Становление игры с правилами в дошкольном возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Чтобы ребенок начал действовать по правилу, перед ним должен возникнуть вопрос: «Как правильно? Пра­вильно ли я делаю?». Правило должно выделиться как некоторый образец, позволяющий оценить свое поведе­ние. Однако чтобы правило выделилось в сознании ре­бенка и действительно опосредовало его поведение, оно должно не просто механически выполняться, но приоб­рести аффективную значимость. Чтобы перед ребенком возник вопрос: «Правильно ли я действую?», он должен захотеть действовать «правильно», т. е. в соответствии с принятым и понятным правилом.

Возникновение новой для дошкольника ценности «правильного поведения» и превращение правила в мо­тив собственных действий, т. е. сознательное и мотивиро­ванное выполнение добровольно принятых правил, про­исходит в играх дошкольника.

Рассмотрим, как происходит процесс освоения пра­вил в игре.

Первоначально дети включаются в игру чисто эмоцио­нально и непосредственно. Их привлекает возможность общения со взрослым, игровой материал и просто двига­тельная активность. Правило действия на этом этапе существует лишь в скрытой форме. Однако взрослый дает образцы правильных действий, постоянно обраща­ет внимание, что и когда следует делать, поддержива­ет их правильные действия. В результате дети все более подстраивают свое поведение под требуемые действия. Это подготавливает следующий этап — открытие, или осознание правила.

Осознание правила наиболее ярко проявляется в за­мечаниях, которые дети начинают делать друг другу в случае их нарушения. Они ревностно следят друг за дру­гом, охотно отмечая промахи других. Контроль за дей­ствиями других детей создает внутреннюю готовность к выполнению тех же действий. При этом отчетливо проявляется стремление ребенка играть по прави­ лу (или правильно). В случае если этого не произойдет (например, если он забегает за запретную черту или слу­чайно подглядывает, когда «водит»), партнеры (свер­стники) уличают его в «жульничестве», он, естествен­но, огорчается и старается в следующий раз сделать все правильно. В этом заключается большая ценность партнеров: с одной стороны, они являются своеобраз­ным зеркалом, в котором ребенок видит правильные и неправильные действия и может контролировать их, а с другой — остальные дети ревностно следят за правиль­ностью действий самого ребенка, вынуждая его коррек­тировать свое поведение.

Выделению и осознанию правила может способство­вать несовпадение у партнеров представлений о правиль­ных действиях. Так, в одном из экспериментов Н.Я. Ми-хайл енко и Н.А. Коротковой две группы детей младшего дошкольного возраста играли со взрослым в кегли по разным правилам: в одной группе партнеры стояли на­против друг друга и каждый сбивал кегли, выкидывая шар один раз, а в другой — играющие стояли на одной линии и бросали шар по два раза. После этого дети из раз­ных групп объединялись в одной паре и пробовали играть самостоятельно. Естественно, возникал конфликт и жа­лобы на «неправильное» поведение другого («Он не так встал...», «Скажите, что так нельзя...»). Однако взрослый уходил от роли посредника в решении конфликта, и дети переориентировались на сверстника. Они пытались объ­яснить ему, как надо правильно действовать. При этом значительно возросла коммуникативная речевая актив­ность детей, включавшая не только конкретные команды партнеру и указания на неправильность его действий, но и попытки сформулировать правила («Надо по очереди: сначала ты, потом — я»). Конечно, далеко не всем парам удалось успешно договориться и найти компромисс, но нам важно подчеркнуть, что отрыв правила от конкрет­ного действия и его переход в сферу обсуждения, прого-варивания, коммуникации очень важен для дальнейшего развития всех форм совместной деятельности, в том числе игр с правилами. Известно, что любое затруднение или нарушение в автоматически текущей деятельности приво­дит к осознанию способов действия. В данном случае этот психологический закон действует в отношении правила: рассогласование в действиях партнеров, которое дестаби­лизирует совместные действия, выполняет и позитивную функцию — усиливает внимание детей к правилам, кото­рые становятся предметом обсуждения.

