Система антропологических взглядов К.Д.Ушинского
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как целостное, глубоко рефлектированное направление философии образования русская педагогическая антрополо­гия стала формироваться в пореформенный период, хотя этот процесс несомненно был подготовлен широким обществен­ным движением и оживлением народной мысли накануне реформ 60-х годов XIX в.

В своем «Опыте» К.Д. Ушинский дал целостную концеп­цию психолого-педагогической антропологии, разработан­ную в соответствии с достигнутым уровнем человековедения и философии. Знание это может быть обеспечено только интеграцией антропологических наук: анатомии, физиологии и патологии человека, психо­логии, логики, филологии, географии, статистики, полит­экономии, истории в широком смысле слова, искусства, вос­питания «в тесном смысле» слова. Теоретико-методологические основания психолого-педаго­гической антропологии гораздо шире и глубже.

    К.Д. Ушинский избегает четкого опре­деления педагогической цели, полагая, что в России еще не сформировалась среда, в которой бы свободно, глубоко и широко, на основании науки формировались педагогические убеждения в их теснейшей связи с философскими. До того времени, как это произойдет, российское общественное об­разование будет лишено прочного основания.

Однако, помимо цели, в процессе воспитания важную роль играют средства, в создании которых важное значение принадлежит науке.

Для педагогики науками, из которых она черпает знание средств, необходимых для достижения ее целей, являются все те науки, где «изучается телесная или душевная приро­да человека, и изучается при том не в мечтательных, но в действительных явлениях». Данные науки К.Д. Ушинский определяет как антропологические.

К.Д. Ушинский ставил задачи и решал их средствами науки своего времени. Во-первых, он основательно разработал то, что сейчас и называется деятельностным подходом в психологии. При этом деятельность он рассматривал как субстанциальное человеческое качество, а стремление к деятельности и ее позитивным изменениям как главную психологическую характеристику человека.

Главными понятиями педагогической антропологии для него выступали: воспитание, организм, развитие. Соответ­ственно этому определить его подход можно как организменный и диалектический, что подтверждается и ссылками на философские положения, которые он кладет в основу своей концепции. Говоря о рефлексах, физиология заимствует это понятие из психологии, из самонаблюдения, тогда как соб­ственно физиологический метод есть наблюдение.

К числу особо важных вопросов К.Д. Ушинский относит вопрос о наследственности привычек и развитии инстинк­тов. При этом, ссылаясь на Льюиса и Дарвина, он выдвигает довольно спорное положение о возможности наследования укоренившихся навыков и привычек. Более того, он выдви­гает предположение, что, возможно, все инстинкты объяс­няются наследственностью привычек, и полагает, что тот факт, что привычка, укоренившись в наследственную осо­бенность, сливается с природным инстинктом, после Дарви­на можно считать доказанным. Инстинкты с течением вре­мени могут видоизменяться, но и только.

Важным методологическим компонентом педагогико-антропологической концепции является использование К.Д. Ушинским того, что в настоящее время называют си­стемным подходом в исследовании человека.

Подобные трактовки К.Д. Ушинским содержания сужде­ний и умозаключений несомненно отличаются глубиной и оригинальностью. Но главное в человеческом рассудке - по­стижение предметов и явлений, причин и законов.

61.Условия успешного проф.самоопределения. Этапы профес-ции.

Самоопр-е д-ти – это процесс и рез-т сознат.выбора чел-ом собст.позиции, целей и средств самоосуществления в конкр.обстоятельствах жизни.

Проф.самоопределение — это процесс формир-я л-тью своего отношения к профессионально-трудовой сфере. Про­фессиональное самоопределение может рассматриваться как со­ставная часть жизненного самоопределения, выбора сферы тру­довой деятельности и конкретной профессии.

Проф.сознание личности формируется в старшем школ.возрасте, когда учащиеся соотносят свои идеалы и ре­альные возможности с общественными целями выбора сферы бу­дущей д-ти. На этом этапе большую роль в проф.самоопределении могут сыграть пед.классы, ориентирующие старшеклассников на соц-пед.д-ть. Анализ программ такой формы допроф. подготовки говорит о том, что в пед.классах пред­принимаются первые шаги по созданию целостного видения стар­шеклассниками личности человека, формируются представления об условиях жизни и развития ребенка; даются знания о месте и роли педагога-воспитателя в решении жизненно важных проблем детей. Все это способствует зарождению основ проф. самоопред-я будущего соц.п-га. Проф.самоопределению стар.школьников помогают зна­комство с опытом работы соц.п-гов, анализ кон­кр.сит-ий, деловые игры и др.

