Игры, развивающие слуховое восприятие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосре­доточиваться на звуке, выделять его характерные особен­ности — очень важная человеческая способность. Без него нельзя научиться внимательно слушать и слышать друго­го человека, любить музыку, понимать голоса природы...

Способность слушать и понимать звуки не возника­ет сама по себе даже при наличии острого природного слуха. Ее нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни. Конечно же, лучше всего это делать в игре. Общая цель этих игр — открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными, зна­чимыми, говорящими о чем-то важном. Игры на слу­ховое восприятие имеют характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают его источник. В них разные звуки становятся сигналами, которые предвосхищают конкретные события (появление какого-то персонажа или музыкального инструмента) и настраивают детей на соответствующие игровые действия. В дальнейшем дети улавливают особенности знакомых звуков и передают их характер с помощью доступных им средств — движе­нием, звукоподражанием или словом. Это способствует тому, что дети начинают целенаправленно сравнивать звуки между собой, различать их. Так в игре постепен­но формируется способность слышать и понимать звуки, что является важнейшей предпосылкой понимания чув­ствительности к миру звуков и понимания музыки.

Ниже представлено несколько игр на развитие слухо­вого восприятия.

«Кто разбудил Мишутку?»

Эта игра учит малышей прислушиваться к голосам детей и различать их. От детей требуется узнавать друг друга по голосам. Ежедневно ребята слышат свои и чу­жие голоса, но при этом они не обращают внимания на их звуковые особенности. В данной игре дошкольни­ки учатся не только различать голоса друг друга, но и управлять своими голосами. Известно, что, если ребенок не умеет слушать, он не сможет воспринять и воспроиз­вести даже самую простую мелодию.

Игра эта проста по своему содержанию и близка инте­ресам детей и их опыту — игровому, познавательному и житейскому. Центральное место в ней занимает игрушеч­ный мишка, который воспринимается ребятами как жи­вой. Эта игровая ситуация подсказывает ребенку игровые действия и связанное с ними решение слуховой задачи. Она создается образной речью взрослого и колыбельной песенкой. Игра приучает детей к сдержанности, к органи­зованному поведению. Ведь, согласно правилам, нельзя ни подглядывать, ни подсказывать, нужно соблюдать тишину и пр. И что особенно важно, обучение в игре происходит незаметно для малыша, без принуждения и назиданий, ко­торые часто не доходят ребенка и потому малоэффективны.

Описание игры

В игре участвуют все дети группы. Вместе с воспита­телем они садятся на стульчики, расположенные полу­кругом. Один стул поставлен напротив сидящих детей, он остается свободным. Взрослый приносит игрушечного мишку и предлагает познакомиться с ним. Воспитатель предлагает поиграть в такую игру: кто-то будет уклады­вать мишку спать, а кто-то его разбудит словами: «Ми-шутка, Мишутка, довольно спать, пора вставать!».

«Давайте все вместе скажем эти слова», — предлагает воспитатель. Дети хором повторяют слова. Взрослый, убе­дившись в том, что ребята запомнили текст, предупреж­дает, что будить мишку будет только тот, кого он назовет.

Воспитатель приглашает к себе одного ребенка, пере­дает ему мишку, предлагает сесть спиной к остальным детям на свободный стул и просит не поворачиваться, пока его не позовут. Взрослый объясняет, что убаюки­вать мишку будет этот ребенок, а будить другой. «Миш­ка сам должен догадаться, кто его разбудил, подсказы­вать ему нельзя», — продолжает он.

