Александровская В.Н., Огородник И.С.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Министерство здравоохранения Украины

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Кафедра философии и социально - гуманитарных дисциплин

Александровская В.Н., Огородник И.С.

 

ФИЛОСОФИЯ

 

 

методические указания к семинарским занятиям для студентов

І курса медицинских факультетов

 

Донецк - 2010

 

ББК 86. З я 73.

УДК Р36

Александровская В.Н., Огородник И.С.

Философия: методические указания к семинарским занятиям для студентов І курса медицинских факультетов. - Донецк: ДонНМУ, 2010. - с

Методические указания содержат материалы, необходимые для самостоятельной работы студетов, во время подготовки к семинарам по философии. Они включают: обоснования актуальности тем и целей семинарских занятий, теоретические вопросы к ним, перечень основной и дополнительной литературы, графы логических структур тем, комплекс обучающих заданий, определения новых понятий, а также характеристику методических форм проведения занятий.

Авторский коллектив:

Александровская В.Н. д.филос. н., доц.: модуль 1.Т. 10

Огородник И.С. к.филос. н., доц.: модуль 1. Т. 1-9, 11-13

 

 

Рецензенты: Ешина В.В., канд. филос. наук, доц., ДонНТУ

                   Бутева Л. В. канд. мед. наук, доц., инспектор УМК   ДонНМУ

Утверждено на заседании совета УМК ДонНМУ 22.10.2009.

                               (протокол № 7)

  

 

© Александровська В. Н., Огородник І.С.

                                                              © ДонНМУ

 

        

 

               

  

Сжатые методические указания к работе на практическом занятии

Форма проведения занятия - двухчасовый семинар. Занятие проводится в соответствии с технологической картой. В начале занятия четко ставится проблемный вопрос относительно существования разных составляющих возникновения и дальнейшего развития философии.

Основой учебы является работа в соответствии с планом семинарского занятия. Докладчики делают сообщение по теоретическим вопросам, содокладчики -доповняють, уточняют, анализируют сообщение, оппоненты - задают дополнительные вопросы. После рассмотрения теоретического вопроса, делаются выводы. Преподаватель, анализируя выступления, коректирует и уточняет их, указывает на ошибки в ответах.

Для закрепления полученных знаний проводится итоговый тестовый контроль.

В конце занятия подводятся итоги.

 

 

Модуль 1. Философия религии. История и теория философии.

 

С одердательный модуль 1.Религия как объект философского познания.

 

Граф логической структуры

Источники информации

Основные:

 

1. Религиоведение // Учебно-методическое пособие (курс лекций) для студентов 2-го курса всех специальностей. Составители: Огородник И.С., Огородник В.И. -Донецк, 2000. С. 4-10.

3.Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. - М.: Центр, 2000. С. 27-61.

Дополнительные:

 

1. Атеистическийсловарь.-М.:1985.Статьи:"Вера религиозная","Религия", "Корни религии","Чувства религиозные","Сверхъестественное".

2. История и теория атеизма. - М.: 1982.-С.16-65.

3. Настольная книга атеиста // Анисимов С.Ф. С. 5-50

 

Краткие методические указания к работе на практическом занятии

Форма проведения занятия - двухчасовый семинар. Занятие проводится в соответствии с технологической картой. В начале занятия четко ставится проблемный вопрос относительно существования разных составляющих возникновения и дальнейшего развития философии.

Основой обучения является работа в соответствии с планом семинарского занятия. Докладчики делают сообщение по теоретическим вопросам, содокладчики - дополняют, уточняют, анализируют сообщение, оппоненты - задают дополнительные вопросы. По рассмотрении теоретического вопроса, делаются выводы. Преподаватель, анализируя выступления, корректирует и уточняет их, указывает на ошибки в ответах.

Для закрепления полученных знаний, проводится итоговый тестовый контроль.

В конце занятия подводятся итоги.

  

Содержание обучения в соответствии с целями

Основные теоретические вопросы к теме

1. Онтология: бытие мира, Бога, Абсолюта. Происхождение мира : представление национальных и мировых религий.

2. Антропология: религиозные представления происхождения человека. Несовершенство человеческого существа : грех, страдание, смерть. Теодицея и антроподицея.

3. Гносеология: религиозное познание. Религиозный и научный подход в познании. Богопознание. Неотомизм: гармония веры и разума, науки и религии.

