Игры, направленные на осязательное восприятие формы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В предлагаемых играх преследуется важная цель — учить детей согласованным действиям обеими руками и развивать координацию рук и глаз. Без этого ребенок не научится ни завязывать шнурки, ни застегивать пугови­цы, ни вытирать руки полотенцем — словом, не овладеет огромным количеством практических навыков, необхо­димых в жизни. Это может служить серьезным препят­ствием для успешного формирования познавательной, игровой, изобразительной, творческой и конструктив­ной деятельности. Активное участие в занимательных

совместных играх позволяет малышам легко и успешно овладевать рациональными приемами осязательного об­следования формы объемных предметов. При этом долж­ны соблюдаться следующие условия.

1.Ребенок обследует предмет обеими руками и ощупывает его пальцами, поворачивая во все стороны. Обе руки действуют согласованно и активно.

2.Исключается участие зрения в этом процессе, одна­ко ребенок должен иметь возможность предварительно рассмотреть предмет, который попадет в его руки. Предварительное зрительное знакомство с формой послужит опорой для формирования более четких представлений о том, как устроен предмет.

«Что привез мишка?»

Цель данной игры — выявить, могут ли дети самосто­ятельно, на ощупь узнавать предмет и как ребенок обсле­дует предмет, находящийся вне его поля зрения, — одной или двумя руками. Перед играющим ставится задача — узнать на ощупь, какой предмет попал ему в руки.

Для игры нужны небольшие игрушки контрастной формы. Они должны заметно отличаться друг от друга и изображать знакомые детям предметы. Это могут быть кубики, шарики, игрушечная посуда, цыплята, машин­ки, куколки-голыши, лошадки и т. д. Количество игру­шек должно соответствовать числу детей. Желательно иметь по два-три экземпляра каждой игрушки. Для игры нужен также мешок из плотной ткани, вмещающий все игрушки. В мешок продергивается резинка, чтобы ребе­нок не мог заглянуть в него, когда ищет игрушку. Кроме того, для игры нужны плюшевый мишка и машина или санки, на которых он приедет.

Описание игры

Воспитатель предлагает детям сесть поудобнее на стульчики и спрашивает, хотят ли они сегодня поиграть все вместе. В это время раздается стук в дверь и в ком­нату въезжает игрушечный мишка на большой машине (или на санках), которую подталкивает помощник вос­питателя. В лапах у мишки — большой мешок с игруш­ками. Воспитатель сообщает, что мишка для каждого привез какую-нибудь игрушку. Взрослый наклоняется к мишке, делает вид, что слушает его, а потом сообща­ет детям, что мишка просит их подходить по очереди к мешку, но не заглядывать туда, а только руками вы­брать себе подарок, потом сказать, что выбрал, и только после этого достать из мешка и показать всем.

Игра начинается. Мишка по очереди «вызывает» де­тей и предлагает поискать игрушку. Таким образом, все получают подарки и возвращаются на свои места.

Заметив, что малыши, получившие подарки, начина­ют отвлекаться от общей игры, воспитатель предлага­ет детям с одинаковыми игрушками встать и показать мишке, как они играют. Он показывает детям какое-ли­бо движение, и они повторяют его, например катают машинку, прыгают с зайчиком, кружатся с куколкой и пр. Выполнив игровое действие со своей игрушкой, дети кладут ее на стол, а воспитатель объясняет им, что игрушки снова вернутся в мешок и при повторении игры дети снова выберут себе то, что каждый захочет.

После того как заканчивается первая «раздача подар­ков», игра повторяется снова. Все игрушки возвращают­ся в мешок, и дети опять ищут себе подарки. Но теперь уже каждый ребенок знает, какую игрушку ему хочется найти, и благодаря этому узнавание предметов по форме становится успешнее.

Игра заканчивается проводами мишки. Дети встают, благодарят его за подарки, а мишка обещает снова приехать к ним в гости поиграть и привезти им что-нибудь еще.

«Не ошибись, Петрушка!»

Так же как и предыдущая, эта игра способствует развитию у малышей осязательного восприятия формы предметов. Она учит целенаправленно обследовать фор­му, обеими руками поворачивая предмет и ощупывая его пальцами со всех сторон. Игра способствует также познавательной активности детей и повышению у них интереса к решению умственной задачи. Такая коллек­тивная игра приучает малышей к самостоятельности, к соблюдению правил, а также к выполнению действий, требующих активности воображения. Создается игровая ситуация, в которой дети по очереди выполняют роль Петрушки, показывающего фокусы: Петрушка умеет не видя угадывать, какой предмет у него в руках.

Исполнение этой игровой роли имеет важное воспи­тательное значение. Робким и неуверенным в себе малы­шам такая роль помогает преодолевать свой страх. В то же время для возбудимых детей, склонных к повышен­ной двигательной активности, соблюдение очередности служит условием формирования умения вести себя в коллективе, считаться с другими.

Для игры нужны игрушки, хорошо знакомые малы­шам. Они должны быть средних размеров и контрастной формы, т. е. заметно отличаться друг от друга. Рекоменду­ем примерный набор игрушек: деревянный шарик, кубик, грибок, матрешка, ведерко, чашечка, тарелочка или блюд­це, куколка, уточка, рыбка, легковая машинка и т. д.

Для того чтобы ознакомление с предметами осуще­ствлялось только путем осязательного обследования формы, необходимо исключить в этом процессе зритель­ный контакт. Для этого можно надеть ребенку колпачок Петрушки. Колпачок должен сидеть на голове ребенка свободно и глубоко (но не касаться глаз), доходить почти до кончика носа, но не сползать. Также нужен мешочек для хранения игрушек.

