Игры с правилами и их развивающее значение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Специфические характеристики игр с правилами наи­более легко определяются при сравнении с сюжетной игрой. Как следует из названия, действия детей в таких играх задаются и определяются правилами. Правила имеют формализованный, осознанный характер незави­симо от того, имеют ли они договорной характер или бе­рутся в готовом виде. Конечно, в сюжетной игре тоже есть правила (как должен вести себя тот или иной персонаж), но они принципиально другие. В сюжетной игре правила связаны с личным представлением ребенка о разыгрыва­емой ситуации. Каждый из участников руководствуется своим пониманием смысла, сюжета и роли. Это понима­ние весьма приблизительно и может меняться в процессе игры. В сюжетной игре правила заключены (спрятаны) в роли и связаны с субъективным, личным понимани­ем ребенком смысла разыгрываемой ситуации. В играх с правилами правила однозначны и не допускают субъ­ективных интерпретаций. Они обязательны для всех участников игры.

Игра с правилами — это всегда совместная деятель­ность, предполагающая обязательное наличие партне­ров. В отличие от продуктивной деятельности, экспе­риментирования, режиссерской игры, она не может осуществляться индивидуально.

Еще одно важное отличие игр с правилами от сюжет­ных заключается в том, что в них всегда есть заранее заданный результат, т. е. выигрыш. Сюжетная игра не имеет конечного результата (в этом ее преимущество и особенность). Развертывание сюжета имеет поступатель­ный характер, может продолжаться бесконечно, а может прерваться в любой момент. Момент завершения игры зависит от желания играющих. В игре с правилами есть совершенно определенный, заданный результат. При этом важен не сам результат, а его соотнесение с резуль­татом других, определяющее первенство одного из игра­ющих, т. е. выигрыш. Критерии выигрыша определяют момент завершения игры. А это означает состязатель­ный характер игры и совсем другие отношения между играющими — уже не сотрудничество, а соревнование, конкуренция.

Выигрыш означает окончание цикла игры, после ко­торого начинается следующий цикл. Таким образом, игра с правилами связана с повторяемостью, циклич­ ностью этой деятельности. Продолжение игры есть по­вторение игрового цикла, который вновь завершается выигрышем. Цикличность, т. е. повторяемость игровых действий всеми участниками, — также важная особен­ность этой деятельности.

Центральным, наиболее специфическим моментом игр с правилами является выигрыш. В нем сосредото­чены, с одной стороны, совместность и состязательность (выиграть можно только у других), с другой — безлич­ное, обязательное правило и цикличность, повторяе­мость действий (правила уравнивают всех играющих, а повторяемость дает возможность успеха для каждого). Именно выигрыш придает такой деятельности игровой характер своей непредсказуемостью, неожиданностью, создает эмоциональное напряжение, интригу, своеобраз­ный азарт.

Наличие выигрыша отличает игры с правилами не только от сюжетной игры, но и от дидактической, хотя там тоже есть правила и конечный результат дей­ствий.

Игры с правилами предполагают правила трех видов.

Нормативные — правила, задающие способы ре­гуляции совместной деятельности, реализующие прин­цип справедливости. Перед началом игры все играющие должны занять равные позиции, никто не должен иметь никаких преимуществ перед другими. Для нормативной регуляции в детской субкультуре сложились определен­ные приемы — очередность, жребий, считалка, порядок передачи хода и пр.

Затем должен быть развернут игровой цикл, т. е. ре­ализованы конкретные действия. Конкретные действия участников определяют собственно игровые правила. Их можно назвать инструментальными (что именно нужно делать, куда бежать, когда прекращать действие и пр.). Именно они определяют многообразие игр с правилами, игровой материал, сложность или простоту игры.

Игровой цикл завершается определением выиграв­шего. Критерии определения победителя задаются пра­вилами установления выигрыша, которые позволяют зафиксировать победу одного из играющих. Этих правил немного и они хорошо известны: «кто раньше всех...», «кто больше всех...», «у кого больше всех...» и пр. Нали­чие выигравшего означает, что остальные участники — проигравшие. Однако цикличный характер игры дает возможность каждому участнику выиграть в следующем цикле (коне). Обычно при переходе от одного цикла к другому выигравший в качестве своеобразной награды получает право на первый ход.

