Как целостное, глубоко рефлектированное направление философии образования русская педагогическая антропология стала формироваться в пореформенный период, хотя этот процесс несомненно был подготовлен широким общественным движением и оживлением народной мысли накануне реформ 60-х годов XIX в.
В своем «Опыте» К.Д. Ушинский дал целостную концепцию психолого-педагогической антропологии, разработанную в соответствии с достигнутым уровнем человековедения и философии. Знание это может быть обеспечено только интеграцией антропологических наук: анатомии, физиологии и патологии человека, психологии, логики, филологии, географии, статистики, политэкономии, истории в широком смысле слова, искусства, воспитания «в тесном смысле» слова. Теоретико-методологические основания психолого-педагогической антропологии гораздо шире и глубже.
К.Д. Ушинский избегает четкого определения педагогической цели, полагая, что в России еще не сформировалась среда, в которой бы свободно, глубоко и широко, на основании науки формировались педагогические убеждения в их теснейшей связи с философскими. До того времени, как это произойдет, российское общественное образование будет лишено прочного основания.
Однако, помимо цели, в процессе воспитания важную роль играют средства, в создании которых важное значение принадлежит науке.
Для педагогики науками, из которых она черпает знание средств, необходимых для достижения ее целей, являются все те науки, где «изучается телесная или душевная природа человека, и изучается при том не в мечтательных, но в действительных явлениях». Данные науки К.Д. Ушинский определяет как антропологические.
К.Д. Ушинский ставил задачи и решал их средствами науки своего времени. Во-первых, он основательно разработал то, что сейчас и называется деятельностным подходом в психологии. При этом деятельность он рассматривал как субстанциальное человеческое качество, а стремление к деятельности и ее позитивным изменениям как главную психологическую характеристику человека.
Главными понятиями педагогической антропологии для него выступали: воспитание, организм, развитие. Соответственно этому определить его подход можно как организменный и диалектический, что подтверждается и ссылками на философские положения, которые он кладет в основу своей концепции. Говоря о рефлексах, физиология заимствует это понятие из психологии, из самонаблюдения, тогда как собственно физиологический метод есть наблюдение.
К числу особо важных вопросов К.Д. Ушинский относит вопрос о наследственности привычек и развитии инстинктов. При этом, ссылаясь на Льюиса и Дарвина, он выдвигает довольно спорное положение о возможности наследования укоренившихся навыков и привычек. Более того, он выдвигает предположение, что, возможно, все инстинкты объясняются наследственностью привычек, и полагает, что тот факт, что привычка, укоренившись в наследственную особенность, сливается с природным инстинктом, после Дарвина можно считать доказанным. Инстинкты с течением времени могут видоизменяться, но и только.
Важным методологическим компонентом педагогико-антропологической концепции является использование К.Д. Ушинским того, что в настоящее время называют системным подходом в исследовании человека.
Подобные трактовки К.Д. Ушинским содержания суждений и умозаключений несомненно отличаются глубиной и оригинальностью. Но главное в человеческом рассудке - постижение предметов и явлений, причин и законов.
61.Условия успешного проф.самоопределения. Этапы профес-ции.
Самоопр-е д-ти – это процесс и рез-т сознат.выбора чел-ом собст.позиции, целей и средств самоосуществления в конкр.обстоятельствах жизни.
Проф.самоопределение — это процесс формир-я л-тью своего отношения к профессионально-трудовой сфере. Профессиональное самоопределение может рассматриваться как составная часть жизненного самоопределения, выбора сферы трудовой деятельности и конкретной профессии.
Проф.сознание личности формируется в старшем школ.возрасте, когда учащиеся соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора сферы будущей д-ти. На этом этапе большую роль в проф.самоопределении могут сыграть пед.классы, ориентирующие старшеклассников на соц-пед.д-ть. Анализ программ такой формы допроф. подготовки говорит о том, что в пед.классах предпринимаются первые шаги по созданию целостного видения старшеклассниками личности человека, формируются представления об условиях жизни и развития ребенка; даются знания о месте и роли педагога-воспитателя в решении жизненно важных проблем детей. Все это способствует зарождению основ проф. самоопред-я будущего соц.п-га. Проф.самоопределению стар.школьников помогают знакомство с опытом работы соц.п-гов, анализ конкр.сит-ий, деловые игры и др.