Воспитатель начинает рассказывать: «Настала ночь. Набегался, нагулялся наш Мишутка, устал. Давайте уложим его спать и споем ему колыбельную песенку. Баю-баюшки-баю, Мише песенку спою». Воспитатель продолжает: «Спит Мишутка, крепко спит, и снится ему что-то вкусное-вкусное... Вот настало утро. Все уже давно встали, умылись, оделись. А наш Мишутка спит да спит. Надо его разбудить». Он указывает рукой на одного из ребят и, не называя его по имени, предлагает ему четко и достаточно громко произнести знакомые слова: «Мишут­ка, Мишутка, довольно спать, пора вставать!». Педагог просит детей соблюдать полную тишину («А то Мишутка не услышит и не узнает, кто его разбудил»), не подсказы­вать Мишутке. Чтобы облегчить детям выполнение этого правила, можно предложить им тыльной стороной ладо­ни прикрыть рот («чтобы слова не выскочили»).

«Проснулся, Мишутка? — спрашивает воспита­тель. — А знаешь, Мишутка, кто тебя разбудил? Ну-ка найди его».

 

Ребенок с мишкой подходит к детям, находит среди них того, кто произнес слова, и кладет мишкины лапы ему на плечи или усаживает мишку ему на колени. Все аплодируют мишке, а он кланяется. После этого участ­ники игры вместе с воспитателем просят мишку сделать что-нибудь забавное. Например, «сделать зарядку»: по­кружиться, попрыгать, а ребенок, получивший мишку, «помогает» ему (действует игрушкой).

После этого выбирается следующий ребенок, который будет убаюкивать Мишутку, и игра начинается снова.

«Встречайте гостей!»

Цель игры — научить детей выделять звук как сиг­нал какого-либо действия или события. Детям предлага­ется различить на слух три звука, каждый из которых сигнализирует о появлении нового гостя. Кроме того, в этой игре создаются условия для перехода к ролевой игре, являющейся следующей ступенькой в развитии игровой деятельности малышей. К тому же данная игра способствует дальнейшему сближению детей и помога­ет робким и пассивным малышам преодолеть неуверен­ность в себе.

Для игры потребуются звучащие игрушки и различ­ные атрибуты роли в виде элементов костюма (шапочки, юбочки и бантики для кукол, колпачок для клоуна и пр.). Можно использовать дудочку, игрушечную гармошку, ме­таллофон, бубен, деревянные ложки и др. Кроме того, для игры нужна настольная ширма, чтобы загородить звуча­щие игрушки на детском столе.

 

Описание игры

Взрослый сообщает, что скоро к ребятам придут кло­ун, куколка и зайчик, а все дети по очереди будут то гостями, то хозяевами.

Воспитатель демонстрирует детям приготовленные атрибуты, а потом показывает, что будут делать гости: клоун может бегать и смешить детей, кукла — танцевать, а зайчик — прыгать. Хозяевам нужно самим догадаться, кто собирается прийти, и позвать его. «А теперь, — про­должает ведущий, — слушайте и запоминайте, как хозя­ева будут узнавать, какой гость сейчас появится. Если вы услышите вот такой звук (исполняет простую мелодию на металлофоне), знайте, что сейчас появится клоун. Если вы услышите вот такую музыку — значит, к нам идет кукла. Под такую музыку она будет танцевать. Какие это звуки, протяжные или отрывистые? Ну а если зазвучит такой звук (берет барабан и издает ударные звуки), знай­те: к нам прискакал зайка. Он любит прыгать под такие звуки — скок-скок».

Как только прозвучит сигнал, нужно всем вместе по­звать гостей и пригласить их войти. Если звуковая за­гадка будет отгадана, гости войдут и покажут, что уме­ют делать. Так, по очереди, хозяева будут встречать всех своих гостей.

На роль каждого гостя сначала можно выбрать двух детей и помочь им надеть соответствующие атрибуты. Го­сти выходят за дверь, так, чтобы через приоткрытую дверь они могли слышать и видеть, что происходит в группе, главное, чтобы им были слышны сигналы (можно усадить детей в той же групповой комнате, подальше от хозяев).