4. Аксиология. Религиозная истина и ценности. Религиозная мораль о жизни и здоровье человека.

Граф логической структуры

 

Источники информации

Основные:

1. История и теория атеизма: Учеб. пособие. Ред.кол : М. Новиков и др. - М., 1987. С. 177-243

Дополнительные:

1. Настольная книга атеиста. Под ред. С.Д.Сказкина. Изд-во политической литературы, - Москва- 1974. С. 54 - 58.

2. Религиоведение. Хрестоматия. Автор-составитель П. И.Костюкович. ООО"Новое знание" - Минск - 2000. С. 93 - 138

3. С.И. Самыгин и др. Религиоведение: социология и психология религии. Р. на - Д. Феникс 1996. С. 257 - 294.

Конкретные:

уметь:

1.определить характерные и специфические черты и типы традиционных и нетрадиционных религий.

2.анализировать последствия влияния религий на здоровье человека.

3.определять ценностные ориентиры в духовной сфере.

4.определять методы лечения и реабилитационные мероприятия для жертв религий.

 

 

Содержание обучения в соответствии с целями

                  Основные теоретические вопросы к теме.

1. Мировоззренческие основы мировых религий : буддизм, христианство, ислам. Их характерные черты и медицинские предписання.

2. Сакральные тексты: медицинские аспекты.

3. Нетрадиционные религии и культы : типы и их характеристики.

4. Место религии в духовной сфере общества и человека. Религиозная и медицинская деятельности : сходство и отличие.

 2. Граф логической структуры

3. Источники информации.

1. Лубський В.І. Релігієзнавство.- К., 1997. С. 202-229, 324-342, 394-399, 434-449.

2. История религии в Украине. Учебное пособие. За ред. А.М. Колодного.- К., 1999. С. 88-1-0, 339-416.

3. Кинскин П. Х. Библия как проповедник здорового образа жизни.// Здоровый образ жизни. Кишинев, 1991. С. 81-88.

4. Климович Л. И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии.- М., 1986.

 

 

Цели обучения

Общая:

уметь выделять и анализировать общечеловеческие ценности, с целью формирования гуманистического мировоззрения и добросовестного отношения к профессиональной деятельности.

Конкретные:

уметь

1) трактовать структурные элементы мировоззрения;

2) трактовать составные миропонимания;

3) анализировать специфические черты исторических типов мировоззрения;

4) анализировать общечеловеческие гуманистические ценности.

 

        1.Содержание обучения в соответствии с целями

              Основные теоретические вопросы к теме

 

1. Мировоззрение: генезис и структура (мироощущение, мировосприятие, миропонимание). Миропонимания - повседневное и теоретическое.

2. Исторические типы мировоззрения : мифологическое, религиозное, научное, философское, их социально-культурная обусловленность.        

3. Круг философских проблем : проблема бытия, проблема познания, проблемы человека и общества. Плюрализм решений.

 

4.Функции философии : мировоззренческая, познавательная, ценностная (аксиология), праксеологическая, методологическая.

 

5. Система ценностей в философии и их роль в духовной культуре личности и общества.

2.Граф логической структуры              

 

  3. Источники информации :

1. Введение в философию: Учебник для вузов: в 2 ч. /Под общей ред. И.Т.Фролова. - М., 1990. Ч. 1. С. 21-88.

2. Основы философии : Учебно-методическое пособие для вузов /Под общей ред. Н.И. Гаврилова.-К.,1997. С. 6-13. 

3. Философия: Учебник для высших учебных заведен. - Ростов - н - Д,   1996. С. 6-35. 

4. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989. - Статьи: "Ми- фология" с. 377-378, "Мировоззрение" с. 375-376, "Философия" с. 726 -   727, "Религия" с. 576-577, "Мораль" с. 387-388, "Наука" с. 403-407,  "Искусство" с. 222-223.

 

Цели обучения

Общая цель:

определять социальные факторы болезней и применять гуманистические и гуманитарные методы лечения.

Конкретные:

 уметь

1.определять новаторские идеи философии XIX –ХХв.в.

2.анализировать значение позитивизма и прагматизма.

3.трактовать особенности аналитической философии, лингвистического и герменевтичного анализа, постпозитивизма.

4.интерпретировать идеи философии жизни и психологии Фрейда в связи с медициной.