Обсуждение и осознание последовательности действий может свидетельствовать о том, что правило приобрело для ребенка личную значимость и стало мотивом его активности. Однако способность соблюдать правило на этом этапе еще неустойчива: дети легко нарушают или меняют их, и, кроме того, без дополнительной поддерж­ки со стороны взрослого, без его активного участия игра сразу распадается и дети «забывают» все ее правила.

Такая поддержка предполагает постоянное и не­посредственное участие взрослого в игре, его контроль за соблюдением правил и одобрение правильных действий. Длительность участия взрослого зависит от сложности и доступности конкретного правила.

Когда дети самостоятельно начинают играть по пра­вилам и при этом сами следят за их соблюдением — это значит, что они уже овладели правилом игры и могут контролировать свое поведение независимо от взрослого.

Только в том случае, если правило приобретает по­будительную силу (т. е. ребенок хочет действовать пра­вильно), оно становится средством овладения своим поведением, а действие по правилу превращается в соб­ственное, свободное, а не навязанное действие ребенка. Дошкольник уже не просто подчиняется инструкциям и контролю взрослого, но действует сам, контролируя соб­ственные действия.

В развитой форме как самостоятельная детская ак­тивность игра с правилами складывается после 5 лет, однако ее предпосылки формируются раньше — начиная с младшего дошкольного возраста. Чтобы игра с прави­лами стала самостоятельной деятельностью детей, взрос­лый должен дать образцы такой игры, быть не только ее организатором, но и участником.

В то же время игра с правилами, вследствие ее жест­кой структуры, таит в себе опасность излишней стерео-типизации детской деятельности. Противостоять этой тенденции можно не только путем разнообразия готовых правил, получаемых извне, но и посредством их само­стоятельного изменения, создания собственных, новых правил игры. Известно, что правило выступает более эф­фективным регулятором поведения, если оно внутренне принято детьми или создано ими. Поэтому в старшем до­школьном возрасте целесообразно предлагать игры с от-крытыми, незавершенными правилами, когда дети сами должны что-то решить, придумать, согласовать. В ситу­ациях создания новых, своих правил у детей активизи­руется сотрудничество, взаимодействие при отборе пра­вил, предлагаемых несколькими участниками. При этом дети в большей мере осознают и выделяют правило как норму, обязательную для всех.

Виды игр с правилами

Существует несколько типологий, позволяющих си­стематизировать огромное количество игр с правилами. Во-первых, эти игры различаются по способу организа­ции игрового взаимодействия и отношений играющих. С этой точки зрения игры с правилами бывают:

1. Последовательные, в которых играющие по очере­ди воспроизводят одинаковые действия.

2. Конкурентные (антагонистические) отношения, в которых соревнуются две противостоящие сторо­
ны (игроки или команды).

3. Игры с ведущим, или водящим, который органи­зует или направляет ход игры.

В каждом из этих типов осваивается определенный тип отношений со сверстниками и реализуется общий для всех принцип справедливости.

Во-вторых, игры с правилами различаются по спо­собу достижения выигрыша. По этому критерию можно выделить следующие виды игр:

• на двигательную компетентность, в которых вы­игрыш зависит от физической ловкости;

• на внимание, когда успех зависит от степени сосре­доточения и скорости реакции играющего;

• на смекалку, когда выигрыш определяется сообра­зительностью, способностью построить стратегиюдействий (стратегические игры);

• на удачу, в которых выигрыш: не зависит от ка­ких-либо способностей играющих, а определяетсяь случайностью, жребием.

Наиболее распространенной и известной является ти­пология игр с правилами, основанная на характере действий. С этой точки зрения игры с правилами делят­ся на подвижные и настольные. В то же время далеко не все игры укладываются в эти группы. Бывают игры, в которых двигательная активность не является цен­тральным или ярко выраженным элементом, и в то же время эти игры никак не относятся к настольным. Это игры ожидания (на стульчиках в кругу) и игры на дви­гательную компетентность, которые можно проводить и за столом, и на полу, и на площадке. Все эти игры имеют большое значение не только для физического, но и для общего психического развития детей, поэтому они долж­ны занять свою достойное место в детском саду.

