Доброжелательных отношений в группе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При поступлении ребенка в детский сад в младшем дошкольном возрасте очень важно воспитывать у него активно-положительное, доброжелательное отношение к взрослому. Ребенок испытывает потребность и в обще­нии со сверстниками. Ввести его в детский коллектив, научить его общаться и дружить — важнейшая задача воспитателя. Ведь от того, как сложатся отношения ре­бенка с другими детьми, зависят его настроение, хорошее самочувствие, а также успехи в познавательном и лич­ностном развитии. Приведенные ниже игры основаны на движении. Оно выступает как средство игрового обще­ния. Кроме того, движение не только развивает ребенка физически, но и активизирует его умственную деятель­ность. В большинстве игр дети совершают одинаковые действия, одновременно или по очереди, что объединяет и сближает малышей. Во многих играх вводится роль и элементарные правила — это подготавливает детей к са­мостоятельным сюжетным играм и играм с правилами. Приведем несколько примеров таких игр.

«Куклы пляшут»

Эта игра-забава не только развлекает малышей, но и приучает их выполнять игровые действия по очереди, небольшими группами. Игровая ситуация строится так, что дети легко принимают эти требования.

Игра содержит два рода действий, каждый из которых приобретает для ребенка особый смысл и эмоциональную насыщенность. Во-первых, ребенку приятно потанцевать на виду у всех с нарядной куклой и раскланяться. Во-вто­рых, закончив это «ответственное дело», малыш; сам вы­бирает того, кому передать куклу. Каждое из этих дей­ствий позволяет ребенку проявить самостоятельность.

Игра учит пользоваться общими игрушками, переда­вая их друг другу. И хотя ожидание своей очереди тре­бует от ребенка известных усилий, заинтересованность общей игрой облегчает его.

Для игры нужно пять-шесть кукол средних разме­ров. Важно, чтобы они были нарядными и привлека­тельными для детей. Желательно иметь и несколько ку­кол-мальчиков .

Описание игры

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и выдвигает перед ними стол, на котором расположены куклы. «Смотрите, какие куклы пришли! — говорит он, стараясь привлечь внимание детей к новым игруш­кам. — Таким нарядным куклам, наверное, очень хочет­ся потанцевать, но сами они не умеют. Ведь они совсем маленькие и привыкли, что их берут на руки и танцуют с ними». Взяв куклу, педагог показывает, как можно с ней танцевать. Потом он приглашает пятерых-шестерых детей, предлагает каждому выбрать игрушку. Дети с куклами становятся вокруг воспитателя и вместе с ним выполняют танцевальные движения. Например, слегка поворачивают куклу в руках, подпрыгивают с ней, кружатся то вправо, то влево и т. п. По окончании танца куклы в руках детей раскланиваются.

Во время выступления танцоров остальные участники игры подпевают вместе с воспитателем мелодию и испол­няют роль музыкантов: играют на своих кулачках, как на дудочках, или изображают игру на гармошках. Когда куклы после танца начинают раскланиваться, музыкан­ты им аплодируют.

«А теперь, — говорит воспитатель, — подумайте, кому передать свою куклу». Малыши передают свои игрушки тем, кто еще не танцевал. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не потанцуют с куклами.

«Подарки»

В этой игре создается такая игровая ситуация, в которой каждый ребенок может выбрать тот подарок, который ему хотелось бы получить. Остальные дети с помощью движений, жестов изображают этот предмет. Таким образом, они как бы исполняют желания друг друга, что создает радостное настроение.

Задача ребенка — передать через движения характер изображаемой игрушки. Сделать это нужно красиво, вы­разительно, чтобы ее легко было узнать. Решение такой задачи активизирует воображение детей, воспитывает инициативу, подготавливает к принятию роли и вообра­жаемой ситуации.

 

Описание игры

«Вам нравится, когда вам дарят игрушки? — обра­щается к детям воспитатель. — Вот мы сейчас и будем делать друг другу подарки». Взрослый предлагает детям построиться в большой круг, приглашает того, кто пер­вым будет выбирать себе подарок. Малыш выходит на

середину круга, а воспитатель вместе с детьми ведет хо­ровод под следующие слова5:

Принесли мы всем подарки, Кто захочет, тот возьмет, Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет.

