Древнегреческая пед.традиция была представлена двумя системами воспитания. Спартанская воспитательная практика была направлена на военную и физ.подготовку граждан, на развитие силы, воли, мужества.Спарта представляла собой образец военизированного государства, которое стремилось к сохранению и приумножению могущества этого полиса.
Гл.направлением спарт.системы вос-я было формирование нравственности, которая базировалась на полном подчинении личности интересам соц.группы.
Обучение начиналось с 7 — 8 лет и состояло из нескольких ступеней: два цикла по 4 года (до 11 лет «мальчики» и до 15 лет «подростки») и 5-летний цикл — «эфебии» — от 16 до 20 лет. Юноши делились на отряды, во главе которых стояли старшие мальчики, и на звенья.
Т.о., идеалом спарт.восп-я был находчивый, ловкий воин, проницательный, осторожный, владеющий собой, бесстрашный, безжалостный, повинующийся приказаниям, относящийся с презрением к смерти. К физ.восп-ю присоед-сь музыка, пение и танцы. Детей и подростков учили исполнять хвалебные гимны в честь граждан, умерших, защищая отечество, или военные песни и гимны. Интеллект.воспит-е юных спартанцев было сведено к минимуму, достаточно поздно их начинали учить чтению и письму. В Спарте занимались восп-м не только мальчиков, но и девочек, с целью подготовить преданных государству здоровых женщин, жен и матерей будущих воинов.
Афинское воспитание предусматривало сочетание умственного (мусического) и физического (гимнастического) воспитания, которое дополнялось художественным и нравственным воспитанием. Характерные черты этой системы: свобода, привлекательность, полнота, разносторонность.
Целью восп-я провозглашалось гармон.развитие личности. До 7 лет дети воспитывались в семье, сначала на женской половине дома матерью и кормилицей-нянькой, затем к ребенку приставлялся педагог из числа нетрудоспособных рабов. С 7 лет дети обычно посещали мусическую школу, где изучали на этой ступени основы общ.обр-ия с лит-ым и муз-ым уклоном.
В возрасте 12 лет мальчики переходили в гимнастическую школу (палестру), где в течение двух лет учились плавать, бегать, бороться, метать диск и копье, фехтовать. С 15—16 лет дети наиболее богатых рабовладельцев посещали гимнасии (до 18 лет). Здесь продолжалось гимнастическое и литературно-образовательное обр-ие, велись беседы на философские и политич.темы. В восп-й работе особое внимание уделялось развитию чувства собст.достоинства, самообладания, душевного спокойствия, приятных манер, почтительности к старшим. С 18 до 20 лет афинские юноши проходили последнюю ступень восп-я и образования в эфебиях. Первый год они занимались физ-й и военной подготовкой и получали оружие. Одновременно изучали законы страны.
Второй год посвящался службе на границе или в крепостях. После первого года обучения, как правило, проводились военные испытания, после второго года — испытания в знании гражданских законов. Воспитание девочек проходило в основном дома. Учили дом.работе: приготовлению пищи, шитью одежды, оказанию лечебной помощи, чтению и письму, музыкал. подготовке.
Важно отметить, что в Древней Греции, особенно в период между V и IV вв. до н.э. воспитание становится особой соц.функцией общества. В нем обнаруживаются черты, кот.в последствии станут основой дальнейшего развития пед.науки. Это, прежде всего глубокий интерес к лич-ти подрастающего человека, особенностям его возраста.
Зарождение пед.теории связано с именами Сократа, кот.считал, что целью жизни является нрав-е совершенствование. Платон создал 1-ю на западе систему теор.педагогики («Законы»), считал вос-е важным средством формир-я чел-а. Аристотель считал, что восп-е явл.важной соц.функцией и должно формировать у каж.гражданина качества, обеспечивающие стабильность общества. Он провозгласил принцип природосообразной педагогики.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 275.