Министерство здравоохранения Украины
Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького
Кафедра философии и социально - гуманитарных дисциплин
Александровская В.Н., Огородник И.С.
ФИЛОСОФИЯ
методические указания к семинарским занятиям для студентов
І курса медицинских факультетов
Донецк - 2010
ББК 86. З я 73.
УДК Р36
Александровская В.Н., Огородник И.С.
Философия: методические указания к семинарским занятиям для студентов І курса медицинских факультетов. - Донецк: ДонНМУ, 2010. - с
Методические указания содержат материалы, необходимые для самостоятельной работы студетов, во время подготовки к семинарам по философии. Они включают: обоснования актуальности тем и целей семинарских занятий, теоретические вопросы к ним, перечень основной и дополнительной литературы, графы логических структур тем, комплекс обучающих заданий, определения новых понятий, а также характеристику методических форм проведения занятий.
Авторский коллектив:
Александровская В.Н. д.филос. н., доц.: модуль 1.Т. 10
Огородник И.С. к.филос. н., доц.: модуль 1. Т. 1-9, 11-13
Рецензенты: Ешина В.В., канд. филос. наук, доц., ДонНТУ
Бутева Л. В. канд. мед. наук, доц., инспектор УМК ДонНМУ
Утверждено на заседании совета УМК ДонНМУ 22.10.2009.
(протокол № 7)
© Александровська В. Н., Огородник І.С.
© ДонНМУ
Сжатые методические указания к работе на практическом занятии
Форма проведения занятия - двухчасовый семинар. Занятие проводится в соответствии с технологической картой. В начале занятия четко ставится проблемный вопрос относительно существования разных составляющих возникновения и дальнейшего развития философии.
Основой учебы является работа в соответствии с планом семинарского занятия. Докладчики делают сообщение по теоретическим вопросам, содокладчики -доповняють, уточняют, анализируют сообщение, оппоненты - задают дополнительные вопросы. После рассмотрения теоретического вопроса, делаются выводы. Преподаватель, анализируя выступления, коректирует и уточняет их, указывает на ошибки в ответах.
Для закрепления полученных знаний проводится итоговый тестовый контроль.
В конце занятия подводятся итоги.
Модуль 1. Философия религии. История и теория философии.
С одердательный модуль 1.Религия как объект философского познания.
Граф логической структуры
Источники информации
Основные:
1. Религиоведение // Учебно-методическое пособие (курс лекций) для студентов 2-го курса всех специальностей. Составители: Огородник И.С., Огородник В.И. -Донецк, 2000. С. 4-10.
3.Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. - М.: Центр, 2000. С. 27-61.
Дополнительные:
1. Атеистическийсловарь.-М.:1985.Статьи:"Вера религиозная","Религия", "Корни религии","Чувства религиозные","Сверхъестественное".
2. История и теория атеизма. - М.: 1982.-С.16-65.
3. Настольная книга атеиста // Анисимов С.Ф. С. 5-50
Краткие методические указания к работе на практическом занятии
Форма проведения занятия - двухчасовый семинар. Занятие проводится в соответствии с технологической картой. В начале занятия четко ставится проблемный вопрос относительно существования разных составляющих возникновения и дальнейшего развития философии.
Основой обучения является работа в соответствии с планом семинарского занятия. Докладчики делают сообщение по теоретическим вопросам, содокладчики - дополняют, уточняют, анализируют сообщение, оппоненты - задают дополнительные вопросы. По рассмотрении теоретического вопроса, делаются выводы. Преподаватель, анализируя выступления, корректирует и уточняет их, указывает на ошибки в ответах.
Для закрепления полученных знаний, проводится итоговый тестовый контроль.
В конце занятия подводятся итоги.
Содержание обучения в соответствии с целями
Основные теоретические вопросы к теме
1. Онтология: бытие мира, Бога, Абсолюта. Происхождение мира : представление национальных и мировых религий.
2. Антропология: религиозные представления происхождения человека. Несовершенство человеческого существа : грех, страдание, смерть. Теодицея и антроподицея.
3. Гносеология: религиозное познание. Религиозный и научный подход в познании. Богопознание. Неотомизм: гармония веры и разума, науки и религии.
4. Аксиология. Религиозная истина и ценности. Религиозная мораль о жизни и здоровье человека.