Эти слова вместе с воспитателем произносят все участники игры, постепенно их запоминая. Перечислять игрушки нужно медленно, выразительно, чтобы дети успели мысленно представить себе каждый предмет.

С окончанием слов дети останавливаются. Воспита­тель спрашивает у ребенка, стоящего в кругу, какой из перечисленных подарков он хотел бы получить. Если ма­лыш: выбирает коня, дети изображают, как скачет конь. Если выбирается кукла, все танцуют как куклы, если волчок — все кружатся, а если выбирается самолет — подражают полету и приземлению самолета.

Приведем слова и ритмические движения, которые выполняют дети в хороводе.

«Конь»

Скачет конь наш, чок-чок-чок! Слышен топот быстрых ног, Хоп-хоп-хоп! Хоп-хоп-хоп!..

Под эти слова дети скачут, высоко поднимая ноги, как лошадки. Руки протянуты вперед, а корпус слег­ка отклоняется назад. По команде «Тпррррууу!» «конь» останавливается.

Обращаясь к ребенку внутри круга, воспитатель предла­гает ему посмотреть, «какие у нас красивые кони», и вы­брать того, который ему больше всего понравился. Выбрав себе подарок, ребенок занимает место в хороводе, а тот, кого он выбрал, выходит на середину круга. Дети снова берутся за руки и повторяют слова: «Принесли мы всем подарки...».

«Кукла»

Кукла, кукла, попляши,

Яркой лентой помаши (повторяется 2—3 раза).

Дети, изображающие кукол, свободно танцуют на месте лицом к центру под любую танцевальную мело­дию. После этого воспитатель предлагает ребенку в кру­гу выбрать наиболее понравившуюся «куклу», подойти к ней и занять ее место в хороводе. Игра продолжается.

«Волчок»

Вот как кружится волчок,

Прожуж-ж-жал и на бочок (повторяется 2 раза).

Дети в кругу кружатся на месте, потом приседают, слегка склонившись на бок, опираясь рукой о пол. Да­лее — по аналогии с предыдущими вариантами.

«Самолет»

Изображая самолет, каждый ребенок «заводит мотор»: под звук «р-р-р-р-р-р» делает круговые движения руками перед собой. Затем широким жестом раздвигает руки (как крылья) и летит (т. е. бежит) по кругу со звуком «ж-ж-ж-ж-ж». Сделав полный круг, самолет замедляет движение и медленно приземляется, т. е. ребенок приседает на кор­точки. Игра продолжается, как в предыдущих вариантах.

Каждому разрешается выбрать себе в подарок любой из названных предметов. Выбранный ребенок становит­ся в центр круга вместо того, кто получил подарок.

Эта игра может проводиться и в одновозрастной, и в разновозрастной группе, как в помещении, так и на участ­ке. Не нужно предварительно объяснять детям ее правила, они становятся понятными по ходу игровых действий.

«По дорожке Валя шла»

В этой игре дети делают важный шаг к самостоятельно­сти. В ней ребенок выполняет свою роль индивидуально, без поддержки остальных участников игры. От ребенка в этой игре требуется активное воображение. Он должен мыс­ленно представить подсказанное ролевое действие: пона­рошку найти туфельки, примерить их и передать другому. Центральным моментом игры является выбор партнера, который также осуществляется ребенком самостоятельно. Ответная радость того, кого выбрали, и танец вдвоем могут стать началом более тесных дружеских связей.

Рифмованный текст подсказывает нужные движе­ния, направляет внимание на центральное игровое дей­ствие — выбор партнера.

Описание игры

Все дети ходят по кругу: один ребенок, заранее вы­бранный воспитателем, например, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам:

По дорожке Валя шла, Валя тапочки нашла. Валя тапки примеряла, Чуть надела захромала. Стала Валя выбирать, Кому тапочки отдать. Коле тапки хороши, На, надень и попляши.

Естественно, в игре нужно использовать настоящие имена детей.

Дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Валя (водящий), находясь внутри круга, — влево. Под соот­ветствующие слова водящий изображает, что надева­ет тапочки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает. Потом хоровод останавливается, все смотрят на водящего и ждут, пока он выбирает ребенка, например Колю, который выходит на середину круга.