Описание игры

В игре могут участвовать все дети группы. Они сидят на стульях напротив стола с игровым материалом. Вос­питатель достает мешочек, вынимает из него каждую игрушку, показывает малышам и кладет ее на стол. Дав детям возможность рассмотреть игрушки, взрослый предлагает всем вместе поиграть в новую игру.

Объяснение игры проводится наглядно-действенным способом. Воспитатель достает колпачок Петрушки, при меряет его себе и некоторым детям и поясняет, что тот, кто наденет колпачок, будет показывать фокусы, как в цирке. Затем он приглашает к себе ребенка, надевает ему колпачок и говорит: «Петрушка, здравствуй, сними колпачок, поклонись ребятам и скажи им: "Здравствуй­те, ребята!", а они тебе похлопают в ладоши и скажут: "Здравствуй, Петрушка!"». После таких предваритель­ных действий, которые помогают малышам войти в игровую ситуацию, воспитатель усаживает Петрушку за отдельный столик, чтобы остальным детям было хоро­шо видно, что он делает. Затем воспитатель приглашает еще одного ребенка и дает ему важное поручение: как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к игрушкам, выбрать любую из них, поднять ее повы­ше и спросить: «Петрушка, Петрушка, что у меня в ру­ках?». Если Петрушка скажет, что он не видит, подойти к нему и положить игрушку прямо ему в руки и сказать вместе со всеми: «Не ошибись, Петрушка!».

Воспитатель надевает колпачок Петрушке, и игра на­чинается. По ходу игры педагог напоминает детям пра­вило: соблюдать тишину и не подсказывать, какой пред­мет дают Петрушке в руки.

Учитывая импульсивность малышей, следует на всякий случай слегка придерживать колпачок на го­лове Петрушки, чтобы он не сбросил его в тот момент, когда обнаружит, что колпачок мешает ему видеть. Когда Петрушка возьмет в руки игрушку, надо по­советовать ему поворачивать ее в руках, ощупывать пальцами со всех сторон. Если у ребенка ничего не по­лучается, можно взять его руки в свои и показать, как действовать, чтобы он мускульно ощутил этот прием. Ребенок должен сам назвать игрушку, но если этого не происходит, его спрашивают дети: «Ты скажи, Пе­трушка, какую взял игрушку?». Правильный ответ вызывает аплодисменты. Петрушка снимает колпачок и раскланивается перед зрителями, как артист. Затем он садится на место, выбираются новый Петрушка и ребенок, который будет передавать ему игрушку. Так игра повторяется неоднократно.

                                                                         

§ 5.3. Игры, направленные на зрительное восприятие формы

«Где твой дом?»

Эта игра направлена на развитие целенаправленного, осмысленного восприятия формы геометрических фигур. Процесс зрительного восприятия здесь освобождается от осязательной и двигательной опоры — ребенок узнает форму фигуры одними глазами. Повышается целена­правленность рассматривания, поскольку зрительный образ формы фигуры подсказывает ребенку, где нахо­дится его «дом».

Игровая ситуация имеет сюжетный характер. Участ­ники игры получают роли жильцов, переезжающих в новый дом. Эти роли и соответствующие им движения делают интересной и важной для детей обучающую за­дачу игры, которая заключается в том, чтобы сравнить фигурки на своих карточках с другими, большего разме­ра, и найти среди них такие же.

Для игры нужны маленькие карточки с изображением следующих геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат и прямоугольник. Количество всех карточек должно соответствовать числу участников игры. Кро­ме того, нужны четыре большие карты с изображением тех же фигур. В большие карты можно продеть шнурки, чтобы детям удобнее было их держать.

Описание игры

Игру можно проводить со всей группой как в помеще­нии, так и на площадке. Воспитатель приглашает к себе четырех детей, дает каждому по большой карте с опозна­вательным знаком нового дома, в который будут переез­жать жильцы. Дети с картами занимают свои места (вста­ют в круги, начерченные на земле). Остальные участники игры получают маленькие карточки — это приглашения переехать в новый дом. Воспитатель объясняет правило: каждый смотрит на свое приглашение, но никому его не показывает, чтобы никто не знал, в какой дом он соби­рается переезжать. На приглашении нарисована фигура, которая поможет найти дом. Чтобы не спутать свой дом с чужим, нужно внимательно рассмотреть все фигуры на домах и выбрать такую же, как на карточке. Тот, кто ошибется, в дом не попадет, так как его не пустят.

После этого некоторое время дети свободно двигаются по площадке, изображая разные способы передвижения (кто на машине, кто на поезде, кто на лошади и т. д.). Они еще не знают, где чей дом, так как большие карты им пока не показали. По сигналу воспитателя «Стоп!» дети с большими картами (хозяева) поднимут их, а дети, изображающие жильцов, должны будут остановиться, рассмотреть свои карточки, а потом поискать, где нахо­дятся такие же фигуры на домах.

После небольшой паузы воспитатель спрашивает: «Где твой дом?». После этих слов дети разбегаются по своим домам. Как только дом будет полностью заселен, все его жильцы поднимают карточки. Воспитатель и хо­зяева домов проверяют, в каком доме раньше собрались жильцы и все ли правильно нашли свой дом, отмечают победителей.

Затем взрослый собирает маленькие и большие кар­точки, выбирает новых хозяев, раздает новые приглаше­ния, и игра повторяется.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 296.