5.анализировать экзистенциальные вопросы, связанные с жизнью личности;

6.трактовать проблемы религиозной философии.

Содержание обучения в соответствии с целями

          Основные теоретические вопросы к теме

1. Новаторские идеи в философии А. Шопенгауера, С. Кьеркьегора. Феноменология Гуссерля.

2. Позитивизм: Конт, Спенсер, Мах. Неокантианство (Риккерт, Гельмгольц). Прагматизм США : Пирс, Джемс, Дьюи.

3. Аналитическая философия, лингвистический анализ: Витгенштейн, Рассел, Карнап. Постпозитивизм: Попер, Кун. Герменевтика: Гадамер.

4. Философия жизни : Ницше, Дильтей, Бергсон. Философия и психология : З.Фрейд.

5. Экзистенциализм: Камю, Марсель, Сартр, Хайдеггер, Ясперс.

6. Религиозная философия. Персонализм. Неотомизм. Тейярдизм.

 

Граф логической структуры

3. Источники информации

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2ч.Ч. 1./ Под общ. Ред. И.Т.Фролова-м.1989.С. 293-310,314-344./

2. Філософія. Курс лекцій. Навч. пос. /І.В.Бичко и ін.- К. 1991.С. 151-178.

Содержание обучения в соответствии с целями

Основные теоретические вопросы к теме:

 

1. Этапы развития философской мысли в Украине. Древнекиевский период.

2. Философские достижения представителей Киево-Могилянской академии.

3. Философия Г.С. Сковороды : учение о бытии и морали.

4. Философские взгляды Кирило-Мефодиевськго братства.

5. Современная украинская философия.

Граф логической структуры

 

Источники информации

1. Філософія. Курс лекцій. Навч. пос./ І. В. Бичко и др. К. 1991. С. 197-225.

2. В.С.Горський. Історія українськой філософії. Учебное пособие. - 4-те вид., - К.: Наукова думка, 2001. С 5 - 28, 101 - 125, 126 - 155.

          

4. Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения

Тест 1. Исторические периоды имеют свои письменные памятники. Какой из исторических памятников принадлежат к Древнекиевскому периоду :

A. Велесова книга;

B. Повесть временних лет;

 C. Алфавит духовен;

D. Златоуст;

E. Слово о законе и благодати

Тест 2. Украинская философия имеет определенные периоды. К представителям Возрождения принадлежит:

A. Станислав Ориховский;

B. Петр Могила;

C. Теофан Прокопиевич;

 D. П. Д. Юркевич;  

E. М. П. Драгоманов.

Тест 3. Одно из направлений в украинской философии есть кордоцентризм. Философию "сердца" разрабатывал:

A. И.Я. Франко;

B. Т.Г. Шевченко;

С. П. Д. Юркевич;

D. Юрий Дрогобич;

E. Петр Могила.

Тест 4. Он один из первых в 20в. обосновал новый взгляд на масштабы деятельности человека, согласно котрому человек более органично вписан в природу, а разум – один из факторов космической эволюции мира. Это-

А. – В.Вернадский

В. – П.Юркевич

С. – И.Фраеко

Д. – Г.Сковорода

Е. – Т.Шевченко

Тема 7 . Онтология

Актуальность темы. Изучение бытия приводит к тому, что выделяются структурные элементы : материальное и идеальное, что есть и самостоятельными и взаимозависимыми.

      Важно выяснить уровни, виды и формы бытия на основе современных научных представлений, что даст возможность наиболее полно представить построение и систему организации живой и неживой природы, рассмотреть жизнь как становление новой формы упорядочивания материи, выяснить диалектическую взаимосвязь природы и общества и роль информационных процессов не только в мире, но и в живых системах.

                 Средство и формы бытия - движение, пространство и время являются условиями познания мира в культурно-практическом освоении мира. Они играют важную роль в отделении вещей друг от друга, в конкретизации универсальных связей вещей и явлений в мире. Пространство и время - универсальные формы организации всего разнообразия мира. Для студентов-медиков данная тема дает возможность осознать особенности организации пространства и времени в живых системах, проблему биологического времени ("биологических времен") и биологического пространства, социальное пространство и время и их гуманистическое измерение.

 

Цели обучения:

Общая:

 

- трактовать взаимосвязь, единство и противоречие между материальным и идеальным, биологическим и социальным, для определения студентами-медиками построения и организации живой природы, информационных процессов и жизни как особенного упорядочивания материи.