Игра с правилами может иметь самостоятельный ха­рактер, а может сочетаться с другими видами игры и часто совмещается, например с элементами сюжетно-ро-левой игры («Кошки-мышки», «Лиса и гуси», «Лохма­тый пес» и пр.). Однако чаще всего игры с правилами соединяются с дидактическими играми, когда действие по правилу связано с решением познавательных, двига­тельных или речевых задач.

Важно различать игру с правилами как дидактиче­ское средство и как самостоятельный вид деятельности. В этой связи Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова разде­ляют специфическое и неспецифическое влияние игр с правилами на развитие ребенка. Специфические функ­ции игры связаны с ее строением и самостоятельными формами игровой деятельности детей, а неспецифическое значение — с усвоением определенного содержания под руководством взрослого.

Специфическое развивающее значение игр с прави­лами заключается в необходимости руководствоваться определенными правилами, т. е. в развитии норматив­ ной регуляции поведения. Поскольку игра с правила­ми является совместной, кооперативной деятельностью, требующей неукоснительного соблюдения правил (норм), обязательных для всех участников, возникает требование не просто произвольного поведения, а взаимной норма­тивной регуляции. Каждый ребенок должен следить за точным выполнением правил не только в собственном по­ведении, но и за действиями всех участников игры. Такая нормативная регуляция и саморегуляция является необ­ходимой составляющей морального и социального разви­тия ребенка. В этом виде игр возникает необходимость и создаются условия и для освоения и актуализации деть­ми реализации морального принципа справедливости. Перед принятыми в игре правилами все дети находятся в равном положении. Даже если кто-то устал или кто-то слабее или, наоборот, сильнее других — все должны со­блюдать общие правила. Такая готовность соблюдать еди­ные для всех нормы поведения является важной предпо­сылкой для законопослушного поведения человека (перед законом все равны).

Очень важен также опыт переживания ребенком временной неудачи, проигрыша в такой пока еще не слишком значимой деятельности, как игра. Многие со­временные дошкольники слишком сильно переживают любую неудачу, даже проигрыш — «обвиняют» игровой материал, злятся на партнеров, отказываются от про­должения игры. Собственный неуспех переживается, как серьезное поражение. Игры с правилами, в которых выигравшие и проигравшие постоянно меняются, позво­ляют таким детям подготовиться к возможности времен­ной неудачи и принять ее как неизбежность. Пережи­вание своего неуспеха и признание успеха сверстника в играх с правилами «закаляют» ребенка, упорядочивают реакции на ситуации фрустрации. Однако, если прои­грыш слишком тяжело переживается ребенком, являет­ся своего рода стрессом (вызывает плач, агрессию, уход в себя), лучше избавить малыша от столь невыносимого на данный момент испытания и заменить игры с прави­лами какой-то другой деятельностью, где не требуются эмоциональные усилия. Для специфического развива­ющего эффекта игр с правилами более эффективными являются игры на удачу (типа «бродилок»), поскольку здесь только случай решает успех каждого и вероятность выигрыша не зависит от физических или умственных способностей ребенка. Соответственно, проигрыш не вос­принимается как результат своей неполноценности.

Игры с правилами также способствуют овладению раз­личными типичными формами взаимодействия со свер­стниками: одновременные, последовательные, поочеред­ные действия, обмен функциями, распределение функций внутри группы и пр. — все это, безусловно, способствует социальному и коммуникативному развитию.

Неспецифическое значение игры с правилами связа­но с теми физическими и умственными усилиями, ко­торые прилагает ребенок в процессе игровых действий и которые полезны для его развития. Обычно игровые действия связаны с определенными навыками или уме­ниями. Пытаясь добиться успеха в игре, дети прилагают усилия для получения желаемого результата и тем са­мым тренируют и развивают свои физические и умствен­ные способности.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 358.