Актуальность темы. Проблема сознания при решении в философии имеет много аспектов и подходов. Для студента - медика эта проблема знакома из изучения вфизиологии, она им более близкая, потому что при ее решеннии современная философия опирается на достижения медико-биологического знания. Кроме того, решение этой проблемы в философии имеет мировоззренческое значение, что позволяет формировать научное мировосприятие. Эта тема предоставляет возможность познать не только особенности индивидуального сознания, но и установить его связь с общественным сознанием, найти роль и место медицины среди форм общественного сознания.
Цели:
общая:
уметь анализировать элементы индивидуального сознания и его взаимодействие с общественным сознанием, выделять медико-биологический и мировоззренческий аспект формирования и существования сознания.
Конкретные:
уметь
1. интерпретировать методологические и сущностные особенности проблемы сознания в философии и науке;
2. трактовать биологические принципы формирования сознания;
3. трактовать сознание согласно теории отражения;
4. интерпретировать структуру сознания;
5. анализировать соотношение индивидуального и общественного сознания, их формы и функции, место медицины в этой структуре.
1. Содержание обучения в соответствии с целями
Основные теоретические вопросы к теме
1. Проблема сознания в философии и науке (физиология, нейрофизиология, информатика, психология).
2. Обще-природные (биологические) предпосылки возникновения сознания. Фрейдизм о биологических основах сознания. Сознание и мозг.
3. Сознание как высшая форма отражения. Идеальная природа и социальная сущность сознания, условия возникновения и развития сознания. Сознание и язык.
4. Структура сознания : подсознательное, сознательное, безсознательное. Безсознательное в учении 3.Фрейда и К. Юнга. Самосознание.
5. Соотношение индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания. Функции сознания. Медицина в структуре общественного сознания.
Граф логической структуры.
Источники информации
1. Введение в философию: Учебник для вузов: в 2 ч. /Под общей ред. И.Т.Фролова. - М., 1990.Ч. 2. С. 288 -303.
2.Спиркин А.Г. Основы философии : Учебное пособие для вузов. - М., 1988.С. 131-153.
3.Философия: Учебник для высших учебных заведен. - Ростов - на – Д. 1999. С. 162-211.
Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения
Тест 1. Существуют разные точки зрения на существование сознания. В религиозном мировоззрении сознание - это:
A. искра величественного божественного ума;
B. взаимодействие естественных и божественных начал;
C. деятельность человеческой души;
D. космическое влияние на высокоразвитых существ;
E. возможность человека творить добро;
Тест 2. Сознание нуждается в определенных условиях для своего существования. Необходимым условием существования сознания является:
|
A. высшая нервная система;
B. возможность ощущения
|
C. реакция на внешние раздражители
D. быстрое реагирование на раздражители;
E. скоростной компьютер с программным обеспеченнием;
Тест 3. Сознание имеет предпосылки возникновения, природу и сущность. Сущность сознания - это:
А. социальная;
B. биологическая;
C. физическая;
D. физиологичная;
E. информационная.
Тест 4. Структура сознания имеет определенные компоненты. Структурными компонентами сознания являются сознательное, бессознательное и:
A.самосознание
B. социальное;
C. подсознательное;
D. ум;
E. коллективное безсознательное.
Тест 5. Формирование индивидуального сознания проходит под воздействием разных факторов. Что особенно влияет на формирование индивидуального сознания?
A. Общественное сознание;
B. Общественное производство;
C. Общественная система;
D. Общественные организации;
E. Общественная практика.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 258.