Игры на целенаправленное внимание
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Внимание — необходимое условие любой деятельности. Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение заданий взрослого. Между тем дефицит внимания является одной из серьезнейших проблем совре­менных детей. Многие из них не могут ни на чем сосре­доточиться, их внимание легко «перескакивает» с одного объекта на другой, они не слышат, что говорит взрослый, могут не замечать происходящего вокруг. Неорганизован­ность поведения детей, их повышенная импульсивность, гиперактивность, как правило, являются следствием де­фицита внимания, неумения управлять своим поведением. Сам ребенок не сможет преодолеть эти недостатки. Ему необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием. Следует отметить, что любая дидак­тическая игра способствует развитию целенаправленно­го внимания, ведь она всегда содержит задачу и прави­ла действия, которые требуют сосредоточенности. Однако обычно этот аспект выступает как вспомогательный, со­путствующий решению других разнообразных задач. Для того чтобы своевременно развивать целенаправленность и устойчивость внимания, нужны специальные игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребенка. Некоторые из этих игр приводятся ниже.

«Пальчик»

Для игры нужен набор предметных картинок, изобра­жающих игрушки, фрукты, цветы и предметы домашне­го обихода (посуда, мебель, одежда). Картинки должны быть реалистичными, с четким изображением. Они рас­кладываются на столе двумя рядами (по 5—6 картинок в каждом), на небольшом расстоянии друг от друга. Игра проводится с небольшой группой детей (6-8 чел.).

Описание игры

Воспитатель раскладывает на столе в два ряда 10— 12 предметных картинок, обращает внимание детей на то, что у каждого из них на руке один палец называ­ется указательным. В этой игре указательный палец будет помогать искать картинки. Кто первым правиль­но укажет на нужную картинку (поставит на нее свой указательный палец), тот ее и получит.

Воспитатель просит поставить указательные пальцы правых рук на самый край стола и не поднимать их до тех пор, пока не будет названа картинка. Затем мед­ленно произносит следующие слова: «Кто из вас раньше найдет и укажет пальчиком яблоко?». Дети показывают картинку, а взрослый определяет, кто раньше поставил свой пальчик на нужную картинку. Победитель получа­ет картинку.

Отданные картинки заменяются новыми. Игра про­должается до тех пор, пока не будет исчерпан весь запас картинок и каждый из детей не выиграет хотя бы по одному разу. Хотя игра содержит элемент соревнования, в ней не должно быть проигравших. Наличие парных картинок обеспечивает возможность каждому ребенку получить свой выигрыш, даже если дети находят пред­мет одновременно. При отсутствии парной картинки нужно предоставить возможность ребенку выбрать ту, которая ему больше нравится. Ведущий должен создать такую обстановку, чтобы каждый получал удовлетворе­ние от выигрыша.

Сложность игры зависит от количества карточек: чем их больше, тем труднее быстро найти нужную.

«Прятки с игрушками»

Цель данной игры — развивать у детей устойчивость внимания. Развитие способности удерживать в памяти определенную цель, не отвлекаясь на постороннее, очень важно для детей дошкольного возраста. Без этого они не смогут успешно учиться в школе, выполнять какую-ли­бо работу, доводить дело до конца. Игра носит характер забавы и связана с прятками и поисками. Устойчивое и сосредоточенное внимание удерживается с помощью привлекательных игрушек. Играть могут все дети груп­пы. Радостные переживания, которые испытывают ма­лыши, сближают их друг с другом и с воспитателем. Это и развивает детей, и забавляет их. Игра, как показывает практика, является одной из самых любимых как для детей, так и для воспитателей.

Для игры нужно 5—7 игрушек. Это могут быть кук­лы, зайчик, мишка, лошадка, машинки (грузовик, авто­бус и пр.), самолет, ракета и т. д. Игрушки должны быть среднего размера (примерно 20-25 см в высоту), очень привлекательными и новыми для детей (их можно взять на время в соседних группах детского сада).

Описание игры

На столике стоят новые игрушки. «Это наши го­сти, — говорит воспитатель, — давайте поиграем с ними в прятки». Педагог объявляет, что прятаться будут не сами дети, а их гости (новые игрушки). Он приглашает к себе троих детей и предлагает каждому из них по оче­реди выбрать игрушку, которая больше всего нравится. «Скажи нам, почему ты выбрал эту игрушку, что в ней тебе больше понравилось?» — спрашивает воспитатель каждого. Это делается для того, чтобы у ребенка возник отчетливый образ предмета, который ему нужно будет искать. Когда каждый ребенок ответит на этот вопрос и внимательно рассмотрит выбранный предмет, воспи­татель предлагает им встать лицом к стенке и закрыть глаза, как это делают при игре в прятки.

Пока дети стоят с закрытыми глазами (водят), взрос­лый, предупредив остальных участников игры о соблю­дении полной тишины, прячет каждую из игрушек в ка­кое-нибудь заметное место. Игрушка должна находиться среди других знакомых детям предметов, например, но­вая кукла — среди других кукол, новая машинка — сре­ди других машинок и т. д. Педагог шепотом обращается к детям, наблюдавшим за ним: «Вы видели, куда спря­тались игрушки? Это наш секрет, его нельзя выдавать!

