение игр с правилами?

3. Какие виды правил включает любая игра с пра­вилами? На примере любой игры с правилами
(можно «Крестики и нолики») покажите три вида
правил.

4. Нужно ли объяснять правила игры младшим до­школьникам? Что может способствовать осозна­
нию и пониманию игровых правил?

5. Какова роль педагога на разных этапах овладения играми с правилами?

6. В каком возрасте осваивается игра с правилами как самостоятельная деятельность детей?

7. В чем преимущество игр с открытымиправилами и в каком возрасте они доступны детям?

8. Какие виды игр с правилами вы знаете?

9. Приведите пример или придумайте свой вариант игры ожидания.

10. Приведите пример игры на двигательную компе­тентность и укажите ее развивающее значение.

Заключение

РОЛЬ ПЕДАГОГА В СТАНОВЛЕНИИ

И РАЗВИТИИ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проблема игры в настоящее время является одной из самых важных и сложных в дошкольном образовании. С одной стороны, ценность игры для детского развития признается практически всеми специалистами. Большин­ство педагогов, педиатров, нейрофизиологов разных стран приводят все новые доказательства жизненно важной роли игры в развитии ребенка. С другой стороны, несмотря на эти общепризнанные и безусловные аргументы, игра все больше вытесняется из системы дошкольного образования. Формирование игры не является самостоятельной задачей дошкольного образования, а в режиме дня детских образо­вательных учреждений на свободную игру фактически не остается времени. В результате уровень игры современных дошкольников резко снижается. То, что полвека назад счи­талось нормой для старших дошкольников (ролевой диа­лог, развитие сюжета, построение игрового пространства и пр.), в настоящее время встречается как исключение.

Причины ухода игры из дошкольного детства доста­точно очевидны. Прежде всего это недооценка развиваю­щего значения такой детской деятельности. Игра чаще всего рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг, которому противостоит целенаправ­ленное обучение и овладение полезными навыками. Ран­нее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра. При этом образование понимается преимущественно как усвоение знаний и приобретение учебных навыков (глав­ным образом чтения, счета, письма). Приоритет знаний и учебной деятельности вытесняет игру из жизни и обра­зовательного процесса дошкольников. /*

Еще одной причиной ухода игры является отсутствие разновозрастных детских сообществ. Раньше игра воз­никала спонтанно, независимо от каких-либо педагоги­ческих воздействий взрослых, поскольку передавалась от старшего поколения детей к младшему (во дворах, в многодетных семьях и других разновозрастных груп­пах). В настоящее время, когда преобладают однодетные семьи и контакты младших детей со старшими практи­чески отсутствуют, естественные механизмы трансляции игры нарушены, а взрослые не могут взять на себя функ­цию приобщения к игре.

Характерным явлением современности стал избыток то­варов и развлечений для детей, что формирует установку на потребление. Так, игрушки становятся не средством игры, а просто предметами обладания, которые заполняют физическое пространство, но не становятся побудителями внешней и внутренней активности детей.

Установка на потребление активно формируется и усиливается экспансией современных СМИ и видеопро­дукции для детей. Доминирующим занятием дошколь­ников стал просмотр мультфильмов, художественные достоинства и развивающий потенциал которых нередко весьма сомнительны. Это занятие интенсивно вытесняет игру как более трудную, активную и творческую форму деятельности. Игра как свободная детская деятельность подменяется игровыми приемами и методами обучения, игровыми технологиями.

Это приводит к очень печальным последствиям: дети не могут сами себя занять, у них отсутствует инициати­ва, не развито воображение и отсутствует внутренний план действия. Несмотря на усиленную подготовку к школе, дошкольники часто к обучению не готовы: у них отсутствует познавательная активность, они не соблю­дают правил поведения, не готовы к содержательному речевому общению и пр. Прямым следствием этого является целый комплекс проблем в развитии современных детей, которые отмеча­ют и психологи, и педагоги. Среди них — ситуативность поведения, зависимость от взрослого, от среды, невоз­можность самоорганизации детей, дефицит воображения и внутреннего плана действия, недоразвитие воли и про­извольности, коммуникативные трудности, бессодержа­тельное общение, неразвитость мотивационной сферы. Все эти качества и способности в дошкольном возрасте складываются и развиваются в игре, поэтому ее отсут­ствие (или примитивный уровень) ведет к деформации развития ключевых личностных образований.

Эта ситуация вызывает естественную тревогу и побуж­дает к поиску путей восстановления полноценной игры в жизни детей и в дошкольном образовании.

Новый стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) направлен на утверждение ценности игры в дошкольном образовании. Многие его разделы посвящены условиям формирования инициативной и самостоятельной дея­тельности детей и прежде всего свободной игры. Однако одно дело — положения Стандарта, и совсем другое — его реализация на практике. И здесь решающая роль принадлежит педагогу, воспитателю. Именно он может и должен научить детей играть.

