«Зайчик и мишка»
Цель данной игры заключается в том, чтобы приучать детей различать и правильно обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения между предметами. Это имеет важное значение как для обогащения словаря, так и для развития пространственного воображения и мышления. Обучающая задача заключается в том, что ребенок должен обозначить словом разные варианты пространственных отношений, которые наглядно воспроизводятся с помощью игрушек. Игра носит характер забавного зрелища (спектакля игрушек). Взрослый, используя игрушки, демонстрирует разные варианты пространственного расположения двух персонажей (зайчика и мишки). С помощью взрослого дети узнают значение следующих наречий и предлогов: напротив, рядом, наверху, внизу, впереди, позади, далеко, близко.
Вопросы воспитателя побуждают детей осмыслить эти положения и попытаться передать их словом. Таким образом, процесс усвоения новых слов опирается на активный интерес детей к содержанию спектакля. Эмоциональная включенность детей в забавное зрелище является важным условием приобретения новых знаний.
Для игры нужны две образные игрушки (желательно зайчик и мишка) примерно одинаковых размеров и привлекательные для детей; небольшой стол, покрытый тканью, и открытая ширма. При повторении игры могут вноситься дополнительные предметы декорации (куст, дерево, забор и пр.).
Описание игры
Игра начинается с короткого рассказа воспитателя: «Жили-были два неразлучных друга — зайка и мишка. Они любили вместе играть и баловаться». Тут же они появляются с противоположных сторон стола (в ру ках воспитателя) и одновременно приближаются друг к другу — зайка прыжками, мишка вразвалочку. Они останавливаются на небольшом расстоянии друг от друга, кланяются и здороваются. «Здравствуй, мишка. Здравствуй, зайка», — разными голосами произносит воспитатель. «Вот они и встретились, — говорит он детям. — Посмотрите внимательно и скажите, как они стоят — напротив друг друга или рядом?». Дети хором отвечают, выбирая нужное слово.
«Правильно, они стоят напротив и смотрят друг на друга, — говорит воспитатель и продолжает голосом мишки. — Зайка, иди ко мне поближе, давай посидим вместе». Зайка приближается, игрушки поворачиваются лицом к детям, садятся, мишка обнимает зайчика. «Как они сидят теперь? Подумайте и скажите — напротив или рядом? — спрашивает воспитатель. — Правильно, конечно, рядом, очень близко друг к другу». Вдруг зайчик вскакивает и прыжками убегает от мишки. «Догоняй меня!» — говорит зайчик. Мишка неуклюже старается его догнать, но никак не может, он говорит: «Ой, устал, отдохнем немножко!». Игрушки останавливаются, а воспитатель опять задает вопрос детям: «Только что они были близко, а теперь как — близко или далеко?». Дети отвечают, а воспитатель подтверждает правильность их ответа. «А кто из них впереди и кто позади? Подумайте и скажите». Дети отвечают, а воспитатель оценивает их ответ.
Неожиданно зайчик подбегает к мишке, прыгает ему на спину и садится верхом. Мишка становится на четвереньки и возит зайчика по «сцене». Во время остановки воспитатель задает детям вопросы: кто из персонажей находится внизу, а кто наверху?
После этого начинаются веселые проказы игрушек, которыми заканчивается спектакль: мишка и зайка догоняют друг друга, зайка прячется за спиной мишки и поглядывает на ребят, мишка поднимает зайчика, они прыгают, кувыркаются, прощаются с детьми и убегают со сцены. Так заканчивается этот веселый спектакль.
«День рождения куклы»
В этой игре дети учатся передавать в развернутой и связной речевой форме свои впечатления и представления об окружающих предметах, их назначении и действиях с ними. Игра учит делать друг другу приятное, отдавать другому то, что нравится самому.