Все напевают танцевальную мелодию, прихлопывая в ладоши, а «Валя» и «Коля» свободно танцуют внутри круга. Затем «Валя» возвращается в круг, а выбранный ею «Коля» остается в кругу, и игра начинается сначала.

Выполнять движения следует в строгом соответствии с текстом и выбирать тех детей, которые еще не были в кругу и не танцевали.

«Бабушка Маланъя»

Это игра-шутка. В ее основе лежит народная потешка, которая разыгрывается в движении. Задача ребенка — придумать или выбрать интересные движения. Решение такой задачи требует от ребенка творческой инициативы, находчивости и, конечно же, самостоятельности. Участ­никам игры предоставляется полная свобода — каждый может выбрать то движение, которое ему больше нравит­ся. Игра способствует формированию таких важных ка­честв, как творческая активность, находчивость, умение сосредоточиться.

Ребенок, выполняющий главную роль в центре хоро­вода, становится образцом для подражания. Это не толь­ко повышает его ответственность при выполнении дви­жений, но и доставляет особое удовольствие, возвышает в собственных глазах. Остальные дети, подражая своему сверстнику, а не воспитателю, приобретают новый опыт игрового сотрудничества, при этом достигается не толь­ко согласованность в движениях, но и единство в соз­дании образа. Эта игра предоставляет ребенку полную свободу в выражении эмоций, дает выход веселью, непо­средственности и даже шалости.

Описание игры

Вначале главную роль выполняет воспитатель. Он предлагает детям поиграть в веселую игру-хоровод. При этом предупреждает, что хоровод ребята будут ве­сти самостоятельно. Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку (или просто ритмично произносить слова), сопровождая ее выразительными движениями:

У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей, все без бровей,

Вот с такими глазами, вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

С такой головой, с такой бородой...

Ничего не ели, целый день сидели,

На нее глядели, делали вот так...

Под эти слова дети сначала движутся по кругу в одну сторону, держась за руки. Потом останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза», «большой нос», «большую голову», бороду и т. п. На последних словах присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. В кон­це потешки они повторяют за ведущим любое смешное движение.

Движения, которые дети повторяют за взрослым, должны быть смешными и разнообразными— можно, например, сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, покружиться, поклониться, покачаться на двух ногах и т. д. Они могут сопровождаться звуками или возгла­сами. Есть лишь одно ограничение: нельзя допускать кривлянья детей. Каждое движение должно повторяться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и полу­чить удовольствие от игры.

После того как воспитатель даст детям несколько примеров выполнения роли ведущего, он предлагает кому-нибудь из детей (желающему) занять это место и попытаться развеселить всех участников игры. Тот, кто стоит в центре хоровода, должен сам придумать, как изобразить детей бабушки Маланьи, а все участники хо­ровода повторяют движения ведущего.

«Я принес тебе подарок»

Эта игра воспитывает у детей желание сделать что-то приятное для другого, например подарить ему то, что нравится самому. Такое стремление является основой нравственного развития ребенка. При этом малыш сам выбирает, кому он хочет сделать подарок и что имен­но подарить. Таким образом дети учатся самостоятельно принимать решения, что для ребенка дошкольного воз­раста довольно сложно.

Игра создает атмосферу праздничности, сюрпризно-сти, которая обогащает жизнь детей и которой так не хватает им в детском саду.

В качестве игрового материала можно использовать разнообразные атрибуты, изменяющие внешний облик ре­бенка. Это прежде всего разные украшения (бусы, значки, головные уборы, ленточки и пр.), которые так любят малы­ши. Можно использовать елочные бусы, мишуру, заячьи ушки (шапочка), козырек на резинке, поясок с пряжкой, косынки, ленты, юбочки (лоскуты на резинке), фартучки, звездочки, значки, искусственные цветы и пр.

Число предметов должно соответствовать числу детей в группе. Имея по два-три экземпляра перечисленных предметов, можно организовать игру со всей группой. Кроме этого потребуется нарядная коробка, чтобы поло­жить в нее выбранный подарок.

