Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важная человеческая способность. Без него нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы...
Способность слушать и понимать звуки не возникает сама по себе даже при наличии острого природного слуха. Ее нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни. Конечно же, лучше всего это делать в игре. Общая цель этих игр — открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чем-то важном. Игры на слуховое восприятие имеют характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают его источник. В них разные звуки становятся сигналами, которые предвосхищают конкретные события (появление какого-то персонажа или музыкального инструмента) и настраивают детей на соответствующие игровые действия. В дальнейшем дети улавливают особенности знакомых звуков и передают их характер с помощью доступных им средств — движением, звукоподражанием или словом. Это способствует тому, что дети начинают целенаправленно сравнивать звуки между собой, различать их. Так в игре постепенно формируется способность слышать и понимать звуки, что является важнейшей предпосылкой понимания чувствительности к миру звуков и понимания музыки.
Ниже представлено несколько игр на развитие слухового восприятия.
«Кто разбудил Мишутку?»
Эта игра учит малышей прислушиваться к голосам детей и различать их. От детей требуется узнавать друг друга по голосам. Ежедневно ребята слышат свои и чужие голоса, но при этом они не обращают внимания на их звуковые особенности. В данной игре дошкольники учатся не только различать голоса друг друга, но и управлять своими голосами. Известно, что, если ребенок не умеет слушать, он не сможет воспринять и воспроизвести даже самую простую мелодию.
Игра эта проста по своему содержанию и близка интересам детей и их опыту — игровому, познавательному и житейскому. Центральное место в ней занимает игрушечный мишка, который воспринимается ребятами как живой. Эта игровая ситуация подсказывает ребенку игровые действия и связанное с ними решение слуховой задачи. Она создается образной речью взрослого и колыбельной песенкой. Игра приучает детей к сдержанности, к организованному поведению. Ведь, согласно правилам, нельзя ни подглядывать, ни подсказывать, нужно соблюдать тишину и пр. И что особенно важно, обучение в игре происходит незаметно для малыша, без принуждения и назиданий, которые часто не доходят ребенка и потому малоэффективны.
Описание игры
В игре участвуют все дети группы. Вместе с воспитателем они садятся на стульчики, расположенные полукругом. Один стул поставлен напротив сидящих детей, он остается свободным. Взрослый приносит игрушечного мишку и предлагает познакомиться с ним. Воспитатель предлагает поиграть в такую игру: кто-то будет укладывать мишку спать, а кто-то его разбудит словами: «Ми-шутка, Мишутка, довольно спать, пора вставать!».
«Давайте все вместе скажем эти слова», — предлагает воспитатель. Дети хором повторяют слова. Взрослый, убедившись в том, что ребята запомнили текст, предупреждает, что будить мишку будет только тот, кого он назовет.
Воспитатель приглашает к себе одного ребенка, передает ему мишку, предлагает сесть спиной к остальным детям на свободный стул и просит не поворачиваться, пока его не позовут. Взрослый объясняет, что убаюкивать мишку будет этот ребенок, а будить другой. «Мишка сам должен догадаться, кто его разбудил, подсказывать ему нельзя», — продолжает он.
Воспитатель начинает рассказывать: «Настала ночь. Набегался, нагулялся наш Мишутка, устал. Давайте уложим его спать и споем ему колыбельную песенку. Баю-баюшки-баю, Мише песенку спою». Воспитатель продолжает: «Спит Мишутка, крепко спит, и снится ему что-то вкусное-вкусное... Вот настало утро. Все уже давно встали, умылись, оделись. А наш Мишутка спит да спит. Надо его разбудить». Он указывает рукой на одного из ребят и, не называя его по имени, предлагает ему четко и достаточно громко произнести знакомые слова: «Мишутка, Мишутка, довольно спать, пора вставать!». Педагог просит детей соблюдать полную тишину («А то Мишутка не услышит и не узнает, кто его разбудил»), не подсказывать Мишутке. Чтобы облегчить детям выполнение этого правила, можно предложить им тыльной стороной ладони прикрыть рот («чтобы слова не выскочили»).
«Проснулся, Мишутка? — спрашивает воспитатель. — А знаешь, Мишутка, кто тебя разбудил? Ну-ка найди его».
Ребенок с мишкой подходит к детям, находит среди них того, кто произнес слова, и кладет мишкины лапы ему на плечи или усаживает мишку ему на колени. Все аплодируют мишке, а он кланяется. После этого участники игры вместе с воспитателем просят мишку сделать что-нибудь забавное. Например, «сделать зарядку»: покружиться, попрыгать, а ребенок, получивший мишку, «помогает» ему (действует игрушкой).
После этого выбирается следующий ребенок, который будет убаюкивать Мишутку, и игра начинается снова.
«Встречайте гостей!»
Цель игры — научить детей выделять звук как сигнал какого-либо действия или события. Детям предлагается различить на слух три звука, каждый из которых сигнализирует о появлении нового гостя. Кроме того, в этой игре создаются условия для перехода к ролевой игре, являющейся следующей ступенькой в развитии игровой деятельности малышей. К тому же данная игра способствует дальнейшему сближению детей и помогает робким и пассивным малышам преодолеть неуверенность в себе.
Для игры потребуются звучащие игрушки и различные атрибуты роли в виде элементов костюма (шапочки, юбочки и бантики для кукол, колпачок для клоуна и пр.). Можно использовать дудочку, игрушечную гармошку, металлофон, бубен, деревянные ложки и др. Кроме того, для игры нужна настольная ширма, чтобы загородить звучащие игрушки на детском столе.