 - анализировать особенности движения, виды пространства и времени; особенности организации пространства и времени в живых системах и их гуманистическое измерение.

 

Конкретные:               

 уметь

1)анализировать содержание категории "бытия";

2)трактовать уровни, виды и формы бытия;

3)анализировать материальное и идеальное;

4)интерпретировать специфические черты жизни как особенной формы материи;

5)трактовать информационные процессы в видах бытия.

6) анализировать движение как средство бытия, его формы и виды;

7)трактовать пространство и время как универсальные формы бытия;

8)  определять особенности видов пространства и времени вообще и в живых системах;

9)трактовать гуманистическое содержание пространства и времени.

Содержание обучения в соответствии с целями

  Основные теоретические вопросы к теме

1. Категория "бытия" в философии: возникновение и содержание. Понятие "субстанции".

2. Уровни, виды, формы бытия, их характеристика.

3. Материя как философская категория : объем и содержание.

4. Природа идеального. Идеальное как философская категория. Информация.

5. Жизнь как становление новой формы упорядочивания материи

6. Информационные процессы в живых системах. Самоорганизация живых систем. Биологическое и социальное: взаимосвязь, единство и противоречие.

7.  Движение - средство бытия. Формы и виды движения.

8. Пространство и время как универсальные и общие формы бытия. Особенности пространства и времени : классические и современные представления.

9.   Виды пространства и времени : физическое, биологическое, социальное. Их особенности. Особенности организации в живых системах.       

 Гуманистическое содержание пространства и времени, культурно-практическое значение.

Граф логической структуры

Цели обучения

Общая:

уметь выделять и анализировать этапы возникновения и развития человека, подкрепляя философский анализ данными медицинских наук.

конкретные:

уметь

1. интерпретировать религиозные и научные концепции происхождения человека;

2. трактовать природу и сущность человека;

3. анализировать категории - индивид, индивидуальность, личность;

4. определять смысл человеческой жизни в социокультурном измерении.

1. Содержание обучения в соответствии с целями

Основные теоретические вопросы к теме.

1. Религиозная и научная концепции происхождения человека.

2. Проблема человека в истории философии. Антропоцентризм и антропо- логический принцип в философии.

3. Категории - индивид, индивидуальность, личность. Культурно- исторические типы личности в биологическом смысле (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм)

4. Смысл человеческой жизни, его историческое и социокультурное содержание.

Граф логической структуры.

Цели обучения

Общая:

уметь анализировать разнообразие общественных процессов и явлений, проблемы медицинской системы в контексте существующих концепций общественного раз-вития.

Конкретные:

уметь

1. трактовать античную стадию развития общества, и соответствующие ей проблемы связаные  со здоровьем;

2. интерпретировать географический детерминизм, и договорные теории общественного познания;

3. анализировать утопические теории общественного развития;

4. трактовать формационную теорию общества и теории локальных цивилизаций;

5. выделить особенности современных концепций и теорий общественного развития.

                  1. Содержание обучения в соответствии с целями

                  Основные теоретические вопросы к теме:

1. Единство и разнообразие мировой истории. Естественные предпосылки и социальные формы проявления. Многовариантность общественного развития.      

2. Античные авторы о стадиях (этапах) развития общества -

"Серебряная" и "Железная". Проблема здоровья в эти периоды.

3. Географический детерминизм и договорная теория общества.

4. Утопические теории общественного переустройства.

5. Формационная теория К. Маркса. Теории локальных цивилизаций.

6. Современные концепции и теории общественного развития и их особенности.

 

7. Развитие общественного процесса и его влияние на человечество, в частности на  медицинскую систему.

Граф логической структуры

3.Источники информации :

1. Введение в философию: Учебник для вузов в 2-х ч. / Под общей редакцией И.Т.Фролова. - Г., 1990. Ч. II. С. 416-478.

2. А.Г.Спиркин. Основы философии. - М., 1988 . С. 326-356.

3. Философский энциклопедический словарь. - Г., 1989 . - статьи: "Общество" С. 436, "Общность" С. 437, "Государство" С. 131-133, "Народ" С. 386, "Нация" С. 405-406.

Содержание обучения в соответствии с целями

Основные теоретические вопросы к теме.

1. Противоречие всемирно-исторического процесса, как природа, сущность и признаки глобальных проблем.

