Игры на развитие речевого мышления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Зайчик и мишка»

Цель данной игры заключается в том, чтобы приучать детей различать и правильно обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения между пред­метами. Это имеет важное значение как для обогащения словаря, так и для развития пространственного воображе­ния и мышления. Обучающая задача заключается в том, что ребенок должен обозначить словом разные варианты пространственных отношений, которые наглядно вос­производятся с помощью игрушек. Игра носит характер забавного зрелища (спектакля игрушек). Взрослый, ис­пользуя игрушки, демонстрирует разные варианты про­странственного расположения двух персонажей (зайчика и мишки). С помощью взрослого дети узнают значение следующих наречий и предлогов: напротив, рядом, навер­ху, внизу, впереди, позади, далеко, близко.

Вопросы воспитателя побуждают детей осмыслить эти положения и попытаться передать их словом. Та­ким образом, процесс усвоения новых слов опирается на активный интерес детей к содержанию спектакля. Эмо­циональная включенность детей в забавное зрелище яв­ляется важным условием приобретения новых знаний.

Для игры нужны две образные игрушки (желатель­но зайчик и мишка) примерно одинаковых размеров и привлекательные для детей; небольшой стол, покрытый тканью, и открытая ширма. При повторении игры могут вноситься дополнительные предметы декорации (куст, дерево, забор и пр.).

Описание игры

Игра начинается с короткого рассказа воспитателя: «Жили-были два неразлучных друга — зайка и миш­ка. Они любили вместе играть и баловаться». Тут же они появляются с противоположных сторон стола (в ру ках воспитателя) и одновременно приближаются друг к другу — зайка прыжками, мишка вразвалочку. Они останавливаются на небольшом расстоянии друг от дру­га, кланяются и здороваются. «Здравствуй, мишка. Здравствуй, зайка», — разными голосами произносит воспитатель. «Вот они и встретились, — говорит он де­тям. — Посмотрите внимательно и скажите, как они стоят — напротив друг друга или рядом?». Дети хором отвечают, выбирая нужное слово.

«Правильно, они стоят напротив и смотрят друг на друга, — говорит воспитатель и продолжает голосом мишки. — Зайка, иди ко мне поближе, давай посидим вместе». Зайка приближается, игрушки поворачивают­ся лицом к детям, садятся, мишка обнимает зайчика. «Как они сидят теперь? Подумайте и скажите — на­против или рядом? — спрашивает воспитатель. — Пра­вильно, конечно, рядом, очень близко друг к другу». Вдруг зайчик вскакивает и прыжками убегает от миш­ки. «Догоняй меня!» — говорит зайчик. Мишка не­уклюже старается его догнать, но никак не может, он говорит: «Ой, устал, отдохнем немножко!». Игрушки останавливаются, а воспитатель опять задает вопрос детям: «Только что они были близко, а теперь как — близко или далеко?». Дети отвечают, а воспитатель подтверждает правильность их ответа. «А кто из них впереди и кто позади? Подумайте и скажите». Дети от­вечают, а воспитатель оценивает их ответ.

Неожиданно зайчик подбегает к мишке, прыгает ему на спину и садится верхом. Мишка становится на четве­реньки и возит зайчика по «сцене». Во время остановки воспитатель задает детям вопросы: кто из персонажей находится внизу, а кто наверху?

После этого начинаются веселые проказы игрушек, которыми заканчивается спектакль: мишка и зайка догоняют друг друга, зайка прячется за спиной миш­ки и поглядывает на ребят, мишка поднимает зайчи­ка, они прыгают, кувыркаются, прощаются с детьми и убегают со сцены. Так заканчивается этот веселый спектакль.

                                                                         

«День рождения куклы»

В этой игре дети учатся передавать в развернутой и связной речевой форме свои впечатления и представле­ния об окружающих предметах, их назначении и дей­ствиях с ними. Игра учит делать друг другу приятное, отдавать другому то, что нравится самому.

В качестве игрового материала потребуются «подарки для куклы» — игрушки, изображающие хорошо знако­мые детям предметы бытового окружения. Это могут быть:

• предметы домашней утвари и посуда (чашка, тарел­ка, ложка, кастрюля, сковородка, ведерко, лейка);

• предметы личной гигиены (зубная щетка, сапож­ная щетка, мыло с мыльницей, тазик, веник, ван­ночка, расческа);

• предметы одежды (передник, вязаная кофта, ко­сынка, пальто, панамка, варежки, тапочки, шар­фик, шапка);

• игрушки (коляска, мячик, гармошка);

• продукты питания (разные фрукты, торты, конфе­ты и прочие сладости).