Описание игры

Воспитатель предлагает детям поиграть в детский праздник: «Давайте сделаем так: пусть каждый выберет из вещей то, что ему понравится, положит вещь в короб­ку, а потом подарит тому, кому захочет, и вместе с ним потанцует. Посмотрите, какие красивые подарки приго­товлены для вас». Затем он вместе с детьми подходит к столам, на которых заранее разложен игровой материал, покрытый тканью, открывает его и дает возможность детям полюбоваться различными украшениями и атри­бутами. Взрослый объясняет, что ими можно украсить себя на празднике.

Дети по очереди выбирают приглянувшиеся им вещи, а затем возвращаются на место и рассаживаются на за­ранее подготовленные стульчики, которые стоят спиной к столам с подарками. Воспитатель спрашивает одного из участников игры, кому он хочет сделать подарок, дает ему коробку, и малыш отправляется к столам с по­дарками. «Интересно, что выберет Петя (называет имя ребенка) и кому он подарит?» — говорит воспитатель, обращаясь к детям. И тут же объясняет важное правило игры: не поворачиваться и не подглядывать, что выби­рает Петя.

Когда малыш вместе с коробкой, в которой лежит пода­рок, подходит к тому, для кого этот подарок выбран, воспи­татель предлагает повторить вместе с ним следующие слова:

Я принес тебе подарок, Если нравится, возьми, Всем ребятам покажи.

Торжественная передача подарка происходит при ак­тивном участии воспитателя, который помогает открыть коробку, показывает всем детям подарок, подсказыва­ет, что надо поблагодарить за него, помогает надеть или прикрепить украшение. Потом эти двое садятся на ме­сто, а за подарком отправляется следующий ребенок, ко­торому передается коробка.

Так, по очереди (в соответствии с тем, как дети си­дят), все малыши дарят подарки друг другу.

Когда у каждого участника игры будет подарок, дети встают, и начинается торжественное шествие под музы­кальное сопровождение (песня, бубен и т. д.). Все ходят по комнате, демонстрируют свои подарки, обыгрывают их, танцуют и т. д.

После этого предметы возвращаются обратно на стол, и игра может начинаться сначала. Каждый ребенок мо­жет выбрать другого партнера и другой подарок.

                                                                         

§ 4. Игры, направленные на развитие речи (жестово-образные игры)

Развитие речи в дошкольном возрасте — одно из важ­нейших направлений психического развития. Речь явля­ется средством не только общения, но и мышления, вооб­ражения, регуляции поведения, организации внимания.

Проблемы речи у дошкольников не сводятся только лишь к нарушению произношения. Артикуляция — это, пожалуй, лишь вершина айсберга и наименее сложная область коррекции. Куда более существенны нарушения и сложности в области восприятия устной речи, неуме­ние уловить смысл сказанного и, главное, затруднение речевой регуляции поведения.

Многие дети к началу школьного возраста испыты­вают трудности в восприятии устного объяснения учи­телем учебного материала, при объяснении не выделяют главного. Это те навыки произвольной регуляции, кото­рые должны развиваться в дошкольном возрасте.

Существенный вклад в развитие речи могут внести жестово-образные игры. Этот вид игр соединяет в себе все три уровня речи: восприятие, внутреннее прогова-ривание и навык произвольной регуляции деятельности посредством слова.

Подобным играм присущи следующие черты:

• выразительное декламирование или рецитация взрослого в процессе игры;

• игра строится на подражании ведущему взрослому сначала в движении, а затем и в речи;

• содержание представляет собой связную исто­рию и построено на основе закона драматиза­ции — «завязка, развитие сюжета, кульминация
и развязка», что позволяет целостно охватить ис­полняемую игру, эмоционально и деятельно свя­заться с ней;

• основой является рифмованный текст, песни и рит­мические попевки;

ритмические движения, в которых присутствует чередование контрастов: быстро-медленно, высо­ко-низко, далеко-близко, крепко-нежно и т. д. —позволяют пробудить и задействовать всю двига-тельно-речевую организацию человека;

• повторы предполагают различные качества и ва­риации движений, усиление и ослабление речевого потока;

• эмоциональное напряжение и расслабление по ходу развития сюжета дети переживают сообща и вместе с педагогом.