Пусть каждый водящий сам найдет свою игрушку, а мы посмотрим, кто первый принесет ее нам».

«Пора!» — говорят хором дети и воспитатель. Водящие открывают глаза, становятся рядом с воспитателем, и он объясняет правило: «Искать надо только ту игрушку, ка­кую сам выбрал! Кто первый принесет, тот и выиграл!».

Пока дети ищут свои игрушки, воспитатель напо­минает остальным участникам игры, что они должны внимательно следить за водящими и не выдавать им секрета. Когда водящие возвратятся с игрушками, вос­питатель спрашивает остальных малышей: «Кто первый нашел игрушку?». Тому, кто выиграл, выдается премия (значок или кружок), которую ребенок должен сохра­нить до конца игры. Все аплодируют, игрушки ставятся на место, и выбираются новые водящие. Игра повторя­ется сначала. Теперь игрушки прячут сами дети. Воспи­татель шепотом подсказывает им, куда лучше положить тот или иной предмет.

Когда все воспитанники побывают в роли водящих, педагог предлагает всем победителям, получившим значки, рассмотреть свои значки и вспомнить, за какую игрушку они их получили.

Постепенно поиски можно усложнять. Сложность игры зависит от того, насколько надежно спрятана игрушка. Очень трудно найти то, что спрятано наверху (на шкафу или на полке) или на подоконнике за шторой. Такие варианты можно предлагать старшим детям.

«Отзовись, не зевай!»

Для игры нужны парные картинки, изображающие птиц и животных, голоса которых хорошо знакомы де­тям: петух, курица, гусь, утка, ворона, корова, коза, лошадь, собака, кошка. Картинки помещаются в ко­робку, разделенную перегородкой на два отделения для каждого набора картинок. Это облегчает их раздачу и проверку полноты комплекта данного пособия. Наборы картинок должны храниться в одинаковой последова­тельности.

Данная игра предъявляет ребенку целый ряд тре­бований: внимательно следить за действиями каждого участника, чтобы вовремя откликнуться на зов свое­го партнера, воспроизвести в определенной последова­тельности ряд взаимосвязанных действий. Выполнить эти требования довольно сложно и непривычно для до­школьника. Но предлагаемая игровая ситуация содер­жит условия, которые побуждают малыша к их выпол­нению. В игре принимает участие вся группа. Усилия, которые затрачивает ребенок, получают оценку коллек­тива, что доставляет ребенку удовлетворение.

Описание игры

Воспитатель вместе с детьми расставляет стульчики в два ряда, чтобы дети сидели лицом друг к другу. Усадив детей поудобнее, взрослый обещает раздать каждому из них по картинке и предупреждает о том, что их нельзя показывать друг другу. Но каждый должен внимательно рассмотреть, что изображено на его картинке.

Воспитатель объясняет детям, что эти картинки пар­ные — у каждого зверя или птицы есть друг, т. е. точ­но такая же картинка. Каждая птица или каждое жи­вотное будет звать друга; но надо помнить, что они не умеют говорить, как люди, и разговаривают по-своему. «Как позовет корова свою подругу? — спрашивает вос­питатель. — Правильно, она будет мычать: "Му-муу", а другая корова должна быстро ей ответить: "Му-муу, я слышу, иду!". А как позовет гусь своего друга? Пра­вильно, "га-га-га", и так же по-гусиному ответит вто­рой гусь: "Га-га-га, я слышу, иду!"». Каждый, кого позвали, должен не пропустить, не прозевать и вовре­мя ответить на зов. Друзья должны подойти к столу, сначала показать друг другу картинки и поговорить, потом продемонстрировать всем свои картинки и поло­жить их в эту коробочку. Закончив объяснение игры, воспитатель раздает детям картинки, сначала одному ряду, потом другому, и напоминает правило: «Ребята, нельзя показывать картинки друг другу, а то не полу­чится интересной игры». Педагог садится на свой стул, и игра начинается. Воспитатель вызывает детей по оче­реди, то из одного, то из другого ряда. Вызванный ре­бенок имитирует голос изображенного на его картинке животного, а тот, у кого такая же картинка, должен быстро отозваться и тоже подойти к столу, где лежит коробка для картинок. Став лицом друг к другу, дети еще раз подают голос, показывают картинки и кладут их в коробку. Так, по очереди, малыши выполняют свои роли, решая игровую задачу. Получив от детей и воспитателя заслуженную оценку, они возвращаются на места.

Игра проходит оживленно и, по мере того как малы­ши начинают осваиваться, приобретает все более весе­лый и непринужденный характер. Когда все картинки окажутся в коробке, воспитатель снова раздает их де­тям, стараясь, чтобы каждый получил другую картинку и, соответственно, новую игровую роль.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 282.