Технология проектирования соц.-пед. процесса.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проектирование — создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающей представление о стадиях, этапах целенаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому. Проектировать — составлять проект или модель в уме, мысленно представлять себе что-либо как целое, систему. Проектирование — специфический вид плановой деятельности. В отличие от планирования, задающего научные ориентиры целеполаганию. исполнению, контролю развития уже существующих социальных процессов, объектов, учреждений, проектирование разрабатывает и обосновывает контуры будущего социального объекта. У плана может быть несколько проектов. Основа проектирования - предвидение и прогнозирование. Результат — проект (модель), форма конкретного управления, программа.

Выделяют несколько типов социального проектирования.

Поисковое проектирование. Создание модели будущего состояния объекта предполагает следующую логику: современное состояние объекта — построение «древа проблем» с учетом известных закономерностей объекта развития - построение модели возможного состояния в исходный промежуток времени. В деятельности соц.педагога подобный вид проектирования часто встречается при преодолении какого-либо межличностного конфликта, проблемы, задачи (; разрешение конфликта «ребенок—учитель).

Нормативное проектирование. Предполагает следующую логику: желаемый в будущем вариант нахождение наилучшего пути его достижения и построение «древа целей» — определение траектории развития существующего сегодня объекта. Соц.педагог прибегает к нормативному проектированию при разработке программы коррекционно-реабилитационной работы с не­совершеннолетним, начиная свои рассуждения с желаемого образа его личности; при разработке какой-либо акции либо конкретной структуры (совета, фонда и т.п.), когда цели уже заданы, необходимо их распределить во времени и обозначить шаги-мероприятия по их достижению

 Эффективность проекта во многом определяется соблюдением принципов педагогического проектирования, в числе которых:

1) принцип человеческих приоритетов. Строится на выполнении следующих правил: подчиняйте проектируемые педсистемы, процессы, ситуации реальным потребностям, интересам и возможностям своих воспитанников; не навязывайте воспитанникам выполнение своих проектов, умейте отступить, заменить их другими; жестко и детально не проектируйте, оставляйте возможность импровизации детям и себе;

2) принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает, что они должны быть динамичными, гибки-I, способными по ходу реализации к изменениям, усложнению или упрощению. Алгоритм соц-пед.проектирования включает следующие этапы:

1. Подготовительная работа:

- анализ объекта проектирования;

- выбор формы проектирования;

- теоретическое обеспечение проектирования;

- методическое обеспечение проектирования;

- пространственно-временное обеспечение проектирования;

- материально-техническое обеспечение проектирования;

- правовое обеспечение проектирования.

2. Разработка проекта. Выбор системообразующего фактора. Установление связей и зависимостей компонентов.

3. Написание проекта.

4. Проверка качества проекта. Мысленное применение проект.» (самопроверка). Экспертная оценка проекта.

5. Корректировка проекта.

6. Принятие решения об использовании проекта.

7. Оценка результатов. Подведение итогов.

К традиционным методам проектирования в социальном менеджменте относят: матрицы идей — на основе нескольких переменных возможна подготовка различных вариантов решений. С учетом сложности, значимости решаемых задач, сроков, ресурсов выбирается наиболее эффективный путь реализации проекта в конкретных условиях; вживание в роль — используется, чтобы создать более четкое представление о действиях в сложившейся ситуации; требует тщательного ознакомления с условиями, в которых будет реализовываться проект. Аналогия — распространенный метод, но с ограниченными возможностями применения (чаще всего задача заключается в том, чтобы отойти от существующих образцов, а не модифицировать их в новых условиях); ассоциации (подобное, сходное в другой сфере жизни человека порождает оригинальное решение); реорганизация, реконструкция (полное устранение прежних принципов) метод мозгового штурма (идет поиск нескольких идей, которые в дальнейшем рассматриваются отдельно друг от друга, а потом устанавливается между ними определенная взаимосвязь и взаимозависимость, на основе чего отбираются наиболее опти­мальные характеристики).

Дата: 2019-12-22, просмотров: 282.