Граф логической структуры
Источники информации
Основные:
1. История и теория атеизма: Учеб. пособие. Ред.кол : М. Новиков и др. - М., 1987. С. 177-243
Дополнительные:
1. Настольная книга атеиста. Под ред. С.Д.Сказкина. Изд-во политической литературы, - Москва- 1974. С. 54 - 58.
2. Религиоведение. Хрестоматия. Автор-составитель П. И.Костюкович. ООО"Новое знание" - Минск - 2000. С. 93 - 138
3. С.И. Самыгин и др. Религиоведение: социология и психология религии. Р. на - Д. Феникс 1996. С. 257 - 294.
Конкретные:
уметь:
1.определить характерные и специфические черты и типы традиционных и нетрадиционных религий.
2.анализировать последствия влияния религий на здоровье человека.
3.определять ценностные ориентиры в духовной сфере.
4.определять методы лечения и реабилитационные мероприятия для жертв религий.
Содержание обучения в соответствии с целями
Основные теоретические вопросы к теме.
1. Мировоззренческие основы мировых религий : буддизм, христианство, ислам. Их характерные черты и медицинские предписання.
2. Сакральные тексты: медицинские аспекты.
3. Нетрадиционные религии и культы : типы и их характеристики.
4. Место религии в духовной сфере общества и человека. Религиозная и медицинская деятельности : сходство и отличие.
2. Граф логической структуры
3. Источники информации.
1. Лубський В.І. Релігієзнавство.- К., 1997. С. 202-229, 324-342, 394-399, 434-449.
2. История религии в Украине. Учебное пособие. За ред. А.М. Колодного.- К., 1999. С. 88-1-0, 339-416.
3. Кинскин П. Х. Библия как проповедник здорового образа жизни.// Здоровый образ жизни. Кишинев, 1991. С. 81-88.
4. Климович Л. И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии.- М., 1986.
Цели обучения
Общая:
уметь выделять и анализировать общечеловеческие ценности, с целью формирования гуманистического мировоззрения и добросовестного отношения к профессиональной деятельности.
Конкретные:
уметь
1) трактовать структурные элементы мировоззрения;
2) трактовать составные миропонимания;
3) анализировать специфические черты исторических типов мировоззрения;
4) анализировать общечеловеческие гуманистические ценности.
1.Содержание обучения в соответствии с целями
Основные теоретические вопросы к теме
1. Мировоззрение: генезис и структура (мироощущение, мировосприятие, миропонимание). Миропонимания - повседневное и теоретическое.
2. Исторические типы мировоззрения : мифологическое, религиозное, научное, философское, их социально-культурная обусловленность.
3. Круг философских проблем : проблема бытия, проблема познания, проблемы человека и общества. Плюрализм решений.
4.Функции философии : мировоззренческая, познавательная, ценностная (аксиология), праксеологическая, методологическая.
5. Система ценностей в философии и их роль в духовной культуре личности и общества.
2.Граф логической структуры
3. Источники информации :
1. Введение в философию: Учебник для вузов: в 2 ч. /Под общей ред. И.Т.Фролова. - М., 1990. Ч. 1. С. 21-88.
2. Основы философии : Учебно-методическое пособие для вузов /Под общей ред. Н.И. Гаврилова.-К.,1997. С. 6-13.
3. Философия: Учебник для высших учебных заведен. - Ростов - н - Д, 1996. С. 6-35.
4. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989. - Статьи: "Ми- фология" с. 377-378, "Мировоззрение" с. 375-376, "Философия" с. 726 - 727, "Религия" с. 576-577, "Мораль" с. 387-388, "Наука" с. 403-407, "Искусство" с. 222-223.
Цели обучения
Общая цель:
определять социальные факторы болезней и применять гуманистические и гуманитарные методы лечения.
Конкретные:
уметь
1.определять новаторские идеи философии XIX –ХХв.в.
2.анализировать значение позитивизма и прагматизма.
3.трактовать особенности аналитической философии, лингвистического и герменевтичного анализа, постпозитивизма.
4.интерпретировать идеи философии жизни и психологии Фрейда в связи с медициной.
5.анализировать экзистенциальные вопросы, связанные с жизнью личности;
6.трактовать проблемы религиозной философии.