Все эти предметы можно заменить предметными кар­тинками. Предметов-подарков (или их изображений) должно быть много, по числу участников игры. Непре­менным условием подбора предметов является знаком­ство детей с каждым из них.

Описание игры

Игра начинается с того, что нарядно одетая кукла Аленушка сообщает, что сегодня у нее день рождения. Аленушка приглашает детей к себе в гости отпраздно­вать день рождения.

Усадив куклу на стол (на нем гости будут склады­вать свои подарки), взрослый «по секрету от куклы» говорит: «Давайте решим, как мы будем праздновать день рождения. Вот там, на больших столах, лежат игрушки. Пусть это будет магазин. Кого я назову, пой­дет сначала в магазин, купит для Аленушки подарок (молено выбрать что-нибудь одно), а потом подойдет к Аленушке и скажет: "Аленушка, поздравляю тебя с днем рождения! Вот тебе мой подарок". Мальчик ска­жет: "Я принес тебе подарок". А как скажет девочка? Правильно: "Принесла подарок" — и назовет то, что принесла. Но Аленушка еще маленькая, она может спросить, что это такое и для чего нужен этот предмет, ей нужно объяснить и показать. Согласны так играть?».

Взрослый придвигает стол с Аленушкой, усаживает­ся с ней перед малышами и начинает рассказ: «Сидит наша Аленушка и ждет гостей. Первым к ней в гости отправился Саша. По дороге он зашел в магазин, вы­брал для Аленушки подарок, который ему больше всего понравился. Приходит Саша к Аленушке в гости и го­ворит: "Аленушка, поздравляю тебя с днем рождения! Я принес тебе в подарок вот это" (показывает и называет предмет)».

«Спасибо тебе, Саша! — говорит от лица куклы взрос­лый. — Скажи, пожалуйста, а для чего это нужно и что с этим делают?». Ребенок, выполняющий роль гостя, объясняет назначение подаренного предмета. Напри­мер, если он подарил зубную щетку, то говорит, что ею нужно чистить зубы, и показывает, как это делают, если ложку — как едят, если веник — как подметают пол и пр. Попутно он называет действие с этим предме­том. Если ребенок затрудняется в составлении фразы и в связном объяснении, взрослый вместе с остальными детьми помогает ему.

Аленушка благодарит за объяснения, принимает по­дарок, предлагает гостю сесть, а взрослый продолжает вызывать новых гостей. Когда гости соберутся и подарят свои подарки, гости берутся за руки, Аленушка стано­вится в центр круга, и начинается традиционная игра в каравай.

                                                                         

§           7. Рекомендации по проведению дидактических игр

Предложенные игры содержат условия, способствую­щие полноценному развитию личности: единство познава­тельного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности ребенка. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т. е. чтобы каждая игра несла ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность. Но все это становится возможным только в том случае, если игра, разработанная взрослым и предложенная ребенку в готовом виде (т. е. с определенным содержанием и прави­лами), активно принимается ребенком и становится его собственной игрой. Доказательством того, что игра при­нята, являются просьбы детей повторить ее, выполнение тех же игровых действий самостоятельно, активное уча­стие в той же игре при повторном ее проведении. Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий потенциал.

Описанные игры адресованы в основном детям млад­шего дошкольного возраста — от 3 до 5 лет. Однако психологический возраст ребенка — понятие условное и определяется не только календарными сроками, т. е. ко­личеством прожитых лет и месяцев, но и этапом психи­ческого развития. В каждой игре необходимо опираться на то, что ребенок уже умеет и что он любит делать сам. Педагогу важно знать и понимать, что умеют и любят делать его воспитанники независимо от их возраста, и на этой основе вводить новые действия и новые задачи.

Известно, что на каждом возрастном этапе между детьми существуют значительные индивидуальные раз­личия, их тоже необходимо учитывать при проведе­нии игр. Почти в каждой группе детского сада есть по крайней мере три типа детей, которые по-разному ведут себя во время любой деятельности, в том числе игровой, и, соответственно, требуют разного подхода.