Эти игры отображают события человеческой жизни как в домашней, хозяйственной сфере, так и в разных професси­ях, обобщенные образы разлчичных сезонных природных яв­лений, жизнь и характерные особенности живых существ.

Прежде всего они способствуют развитию целенаправ­ленного внимания. Органичное соединение движения и речи способствуют двигательно-речевому развитию; мно­гократное повторение развивает память; разнообразные, осмысленные, наполненные определенным содержанием движения и жесты способствуют развитию восприятия, зрительно-моторной координации и саморегуляции. Та­ким образом, сенсорно-двигательные жестово-образные игры являются хорошей школой произвольного поведе­ния, т. к. позволяют детям овладевать своевременностью действия, соотносить свое движение со смыслом.

Занятие, построенное на основе жестово-образных игр, проходит живо и разнообразно. На одном и том же материале каждый ребенок проявляет свои самые «не­удобные» качества и темперамент, а педагог с помощью того же материала должен учитывать и корректировать их у каждого ребенка в группе. И все это происходит без особого организационно-дисциплинарного напряжения в силу характерных особенностей жестово-образных игр: увлекательного сюжета, учета двигательных потребно­стей и отсутствия директивного воздействия на детей. Та­ким образом, одни и те же сенсорно-двигательные игры оказывают целительное, корректирующее воздействие на различные виды особенностей развития и склонностей детей: робкому, малоподвижному, заторможенному ре­бенку помогают пробудиться и раскрыться, а растормо­женному, невнимательному, агрессивному помогают ов­ладеть собой.

Жестово-образные игры универсальны для разных возрастов дошкольного периода. Усложнение игры мо­жет происходить за счет увеличения продолжительности игры, обогащения содержания, более тонких и диффе­ренцированных движений, новых сюжетов и событий. Игры, таким образом, могут быть адресованы как детям младшего и среднего дошкольного возраста, так и детям старшего дошкольного возраста.

Ниже мы предлагаем несколько жестовых игр, адре­сованных детям 3-6-ти лет. В зависимости от зрелости внимания, особенностей и задач развития детей занятие с жестово-образными играми может продолжаться от 10 до 15-18 минут (в среднем и старшем дошкольном возрасте время занятия-игры увеличивается до 25 минут). В силу динамичности игры, чередования внутри нее концентра­ции и расслабления, интенсивного движения и покоя, наличия адекватного возрасту и опыту сюжета дети не только не устают, но и наполняются силами. Благодаря наличию в игре переживания противоположных действий (движение крупное и мелкое, широкий диапазон активно­сти вплоть до полного покоя, изменение характера и на­правления движений и жестов и т. п.) ребенок весьма ин­тенсивно воспринимает крупные движения, что является условием развития речевого аппарата, речевого дыхания.

Главный акцент делается не на видимой похожести движения, а на том, как ребенок внутренне проживает его. Ребенок не столько выражает некий образ, выносит его зрителю, сколько сам погружен в его проживание, препод­носит образ себе самому. Таким образом, цель таких игр — в максимальном прочувствовании движения, в создании и переживании образа. Акцент, таким образом, переносится с внешнего плана на внутренний. Объяснения, задания и исправления в таких играх неуместны. Внимание детей удерживается исключительно действиями ведущего, его интонациями и увлекательным сюжетом.

                                                                «Майская прогулка» 

Понадобятся простейшие знаковые фигурки птичек и рыбок (птички бумажные на ниточке, рыбки разме­ром примерно со взрослую ладонь, вырезанные из кар­тона — цветного или раскрашенного с обеих сторон). Их можно разместить в корзиночке (коробочке, лотке) под лоскутом голубой ткани — «в пруду». Фигурки помога­ют удерживать образ и требуются детям до 5 лет и детям с проблемами внимания.

Описание игры

Ведущий приглашает всех детей собраться в малень­кий тесный круг и взяться за руки, затем присесть на корточки, приговаривая: «Солнце спит». Действие на­чинает взрослый, показывая движения и сопровождая их словами:

Светит солнце ярче-ярче-ярче (дети поднимаются, тя­нут сцепленные руки-лучи кверху).

Греет солнце жарче-жарче-жарче (расходятся от цен­тра, расширяя круг).

Вот стоит какое дерево большое/ (расцепляют руки и тянутся обеими руками вверх, широко раскидывая их в стороны).

