Свободное время — это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, не связывает с обязанностями и обязательствами, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений; досуг — это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разною рода непреложных, необходимых затрат.
В рамках досуга выделяют пассивный и активный отдых. Осн.функция пассивного отдыха — релаксация (уменьшение напряжения, расслабление). Для релаксации специально выделяют и оформляют места отдыха (комнаты отдыха, зоны отдыха и т.п.). Активный отдых в отличие от пассивного предполагает не исключение нагрузок на организм, а их перераспределение между различными системами органов, основанное на смене видов деят-ти.
В содержательном плане структура досуга включает общение; спортивно-оздоровительную деятельность, игры и отдых на природе; пассивно-репродуктивную или развлекательную деятельность (прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки, посещение дискотек и т.п.); интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.); художественное, техническое, естественнонаучное и т. п. творчество; любительскую деятельность прикладного характера (шитье, вязание, фотодело и т.п.); общественно активную деятельность (деятельность в рамках общественных движений, объединений, организаций, благотворительную деятельность, взаимопомощь) и т.д.
Направлениями досуговой деятельности является клубная деятельность, кружковая деятельность, игровая деятельность и студийная работа.
Наиболее распространенной формой организации досуга выступает клубная деятельность. Она активно используется социальными педагогами как в целях профилактики, так и социальной реабилитации и коррекции.
Клубная деятельность — один из видов соц.деятельности, сфера реализации интересов и индивидуально-творческой активности личности.
Анализ опыта последних лет позволяет определить приоритетные направления клубной деятельности по месту жительства:
- помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;
- помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение общеобразов. учреждения;
- привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению соц-педагогических мероприятий, акций по месту жительства;
- индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов;
- выявление запросов потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;
- пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;
- организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей;
Кружок - это объединение любителей той или иной деятельности, во главе которой стоит проф.педагог или специалист по профилю кружка. Кружок всегда представляет собой структурное подразделение какого-либо учреждения.
Студия организуется для одаренной молодежи и несет в себе элементы профессиональной подготовки и профессиональной деятельности.
Игра - это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровой деятельности присущи четыре основные черты: свобода, творческий характер, эмоциональная приподнятость, наличие прямых и косвенных правил.
К деловым играм относятся имитационные игры (имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия, какого-либо события, тоги или иного вида работы людей), операционные игры (выполняются конкретные специфические операции исполнение ролей, разрабатывается модель-пьеса ситуации, между участниками распределяются роли с конкретными характеристиками), деловой театр (разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в конкретной обстановке), психодрама и социодрама (отрабатывается умение разрешать социально-психологические затруднения, чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, входить с ним в продуктивный контакт).
Алгоритм деловой игры:
1. Этап подготовки. Разработка сценария (описания процедуры игры, содержание, правила и т.д.)
2. Этап проведения. Процесс игры.
3. Этап анализа и обобщения — вывод из игры, оценка и самооценка работы, выводы и обобщения, рекомендации
Отличительными особенностями методики организации досуговой деятельности детей и подростков выступают:
- активное использование различных видов соревнования;
- обязательная оценка результатов деятельности в целях поощрения;
- использование механизмов лидерства;
- сочетание групповой и индивидуальной работы.
72. Методика работы соц.педагога в различ.типах образ.учреждений.
Школа — одно из традиционных мест деятельности соц. педагогов. Введение ставки соц.педагога в школе определяется ст. 55 ФЗ РФ «Об образовании». На основе отечественной и зарубежной практики можно сформулировать след.цели соц-пед.д-ти в образовательном учреждении:
- способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников;
- способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;
- участвовать в разрешении конфликтов.
Чтобы реализовать эти цели, социальный педагог в школе:
- использует методы анализа, консультирования, охватывая в своей деят-ти не только самих учащихся, но и их родителей как целую группу;
- тесно сотрудничает с учителями, шк.психологами и врачами, стремится привлечь к сотрудничеству всех, кто проявляет интерес к его работе;
- оказывает всестороннюю помощь отдельным ученикам (воспитанникам) и группам, используя методы групповой педагогики, работает с учительским коллективом;
Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по должностям работников учреждений образования РФ социальный педагог:
-осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и соц.защите личности в учр-ях и по месту жительства об-ся ;
- изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни;
- определяет задачи, формы, методы соц-пед.работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по соц.защите и помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей);
- содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья;
- осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями обучающихся из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- взаимодействует с учителями, родителями, специалистами соц.служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
График работы соц.педагога утверждается руководителем образовательного учреждения. При составлении графика учитывается время, затраченное на выполнение служебных обязанностей вне учр-ия образования.
Вопросы оплаты труда, отпуска, социальной защиты специалиста решаются в соответствии с действующим законодательством.
В учреждениях интернатного типа соц.педагоги осуществляют связь с соц.службами и службами занятости, оказывают помощь администрации учр-ия в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их соц.адаптации.
В образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-соц.помощи, социальный педагог принимает меры по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями1.
В специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (открытого и закрытого типа) соц.педагог осуществляет связь со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников, поддерживает связь с родителями (лицами, их заменяющими) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, проведения родительских собраний2.
Во многих совр.обр.учреждениях создаются соц.службы, призванные организовать совместную деятельность администрации, учеников и их родителей, пед.коллектива, представителей общественных структур, сотрудничающих с образовательным учреждением для педагогизации среды жизнедеятельности учащихся и оказания квалифицированной и своевременной соц.поддержки и помощи. Соц.служба должна выполнять след.функции:
- охранять и защищать личность, ее права, интересы и труд;
- создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни уч-ся;
- оказывать помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям;
- организовывать социально-психологическую и правовую консультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;
- организовывать работу школьного телефона доверия;
- способствовать здоровому образу жизни членов коллектива.
Таким образом, соц-пед.деятельность в учреждениях системы образования — необходимое, постоянно развивающееся и совершенствующееся направление пед.деятельности, которое обеспечивает полноценную социализацию, разностороннее развитие, плодотворное общение всех участников пед.процесса.
75 Загвязинский. Тоня.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 258.