Развитие социального воспитании в Западной Европе в 18 веке. Социальная педагогика П.Наторпа.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К XIX в. относится оформление социальной педагогики как науки. Считается, что термин «социальная педагогика» был вве­ден Дистервегом, хотя многие исследователи считают одним и. создателей социальной педагогики немецкого философа и педагога Наторпа (1854— 1924). Однако П. Наторп был не только «чистым» философом. Он занимался вопросами математики и естествознания, религии, психологии и педагогики. Именно на такой широкой философской и общественной основе базируется педагогическая система П. Наторпа. Первым его педагогическим сочинением стала рабом «К школьному вопросу» (1893). Воспитание здесь рассматриваем и как пробуждение духовной самостоятельности воспитанника им взаимопересечении волевых устремлений его и воспитателя. Важно и то, что воздействие воспитания, по Наторпу, должно имен, характер духовной помощи, а не авторитарного влияния.

На данный период приходится Эпоха Просвещения. Представители этого неоднородного течения сходились на критике сословного воспитания и образования, выдвигали новые идеи, пронизанные стремлением преблизить школу и педагогику к меняющимся социальным условиям, учитывать природу человека. Французские просветители признавали решающую роль воспитания и образования становления личности и ее судьбе. Вот почему Денни Дидро утверждал что если предоставить сыну расти так , как растет трава, то когда этот маленький дикарь вырастет к ребячей глупости прибавится буйные страсти 30 летнего мужчины.

Основной педагогический труд П. Наторпа «Социальная педагогика» был издан в 1898г. Первые две части этой книги представляют собой философские рассуждения с неокантианских позиций и характеризуют мировоззренческую позицию автора, исходя из которой он обосновывает социальную педагогику. По сути дела, первые две части сочинения — это система этики, которую можно рассматривать одновременно и как социальную философию, поскольку Наторп касается таких проблем, как законы социального развития, взаимоотношения техники, хозяйства и права, общественного идеала и др.

В третьей части П. Наторп в общих чертах изложил теорию домашнего воспитания, теорию школы и теорию «свободного самовоспитания». Он утверждал: человек и общество в целом развиваются по одним и тем же законам, что подчеркивало обществен­ное содержание воспитания. Именно поэтому одно из определений понятия «социальная педагогика» у П. Наторпа заключается в том, что она исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. В другом определении данного понятия акцент П.Наторпом делается на социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни. Причем основными компонентами социальной жизни он считал организацию труда, политико-правовую орга­низацию и организацию образования.

Главным фактором прогресса, по Наторпу, является «прогресс сознания» отдельных людей и всей «общности» в целом. Таким образом, он придавал социальному воспитанию очень большое значение. П. Наторп полагал, что основной целью человеческого существования является достижение высшего идеала некой абсолютной идеи, которая объединяет в себе все начала. Поскольку человеческое сознание стремится к гармонии и совершенству, то выразителем такого стремления Наторп считал волю и «педагогику воли» — в частности. Воспитание шли, по мнению Наторпа, и должно стать основной задачей педагога.

Наторп выделял несколько стадий развития воли у человека (развитие влечения, развитие ноли в обычном значении этого термина, развитие разумной воли), а исходя из этого — три типа социального воспитания, соответствующие этим стадиям: домашнее воспитание, школьное воспитание, свободное самовоспитание. Таким образом, семейное воспитание он считал первой ступенью воспитания общественного. Что касается второй ступени (школьного воспитания), то он определял необходимым существование на этой стадии направленной организации воспитания, когда происходит воздействие на волю человека, осуществляется ее регулировка (сдерживание негативных и развитие позитивных волевых устремлений индивида). Школьные порядки Наторп сравнивал с юридическими нормами жизни общества, которым должны подчиняться все. Школа, считал он, должна быть многосту­пенчатой и доступной для всех учеников.

В конце XIX в. в рамках реформаторской педагогики возникло педагогическое течение «новое воспитание». Оно было отражением потребности общества в подготовке людей, способных к активной деятельности в разных сферах жизни общества. На основе их принципов создавались «новые школы», первая из которых была открыта в 1889 г. в Англии (Абботсхольм) С. Редди. Затем подобные учебные заведения появляются и во Франции (школа Р.Демолена, 1899 г.), и в Германии.

В целом важно подчеркнуть: педагоги XIX в. отмечали возросшую социальную функцию школы и воспитания, выступали за создание гос. системы школьного образования. Они отстаивали право на образование всех общественных классов. К концу века сформировалась социальная педагогика как отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей.

заучить тексты нравоучительного характера. На следующей ступени образование длилось еще 5-6 лет.

Система воспитания на Западе. Целью воспитания являлось познание Бога, поэтому формирование человека проходило в условиях постоянного общения с Господом, чему способствовало изучение Священного Писания, молитва, проповедь, причастие, исповедь, покаяние.

Педагоги Средневековья считали, что процесс обучения и воспитания, особенно на первых этапах, должен быть организован в большей строгости – для упражнения воли, уничтожения гордыни и приобретения опыта постижения, почитания Бога и следования ему. Нравственность рассматривал в качестве основ воспитания Винсент Де Бове в сочинении «О воспитании знатных детей». Филипп Наварский, говоря о методах воспитания, отмечает, что жесткая дисциплина с возможным телесным наказанием должна обеспечить воспитание в ребенке двух необходимых рыцарю черт - готовности к мученичеству за веру и щедрости. До 14в. обучение проходило на латинском языке. Существовали также церковные школы повышенного образования, где усваивался традиционный средневековый куррикулум – семь свободных искусств, программа, которая делилась на 2 ступени. Низшая – тривиум включала грамматику, риторику, диалектику или логику. Повышенная ступень – квадривиум объединяла более широкий круг дисциплин: арифметику, геометрию, музыку, астрономию. Кроме церковных и светских школ в Средневековье существовали и такие формы воспитания и обучения, как ученичество и рыцарское воспитание. Ученичество использовалось, как правило, в семьях торговцев и ремесленников. Оно длилось от 2 до 6 лет, а то и более. Система рыцарского воспитания основывалась на военных традициях и христианской концепции служения. Программа рыцарского воспитания («семь рыцарских добродетелей») включала освоение владения копьем, фехтование, езду верхом, охоту, игру в шахматы, пение стихов собственного сочинения, игру на музыкальных инструментах. Все это предполагало обязательное освоение военной науки. Определенный опыт сложился в женском воспитании. Девочки воспитывались, как правило, дома. Следовательно, особое внимание уделялось нравственным наставлениям, подготовке к ведению домашнего хозяйства, навыкам прядения и ткачества. Девочки из аристократических семе отдавались в женские монастыри, где познавали начала религии, чтение, письмо, обучались рукоделию и хорошим манерам.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 277.