В качестве игрового материала потребуются «подарки для куклы» — игрушки, изображающие хорошо знакомые детям предметы бытового окружения. Это могут быть:
• предметы домашней утвари и посуда (чашка, тарелка, ложка, кастрюля, сковородка, ведерко, лейка);
• предметы личной гигиены (зубная щетка, сапожная щетка, мыло с мыльницей, тазик, веник, ванночка, расческа);
• предметы одежды (передник, вязаная кофта, косынка, пальто, панамка, варежки, тапочки, шарфик, шапка);
• игрушки (коляска, мячик, гармошка);
• продукты питания (разные фрукты, торты, конфеты и прочие сладости).
Все эти предметы можно заменить предметными картинками. Предметов-подарков (или их изображений) должно быть много, по числу участников игры. Непременным условием подбора предметов является знакомство детей с каждым из них.
Описание игры
Игра начинается с того, что нарядно одетая кукла Аленушка сообщает, что сегодня у нее день рождения. Аленушка приглашает детей к себе в гости отпраздновать день рождения.
Усадив куклу на стол (на нем гости будут складывать свои подарки), взрослый «по секрету от куклы» говорит: «Давайте решим, как мы будем праздновать день рождения. Вот там, на больших столах, лежат игрушки. Пусть это будет магазин. Кого я назову, пойдет сначала в магазин, купит для Аленушки подарок (молено выбрать что-нибудь одно), а потом подойдет к Аленушке и скажет: "Аленушка, поздравляю тебя с днем рождения! Вот тебе мой подарок". Мальчик скажет: "Я принес тебе подарок". А как скажет девочка? Правильно: "Принесла подарок" — и назовет то, что принесла. Но Аленушка еще маленькая, она может спросить, что это такое и для чего нужен этот предмет, ей нужно объяснить и показать. Согласны так играть?».
Взрослый придвигает стол с Аленушкой, усаживается с ней перед малышами и начинает рассказ: «Сидит наша Аленушка и ждет гостей. Первым к ней в гости отправился Саша. По дороге он зашел в магазин, выбрал для Аленушки подарок, который ему больше всего понравился. Приходит Саша к Аленушке в гости и говорит: "Аленушка, поздравляю тебя с днем рождения! Я принес тебе в подарок вот это" (показывает и называет предмет)».
«Спасибо тебе, Саша! — говорит от лица куклы взрослый. — Скажи, пожалуйста, а для чего это нужно и что с этим делают?». Ребенок, выполняющий роль гостя, объясняет назначение подаренного предмета. Например, если он подарил зубную щетку, то говорит, что ею нужно чистить зубы, и показывает, как это делают, если ложку — как едят, если веник — как подметают пол и пр. Попутно он называет действие с этим предметом. Если ребенок затрудняется в составлении фразы и в связном объяснении, взрослый вместе с остальными детьми помогает ему.
Аленушка благодарит за объяснения, принимает подарок, предлагает гостю сесть, а взрослый продолжает вызывать новых гостей. Когда гости соберутся и подарят свои подарки, гости берутся за руки, Аленушка становится в центр круга, и начинается традиционная игра в каравай.
§ 7. Рекомендации по проведению дидактических игр
Предложенные игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности ребенка. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т. е. чтобы каждая игра несла ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность. Но все это становится возможным только в том случае, если игра, разработанная взрослым и предложенная ребенку в готовом виде (т. е. с определенным содержанием и правилами), активно принимается ребенком и становится его собственной игрой. Доказательством того, что игра принята, являются просьбы детей повторить ее, выполнение тех же игровых действий самостоятельно, активное участие в той же игре при повторном ее проведении. Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий потенциал.
Описанные игры адресованы в основном детям младшего дошкольного возраста — от 3 до 5 лет. Однако психологический возраст ребенка — понятие условное и определяется не только календарными сроками, т. е. количеством прожитых лет и месяцев, но и этапом психического развития. В каждой игре необходимо опираться на то, что ребенок уже умеет и что он любит делать сам. Педагогу важно знать и понимать, что умеют и любят делать его воспитанники независимо от их возраста, и на этой основе вводить новые действия и новые задачи.
