В предлагаемых играх преследуется важная цель — учить детей согласованным действиям обеими руками и развивать координацию рук и глаз. Без этого ребенок не научится ни завязывать шнурки, ни застегивать пуговицы, ни вытирать руки полотенцем — словом, не овладеет огромным количеством практических навыков, необходимых в жизни. Это может служить серьезным препятствием для успешного формирования познавательной, игровой, изобразительной, творческой и конструктивной деятельности. Активное участие в занимательных
совместных играх позволяет малышам легко и успешно овладевать рациональными приемами осязательного обследования формы объемных предметов. При этом должны соблюдаться следующие условия.
1.Ребенок обследует предмет обеими руками и ощупывает его пальцами, поворачивая во все стороны. Обе руки действуют согласованно и активно.
2.Исключается участие зрения в этом процессе, однако ребенок должен иметь возможность предварительно рассмотреть предмет, который попадет в его руки. Предварительное зрительное знакомство с формой послужит опорой для формирования более четких представлений о том, как устроен предмет.
«Что привез мишка?»
Цель данной игры — выявить, могут ли дети самостоятельно, на ощупь узнавать предмет и как ребенок обследует предмет, находящийся вне его поля зрения, — одной или двумя руками. Перед играющим ставится задача — узнать на ощупь, какой предмет попал ему в руки.
Для игры нужны небольшие игрушки контрастной формы. Они должны заметно отличаться друг от друга и изображать знакомые детям предметы. Это могут быть кубики, шарики, игрушечная посуда, цыплята, машинки, куколки-голыши, лошадки и т. д. Количество игрушек должно соответствовать числу детей. Желательно иметь по два-три экземпляра каждой игрушки. Для игры нужен также мешок из плотной ткани, вмещающий все игрушки. В мешок продергивается резинка, чтобы ребенок не мог заглянуть в него, когда ищет игрушку. Кроме того, для игры нужны плюшевый мишка и машина или санки, на которых он приедет.
Описание игры
Воспитатель предлагает детям сесть поудобнее на стульчики и спрашивает, хотят ли они сегодня поиграть все вместе. В это время раздается стук в дверь и в комнату въезжает игрушечный мишка на большой машине (или на санках), которую подталкивает помощник воспитателя. В лапах у мишки — большой мешок с игрушками. Воспитатель сообщает, что мишка для каждого привез какую-нибудь игрушку. Взрослый наклоняется к мишке, делает вид, что слушает его, а потом сообщает детям, что мишка просит их подходить по очереди к мешку, но не заглядывать туда, а только руками выбрать себе подарок, потом сказать, что выбрал, и только после этого достать из мешка и показать всем.
Игра начинается. Мишка по очереди «вызывает» детей и предлагает поискать игрушку. Таким образом, все получают подарки и возвращаются на свои места.
Заметив, что малыши, получившие подарки, начинают отвлекаться от общей игры, воспитатель предлагает детям с одинаковыми игрушками встать и показать мишке, как они играют. Он показывает детям какое-либо движение, и они повторяют его, например катают машинку, прыгают с зайчиком, кружатся с куколкой и пр. Выполнив игровое действие со своей игрушкой, дети кладут ее на стол, а воспитатель объясняет им, что игрушки снова вернутся в мешок и при повторении игры дети снова выберут себе то, что каждый захочет.
После того как заканчивается первая «раздача подарков», игра повторяется снова. Все игрушки возвращаются в мешок, и дети опять ищут себе подарки. Но теперь уже каждый ребенок знает, какую игрушку ему хочется найти, и благодаря этому узнавание предметов по форме становится успешнее.
Игра заканчивается проводами мишки. Дети встают, благодарят его за подарки, а мишка обещает снова приехать к ним в гости поиграть и привезти им что-нибудь еще.
«Не ошибись, Петрушка!»
Так же как и предыдущая, эта игра способствует развитию у малышей осязательного восприятия формы предметов. Она учит целенаправленно обследовать форму, обеими руками поворачивая предмет и ощупывая его пальцами со всех сторон. Игра способствует также познавательной активности детей и повышению у них интереса к решению умственной задачи. Такая коллективная игра приучает малышей к самостоятельности, к соблюдению правил, а также к выполнению действий, требующих активности воображения. Создается игровая ситуация, в которой дети по очереди выполняют роль Петрушки, показывающего фокусы: Петрушка умеет не видя угадывать, какой предмет у него в руках.
Исполнение этой игровой роли имеет важное воспитательное значение. Робким и неуверенным в себе малышам такая роль помогает преодолевать свой страх. В то же время для возбудимых детей, склонных к повышенной двигательной активности, соблюдение очередности служит условием формирования умения вести себя в коллективе, считаться с другими.
Для игры нужны игрушки, хорошо знакомые малышам. Они должны быть средних размеров и контрастной формы, т. е. заметно отличаться друг от друга. Рекомендуем примерный набор игрушек: деревянный шарик, кубик, грибок, матрешка, ведерко, чашечка, тарелочка или блюдце, куколка, уточка, рыбка, легковая машинка и т. д.
Для того чтобы ознакомление с предметами осуществлялось только путем осязательного обследования формы, необходимо исключить в этом процессе зрительный контакт. Для этого можно надеть ребенку колпачок Петрушки. Колпачок должен сидеть на голове ребенка свободно и глубоко (но не касаться глаз), доходить почти до кончика носа, но не сползать. Также нужен мешочек для хранения игрушек.