Здесь возникает вопрос: как можно обучать игре? Ведь игра, как мы многократно подчеркивали, является самостоятельной, творческой деятельностью детей и ни­как не сводится к усвоению каких-либо навыков. В от­личие от предметных игровые действия не требуют ни­каких стандартных способов действия, а значит, они не могут усваиваться в процессе специального обучения.

И все же обучение игре необходимо. И осуществляется оно в процессе совместной игры со взрослым, который вовлекает детей в эту деятельность. Исследования и наблю­дения показывают, что детская игра не возникает сама по себе, без какого-то участия со стороны тех, кто уже умеет играть, — взрослых или старших детей. Дети, с которыми никто никогда не играл, не могут сами изобрести игро­вые замещения и породить роль и мнимую ситуацию. Дошкольники, растущие в закрытых детских учреждениях, в условиях дефицита общения со взрослым, значительно отстают от своих семейных сверстников по уровню разви­тия и срокам появления игры. Все это может свидетель­ствовать о том, что истоки игры нужно искать не в при­родной предрасположенности ребенка, а в его отношениях со старшими, уже владеющими этой деятельностью. Без специального обучения игра не возникает.

Это значит, что воспитатель должен играть с детьми. Не управлять их действиями, не оценивать ка­чества игры, а стать партнером, участником игры. Дети должны ощущать не давление и не руководство, а ува­жение к партнеру, умеющему хорошо играть. Это зна­чит, что педагогу следует серьезно относиться к игре, демонстрировать интерес и увлеченность. Естественная эмоциональная выразительность взрослого является за­логом и даже гарантией вовлечения детей в игру.

Но для того, чтобы вовлекать в игру и помогать ее раз­витию, воспитатель должен не просто играть на уровне других детей, а задавать зону ближайшего развития игры, т. е. немного опережать игровые возможности детей, втягивать их в игру более высокого уровня и открывать им новые возможности. Так, в возрасте 2—3-х лет дети вме­сте со взрослым открывают возможности переименования предметов и игровых замещений. Детям 3-4-х лет нужно показать возможности принятия игровой роли и ролево­го диалога, после 5-ти лет дети втягиваются в игру-фан­тазию, комбинируя события и строя сложные сюжеты. Параллельно, начиная с 3—4-х лет, можно вводить игру с правилами, которая тоже имеет этапы своего развития.

Чтобы игра стала самостоятельной, независимой от уча­стия взрослого деятельностью, необходимо на каждом эта­пе и в каждом виде игры ориентировать ребенка на свер­стников. Игра — общая, совместная деятельность детей. В ней необходимо видеть и слышать партнеров, учитывать их действия. В то же время именно в игре эти ценные спо­собности наилучшим образом развиваются. Задача педаго­га в процессе приобщения к игре — объединение детей вокруг игры как главного содержания их взаимодействия.

Важным условием проявления самостоятельности в игре является адекватная предметно-простран­ ственная среда. Такая среда предполагает гибкость и трансформируемость пространства, возможность исполь­зования разных предметов (мебели, тканей, мягких мо­дулей и пр.) для самостоятельного построения игровой ситуации. Полифункциональность среды и игровых ма­териалов, наличие предметов-заместителей (природного или бросового материала, многофункциональных игру­шек) также стимулируют создание и реализацию игро­вых замыслов. Результаты наблюдений показывают, что там, где дети могут самостоятельно создавать игровое пространство, уровень игры существенно выше.

Также необходимо знание фольклорных, народных и современных игр, которые можно выбирать и предлагать детям, учитывая их возраст, желание и возможности.

И еще одно важнейшее условие развития игры — под­ держка инициативы детей. Нужно ловить моменты новых замыслов, развивать их, не нарушая детской ло­гики, бережно и с уважением относиться к любому про­явлению самостоятельности в игре. Для этого воспита­тель должен уметь хорошо играть сам. А это значит, он должен обладать развитым воображением, уметь приду­мывать сюжет, свободно брать любые роли, быть эмоци­онально выразительным и заразительным. Данные каче­ства являются ядром профессии дошкольного педагога. Воспитатель может научить детей играть только в том случае, если он любит и умеет играть сам, если он освоил особую грамматику игры и обладает игровой культурой.

Главная задача педагога при этом — не руководить и не управлять игрой, а приобщить детей к этой замеча­тельной деятельности, сделать так, чтобы они пережили радость игры, чтобы хотели и умели играть совершенно самостоятельно. Здесь хотелось бы напомнить известный педагогический лозунг М. Монтессори: «Помоги мне это сделать самому!». В данном случае он особенно уместен.

 




Дата: 2019-12-09, просмотров: 621.