А внутри среди ветвей

Птичка прячет малышей (собирают ладони ковши­ком перед собой — это «гнездо»).

В гнездышке у птички пестрые яички (колечки из пальцев: поочередно соединяют с большим пальцем указательный, средний, а дети 5-6 лет — еще безымян­ный и мизинец).

Подрастают птенцы, покидают гнездо (перекрещи­вают кисти рук перед собой и ладонями делают корот­кие взмахи, направляя движение кверху)

И веселую песню поют на заре.

Но один слишком мал,

Полетел и упал (быстро опускаются на колени, пере­крещенные руки падают вниз, запястья — на пол).

Мы его подобрали в высокой траве (из ладоней дела­ют ковшик-колыбельку).

Не грусти и ты, малыш,

Подрастешь и полетишь (бережно покачивают ее пе­ред собой).

Посиди немножко в тепленьких ладошках.

Отдохнул? Теперь лети!

Доброго тебе пути! (подбрасывают соединенные руки вверх, будто птицу в небо).

Птичка ты моя, в небе ты летишь (двигаются по кругу, медленно взмахивая руками).

Принеси нам солнышко

В тепленькое гнездышко (останавливаются, собира­ют руки ковшиком перед собой — «гнездо»).

«Лягушка»

С веселой песней мы идем,

К лягушке в гости попадем (дети легкими высоки­ми подскоками свободно двигаются по кругу; повторить 2 раза. Останавливаются, поворачиваются лицом к цен­тру круга и приседают, расставив колени в стороны, руки между коленями опираются на пол).

Я лягушка: «Евак!».

Квакаю вот так: «Квак!» (хором).

Квакать мне не лень: «Ква!» (на последний слог под­прыгивают в приседе},

Прыгать целый день: «Ква!» (на последний слог под­прыгивают в приседе).

Вот поймаю мошку: «Ам!» (ртом хватают воздух справа или слева от себя).

Вот поймаю мошку: «Ам!» (хватают воздух с другой стороны, чуть подпрыгнув).

Вот поймаю мошку: «Ам!» (подпрыгивают высоко и возвращаются в глубокий присед).

Ква ! Наелась немножко! (оставаясь на корточках, гладят себя по животу с удовольствием).

Повторить от «Вот поймаю мошку!..» до «... наелась немножко» еще 1—2 раза.

                                                                                                        

«Журавль»

С веселой песней мы идем

И к журавлю мы попадем (дети легкими высокими под­скоками свободно двигаются по кругу; повторить 2 раза. Останавливаются, поворачиваются к центру круга).

Я журавль длинноногий (выразительно размахива­ют руками, как крыльями).

Я шагаю по дороге (медленно, высоко поднимая ноги, шагают на одном месте).

Топну правою ногой,

Постою часо-о-ок-друго-о-ой (остаются стоять на одной ноге, сохраняя равновесие с помощью рук — «крыльев»).

Топну левою ногой,

Постою часо-о-ок—друго-о-ой (то же на другой ноге; по­вторить еще раз с обеими ногами. Далее дети встают на обе ноги или остаются стоять на одной ноге, вытянутые вперед руки складывают вместе ладонь к ладони так, что­бы ладони лежали в горизонтальном направлении и могли раскрыться по направлению вверх-вниз — это «клюв»).

Длинный клюв свой раскрываю (широко разводят руки),

Лягушонка поджидаю.

Лягушонок прискакал.

AM ! Его я не поймал (резко сводят руки, будто захлопнулся клюв. Повторить еще 1—2 раза).

«Рыбки»

С веселой песней мы идем

И к рыбкам в гости попадем (легкими высокими подскоками дети свободно двигаются по кругу; повто­рить 2 раза. Затем дети садятся в кружок на колени).

Ручеек бежит, сверкает,

И карасик в нем играет (крутят ладонями перед собой над самым полом; повторить 2 раза. Далее не­обходимо раздать детям рыбок. Дети помладше берут рыбок ладошками с обеих сторон, дети постарше мо­гут сделать воображаемую рыбку, соединив две ладони симметрично).

 

Вверх поднимается, вниз опускается (сидя на коле­нях, поднимают соединенные руки вверх — «к поверх­ности воды» и опускают к полу — «на дно»).

