Специфические характеристики игр с правилами наиболее легко определяются при сравнении с сюжетной игрой. Как следует из названия, действия детей в таких играх задаются и определяются правилами. Правила имеют формализованный, осознанный характер независимо от того, имеют ли они договорной характер или берутся в готовом виде. Конечно, в сюжетной игре тоже есть правила (как должен вести себя тот или иной персонаж), но они принципиально другие. В сюжетной игре правила связаны с личным представлением ребенка о разыгрываемой ситуации. Каждый из участников руководствуется своим пониманием смысла, сюжета и роли. Это понимание весьма приблизительно и может меняться в процессе игры. В сюжетной игре правила заключены (спрятаны) в роли и связаны с субъективным, личным пониманием ребенком смысла разыгрываемой ситуации. В играх с правилами правила однозначны и не допускают субъективных интерпретаций. Они обязательны для всех участников игры.
Игра с правилами — это всегда совместная деятельность, предполагающая обязательное наличие партнеров. В отличие от продуктивной деятельности, экспериментирования, режиссерской игры, она не может осуществляться индивидуально.
Еще одно важное отличие игр с правилами от сюжетных заключается в том, что в них всегда есть заранее заданный результат, т. е. выигрыш. Сюжетная игра не имеет конечного результата (в этом ее преимущество и особенность). Развертывание сюжета имеет поступательный характер, может продолжаться бесконечно, а может прерваться в любой момент. Момент завершения игры зависит от желания играющих. В игре с правилами есть совершенно определенный, заданный результат. При этом важен не сам результат, а его соотнесение с результатом других, определяющее первенство одного из играющих, т. е. выигрыш. Критерии выигрыша определяют момент завершения игры. А это означает состязательный характер игры и совсем другие отношения между играющими — уже не сотрудничество, а соревнование, конкуренция.
Выигрыш означает окончание цикла игры, после которого начинается следующий цикл. Таким образом, игра с правилами связана с повторяемостью, циклич ностью этой деятельности. Продолжение игры есть повторение игрового цикла, который вновь завершается выигрышем. Цикличность, т. е. повторяемость игровых действий всеми участниками, — также важная особенность этой деятельности.
Центральным, наиболее специфическим моментом игр с правилами является выигрыш. В нем сосредоточены, с одной стороны, совместность и состязательность (выиграть можно только у других), с другой — безличное, обязательное правило и цикличность, повторяемость действий (правила уравнивают всех играющих, а повторяемость дает возможность успеха для каждого). Именно выигрыш придает такой деятельности игровой характер своей непредсказуемостью, неожиданностью, создает эмоциональное напряжение, интригу, своеобразный азарт.
Наличие выигрыша отличает игры с правилами не только от сюжетной игры, но и от дидактической, хотя там тоже есть правила и конечный результат действий.
Игры с правилами предполагают правила трех видов.
Нормативные — правила, задающие способы регуляции совместной деятельности, реализующие принцип справедливости. Перед началом игры все играющие должны занять равные позиции, никто не должен иметь никаких преимуществ перед другими. Для нормативной регуляции в детской субкультуре сложились определенные приемы — очередность, жребий, считалка, порядок передачи хода и пр.
Затем должен быть развернут игровой цикл, т. е. реализованы конкретные действия. Конкретные действия участников определяют собственно игровые правила. Их можно назвать инструментальными (что именно нужно делать, куда бежать, когда прекращать действие и пр.). Именно они определяют многообразие игр с правилами, игровой материал, сложность или простоту игры.
Игровой цикл завершается определением выигравшего. Критерии определения победителя задаются правилами установления выигрыша, которые позволяют зафиксировать победу одного из играющих. Этих правил немного и они хорошо известны: «кто раньше всех...», «кто больше всех...», «у кого больше всех...» и пр. Наличие выигравшего означает, что остальные участники — проигравшие. Однако цикличный характер игры дает возможность каждому участнику выиграть в следующем цикле (коне). Обычно при переходе от одного цикла к другому выигравший в качестве своеобразной награды получает право на первый ход.
Игра с правилами может иметь самостоятельный характер, а может сочетаться с другими видами игры и часто совмещается, например с элементами сюжетно-ро-левой игры («Кошки-мышки», «Лиса и гуси», «Лохматый пес» и пр.). Однако чаще всего игры с правилами соединяются с дидактическими играми, когда действие по правилу связано с решением познавательных, двигательных или речевых задач.
Важно различать игру с правилами как дидактическое средство и как самостоятельный вид деятельности. В этой связи Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова разделяют специфическое и неспецифическое влияние игр с правилами на развитие ребенка. Специфические функции игры связаны с ее строением и самостоятельными формами игровой деятельности детей, а неспецифическое значение — с усвоением определенного содержания под руководством взрослого.
Специфическое развивающее значение игр с правилами заключается в необходимости руководствоваться определенными правилами, т. е. в развитии норматив ной регуляции поведения. Поскольку игра с правилами является совместной, кооперативной деятельностью, требующей неукоснительного соблюдения правил (норм), обязательных для всех участников, возникает требование не просто произвольного поведения, а взаимной нормативной регуляции. Каждый ребенок должен следить за точным выполнением правил не только в собственном поведении, но и за действиями всех участников игры. Такая нормативная регуляция и саморегуляция является необходимой составляющей морального и социального развития ребенка. В этом виде игр возникает необходимость и создаются условия и для освоения и актуализации детьми реализации морального принципа справедливости. Перед принятыми в игре правилами все дети находятся в равном положении. Даже если кто-то устал или кто-то слабее или, наоборот, сильнее других — все должны соблюдать общие правила. Такая готовность соблюдать единые для всех нормы поведения является важной предпосылкой для законопослушного поведения человека (перед законом все равны).
Очень важен также опыт переживания ребенком временной неудачи, проигрыша в такой пока еще не слишком значимой деятельности, как игра. Многие современные дошкольники слишком сильно переживают любую неудачу, даже проигрыш — «обвиняют» игровой материал, злятся на партнеров, отказываются от продолжения игры. Собственный неуспех переживается, как серьезное поражение. Игры с правилами, в которых выигравшие и проигравшие постоянно меняются, позволяют таким детям подготовиться к возможности временной неудачи и принять ее как неизбежность. Переживание своего неуспеха и признание успеха сверстника в играх с правилами «закаляют» ребенка, упорядочивают реакции на ситуации фрустрации. Однако, если проигрыш слишком тяжело переживается ребенком, является своего рода стрессом (вызывает плач, агрессию, уход в себя), лучше избавить малыша от столь невыносимого на данный момент испытания и заменить игры с правилами какой-то другой деятельностью, где не требуются эмоциональные усилия. Для специфического развивающего эффекта игр с правилами более эффективными являются игры на удачу (типа «бродилок»), поскольку здесь только случай решает успех каждого и вероятность выигрыша не зависит от физических или умственных способностей ребенка. Соответственно, проигрыш не воспринимается как результат своей неполноценности.
Игры с правилами также способствуют овладению различными типичными формами взаимодействия со сверстниками: одновременные, последовательные, поочередные действия, обмен функциями, распределение функций внутри группы и пр. — все это, безусловно, способствует социальному и коммуникативному развитию.
Неспецифическое значение игры с правилами связано с теми физическими и умственными усилиями, которые прилагает ребенок в процессе игровых действий и которые полезны для его развития. Обычно игровые действия связаны с определенными навыками или умениями. Пытаясь добиться успеха в игре, дети прилагают усилия для получения желаемого результата и тем самым тренируют и развивают свои физические и умственные способности.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 471.