Ниже мы остановимся на характеристике этих ви­дов игр.


Настольно-печатные игры

Это, наверное, самый известный вид игр с правилами, который в последнее время получил очень широкое рас­пространение. В настоящее время появляется все боль­ше современных, увлекательных и полезных настольных игр с правилами. К сожалению, во многих детских са­дах набор настольных игр однообразен и ограничивается традиционными и малоинтересными для дошкольников видами (шашки, шахматы, лото, «бродилки» и т. п.), ко­торые, как правило, остаются невостребованными. Очень часто настольными играми называют пазлы. Этот вид материала получил широкое распространение не только в семье, но и в детских садах. Однако пазлы трудно отне­сти к играм с правилами, поскольку они не предусматри­вают взаимодействия с партнерами, а правила действия здесь фактически отсутствуют. Следует отметить, что развивающий эффект занятия, когда ребенок механи­чески подбирает подходящие по форме детали (по типу ключ-замок), весьма сомнителен, в отличие от многих других игр. Огромный массив современных настольных игр не попадает в детские учреждения, и соответственно, их развивающий потенциал не используется. Эту ситуа­цию необходимо изменить, поскольку настольные игры могут не только развлечь детей и украсить пребывание детей в группе сада, но и внести серьезный вклад в их развитие.

Однако привлекательность подобных игр для детей и их развивающий эффект во многом зависят возраста играющих. В развитом виде, т. е. как самостоятельная игра, данный тип деятельности, как и другие виды игр с правилами, складывается у детей к 5 годам. Но ее разви­тие начинается значительно раньше — с 2-3-х лет. Оче­видно, что способность ребенка соблюдать правила игры зависит от опыта участия в этой деятельности. Однако для каждого возрастного этапа существуют характерные особенности игр с правилами, которые различаются ха­рактером участия взрослого, выраженностью установки на выигрыш и сложностью игровых правил.

В младшем дошкольном возрасте (3—4 года) малы­шам необходимо руководство взрослого. Им бесполезно заранее объяснять правила перед началом игры. Прави­ла и действия усваиваются в результате подражания, формулировка и осознание правил происходит по ходу игры, после осуществления действий. Взрослый дает об­разец игровых действий и поощряет успешные действия детей.

Правила взаимодействия участников должны быть простыми. Чаще всего это обмен одинаковыми действи­ями по очереди под руководством взрослого. В игре уча­ствуют не более четырех детей.

Сами игровые действия короткие, одношаговые. Важ­ны конкретные предметные ориентиры и предмет, фик­сирующий передачу хода, а также конкретное предмет­ное содержание игрового материала. Особое значение для малышей имеет сюжетный и образный характер игры и игрового материала. Их особенно привлекают фишки в виде фигурок животных (ежиков, птичек, собачек) и оправданные сюжетом игровые действия (например, кто, куда и зачем перемещается). Установка на выигрыш в такой игре не нужна младшим дошкольникам. Доста­точно правил передачи хода, когда детям ясно, кто сле­дующий.

Удачными примерами настольных игр с правилами для младших дошкольников (от 3-4 лет) могут быть следующие (в перечне представлены название игры, фир­ма и страна-производитель и краткая характеристика игры)16.

«Кот и мыши» («Вальда», Россия). Веселая и азарт­ная игра для детей дошкольного возраста на скорость реакции и моторную ловкость. Кот ловит нужную мыш­ку (накрывает ее мисочкой), а хозяин мышки должен беречь ее от кота, быстро убирая ее за хвост. Игра не приносит огорчений «пойманному», поскольку каждая мышка обязательно «попадет в лапы коту».

Необычное домино «Лесная тропинка» («Умная бумага», Россия). Увлекательная игра для небольшой компании. Нужно выложить непрерывную тропинку, соблюдая правила стыковки карточек-домино. Стыко­вать домино можно или по виду растения, или по их ко­личеству, или по любому из этих признаков. Выигрыва­ет тот, кто первым выложит все свои карточки-домино.