Из воды булък ! выпрыгивает (при движении вверх поднимаются на «высокие колени», вниз — при­седают на колени; повторить 2-3 раза).

Под камушек прячется (зажимают картонную «рыб­ку» между коленями).

И пузырики пускает (складывают растопыренные пальцы так, будто хотят обхватить небольшой мяч — получается «пузырь»).

Булъ-булъ-булъ-булъ,пак ! (ритмично качающимся дви­жением поднимают руки вверх и на звук «пак» разнима­ют пальцы — «пузырик» лопается; повторить 3—4 раза).

С веселой песней мы идем,

К себе домой мы попадем (легко вприпрыжку возвра­щаются на стульчики).

«Лето»

Дети с педагогом встают по кругу, берутся за руки, быстро идут мелкими шагами, переходят на легкий бег.

Ножки, ножки, куда вы бежите?

Ножки, ножки, куда вы бежите?

На лужок пора бежать,

Тепло летечко встречать (останавливаются).

Надоело ножкам бежать,

Стали ножки скакать (скачут по кругу на правой ноге).

Скачу по дорожке

На одной ножке,

В старом лапоточке

По пенькам, по кочкам (прыжок увеличивается).

По холмам, по горам (то же самое на левой ноге. Оста­навливаются, плотно гладят руками ноги от ступней до колен).

До лужочка добежали,

Наши ноженьки устали

И присели отдохнуть (присаживаются на корточки).

Видят ребята

Висит сито, не руками свито (накладывают ладони одна на другую так, чтобы пальцы образовали «решето»).

Кто же его свил? (держат руки перед собой ла­донями вниз. Большие пальцы обеих рук соединяют крючком и одновременно шевелят остальными паль­цами; «ползут» руками по полу* затем поднимаются вверх).

А вот и хозяин. Не по рыбам,

А сети расставляет (плетя паутину, двигают рука­ми с шевелящимися пальцами вверх, вниз, по кругу, перед собой, параллельно полу, перпендикулярно ему).

Ветерок подул, паучка на паутинке унес (дуют на паучка, руки убирают от себя и плавно опускают).

До свидания, паучок! (встают, смотрят ему из-за руки вслед, высоко поднимают руку, машут).

Пчелки летают,

Медок собирают (поворачивают головой вправо-вле­во, на каждый поворот — слово).

Пчелочки малые (берутся за руки, идут в центр, встают тесно друг к другу, обнимают крепко сами себя за плечи).

Крылышки алые (показывают крылышки только ла­донями, прижав руки к туловищу).

Пчелки, гудите (издают звук «з-з-з»),

В поле летите (дети хаотично бегают по залу).

В поле летите,

Медок принесите (складывают ладошки ковшиком).

А это кто? (расходятся в широкий круг, смотрят на тыльную сторону правой руки).

Ванька-комарок ,

Далек ли вечерок? (отводят руку максимально далеко от себя).

Коли далеко (поднимают руку максимально вверх),

Так лети высоко! (подносят руку к себе).

Коли близко (опускают ее вниз),

 

Так лети низко! (то же самое с левой рукой. Затем прямые руки вытягивают в стороны, слегка покачивая ими сверху вниз).

А вот на ромашке стрекоза сидит

И на нас глядит (дети бегут по кругу).

Стрекоза-колечко (приседают на одно колено, «пока­чивая крыльями»),

Сядь на крылечко (то же самое с другой ногой).

За стрекозкой побежали (берутся за руки, делают большой круг)

И к болоту прибежали (садятся на корточки, руки держат перед собой, пальцы растопырены).

Бода-бода, балабода,

Живет жабка у болота.

Выпуча глаза сидит,

Громко-громко говорит:

«Квак-квак, квак-квак,

Я прыгаю вот так!» (прыгают, смотрят вверх).

Квакала, квакала, тучу наквакала (встают, «рису­ют» руками тучи).

Тучи, тучи (соединяются в одну кучу),

Набегайте в кучи (расходятся, руки держат ладоня­ми вниз, разводят в стороны),

Солнышко заволоките (руки соединяют вместе),

Дождем землю промочите (всплескивают руками).