Содержание обучения в соответствии с целями
Основные теоретические вопросы к теме
1. Новаторские идеи в философии А. Шопенгауера, С. Кьеркьегора. Феноменология Гуссерля.
2. Позитивизм: Конт, Спенсер, Мах. Неокантианство (Риккерт, Гельмгольц). Прагматизм США : Пирс, Джемс, Дьюи.
3. Аналитическая философия, лингвистический анализ: Витгенштейн, Рассел, Карнап. Постпозитивизм: Попер, Кун. Герменевтика: Гадамер.
4. Философия жизни : Ницше, Дильтей, Бергсон. Философия и психология : З.Фрейд.
5. Экзистенциализм: Камю, Марсель, Сартр, Хайдеггер, Ясперс.
6. Религиозная философия. Персонализм. Неотомизм. Тейярдизм.
Граф логической структуры
3. Источники информации
1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2ч.Ч. 1./ Под общ. Ред. И.Т.Фролова-м.1989.С. 293-310,314-344./
2. Філософія. Курс лекцій. Навч. пос. /І.В.Бичко и ін.- К. 1991.С. 151-178.
Содержание обучения в соответствии с целями
Основные теоретические вопросы к теме:
1. Этапы развития философской мысли в Украине. Древнекиевский период.
2. Философские достижения представителей Киево-Могилянской академии.
3. Философия Г.С. Сковороды : учение о бытии и морали.
4. Философские взгляды Кирило-Мефодиевськго братства.
5. Современная украинская философия.
Граф логической структуры
Источники информации
1. Філософія. Курс лекцій. Навч. пос./ І. В. Бичко и др. К. 1991. С. 197-225.
2. В.С.Горський. Історія українськой філософії. Учебное пособие. - 4-те вид., - К.: Наукова думка, 2001. С 5 - 28, 101 - 125, 126 - 155.
4. Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения
Тест 1. Исторические периоды имеют свои письменные памятники. Какой из исторических памятников принадлежат к Древнекиевскому периоду :
A. Велесова книга;
B. Повесть временних лет;
C. Алфавит духовен;
D. Златоуст;
E. Слово о законе и благодати
Тест 2. Украинская философия имеет определенные периоды. К представителям Возрождения принадлежит:
A. Станислав Ориховский;
B. Петр Могила;
C. Теофан Прокопиевич;
D. П. Д. Юркевич;
E. М. П. Драгоманов.
Тест 3. Одно из направлений в украинской философии есть кордоцентризм. Философию "сердца" разрабатывал:
A. И.Я. Франко;
B. Т.Г. Шевченко;
С. П. Д. Юркевич;
D. Юрий Дрогобич;
E. Петр Могила.
Тест 4. Он один из первых в 20в. обосновал новый взгляд на масштабы деятельности человека, согласно котрому человек более органично вписан в природу, а разум – один из факторов космической эволюции мира. Это-
А. – В.Вернадский
В. – П.Юркевич
С. – И.Фраеко
Д. – Г.Сковорода
Е. – Т.Шевченко
Тема 7 . Онтология
Актуальность темы. Изучение бытия приводит к тому, что выделяются структурные элементы : материальное и идеальное, что есть и самостоятельными и взаимозависимыми.
Важно выяснить уровни, виды и формы бытия на основе современных научных представлений, что даст возможность наиболее полно представить построение и систему организации живой и неживой природы, рассмотреть жизнь как становление новой формы упорядочивания материи, выяснить диалектическую взаимосвязь природы и общества и роль информационных процессов не только в мире, но и в живых системах.
Средство и формы бытия - движение, пространство и время являются условиями познания мира в культурно-практическом освоении мира. Они играют важную роль в отделении вещей друг от друга, в конкретизации универсальных связей вещей и явлений в мире. Пространство и время - универсальные формы организации всего разнообразия мира. Для студентов-медиков данная тема дает возможность осознать особенности организации пространства и времени в живых системах, проблему биологического времени ("биологических времен") и биологического пространства, социальное пространство и время и их гуманистическое измерение.
Цели обучения:
Общая:
- трактовать взаимосвязь, единство и противоречие между материальным и идеальным, биологическим и социальным, для определения студентами-медиками построения и организации живой природы, информационных процессов и жизни как особенного упорядочивания материи.