«Паровозики» ( Gorki , Германия). Веселая игра на запоминание и цветоразличение для самых маленьких. Нужно собрать из 32-х фрагментов четыре поезда разно­го цвета. Совсем маленькие могут собирать поезд одного цвета. Детям постарше предлагается игра на запоми­нание, во время которой фрагменты переворачиваются картинкой вниз и по памяти собирается поезд заданно­го цвета. Увеличивая или уменьшая количество поез­дов, можно регулировать сложность игры. Все элементы игры сделаны из дерева.

«Люданимо» ( Ludanimo ) ( Djeco , Франция). В играх участвуют цветные фигурки животных великолепного качества. Можно бегать наперегонки по цветной дорож­ке, можно выстроить высокую башню, в которой они будут жить, можно построить целый городок для животных. Дети учатся соблюдать правила, ждать своего хода. После игры с правилами малыши легко могут пе­реключиться на сюжетную игру с этим же игровым ма­териалом.

Также подходят разные варианты детского домино, а также лото типа «Круглый год», где представлены боль­шие карты с изображением времен года, а на малень­ких карточках — рисунки с подробными изменениями в живой и неживой природе, соответствующие разным временам года.

Следует подчеркнуть, что настольно-печатные игры отнюдь не являются главным занятием для младших дошкольников. Они нужны главным образом как под­готовка к будущей деятельности. Поэтому таких игр в младшей группе не должно быть много. Достаточно 3—4 наборов, но они должны соответствовать возможно­стям и интересам детей.

Характерной особенностью данных игр является то, что они не теряют своей привлекательности с возрастом детей. В них (при другой организации и уже без участия взрослого) с удовольствием будут играть дети более стар­шего возраста и даже взрослые школьники. Здесь ука­зывается лишь нижняя возрастная граница, когда игра становится доступной.

В процессе настольной игры с детьми среднего до­ школьного возраста (4-5 лет) взрослый становит­ся равноправным участником игры (особенно на этапе усвоения). В ходе игры осуществляется взаимная нор­мативная регуляция действий на основе правил. Все участники, включая взрослого, контролируют точность выполнения правил и обсуждают спорные ситуации. Со­став участников увеличивается — играть в одну игру может 6-8 человек.

Правила игры становятся более сложными, возмож­но, включающими 2—3 шага — бросать кубик, учиты­вать условные знаки на поле, при необходимости воз­держиваться от хода и т. д. Однако и в этом возрасте необходимы четкие наглядные ориентиры для игровых действий, связанные со знакомыми и значимыми для детей реалиями. Установка на выигрыш становится бо­лее определенной. Важны четкие критерии выигрыша.

Приведем несколько удачных примеров настольно-пе-чатных игр для этой возрастной группы.

«Лестница привидений» ( Drei Magier , Германия). Интригующий сюжет игры связан с тайной и в то же время пронизан юмором. Поднимаясь по лестнице, на верху которой «живет привидение», фишки играющих сами превращаются в привидения, и где чья — стано­вится известным только в конце игры.

« Homo Sapiens » («Простые правила», Россия). За­бавная игра, во время которой игроки с удовольстви­ем теряют человеческий облик и голос. Задача каждого вовремя вспомнить, каким животным решил стать его соперник, и не дать себя сбить с толку изображению на карте. Игра развивает внимание, сообразительность и скорость реакции.

«Головоноги» («Простые правила», Россия). Веселая игра с простыми правилами, забавным названием и ил­люстрациями, созвучными детскому мироощущению. Головоногам нужно придумать подходящие имена, а за­тем вовремя их выкрикнуть, никого не перепутав. Игра не только развивает произвольность, скорость реакции и память, но и способствует проявлению фантазии и чув­ства юмора.

«Морковные гонки» («Степ-пазл»,, Россия). Цель игры — первым дойти (допрыгать) до своей морковки. Каждому из двух игроков дается по две очень симпа­тичных фигурки кролика, которые, перепрыгивая через головы друг друга, продвигаются по полю за вкусной морковкой. Ходы совершаются по броску кубика, но на некоторых полях встречаются сюрпризы, которые либо помогают, либо мешают достичь долгожданной цели.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) дети уже могут самостоятельно играть в настольные игры без участия взрослого. Им должны быть доступны разные виды игровых отношений и все варианты нормативных правил. Сами игровые правила также могут быть доста­точно сложными и разнообразными.