Вокруг блеск (хлопают в ладоши, вытягивают руки),

Потом треск (поднимают и опускают руки),

Потом плеск (хлопают в ладоши то справа, то слева от себя).

Гром, гром,

Не бей в наш дом!

А бей в колоду,

В болотную воду:

Жабке напиться,

Блошке утопиться! (присаживаются на корточки, стучат пальцами об пол).

Крупно, дробно зачастило

И всю землю промочило (встают, прыгают на одном месте).

Дождик, дождик, посильней,

Загони во двор коней (шагают по кругу, высоко под­нимая колени).

Мои кони вороные,

У них гривы золотые (бегут галопом).

Они по полю бегут,

Радугу-дугу несут (останавливаются, одной рукой ри­суют дугу над головой; повторить то же движение дру­гой рукой).

Вышла радуга-дуга

На зеленые луга,

На овес, на чечевицу,

На гречиху, на пшеницу,

На ячмень и на лен,

На Иванов и Ален,

На сторонушку родную

И на речку голубую.

А в речке-то, посмотрите!

Не кузнец, а с клещами! (идут по кругу спиной впе­ред, с носка на пятку).

Тики-таки , тики-таки,

Бродят в нашей речке раки (останавливаются).

А на лопушке улитка! (кладут кулачки друг на друга, из нижнего кулачка выпускают два пальца — указательный и средний).

Улитка, улитка, высунь рога,

Дам тебе хлеба, кусок пирога (меняют кулачки ме­стами, повторяют, затем убирают пальцы).

Но улитка рожки спрятала, спать пошла.

Да и нам домой пора потихоньку (берутся за руки, идут по кругу).

Стемнело уже, летняя ночь наступает (останавли­ваются).

Слышите? Сверчок запел (приставляют сначала пра­вую руку к правому уху, тяжесть тела переносят на пра­вую ногу; повторяют, выполняя движения левой рукой и ногой).

Чики-чики , чики-чок,

Ночью песни пел сверчок (медленно идут по кругу).

Мы его искать пошли («ищут сверчка», освещая путь, сжимая ладони — это «лучики фонарика»). Мы его искать пошли, Зажигали фонари. Заглянули под кусток, Под пушистый лопушок, Где там спрятался сверчок? Мы его искать пошли И к себе домой пришли.

Желательно на первых порах разыгрывать лишь фрагмент игры и только после двух-трех занятий про­должать развитие сюжета, насыщая его новыми элемен­тами. На протяжении освоения игры можно вводить но­вые части, а уже освоенные или неактуальные оставить, можно дополнять игру более сложными вариациями жестов, вводить какие-то новые элементы. Большое до­стоинство таких игр в том, что они не являются чем-то статичным, неизменным. Возможно, педагог найдет или сочинит нечто свое, достойное занять место в уже суще­ствующей игре.

В таких играх ребенок реализует себя как творец яр­кой, насыщенной красками реальности. Таким образом, подражание в данном случае не только является копи­рованием, уподоблением, но и обретает особый смысл. С одной стороны, оно становится каналом для воссоеди­нения ребенка с самим собой (в переживании собственно­го двигательно-пространственного образа), а с другой — каналом для эмоционально-образного воссоединения с отображаемыми жизненными явлениями. Особенно это­му процессу способствует наличие определенной компо­зиции игры — завязка, развитие, кульминация и завер­шение. Такое своеобразие жестово-образных игр вместе с наблюдательностью, творческим подходом, актерским и педагогическим мастерством ведущего обеспечивает длительную концентрацию внимания, активное участие детей и значительный развивающий потенциал жесто­во-образных игр.

§ 5. Игры, направленные на сенсорное воспитание

Традиционной задачей дидактических игр для детей до­школьного возраста является сенсорное воспитание. Раз­витие сенсорики — чувственная основа для всех способно­стей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и пр.). Играя, ребенок учится различным приемам исследо­вания, помогающим различать и выделять качества пред­метов, сравнивать их. Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие, широко представлены в педагогиче­ской литературе6. Ниже приводятся лишь несколько игр, направленных на развитие слухового и осязательного ис­следования, а также на восприятие формы и величины.


Дата: 2019-12-09, просмотров: 403.