Игры, направленные на восприятие величины
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Четкое восприятие и оценка соотносимых качеств ве­личины имеют исключительно важное жизненно-прак­тическое и познавательное значение. Без специальной настройки зрения на восприятие величины, выделения ее разных пространственных параметров (высоты, ши­рины, длины) не могут успешно формироваться прак­тические действия с предметами. Без четкого представ­ления величины предмета невозможно его изобразить или использовать в конструктивной деятельности. Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение воспринимать величину пред­метов путем сравнения их по длине, ширине, высоте. Ведь именно в эти годы у ребенка пробуждается интерес к предметному окружению, стремление активно управ­лять предметами.

В большинстве предлагаемых игр используются на­родные игрушки-матрешки, отдельные части которых отличаются только размером. Эти игрушки как будто специально созданы для детей, чтобы научить их раз­личать величину предметов. Художественному оформле­нию и дидактической ценности этих игрушек, точности градаций величины может позавидовать любое совре­менное пособие. Недаром эти чудесные игрушки получи­ли заслуженное признание педагогов как классический дидактический материал и «подлинный народный дар маленьким детям» (Ф.Н. Блехер). Эти игрушки учат сравнивать и соизмерять предметы по высоте, ширине, а иногда и в разных пространственных измерениях од­новременно.

«Веселые матрешки»

Игра близка интересам детей: матрешки то гуляют, то прячутся, то обедают, то расходятся по домам и т. д. Ее сюжетный характер имеет важное значение для раз­вития творческой инициативы в самостоятельных играх и подготавливает малышей к ролевой игре. Игра способ­ствует развитию восприятия величины, зрительной па­мяти, мышления, пространственного воображения. Все это очень важно для умственного развития дошкольни­ков. Проводится она с небольшой группой детей (5-6 че­ловек).

Нужны два комплекта пятиместных матрешек, два набора разных по величине кружочков (тарелочек для матрешек), башенка из полых кубов, которую можно заменить элементами строительного материала, из ко­торых строятся домики для матрешек. Кроме перечис­ленных предметов используется самодельный ростомер. Его можно изготовить из пирамидки, сняв с нее все колечки. На подставку от пирамидки будут становить­ся матрешки, а одно из колечек опускается на голову матрешке. На вертикальном планшете, который уста­навливается сзади, можно карандашом отмечать рост матрешек.

Описание игры

По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Взрослый обраща­ется к малышам: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? — Смотрит вокруг, потом берет в руки матрешку и покачивает ее. — Что-то там в се­редине гремит. Посмотрим, что там есть. — Снимает верхнюю половину матрешки. — Вот, оказывается, где они все спрятались! — Все матрешки выстраиваются в ряд. — Давайте познакомимся с ними!». Воспитатель называет имя каждой, наклоняя ее при этом: «Я — Ма-треша, я — Наташа, я — Даша, я — Маша». Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матреш­ку берет воспитатель).

Сначала матрешки «гуляют» (ходят по столу). По­том их зовут к медсестре измерять рост. Они «вы­страиваются» друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают на ростомер, а воспитатель опускает колечко и вместе с детьми отмечает, какого роста каждая из матрешек. Он спрашивает детей и уточняет, какая матрешка самая высокая, какая чуть пониже, какая самая низкая, какая чуть повыше. По­том все матрешки «идут обедать». Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает по очереди детей, которые подби­рают для своих матрешек соответствующие тарелоч­ки. Пообедав, матрешки «собираются на прогулку». Воспитатель ставит на стол второй комплект матре­шек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются («Матрешки захотели побегать»). Когда матрешки «разбежались», незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой, — говорит он, — становитесь в пары!». Матрешки выстраивают­ся парами, и вдруг обнаруживается, что одной пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешку по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. По просьбе воспитателя дети по­казывают, в каком месте не хватает пары. Матрешки появляются, малыши ставят их на место, и игрушки «отправляются» домой.

Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) — это домики для мат­решек. Так каждый ребенок находит дом для своей мат­решки. Матрешки «кланяются» на прощание и «уходят в домики».

Дата: 2019-12-09, просмотров: 305.