В этом возрасте особенно актуальна четкая установка на выигрыш, а значит, должны быть однозначные кри­терии победы в игре.

Домино Евгения Тихонова («Царицынская игруш­ка», Россия). Необычная игра сделана с использовани­ем правил домино. Очень красивое сочетание цветов и удобные деревянные фишки позволяют испытать эсте­тическое переживание, даже будучи просто сложенными в орнамент без какой-то цели. Помимо обычного прин­ципа домино, можно собирать цепочки разной формы, а также разные контуры по правилам.

«Сырный замок» ( Zoch гит Spielen , Германия). Игра, в которой сюжетная линия, образы персонажей и пространства игрового поля органично сочетаются с соответствующей игровой задачей.

Смысл игры заключается в добыче сыра для мышек. Каждый игрок, владея четырьмя мышками, проникает с их помощью под крышу замка и старается заполучить как можно больше сыра в виде маленьких призовых карточек с его изображением. Игра развивает стратеги­ческое мышление и способность планировать свои дей­ствия. Благодаря азартности и соревновательности игра учит самообладанию, развивает внимательность к дей­ствиям другого и настойчивость.

«Змеи и лестницы 3D» { Imaginarium , Испа­ния). Динамический и трехмерный вариант обычной игры-ходилки сразу привлечет внимание детей до­школьного возраста. Увлекательные путешествия ша­риков придают игре динамику, остроту и азарт. Кроме выполнения обычных правил, игра требует ловкости, точности движений и внимания. Необычный материал позволяет использовать игру для свободного экспери­ментирования — запуска шарика по лесенкам и желоб­кам. Игра развивает наглядно-действенное мышление, эмоционально-волевую сферу.

Следует подчеркнуть, что в этом возрасте дети уже сами способны изменять и создавать правила и нормы взаимодействия. Такое нормотворчество имеет исключи­тельное значение для социально-личностного развития.

Поэтому открытость, незавершенность правил игры, по­буждающая их к самостоятельному установлению норм (взаимодействия, игровых действий или выигрыша), особенно важна.

Мы привели лишь некоторые примеры хороших игр с правилами, которые представлены на российском рынке и успешно прошли психолого-педагогическую экспертизу. Однако сегодня имеется огромное количе­ство таких игр. Чтобы помочь сориентироваться в этом множестве, дадим некоторые рекомендации по выбору настольных игр.

Прежде всего важна привлекательность игры для детей, которая определяется, с одной стороны, ее внеш­ним видом (яркостью, красочностью рисунков на упа­ковке, наличием оригинальных фишек), а с другой — сюжетным контекстом игры, который, как правило, следует из названия («Красная Шапочка», «Найди свой дом», «Репка», «Пираты» и пр.).

Некоторые сюжеты игр имеют выраженный гумани­стический характер (спасение других, помощь нуждаю­щимся, украшение сада). В то же время другие несут определенное агрессивное или деструктивное содержание («Убей террориста», «Конец света», «Киллеры»). Мно­гие упаковки игр «украшены» привлекательными для детей, но страшными картинками различных «ужасов»: черепа, скелеты, отрубленные головы, сцены убийств и пр. Игры с такими названиями и такой тематикой не должны попадать к детям.

Игры с правилами могут быть построены на абстракт­ном, формализованном материале (например, шашки, шахматы, классические варианты лото, домино), а мо­гут быть основаны на конкретном предметном или сю­жетном материале. Сюжетный контекст задает не только привлекательность игры, но и осмысленность игровых действий, что особенно важно для детей младшего до­школьного возраста (3-5 лет). Например, зоологическое или ботаническое лото, домино с изображениями животных, игры-ходилки типа «Приключения Красной Ша­почки» или «Буратино» и пр. Игры с правилами для детей обычно включены в сюжетный или образный кон­текст. Этот контекст обеспечивает не только привлека­тельность игры, но и осмысленность игровых действий, что особенно важно для детей младшего дошкольного возраста (3—4 года). Наличие сюжета, который вызывает осмысленный и близкий ребенку образ, дает игре допол­нительное преимущество. В то же время сюжетный кон­текст игры может гармонично сочетаться с ее правила­ми, а может противоречить им.