- анализировать особенности движения, виды пространства и времени; особенности организации пространства и времени в живых системах и их гуманистическое измерение.
Конкретные:
уметь
1)анализировать содержание категории "бытия";
2)трактовать уровни, виды и формы бытия;
3)анализировать материальное и идеальное;
4)интерпретировать специфические черты жизни как особенной формы материи;
5)трактовать информационные процессы в видах бытия.
6) анализировать движение как средство бытия, его формы и виды;
7)трактовать пространство и время как универсальные формы бытия;
8) определять особенности видов пространства и времени вообще и в живых системах;
9)трактовать гуманистическое содержание пространства и времени.
Содержание обучения в соответствии с целями
Основные теоретические вопросы к теме
1. Категория "бытия" в философии: возникновение и содержание. Понятие "субстанции".
2. Уровни, виды, формы бытия, их характеристика.
3. Материя как философская категория : объем и содержание.
4. Природа идеального. Идеальное как философская категория. Информация.
5. Жизнь как становление новой формы упорядочивания материи
6. Информационные процессы в живых системах. Самоорганизация живых систем. Биологическое и социальное: взаимосвязь, единство и противоречие.
7. Движение - средство бытия. Формы и виды движения.
8. Пространство и время как универсальные и общие формы бытия. Особенности пространства и времени : классические и современные представления.
9. Виды пространства и времени : физическое, биологическое, социальное. Их особенности. Особенности организации в живых системах.
Гуманистическое содержание пространства и времени, культурно-практическое значение.
Граф логической структуры
Цели обучения
Общая:
уметь выделять и анализировать этапы возникновения и развития человека, подкрепляя философский анализ данными медицинских наук.
конкретные:
уметь
1. интерпретировать религиозные и научные концепции происхождения человека;
2. трактовать природу и сущность человека;
3. анализировать категории - индивид, индивидуальность, личность;
4. определять смысл человеческой жизни в социокультурном измерении.
1. Содержание обучения в соответствии с целями
Основные теоретические вопросы к теме.
1. Религиозная и научная концепции происхождения человека.
2. Проблема человека в истории философии. Антропоцентризм и антропо- логический принцип в философии.
3. Категории - индивид, индивидуальность, личность. Культурно- исторические типы личности в биологическом смысле (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм)
4. Смысл человеческой жизни, его историческое и социокультурное содержание.
Граф логической структуры.
Цели обучения
Общая:
уметь анализировать разнообразие общественных процессов и явлений, проблемы медицинской системы в контексте существующих концепций общественного раз-вития.
Конкретные:
уметь
1. трактовать античную стадию развития общества, и соответствующие ей проблемы связаные со здоровьем;
2. интерпретировать географический детерминизм, и договорные теории общественного познания;
3. анализировать утопические теории общественного развития;
4. трактовать формационную теорию общества и теории локальных цивилизаций;
5. выделить особенности современных концепций и теорий общественного развития.
1. Содержание обучения в соответствии с целями
Основные теоретические вопросы к теме:
1. Единство и разнообразие мировой истории. Естественные предпосылки и социальные формы проявления. Многовариантность общественного развития.
2. Античные авторы о стадиях (этапах) развития общества -
"Серебряная" и "Железная". Проблема здоровья в эти периоды.
3. Географический детерминизм и договорная теория общества.
4. Утопические теории общественного переустройства.
5. Формационная теория К. Маркса. Теории локальных цивилизаций.
6. Современные концепции и теории общественного развития и их особенности.
7. Развитие общественного процесса и его влияние на человечество, в частности на медицинскую систему.
Граф логической структуры
3.Источники информации :
1. Введение в философию: Учебник для вузов в 2-х ч. / Под общей редакцией И.Т.Фролова. - Г., 1990. Ч. II. С. 416-478.
2. А.Г.Спиркин. Основы философии. - М., 1988 . С. 326-356.
3. Философский энциклопедический словарь. - Г., 1989 . - статьи: "Общество" С. 436, "Общность" С. 437, "Государство" С. 131-133, "Народ" С. 386, "Нация" С. 405-406.
Содержание обучения в соответствии с целями
Основные теоретические вопросы к теме.
1. Противоречие всемирно-исторического процесса, как природа, сущность и признаки глобальных проблем.