Самоопред-е соц.п-га формируется в процессе его профес. продвижения. Первым на этом пути является этап осознанного выбора профессии. От успешности его прохождения зависит дальнейшее проф.становление соц.п-га.
Второй этап проф.продвижения — освоение профессии в высшем учебном заведении. Здесь закладывается фундамент будущей карьеры. На этом этапе развивается умение организ-ть свое время, планировать и контролировать свою д-ть, сам-но находить необх. инф-ию, сотрудничать с др.людьми.
В период обучения в вузе у будущего специалиста появляется возможность проявить свои способности, а значит, получить более выгодное предложение от работодателей и быстрее продвигаться по социальной и профессиональной лестнице.
Важной составляющей проф.становления будущего соц.педагога в стенах вуза явл-ся проф.практика, позволяющая студенту убедиться в правильности выбора профессии. Практика позволяет овладеть совокупностью средств, методов и приемов, направленных на соц.защиту, соц-психологическую помощь, соц-пед.поддержку нуждающихся в ней детей. Она дает возможность работать с разными категориями детей, молодежи, взрослых. Будущий соц.педагог понимает, что специфика его деятельности требует постоянного погружения в чужие проблемы, ответной эмоциональной и действенной реакции при столкновении с людьми сложной судьбы.
Многие студенты, еще обучаясь в вузе, пробуют себя в соци. и соц-пед. работе, участвуя в волонтерском движении, социологических исследованиях, в инспекциях по делам несовершеннолетних и т.д. Все это помогает будущему специалисту погрузиться в мир реальных социально-педагогических проблем, приобрести новые знания, опыт, репутацию.
В динамике проф.становления соц.педагога в послевузовский период наиболее трудным является адаптационный, который требует специально организованной работы с молодым специалистом.
Таким образом, сущностной составляющей понятия карьера является профессиональное продвижение человека в освоение и совершенствование способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в поисках социальной жизни. В широком смысле карьера определяется как общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни, включая семейную, трудовую, досуговую. Успешность карьеры социального педагога зависит от того, правильно ли он сделал свой профес.выбор и насколько удачно развивалось его профессиональное самоопределение.
Специалисты по управлению выделяют такие виды карьеры: линейная карьера — когда человек шаг за шагом на протяжении всей жизни поднимается по иерархической лестнице; стабильная карьера, когда человек всю свою жизнь остается верен выбранной в молодости профессии. Именно такой вид карьеры характерен для социальных педагогов: специалист не стремится продвигаться по иерархической лестнице, а повышает свою квалификацию, обогащается духовно. Могут складываться и другие виды карьеры, например спиральная, кратковременная, снижающаяся.
Важным для профессионального продвижения социального педагога является умение создать свой имидж, т. е. комплекс качеств личности и способов самовыражения. Это не только визуальный облик человека, но и образ его мышления, действий, поступков.
Имидж специалиста в области социально-педагогической деятельности составляют человеческая привлекательность, личное обаяние, интеллигентность, впечатление здорового и счастливого человека, уверенность в себе, оптимизм, активность, интерес к окружающим людям и их проблемам, а также культура, эрудиция, профессионализм, умение поддерживать высокие стандарты своего поведения.
Параллельно с процессом взросления идет процесс профессионализации личности. Наиболее известной периодизацией этапов профессионального развития является классификация Е.А. Климова
ОПТАНТ (фаза оптанта, оптации). Это период, когда человек обретает озабоченность вопросами выбора профессии или ее вынужденной перемены и делает этот выбор. Точных временных границ этой фазы, как и других, нет, поскольку они задаются условиями жизни, культурой.
АДЕПТ (или фаза адепта). Адепт — это человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (учащиеся профессиональных училищ, средних и высших учебных заведений, а также обучающиеся через систему краткосрочных форм профессиональной подготовки на производстве — слушатели, курсанты, ученики мастеров-наставников). В зависимости от типа профессии фаза адепта может быть многолетней или совсем кратковременной (простой инструктаж).
Дата: 2019-12-22, просмотров: 282.