2. Взаимообусловленный комплекс реальных противоречий современности. Типология глобальных проблем.

3. Глобализация мировых социальных процессов и глобальные проблемы человечества.

4. Современные теории решения глобальных проблем. Общественные теории модернизации. Футуристические концепции.

5. Комплексное исследование и решение глобальных проблем на основе приоритета общечеловеческих ценностей. Философия - мировоззренческая основа изучения, решения и прогноза глобальных проблем. Гуманистическое содержание прогнозирования и направлений развития

Граф логической структуры

ресурси, енергия  
3. Источники информации :

1. Введение в философию: Учебник для вузов: в 2 ч. /Под общей ред. И.Т.Фролова. - М., 1990. Ч. 2. С. 599 - 609.

2. А.Г.Спиркин. Основы философии : Учебное пособие для вузов. - М., 1988. С. 579 - 586.

 

3. Философия: Учебник для высших учебных заведен. - Ростов - на - Д., 1999. С. 541-570.

Источники информации:

1. Введение в философию: Учебник для вузов: в 2 ч. /Под общей ред.  И.Т.Фролова. - М., 1990. Ч. 2. С. 318 - 356.

2. А.Г.Спиркин. Основы философии : Учебное пособие для вузов. - М.

1988. С. 256-281.

3. Философия: Учебник для высших учебных заведен. - Ростов - на - Д., 1999. С. 419-438, 446 - 451.

 

Цели

Общая цель:

синтезировать основы диалектики с медицинскими знаниями для выбора оптимального метода и средств профилактики или лечения, за болезнью видеть пациента, включенного в социальную систему.

Конкретные:

уметь

1) трактовать принципы, разновидности и альтернативные методы диалектики;

2) интерпретировать законы диалектики и их реализацию в медицине;

3) анализировать категории диалектики в процессе познания и во врачебной деятельности;

4) обобщать гуманистическое содержание диалектики.

          1. Содержание обучения в соответствии с целями

           Основные теоретические вопросы к теме.

1. Диалектика как наука об общих законах развития. Принципы диалектики. Разновидности диалектики и альтернативные методы мышления.

2. Законы диалектики. Противоречие, качество, количество, мера. Реализация законов диалектики в медицине и биологии. Понятие закона в гносеологии.

3. Категории диалектики и их характеристика. Диалектические категории во врачебной деятельности. Понятие нормы и патологии в медицине.

4. Гуманистическое содержание диалектики.

Граф логической структуры

 

3.Источники информации:

1. Введеннение в философию: Учебник для вузов: в 2 ч. /Под общей Ред. И.Т.Фролова.-м., 1990. Ч. 2. С. 95-184.

2. Основы философии : Учебно-методическое пособие для вузов /Под общей ред. Н.И. Гаврилова.-К.,1997. С. 46-62

 

Министерство здравоохранения Украины

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Кафедра философии и социально - гуманитарных дисциплин

Александровская В.Н., Огородник И.С.

 

ФИЛОСОФИЯ

 

 

методические указания к семинарским занятиям для студентов

І курса медицинских факультетов

 

Донецк - 2010

 

ББК 86. З я 73.

УДК Р36

Александровская В.Н., Огородник И.С.

Философия: методические указания к семинарским занятиям для студентов І курса медицинских факультетов. - Донецк: ДонНМУ, 2010. - с

Методические указания содержат материалы, необходимые для самостоятельной работы студетов, во время подготовки к семинарам по философии. Они включают: обоснования актуальности тем и целей семинарских занятий, теоретические вопросы к ним, перечень основной и дополнительной литературы, графы логических структур тем, комплекс обучающих заданий, определения новых понятий, а также характеристику методических форм проведения занятий.

Авторский коллектив:

Александровская В.Н. д.филос. н., доц.: модуль 1.Т. 10

Огородник И.С. к.филос. н., доц.: модуль 1. Т. 1-9, 11-13

 

 

Рецензенты: Ешина В.В., канд. филос. наук, доц., ДонНТУ

                   Бутева Л. В. канд. мед. наук, доц., инспектор УМК   ДонНМУ

Утверждено на заседании совета УМК ДонНМУ 22.10.2009.

                               (протокол № 7)

  

 

© Александровська В. Н., Огородник І.С.

                                                              © ДонНМУ

 

        

 

               

  

Дата: 2019-12-22, просмотров: 303.