Дети первого типа очень активны, подвижны, склон­ны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру и с энтузиазмом включаются в нее. Обычно они быстро схватывают суть игры и стремятся взять на себя активные роли. Но часто они не обраща­ют внимания на других и заняты только демонстраци­ей собственных возможностей. Для таких детей наибо­лее трудными оказываются правила, сдерживающие их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определенного сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим. Вместе с тем выполнение именно этих правил особенно полезно для них. При проведении игры постарайтесь показать таким детям важность соблюдения этих правил и сделайте так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.

Дети второго типа более робкие, опекаемые, осторож­ные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слиш­ком охотно переключаются на новую для них деятель­ность. Сначала они держатся напряженно, но с интересом наблюдают за действиями других детей. Ни в коем слу­чае не надо заставлять такого ребенка брать на себя ак­тивную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, он постепенно заражается от взрослого и от сверстников интересом к игре и через некоторое время сам начинает проявлять инициативу. Конечно, это становится возмож­ным при поддержке и одобрении (но ни в коем случае не принуждении!) воспитателя.

Однако не все дети включаются в игру даже при под­держке воспитателя. В каждой группе могут оказаться вялые, пассивные дошкольники, которые отстают в раз­витии от сверстников и не могут действовать наравне с ними. Даже при многократном повторении игры они не понимают ее суть и избегают активных ролей, а взяв их на себя, нарушают правила. Такие дети требуют осо­бого внимания со стороны воспитателя. Коллективная, групповая работа с ними неэффективна. Они нуждаются в личном контакте со взрослым, в его личном внима­нии, объяснении, поощрении. Индивидуальные занятия необходимы для их нормального психического и лич­ностного развития.

Таким образом, разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различных воспитательных воздействи­ях. Вместе с тем, к сожалению, в детских садах иногда пользуются методами, которые недопустимы ни для ка­ких детей и ни при каких обстоятельствах.

Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угроза­ми, наказаниями) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему еще не готов. Задача воспитателя (и в этом заключается искусство воспитания) — заинтересо­вать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает ее бессмысленной. Столь же бессмысленны и даже вредны прямые требования что-то запомнить или усвоить в игре. Ребенок в дошкольном возрасте не может учиться по требованию взрослого. Он способен запоминать и усваивать только то, что нужно ему самому, в чем он испытывает практическую необ­ходимость. Такая необходимость естественно возника­ет в интересной и увлекательной игре. Подменять игру упражнением или уроком, требовать механического по­вторения каких-то слов или движений недопустимо. Тем более недопустимы раздраженный тон и грубость в отно­шениях с детьми.

Доброжелательность, сюрпризность, разного рода не­ожиданности являются значительно более эффективны­ми средствами в работе с детьми. И эти средства всегда в ваших руках. Нужно уметь вовремя удивиться или огор­читься, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребенка. Конечно, все это требует от воспитателя артистизма. Но ведь педагогика — это искусство. Толь­ко радость от успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию личности человека.

Специальные исследования показали, что системати­ческое использование дидактических игр способствует формированию самоконтроля и самостоятельности де тей. Кроме того, в дидактических играх дети овладева­ют основами других видов игр, которые являются свое­образной подготовкой для сюжетной и игры и игры с правилами.

Вопросы и задания

1. Назовите особенности дидактических игр.

2. В чем отличие дидактических игр от учебных упражнений?

3. Игровой замысел и задача игры: сходства и раз­личия.

4. Опишите позицию взрослого в дидактической
игре.

5. Какие игры способствуют развитию доброжела­тельных отношений детей? Дайте общую характе­
ристику и конкретные примеры.

6. Может ли игра-забава считаться дидактическойигрой? Если да, то в каком случае?

7. Какие стороны речи развивают жестово-образные
игры?

8. Нужно ли повторять одну и ту же игру? Если да,то как долго?

9. Что вы будете делать, если некоторые дети не хо­тят принимать участие в дидактических играх?

10. Какие из описанных игр вы хотели бы использо­вать в вашей практике в первую очередь?

Глава 3




СЮЖЕТНАЯ ИГРА ДОШКОЛЬНИКА

Дата: 2019-12-09, просмотров: 340.