Известно, что на каждом возрастном этапе между детьми существуют значительные индивидуальные различия, их тоже необходимо учитывать при проведении игр. Почти в каждой группе детского сада есть по крайней мере три типа детей, которые по-разному ведут себя во время любой деятельности, в том числе игровой, и, соответственно, требуют разного подхода.
Дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру и с энтузиазмом включаются в нее. Обычно они быстро схватывают суть игры и стремятся взять на себя активные роли. Но часто они не обращают внимания на других и заняты только демонстрацией собственных возможностей. Для таких детей наиболее трудными оказываются правила, сдерживающие их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определенного сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим. Вместе с тем выполнение именно этих правил особенно полезно для них. При проведении игры постарайтесь показать таким детям важность соблюдения этих правил и сделайте так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.
Дети второго типа более робкие, опекаемые, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сначала они держатся напряженно, но с интересом наблюдают за действиями других детей. Ни в коем случае не надо заставлять такого ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, он постепенно заражается от взрослого и от сверстников интересом к игре и через некоторое время сам начинает проявлять инициативу. Конечно, это становится возможным при поддержке и одобрении (но ни в коем случае не принуждении!) воспитателя.
Однако не все дети включаются в игру даже при поддержке воспитателя. В каждой группе могут оказаться вялые, пассивные дошкольники, которые отстают в развитии от сверстников и не могут действовать наравне с ними. Даже при многократном повторении игры они не понимают ее суть и избегают активных ролей, а взяв их на себя, нарушают правила. Такие дети требуют особого внимания со стороны воспитателя. Коллективная, групповая работа с ними неэффективна. Они нуждаются в личном контакте со взрослым, в его личном внимании, объяснении, поощрении. Индивидуальные занятия необходимы для их нормального психического и личностного развития.
Таким образом, разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различных воспитательных воздействиях. Вместе с тем, к сожалению, в детских садах иногда пользуются методами, которые недопустимы ни для каких детей и ни при каких обстоятельствах.
Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему еще не готов. Задача воспитателя (и в этом заключается искусство воспитания) — заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает ее бессмысленной. Столь же бессмысленны и даже вредны прямые требования что-то запомнить или усвоить в игре. Ребенок в дошкольном возрасте не может учиться по требованию взрослого. Он способен запоминать и усваивать только то, что нужно ему самому, в чем он испытывает практическую необходимость. Такая необходимость естественно возникает в интересной и увлекательной игре. Подменять игру упражнением или уроком, требовать механического повторения каких-то слов или движений недопустимо. Тем более недопустимы раздраженный тон и грубость в отношениях с детьми.
Доброжелательность, сюрпризность, разного рода неожиданности являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. И эти средства всегда в ваших руках. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребенка. Конечно, все это требует от воспитателя артистизма. Но ведь педагогика — это искусство. Только радость от успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию личности человека.
Специальные исследования показали, что систематическое использование дидактических игр способствует формированию самоконтроля и самостоятельности де тей. Кроме того, в дидактических играх дети овладевают основами других видов игр, которые являются своеобразной подготовкой для сюжетной и игры и игры с правилами.
Вопросы и задания
1. Назовите особенности дидактических игр.
2. В чем отличие дидактических игр от учебных упражнений?
3. Игровой замысел и задача игры: сходства и различия.
4. Опишите позицию взрослого в дидактической
игре.
5. Какие игры способствуют развитию доброжелательных отношений детей? Дайте общую характе
ристику и конкретные примеры.
6. Может ли игра-забава считаться дидактическойигрой? Если да, то в каком случае?
7. Какие стороны речи развивают жестово-образные
игры?
8. Нужно ли повторять одну и ту же игру? Если да,то как долго?
9. Что вы будете делать, если некоторые дети не хотят принимать участие в дидактических играх?
10. Какие из описанных игр вы хотели бы использовать в вашей практике в первую очередь?
Глава 3
СЮЖЕТНАЯ ИГРА ДОШКОЛЬНИКА
Дата: 2019-12-09, просмотров: 340.