Соц.природа досуга. Осн. направления и методики досуговой д-ти.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Свободное время — это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, не связывает с обязанностями и обязательствами, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений; досуг — это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разною рода непреложных, необходимых затрат.

В рамках досуга выделяют пассивный и активный отдых. Осн.функция пассивного отдыха — релаксация (уменьшение напряжения, расслабление). Для релаксации специально выделяют и оформляют места отдыха (комнаты отдыха, зоны отдыха и т.п.). Активный отдых в отличие от пассивного предполагает не исключение нагрузок на организм, а их перераспределение между различными системами органов, основанное на смене видов деят-ти.

В содержательном плане структура досуга включает общение; спортивно-оздоровительную деятельность, игры и отдых на природе; пассивно-репродуктивную или развлекательную деятельность (прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки, посещение дискотек и т.п.); интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.); художественное, техническое, естественнонаучное и т. п. творчество; любительскую деятельность прикладного характера (шитье, вязание, фотодело и т.п.); общественно активную деятельность (деятельность в рамках общественных движений, объединений, организаций, благотворительную деятельность, взаимопомощь) и т.д.

Направлениями досуговой деятельности является клубная деятельность, кружковая деятельность, игровая деятельность и студийная работа.

Наиболее распространенной формой организации досуга выступает клубная деятельность. Она активно используется социальными педагогами как в целях профилактики, так и социальной реабилитации и коррекции.

Клубная деятельность — один из видов соц.деятельности, сфера реализации интересов и индивидуально-творческой активности личности.

Анализ опыта последних лет позволяет определить приоритетные направления клубной деятельности по месту жительства:

- помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

- помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение общеобразов. учреждения;

- привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению соц-педагогических мероприятий, акций по месту жительства;

- индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов;

- выявление запросов потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;                                  

- пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;

- организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей;    

Кружок - это объединение любителей той или иной деятельности, во главе которой стоит проф.педагог или специалист по профилю кружка. Кружок всегда представляет собой структурное подразделение какого-либо учреждения.

Студия организуется для одаренной молодежи и несет в себе элементы профессиональной подготовки и профессиональной деятельности.

Игра - это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровой деятельности присущи четыре основные черты: свобода, творческий характер, эмоциональная приподнятость, наличие прямых и косвенных правил.

К деловым играм относятся имитационные игры (имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия, какого-либо события, тоги или иного вида работы людей), операционные игры (выполняются конкретные специфические операции исполнение ролей, разрабатывается модель-пьеса ситуации, между участниками распределяются роли с конкретными характеристиками), деловой театр (разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в конкретной обстановке), психодрама и социодрама (отрабатывается умение разрешать социально-психологические затруднения, чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, входить с ним в продуктивный контакт).

Алгоритм деловой игры:

1. Этап подготовки. Разработка сценария (описания процедуры игры, содержание, правила и т.д.)

2. Этап проведения. Процесс игры.

3. Этап анализа и обобщения — вывод из игры, оценка и самооценка работы, выводы и обобщения, рекомендации

Отличительными особенностями методики организации досуговой деятельности детей и под­ростков выступают:

- активное использование различных видов соревнования;

- обязательная оценка результатов деятельности в целях поощрения;

- использование механизмов лидерства;

- сочетание групповой и индивидуальной работы.

72. Методика работы соц.педагога в различ.типах образ.учреждений.

Школа — одно из традиционных мест деятельности соц. педагогов. Введение ставки соц.педагога в школе опреде­ляется ст. 55 ФЗ РФ «Об образовании». На осно­ве отечественной и зарубежной практики можно сформулировать след.цели соц-пед.д-ти в обра­зовательном учреждении:

- способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников;

- способствовать развитию личности и ее ориентации в соци­альных процессах на стадии обучения и выбора профессии;

- участвовать в разрешении конфликтов.

Чтобы реализовать эти цели, социальный педагог в школе:

- использует методы анализа, консультирования, охватывая в своей деят-ти не только самих учащихся, но и их родителей как целую группу;

- тесно сотрудничает с учителями, шк.психологами и врачами, стремится привлечь к сотрудничеству всех, кто прояв­ляет интерес к его работе;

- оказывает всестороннюю помощь отдельным ученикам (вос­питанникам) и группам, используя методы групповой педагоги­ки, работает с учительским коллективом;

Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам (тре­бованиям) по должностям работников учреждений образования РФ социальный педагог:

-осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, об­разованию, развитию и соц.защите личности в учр-ях и по месту жительства об-ся ;

- изучает психолого-медико-педагогические особенности лич­ности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни;

- определяет задачи, формы, методы соц-пед.работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по соц.защите и помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей);

- содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья;

- осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспе­чению жильем, пособиями, пенсиями обучающихся из числа сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей;

- взаимодействует с учителями, родителями, специалистами соц.служб, семейных и мо­лодежных служб занятости, с благотворительными организация­ми и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, де­тям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

График работы соц.педагога утверждается руководи­телем образовательного учреждения. При составлении графика учитывается время, затраченное на выполнение служебных обя­занностей вне учр-ия образования.

Вопросы оплаты труда, отпуска, социальной защиты специа­листа решаются в соответствии с действующим законодательством.

В учреждениях интернатного типа соц.педагоги осу­ществляют связь с соц.службами и службами занято­сти, оказывают помощь администрации учр-ия в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их соц.адаптации.

В образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в пси­холого-педагогической и медико-соц.помощи, социальный педагог принимает меры по выявлению причин социальной дез­адаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществ­ляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями1.

В специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (открытого и закрытого типа) соц.педагог осуществляет связь со службами со­циальной защиты населения по месту жительства воспитанни­ков, поддерживает связь с родителями (лицами, их заменяющи­ми) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, про­ведения родительских собраний2.

Во многих совр.обр.учреждениях созда­ются соц.службы, призванные организовать совместную деятельность администрации, учеников и их ро­дителей, пед.коллектива, представителей обществен­ных структур, сотрудничающих с образовательным учреждением для педагогизации среды жизнедеятельности учащихся и оказания квалифицированной и своевременной со­ц.поддержки и помощи. Соц.служба должна вы­полнять след.функции:

- охранять и защищать личность, ее права, интересы и труд;

- создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни уч-ся;

- оказывать помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям;

- организовывать социально-психологическую и правовую кон­сультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;

- организовывать работу школьного телефона доверия;

- способствовать здоровому образу жизни членов коллектива.

Таким образом, соц-пед.деятельность в уч­реждениях системы образования — необходимое, постоянно раз­вивающееся и совершенствующееся направление пед.деятельности, которое обеспечивает полноценную социализацию, разностороннее развитие, плодотворное общение всех участни­ков пед.процесса.

   75 Загвязинский. Тоня.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 229.