Четкое восприятие и оценка соотносимых качеств величины имеют исключительно важное жизненно-практическое и познавательное значение. Без специальной настройки зрения на восприятие величины, выделения ее разных пространственных параметров (высоты, ширины, длины) не могут успешно формироваться практические действия с предметами. Без четкого представления величины предмета невозможно его изобразить или использовать в конструктивной деятельности. Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение воспринимать величину предметов путем сравнения их по длине, ширине, высоте. Ведь именно в эти годы у ребенка пробуждается интерес к предметному окружению, стремление активно управлять предметами.
В большинстве предлагаемых игр используются народные игрушки-матрешки, отдельные части которых отличаются только размером. Эти игрушки как будто специально созданы для детей, чтобы научить их различать величину предметов. Художественному оформлению и дидактической ценности этих игрушек, точности градаций величины может позавидовать любое современное пособие. Недаром эти чудесные игрушки получили заслуженное признание педагогов как классический дидактический материал и «подлинный народный дар маленьким детям» (Ф.Н. Блехер). Эти игрушки учат сравнивать и соизмерять предметы по высоте, ширине, а иногда и в разных пространственных измерениях одновременно.
«Веселые матрешки»
Игра близка интересам детей: матрешки то гуляют, то прячутся, то обедают, то расходятся по домам и т. д. Ее сюжетный характер имеет важное значение для развития творческой инициативы в самостоятельных играх и подготавливает малышей к ролевой игре. Игра способствует развитию восприятия величины, зрительной памяти, мышления, пространственного воображения. Все это очень важно для умственного развития дошкольников. Проводится она с небольшой группой детей (5-6 человек).
Нужны два комплекта пятиместных матрешек, два набора разных по величине кружочков (тарелочек для матрешек), башенка из полых кубов, которую можно заменить элементами строительного материала, из которых строятся домики для матрешек. Кроме перечисленных предметов используется самодельный ростомер. Его можно изготовить из пирамидки, сняв с нее все колечки. На подставку от пирамидки будут становиться матрешки, а одно из колечек опускается на голову матрешке. На вертикальном планшете, который устанавливается сзади, можно карандашом отмечать рост матрешек.
Описание игры
По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Взрослый обращается к малышам: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? — Смотрит вокруг, потом берет в руки матрешку и покачивает ее. — Что-то там в середине гремит. Посмотрим, что там есть. — Снимает верхнюю половину матрешки. — Вот, оказывается, где они все спрятались! — Все матрешки выстраиваются в ряд. — Давайте познакомимся с ними!». Воспитатель называет имя каждой, наклоняя ее при этом: «Я — Ма-треша, я — Наташа, я — Даша, я — Маша». Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет воспитатель).
Сначала матрешки «гуляют» (ходят по столу). Потом их зовут к медсестре измерять рост. Они «выстраиваются» друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают на ростомер, а воспитатель опускает колечко и вместе с детьми отмечает, какого роста каждая из матрешек. Он спрашивает детей и уточняет, какая матрешка самая высокая, какая чуть пониже, какая самая низкая, какая чуть повыше. Потом все матрешки «идут обедать». Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает по очереди детей, которые подбирают для своих матрешек соответствующие тарелочки. Пообедав, матрешки «собираются на прогулку». Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются («Матрешки захотели побегать»). Когда матрешки «разбежались», незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой, — говорит он, — становитесь в пары!». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что одной пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешку по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. По просьбе воспитателя дети показывают, в каком месте не хватает пары. Матрешки появляются, малыши ставят их на место, и игрушки «отправляются» домой.
Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) — это домики для матрешек. Так каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки «кланяются» на прощание и «уходят в домики».
Дата: 2019-12-09, просмотров: 305.