Описание игры
Взрослый сообщает, что скоро к ребятам придут клоун, куколка и зайчик, а все дети по очереди будут то гостями, то хозяевами.
Воспитатель демонстрирует детям приготовленные атрибуты, а потом показывает, что будут делать гости: клоун может бегать и смешить детей, кукла — танцевать, а зайчик — прыгать. Хозяевам нужно самим догадаться, кто собирается прийти, и позвать его. «А теперь, — продолжает ведущий, — слушайте и запоминайте, как хозяева будут узнавать, какой гость сейчас появится. Если вы услышите вот такой звук (исполняет простую мелодию на металлофоне), знайте, что сейчас появится клоун. Если вы услышите вот такую музыку — значит, к нам идет кукла. Под такую музыку она будет танцевать. Какие это звуки, протяжные или отрывистые? Ну а если зазвучит такой звук (берет барабан и издает ударные звуки), знайте: к нам прискакал зайка. Он любит прыгать под такие звуки — скок-скок».
Как только прозвучит сигнал, нужно всем вместе позвать гостей и пригласить их войти. Если звуковая загадка будет отгадана, гости войдут и покажут, что умеют делать. Так, по очереди, хозяева будут встречать всех своих гостей.
На роль каждого гостя сначала можно выбрать двух детей и помочь им надеть соответствующие атрибуты. Гости выходят за дверь, так, чтобы через приоткрытую дверь они могли слышать и видеть, что происходит в группе, главное, чтобы им были слышны сигналы (можно усадить детей в той же групповой комнате, подальше от хозяев).
Взрослый подходит к столу с игрушками, загораживает их ширмой, чтобы они не были видны ни гостям, ни хозяевам, и подает первый сигнал. Обращаясь к хозяевам, он предлагает назвать гостей и позвать их. Услышав приглашение, гости приходят, кланяются и исполняют свой номер (возможно, с помощью воспитателя). Каждый гость может сам придумать, что показать хозяевам, но он должен об этом заранее договориться с партнером. Лучшим гостем считается тот, кто придумал что-нибудь оригинальное и не нарушил правил игры. Потом, передав свой костюм любому из участников игры, они садятся вместе с хозяевами. Затем подается новый сигнал для следующей пары гостей. Хозяева встречают новых гостей. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли гостей.
Количество и состав персонажей, как и звуковые сигналы, можно варьировать, усложняя игровую задачу.
«Что выбрал Петрушка?»
В предлагаемой игре малыши учатся узнать на слух источник звука, что важно для развития музыкальных способностей. Коллективный характер данной игры позволяет воспитателю развивать у детей организованность, поощрять чуткое отношение к тем, кто испытывает затруднение. Игра помогает воспитывать у детей умение управлять своим поведением, считаться друг с другом.
Материалом для игры служат музыкальные и озвученные игрушки. Приведем несколько вариантов наборов таких игрушек:
- набор 1: барабан, озвученная неваляшка, резиновая
игрушка с пищиком;
- набор 2: погремушка, звонок или колокольчик,
игрушечная гармошка, бубен или барабан;
- набор 3: музыкальная шарманка, бубен, деревянная
колотушка или две деревянные ложки.
Игрушки лежат в специальной коробке. Нужна также настольная ширма.
Описание игры
В игре участвует вся группа детей. Усадив их на стулья, воспитатель достает красивую коробку и, не снимая крышки, слегка покачивает ее в руках, заставляя звучать находящиеся в ней игрушки. «Как вы думаете, что лежит в коробке? — спрашивает он. — Давайте еще раз послушаем». Попросив детей соблюдать полную тишину, педагог повторяет те же действия, и звуки слышатся громче и яснее: «Да, в коробке что-то лежит. Как вы думаете, что это?».
Предоставив детям возможность высказаться о том, что им послышалось, и настроив их на внимательное слуховое восприятие, воспитатель открывает коробку и вынимает одну за другой игрушки. Показывая каждую игрушку, взрослый просит детей назвать ее и послушать, как она звучит (при этом обращает внимание на то, как извлечь из игрушки красивый звук средней громкости). Воспитатель приглашает к себе одного ребенка, передает ему в руки игрушку и поручает «заставить» игрушку прозвучать, чтобы все еще раз могли услышать, как она красиво «поет».
Он задает вопросы о том, что слышат дети, и побуждает их к словесному обозначению воспринимаемых звуков или к звукоподражанию. При этом взрослый дает наглядные примеры воспроизведения звуков. Так ребята узнают, что металлический колокольчик звенит и будто говорит «дзинь-дзинь», бубен стучит и говорит «там-там-там», барабан барабанит свою песенку: «трам-трам-там-там-там», а резиновая игрушка с пищиком издает отрывистый звук.
Познакомив детей со всеми игрушками, воспитатель ставит на стол ширму и прячет за нее игрушки. Затем начинает объяснять правила игры наглядно-действенным способом.
Педагог вызывает кого-нибудь из детей, надевает ему на голову колпачок Петрушки, предлагает зайти за ширму и выбрать ту игрушку, которая ему больше нравится, затем показать, как она звучит. Остальные дети должны догадаться, какую игрушку выбрал Петрушка. Если ребята отгадали загадку, Петрушка показывает им игрушку, кланяется и все хлопают ему в ладоши.
При загадывании загадок важно соблюдать тишину и слушать внимательно, как звучит предмет. Отгадывают звуковую загадку все дети вместе.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 300.