2. Взаимообусловленный комплекс реальных противоречий современности. Типология глобальных проблем.
3. Глобализация мировых социальных процессов и глобальные проблемы человечества.
4. Современные теории решения глобальных проблем. Общественные теории модернизации. Футуристические концепции.
5. Комплексное исследование и решение глобальных проблем на основе приоритета общечеловеческих ценностей. Философия - мировоззренческая основа изучения, решения и прогноза глобальных проблем. Гуманистическое содержание прогнозирования и направлений развития
Граф логической структуры
|
1. Введение в философию: Учебник для вузов: в 2 ч. /Под общей ред. И.Т.Фролова. - М., 1990. Ч. 2. С. 599 - 609.
2. А.Г.Спиркин. Основы философии : Учебное пособие для вузов. - М., 1988. С. 579 - 586.
3. Философия: Учебник для высших учебных заведен. - Ростов - на - Д., 1999. С. 541-570.
Источники информации:
1. Введение в философию: Учебник для вузов: в 2 ч. /Под общей ред. И.Т.Фролова. - М., 1990. Ч. 2. С. 318 - 356.
2. А.Г.Спиркин. Основы философии : Учебное пособие для вузов. - М.
1988. С. 256-281.
3. Философия: Учебник для высших учебных заведен. - Ростов - на - Д., 1999. С. 419-438, 446 - 451.
Цели
Общая цель:
синтезировать основы диалектики с медицинскими знаниями для выбора оптимального метода и средств профилактики или лечения, за болезнью видеть пациента, включенного в социальную систему.
Конкретные:
уметь
1) трактовать принципы, разновидности и альтернативные методы диалектики;
2) интерпретировать законы диалектики и их реализацию в медицине;
3) анализировать категории диалектики в процессе познания и во врачебной деятельности;
4) обобщать гуманистическое содержание диалектики.
1. Содержание обучения в соответствии с целями
Основные теоретические вопросы к теме.
1. Диалектика как наука об общих законах развития. Принципы диалектики. Разновидности диалектики и альтернативные методы мышления.
2. Законы диалектики. Противоречие, качество, количество, мера. Реализация законов диалектики в медицине и биологии. Понятие закона в гносеологии.
3. Категории диалектики и их характеристика. Диалектические категории во врачебной деятельности. Понятие нормы и патологии в медицине.
4. Гуманистическое содержание диалектики.
Граф логической структуры
3.Источники информации:
1. Введеннение в философию: Учебник для вузов: в 2 ч. /Под общей Ред. И.Т.Фролова.-м., 1990. Ч. 2. С. 95-184.
2. Основы философии : Учебно-методическое пособие для вузов /Под общей ред. Н.И. Гаврилова.-К.,1997. С. 46-62
Министерство здравоохранения Украины
Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького
Кафедра философии и социально - гуманитарных дисциплин
Александровская В.Н., Огородник И.С.
ФИЛОСОФИЯ
методические указания к семинарским занятиям для студентов
І курса медицинских факультетов
Донецк - 2010
ББК 86. З я 73.
УДК Р36
Александровская В.Н., Огородник И.С.
Философия: методические указания к семинарским занятиям для студентов І курса медицинских факультетов. - Донецк: ДонНМУ, 2010. - с
Методические указания содержат материалы, необходимые для самостоятельной работы студетов, во время подготовки к семинарам по философии. Они включают: обоснования актуальности тем и целей семинарских занятий, теоретические вопросы к ним, перечень основной и дополнительной литературы, графы логических структур тем, комплекс обучающих заданий, определения новых понятий, а также характеристику методических форм проведения занятий.
Авторский коллектив:
Александровская В.Н. д.филос. н., доц.: модуль 1.Т. 10
Огородник И.С. к.филос. н., доц.: модуль 1. Т. 1-9, 11-13
Рецензенты: Ешина В.В., канд. филос. наук, доц., ДонНТУ
Бутева Л. В. канд. мед. наук, доц., инспектор УМК ДонНМУ
Утверждено на заседании совета УМК ДонНМУ 22.10.2009.
(протокол № 7)
© Александровська В. Н., Огородник І.С.
© ДонНМУ
Дата: 2019-12-22, просмотров: 303.