Взрослый подходит к столу с игрушками, загоражи­вает их ширмой, чтобы они не были видны ни гостям, ни хозяевам, и подает первый сигнал. Обращаясь к хозяе­вам, он предлагает назвать гостей и позвать их. Услышав приглашение, гости приходят, кланяются и исполняют свой номер (возможно, с помощью воспитателя). Каж­дый гость может сам придумать, что показать хозяевам, но он должен об этом заранее договориться с партнером. Лучшим гостем считается тот, кто придумал что-нибудь оригинальное и не нарушил правил игры. Потом, пере­дав свой костюм любому из участников игры, они са­дятся вместе с хозяевами. Затем подается новый сигнал для следующей пары гостей. Хозяева встречают новых гостей. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли гостей.

Количество и состав персонажей, как и звуковые сиг­налы, можно варьировать, усложняя игровую задачу.

                                                                         

«Что выбрал Петрушка?»

В предлагаемой игре малыши учатся узнать на слух источник звука, что важно для развития музыкальных способностей. Коллективный характер данной игры по­зволяет воспитателю развивать у детей организованность, поощрять чуткое отношение к тем, кто испытывает за­труднение. Игра помогает воспитывать у детей умение управлять своим поведением, считаться друг с другом.

Материалом для игры служат музыкальные и озву­ченные игрушки. Приведем несколько вариантов набо­ров таких игрушек:

- набор 1: барабан, озвученная неваляшка, резиновая
игрушка с пищиком;

- набор 2: погремушка, звонок или колокольчик,
игрушечная гармошка, бубен или барабан;

- набор 3: музыкальная шарманка, бубен, деревянная
колотушка или две деревянные ложки.

Игрушки лежат в специальной коробке. Нужна также настольная ширма.

Описание игры

В игре участвует вся группа детей. Усадив их на стулья, воспитатель достает красивую коробку и, не снимая крыш­ки, слегка покачивает ее в руках, заставляя звучать нахо­дящиеся в ней игрушки. «Как вы думаете, что лежит в ко­робке? — спрашивает он. — Давайте еще раз послушаем». Попросив детей соблюдать полную тишину, педагог повто­ряет те же действия, и звуки слышатся громче и яснее: «Да, в коробке что-то лежит. Как вы думаете, что это?».

Предоставив детям возможность высказаться о том, что им послышалось, и настроив их на внимательное слуховое восприятие, воспитатель открывает коробку и вынимает одну за другой игрушки. Показывая каждую игрушку, взрослый просит детей назвать ее и послушать, как она звучит (при этом обращает внимание на то, как извлечь из игрушки красивый звук средней громкости). Воспитатель приглашает к себе одного ребенка, переда­ет ему в руки игрушку и поручает «заставить» игрушку прозвучать, чтобы все еще раз могли услышать, как она красиво «поет».

Он задает вопросы о том, что слышат дети, и побуждает их к словесному обозначению воспринимаемых звуков или к звукоподражанию. При этом взрослый дает нагляд­ные примеры воспроизведения звуков. Так ребята узнают, что металлический колокольчик звенит и будто говорит «дзинь-дзинь», бубен стучит и говорит «там-там-там», ба­рабан барабанит свою песенку: «трам-трам-там-там-там», а резиновая игрушка с пищиком издает отрывистый звук.

Познакомив детей со всеми игрушками, воспитатель ставит на стол ширму и прячет за нее игрушки. Затем начинает объяснять правила игры наглядно-действен­ным способом.

Педагог вызывает кого-нибудь из детей, надевает ему на голову колпачок Петрушки, предлагает зайти за шир­му и выбрать ту игрушку, которая ему больше нравится, затем показать, как она звучит. Остальные дети должны догадаться, какую игрушку выбрал Петрушка. Если ре­бята отгадали загадку, Петрушка показывает им игруш­ку, кланяется и все хлопают ему в ладоши.

При загадывании загадок важно соблюдать тишину и слушать внимательно, как звучит предмет. Отгадывают звуковую загадку все дети вместе.




Дата: 2019-12-09, просмотров: 300.