Описание игры
В игре могут участвовать все дети группы. Они сидят на стульях напротив стола с игровым материалом. Воспитатель достает мешочек, вынимает из него каждую игрушку, показывает малышам и кладет ее на стол. Дав детям возможность рассмотреть игрушки, взрослый предлагает всем вместе поиграть в новую игру.
Объяснение игры проводится наглядно-действенным способом. Воспитатель достает колпачок Петрушки, при меряет его себе и некоторым детям и поясняет, что тот, кто наденет колпачок, будет показывать фокусы, как в цирке. Затем он приглашает к себе ребенка, надевает ему колпачок и говорит: «Петрушка, здравствуй, сними колпачок, поклонись ребятам и скажи им: "Здравствуйте, ребята!", а они тебе похлопают в ладоши и скажут: "Здравствуй, Петрушка!"». После таких предварительных действий, которые помогают малышам войти в игровую ситуацию, воспитатель усаживает Петрушку за отдельный столик, чтобы остальным детям было хорошо видно, что он делает. Затем воспитатель приглашает еще одного ребенка и дает ему важное поручение: как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к игрушкам, выбрать любую из них, поднять ее повыше и спросить: «Петрушка, Петрушка, что у меня в руках?». Если Петрушка скажет, что он не видит, подойти к нему и положить игрушку прямо ему в руки и сказать вместе со всеми: «Не ошибись, Петрушка!».
Воспитатель надевает колпачок Петрушке, и игра начинается. По ходу игры педагог напоминает детям правило: соблюдать тишину и не подсказывать, какой предмет дают Петрушке в руки.
Учитывая импульсивность малышей, следует на всякий случай слегка придерживать колпачок на голове Петрушки, чтобы он не сбросил его в тот момент, когда обнаружит, что колпачок мешает ему видеть. Когда Петрушка возьмет в руки игрушку, надо посоветовать ему поворачивать ее в руках, ощупывать пальцами со всех сторон. Если у ребенка ничего не получается, можно взять его руки в свои и показать, как действовать, чтобы он мускульно ощутил этот прием. Ребенок должен сам назвать игрушку, но если этого не происходит, его спрашивают дети: «Ты скажи, Петрушка, какую взял игрушку?». Правильный ответ вызывает аплодисменты. Петрушка снимает колпачок и раскланивается перед зрителями, как артист. Затем он садится на место, выбираются новый Петрушка и ребенок, который будет передавать ему игрушку. Так игра повторяется неоднократно.
§ 5.3. Игры, направленные на зрительное восприятие формы
«Где твой дом?»
Эта игра направлена на развитие целенаправленного, осмысленного восприятия формы геометрических фигур. Процесс зрительного восприятия здесь освобождается от осязательной и двигательной опоры — ребенок узнает форму фигуры одними глазами. Повышается целенаправленность рассматривания, поскольку зрительный образ формы фигуры подсказывает ребенку, где находится его «дом».
Игровая ситуация имеет сюжетный характер. Участники игры получают роли жильцов, переезжающих в новый дом. Эти роли и соответствующие им движения делают интересной и важной для детей обучающую задачу игры, которая заключается в том, чтобы сравнить фигурки на своих карточках с другими, большего размера, и найти среди них такие же.
Для игры нужны маленькие карточки с изображением следующих геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат и прямоугольник. Количество всех карточек должно соответствовать числу участников игры. Кроме того, нужны четыре большие карты с изображением тех же фигур. В большие карты можно продеть шнурки, чтобы детям удобнее было их держать.
Описание игры
Игру можно проводить со всей группой как в помещении, так и на площадке. Воспитатель приглашает к себе четырех детей, дает каждому по большой карте с опознавательным знаком нового дома, в который будут переезжать жильцы. Дети с картами занимают свои места (встают в круги, начерченные на земле). Остальные участники игры получают маленькие карточки — это приглашения переехать в новый дом. Воспитатель объясняет правило: каждый смотрит на свое приглашение, но никому его не показывает, чтобы никто не знал, в какой дом он собирается переезжать. На приглашении нарисована фигура, которая поможет найти дом. Чтобы не спутать свой дом с чужим, нужно внимательно рассмотреть все фигуры на домах и выбрать такую же, как на карточке. Тот, кто ошибется, в дом не попадет, так как его не пустят.
После этого некоторое время дети свободно двигаются по площадке, изображая разные способы передвижения (кто на машине, кто на поезде, кто на лошади и т. д.). Они еще не знают, где чей дом, так как большие карты им пока не показали. По сигналу воспитателя «Стоп!» дети с большими картами (хозяева) поднимут их, а дети, изображающие жильцов, должны будут остановиться, рассмотреть свои карточки, а потом поискать, где находятся такие же фигуры на домах.
После небольшой паузы воспитатель спрашивает: «Где твой дом?». После этих слов дети разбегаются по своим домам. Как только дом будет полностью заселен, все его жильцы поднимают карточки. Воспитатель и хозяева домов проверяют, в каком доме раньше собрались жильцы и все ли правильно нашли свой дом, отмечают победителей.
Затем взрослый собирает маленькие и большие карточки, выбирает новых хозяев, раздает новые приглашения, и игра повторяется.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 324.