Содержание материала определяет возраст, для кото­рого подходит игра, и степень ее «серьезности».

Развивающий потенциал игры связан прежде всего с четкостью и открытостью правил. Игра должна содер­жать понятные для детей правила, которые задают осоз­нанный, очевидный ориентир для действий детей. Игровое действие должно завершаться ярким внешним эффектом, который служит для участников знаком окончания действия и перехода активности к следующе­му участнику.

Многие современные игры содержат слишком слож­ные правила, в которых даже взрослому трудно ра­зобраться. Конечно, взрослый и сами дети могут их упростить или сократить их количество. Но чем более простыми и понятными являются правила, тем более привлекательна игра.

Обычно развивающую ценность игр с правилами оце­нивают на основе их обучающего, дидактического содер­жания. Оценка дидактических аспектов игры должна осуществляться с точки зрения их соответствия возра­сту ребенка и уровню сложности игровых правил. Ча­сто здесь наблюдается рассогласование: либо достаточно сложные учебные задачи включены в элементарные пра­вила, либо сложная структура игры связана с ответами на примитивные вопросы. В первом случае редуцируется игровой характер действия, и оно сводится к выполне­нию учебных задач (т. е. игра с правилами превращается в сугубо дидактическую). Учебные задания не должны требовать от детей чрезмерных усилий (как физических, так и умственных), отвлекающих от основной цели игры. Во втором случае дидактическая нагрузка принимает чисто формальный характер. Вместе с тем, поскольку во многих играх с правилами присутствует обучающая задача, этот аспект необходимо учитывать.

Следует подчеркнуть, что отсутствие дидактических моментов не является недостатком для игр с правила­ми, поскольку их развивающая роль заключается не в усвоении знаний или отработке навыков, а в развитии способности к саморегуляции и в усвоении разных форм взаимодействия со сверстниками.

Оценка игровых правил включает следующие аспекты.

• Степень участия взрослого в игре (руководство,равноправное участие, участие на этапе знакомства с игрой, возможности игры без взрослого). Возмож­ность самостоятельной игры детей повышает цен­ность игрового материала.

• Характер игровых отношений (очередность, сорев­нование, роль ведущего). Игры с выраженным со­ревновательным моментом подходят для старших дошкольников.

• Характер игровых действий по правилу.

• Уровень сложности правил (простые, одношаговые; правила, включающие 2—3 ограничения;сложные правила, предполагающие удержание бо­лее двух действий и ограничений; открытость, не­завершенность правил). Очевидно, что чем старше дети, тем более высокий уровень сложности пра­вил становится возможным. Для детей старшего дошкольного возраста (после 6-7 лет) возможны и желательны игры с незавершенными правилами,
которые требуют самостоятельного порождения игровых норм.

• Наличие и адекватность наглядных опор для са­мостоятельного выполнения игровых действий. Такие ориентиры помогают выделить наиболее существенные моменты и направляют действия детей.

Критерии выигрыша (особенно важно для старших дошкольников):

• зависимость выигрыша от физических или ум­ственных способностей ребенка или игры на удачу;

• объективность показателя выигрыша, его очевид­ность.

При выборе настольной игры необходимо оценивать ее операциональные возможности и удобство пользо­ вания игровыми материалами. Удобство пользования и возможности осуществления игровых действий зави­сят от следующих характеристик:

• качество игрового материала — плотность игрового поля, устойчивость фишек или фигур и пр.;

• качество и узнаваемость изображений;

• наличие удобной упаковки (при отсутствии надеж­ной и прочной упаковки сохранить игру в услови­ях детского сада практически невозможно).

В случае серьезных дефектов в игровом материале (непрочность игрового поля или отдельных деталей, не­устойчивость фишек, размытость изображений и пр.) даже при наличии ценных правил и полезного дидакти­ческого материала игра непригодна к использованию17.