Самоопред-е соц.п-га формируется в процессе его профес. продвижения. Первым на этом пути явля­ется этап осознанного выбора профессии. От успешности его про­хождения зависит дальнейшее проф.становление соц.п-га.

Второй этап проф.продвижения — освоение про­фессии в высшем учебном заведении. Здесь закладывается фундамент будущей карьеры. На этом этапе развивается умение организ-ть свое время, планировать и контролировать свою д-ть, сам-но находить необх. инф-ию, сотрудничать с др.людьми.

В период обучения в вузе у будущего специалиста появляется возможность проявить свои способности, а значит, получить бо­лее выгодное предложение от работодателей и быстрее продвигаться по социальной и профессиональной лестнице.

Важной составляющей проф.становления буду­щего соц.педагога в стенах вуза явл-ся проф.практика, позволяющая студенту убедиться в правильности выбора профессии. Практика позволяет овладеть совокупностью средств, методов и приемов, направленных на соц.защи­ту, соц-психологическую помощь, соц-пед.поддержку нуждающихся в ней детей. Она дает возможность работать с разными категориями детей, молодежи, взрослых. Бу­дущий соц.педагог понимает, что специфика его деятель­ности требует постоянного погружения в чужие проблемы, ответ­ной эмоциональной и действенной реакции при столкновении с людьми сложной судьбы.

Многие студенты, еще обучаясь в вузе, пробуют себя в соци. и соц-пед. работе, участвуя в волон­терском движении, социологических исследованиях, в инспек­циях по делам несовершеннолетних и т.д. Все это помогает буду­щему специалисту погрузиться в мир реальных социально-педагогических проблем, приобрести новые знания, опыт, репута­цию.

В динамике проф.становления соц.пе­дагога в послевузовский период наиболее трудным является адапта­ционный, который требует специально организованной работы с молодым специалистом.

Таким образом, сущностной составляющей понятия карьера является профессиональное продвижение человека в освоение и совершенствование способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в поисках социальной жизни. В широком смысле карьера определяется как общая последовательность этапов раз­вития человека в основных сферах жизни, включая семейную, трудовую, досуговую. Успешность карьеры социального педагога зависит от того, правильно ли он сделал свой профес.выбор и насколько удачно развивалось его профессиональное са­моопределение.

Специалисты по управлению выделяют такие виды карьеры: линейная карьера — когда человек шаг за шагом на протяжении всей жизни поднимается по иерархической лестнице; стабиль­ная карьера, когда человек всю свою жизнь остается верен выбранной в молодости профессии. Именно такой вид карьеры ха­рактерен для социальных педагогов: специалист не стремится про­двигаться по иерархической лестнице, а повышает свою квали­фикацию, обогащается духовно. Могут складываться и другие виды карьеры, например спиральная, кратковременная, снижаю­щаяся.

Важным для профессионального продвижения социального педагога является умение создать свой имидж, т. е. комплекс ка­честв личности и способов самовыражения. Это не только визу­альный облик человека, но и образ его мышления, действий, поступков.

Имидж специалиста в области социально-педагогической дея­тельности составляют человеческая привлекательность, личное обаяние, интеллигентность, впечатление здорового и счастливо­го человека, уверенность в себе, оптимизм, активность, интерес к окружающим людям и их проблемам, а также культура, эруди­ция, профессионализм, умение поддерживать высокие стандарты своего поведения.

Параллельно с процессом взросления идет процесс профессионализации личности. Наиболее известной периодизацией этапов профессионального развития является классификация Е.А. Климова

ОПТАНТ (фаза оптанта, оптации). Это период, когда человек обретает озабоченность вопросами выбора профессии или ее вынужденной перемены и делает этот выбор. Точных временных границ этой фазы, как и других, нет, поскольку они задаются условиями жизни, культурой.

АДЕПТ (или фаза адепта). Адепт — это человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (учащиеся профессиональных училищ, средних и высших учебных заведений, а также обучающиеся через систему краткосрочных форм профессиональной подготовки на производстве — слушатели, курсанты, ученики мастеров-наставников). В зависимости от типа профессии фаза адепта может быть многолетней или совсем кратковременной (простой инструктаж).

Дата: 2019-12-22, просмотров: 252.