Игры ожидания

Есть целый ряд игр с правилами, которые весьма полез­ны и интересны в детском саду. Они позволяют заполнить паузы, провести время ожидания так, чтобы сделать его ин­тересным, наполнить комфортным и содержательным обще­нием. Отсюда их название — игры ожидания. Эти игры не требуют много места и специальных условий. В них играют в кругу на стульчиках или ковре, стоя в кругу на улице или собравшись в кружок в зале или прихожей.

Главная черта игр ожидания— наличие простейших правил, которые могут сочетаться и усложняться в зависимости от возраста и игрового опыта детей. Вместе с тем ключевой особенностью этого вида игр является возмож­ность в любой момент войти в игру или выйти из нее. Игры построены так, что любой ребенок может включиться или выйти из игры без ущерба для игрового процесса. Не вся­кая игра малой подвижности обладает этим качеством, по­этому игр ожидания выделяется достаточно мало.

Их место в распорядке дня детского сада следует из их названия: это различные ситуации, когда надо что-то или кого-то подождать. Часто затруднения возникают при возвращении детей с прогулки, когда одни дети молни­еносно разделись и готовы активно двигаться, а другие никак не могут организоваться: им нужен стимул, чтобы завершить переодевание. Время ожидания родителей — также подходящий момент для этих игр, т. к. игруш­ки должны быть уже убраны, а заняться «нечем». Когда игра ожидания присутствует как регулярный, постоян­ный элемент распорядка дня, дети сами могут организо­ваться, что не только становится подспорьем педагогу, но и является доказательством растущей самостоятельности и социально-коммуникативной компетентности детей.

В данном разделе мы приводим некоторые игры, ко­торые не требуют никаких особых условий. В них можно играть как с малой группой детей, так и с большой. При­влекательность и напев18, игровое содержание и предмет­ная опора дают импульс для активного участия даже самых непоседливых детей.

«Узелок»

Это одна из самых любимых игр как среди малышей, так и среди старших дошкольников. Любая красивая, приятная на ощупь веревочка или лента связывается в большое кольцо — так, чтобы оно могло охватить круг играющих. Узелок должен быть маленьким, чтобы мог

Имеется в виду любой простой напев, знакомый и доступный воспитателю. Пропевание значительно интенсивнее вовлекает детей в игру, чем речевые инструкции.спрятаться в детском кулачке. Играющие — от 3 до 30 че­ловек — сидя на стульях или стоя, образуют круг. Счи­талкой выбирается водящий, его место — в центре круга. Он закрывает глаза ладонями. Играющие берут веревочку в руки и согласно словам начинают крутить ее по кругу, произнося следующий текст:

Ты, веревочка, крутись, Ты, веревочка, вертись. Узелок, остановись И в ладошке притаись.

В этот момент узелок должен быть спрятан в ладони, около которой он остановился. Водящий открывает глаза и принимается искать узелок не ранее, чем его позовут слова песенки. Его задача —угадывать, в каком из кулач­ков оказался узелок. А остальные играющие его дразнят:

Узелок у меня, у меня, Посмотри-ка на меня, на меня, Кто смеется у того, у того, Говори-ка на него, на него.

Во время поиска узелка звучит песенка, к которой можно придумать разные забавные вариации. На каса­ние водящего каждый играющий раскрывает одну ла­донь и оставляет ее открытой, затем вторую, если его попросят. В зависимости от опыта и возраста детей в игре может быть 2—3 попытки, а может продолжаться до тех пор, пока водящий не отгадает. Тот, у кого оказался узелок, становится водящим.

«Сапожник»

Если в предыдущей игре угадывать должен тот, кто в центре круга, то в этой — угадывают все дети, кто образует круг. В качестве «сапожника» может быть кра­сивый камень, бусина. Главное, чтобы он незаметно прятался в детском кулачке. Итак, водящий незаметно прячет «сапожника» в одном кулачке. Далее выходит в круг, ходит внутри круга и под песенку воспитателя или самостоятельное пение ритмично постукивает кулач­ками друг по другу. В конце на последний слог кулаки ставятся друг на друга — образуют собой башню — под­вал и чердак дома.

Сапожник, сапожник, где ты живешь? Где ты сапожки маленьким шьешь? Где ты стучишь молотком своим, где? То ли в подвале, то ль на чердаке?

Водящий подходит к кому-то из сидящих детей и протягивает «башню» из кулачков, предлагая угадать, где же живет сапожник — внизу, в подвале, или вверху, на чердаке (в нижнем или верхнем кулачке). А тот, к кому подошел водящий, касаясь «подвала» или «черда­ка», «открывает» их, выясняя, там или не там. Даль­нейшие действия зависят от возраста и особенностей детей. Трехлетний малыш может попросить открыть и второй кулачок, если сразу не угадал. Дети постарше играют уже иначе, когда второй кулачок не осматри­вается, а водящий подходит к другому ребенку и снова предлагает угадать, где же сапожник — в подвале или на чердаке. Для 4-5-летних детей попыток может быть неограниченное количество. А 6-летние в случае неудач­ного угадывания могут использовать усложнение — под рифмованный текст на каждый слог кулаки меняются местами: «Раз, два, три, четыре, пять, перепрячем мы опять!». Таким образом, «подвал» и «чердак» много­кратно меняются местами, и если соблюдается ритм, то подвал становится чердаком, а чердак — подвалом (только не подсказывайте, дети сами должны со време­нем разгадать эту хитрость). Таким образом, тому же угадывающему дается еще одна попытка — непросто при быстрой смене уловить, какой кулачок был в про­шлый раз пуст.

«Я по лугу шел»

Аналогичная игра, только в ней используется не один предмет, а два (в данном случае розовый и голубой ка­мушки или крупные бусины), кулачки для угадывания располагаются рядом друг с другом горизонтально — надо угадать не наличие, а свойство предмета, что суще­ственно сложнее, т. к. требуется более высокоорганизо­ванное внимание.

Я по лугу шел,

Я два камешка нашел (или «шла» и «нашла»).

Розовый и голубой

Догадайся, где какой?

«Иванушка у камушка»

Эта игра, в отличие от предыдущих, содействующих сплочению детей, предполагает уже сформированный определенный уровень доверия детей друг к другу, т. к. предполагается подставить свою спину для того, чтобы на нее дети положили раскрытые ладони. Выбирается один водящий (считалкой или жребием). Он присажи­вается на корточки и, скруглив спину, «превращается в большой камень». Все играющие кладут ему на спину раскрытые ладони, по одной или по две — в зависимо­сти от количества играющих и места на спине. Взрослый тоже кладет свою ладонь. Ладони должны быть распре­делены по всей поверхности спины, лежать не слишком тяжело, но все же достаточно ощутимо. Ведущий — обычно это взрослый — держит в руке камушек или его замену и, напевая на простой мотив песенку, касается каждой ладони своим камушком. Начать можно с любой ладошки, двигаться по порядку по часовой стрелке, ни­кого не пропуская. Важно касаться не спеша, довольно плотно, так, чтобы под ладонями спина водящего почув­ствовала касания.

                                                                            

Разыгрался Иванушка Возле белого камушка.

На последнем слоге камушек оставляется в последней ладони. Все сжимают обе ладони в кулачки и зовут во­дящего песенкой, приглашая угадать.

Этот камень у меня, у меня. Покажи-ка на меня, на меня.

Водящий методом случайного выбора или ориенти­руясь на ощущения от касаний своей спины выбирает кого-нибудь и просит раскрыть ладони. Количество по­пыток зависит от возраста и количества играющих. При малом количестве играющих можно просить раскрыть не два кулачка сразу, а по одному.

Тот, у кого прятался камушек, садится в круг и пре­вращается в большой «камень» — становится водящим.

Мы привели лишь несколько игр ожидания, которые широко используются в детских садах и завоевали попу­лярность у многих поколений детей. Данные примеры мо­гут направить выдумку и творчество воспитателя на по­иск собственных идей и их воплощение в виде новых игр.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 408.