Реализация целевой технологии во многом определяется индивидуальным стилем профессиональной деятельности специалиста (специалистов).
Каждый подэтап реализационной деятельности социального педагога предусматривает достижение определенных (планируемых) результатов, которые отличаются содержанием, объемом и качественно-количественными показателями. Именно ради этих результатов проводилась вся предшествующая педагогическая деятельность (выбор технологии и непосредственная подготовка к практической работе по ее реализации).
Апробация. По данным апробации проводится дальнейшее уточнение элементов технологии, доработка.
Важнейшей задачей соц-пед.работы специалиста выступает постепенное вовлечение клиента в активную самостоятельную работу над собой.
Патронаж (от франц. patronage — покровительство) — это система обслуживания человека в определенных условиях в профилактических целях. Социально-педагогическое патронирование — это система социально-педагогической помощи и поддержки человека, направленная на предупреждение осложнений, рецидивных проявлений в процессе активной работы человека над собой по самосовершенствованию, преодолению социально-педагогических проблем, а также на укрепление и дальнейшее развитие у него навыков социально-педагогической работы над собой.
Эффективность соц-пед.процесса во многом зависит от деятельности соц.педагога по оценке (методы и методики оценки, оценочные тесты и пр.).
Технология оценки включает следующие компоненты: кто оценивает (субъект оценки); кого оценивает (объект оценки); что именно оценивается (предмет оценки); критерии и их показатели; методика оценки каждого показателя (инструментарий оценки). Отсутствие оценки или небрежное отношение к ней часто ведет к неадекватности результата соц-пед. деятельности
67. Сущность, структура, и специфика соц-педагогической деятельности. Понятие и сущность социально-педагогической деятельности.
М.А. Галагузова отмечает, что если пед.д-ть носит нормативно-программный характер, то соц-пед-ая всегда является адресной, напр-й на конкр.ребенка и решение его инд-ых проблем. Если пед.д-ть имеет непрерыв.хар-ер, то соц-пед. в ряде случаев ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема. Проф.д-ть педагога, как правило, осущ-ся в учр-ях системы обр-я, тогда как соц-пед.д-ть имеет намного более шир.сферу применимости.
Л.А. и М.А. Беляевы считают, что ключевым в опр-ии соц-пед.д-ти явл.понятие «адаптация».В совр.условиях ч-ку на протяжении жизни неоднократно приходится сталкиваться с изменениями соц.среды. Он может оказаться в ситуации, характеризующейся необходимостью изменять себя, либо среду, либо то и другое вместе, т.е. оказывается перед необходимостью адаптироваться к изменившимся условиям. По мнению педагогов Л.А. и М,А. Беляевых, основная отличительная особенность соц-пед.д-ти заключается в том, что потребность в ней возникает в случае, если у человека (группы людей) складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой.
Таким образом, соц-пед.д-ть можно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.
Соц-пед.д-ть реализуется в виде комплекса профил-х, реабил-ных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнед-ти подопечных.
Структура соц-пед.деятельности включает в себя следующие элементы:
- образовательно-воспитательная деятельность — обеспечение целенаправленного пед.влияния на поведение и д-ть детей и взрослых, содействие пед.д-ти всех соц.институтов микрорайона — семьи, обр-ых учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума;
- диагностическая деятельность — постановка «соц.диагноза» путем изучения личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, соц.окружения, выявления позитивных и негативных влияний, проблем;
- организаторская деятельность — орг-ия общественно-ценной д-ти детей, педагогов и волонтеров (общественных деятелей) в решении задач соц-пед.помощи, поддержки, вос-я и разв-я, реализации планов, проектов и программ;
- прогностическая и экспертная деятельность — разработка программ, проектов, планов соц-пед.развития микрорайона, учр-ия, его структур; соц-пед. проектирование л-ти р-ка, групп детей; экспертиза аналогич.док-тов и материалов;
- организационно-коммуникативная деятельность — включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредоточивание информации и налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в их работе с детьми, семьями;
- охранно-защитная деятельность — использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые и опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога;
- социально-компенсаторная деятельность — разработка и реализация комплекса мер, способствующих выравниванию возможностей для социального старта, восполнению или компенсации социальной ущербности ребенка, возникшей вследствие конкретных личностно-семейных обстоятельств;
- посредническая деятельность — осуществление связей в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением.
Специфика социально-педагогической деятельности.
Социально-педагогическая деятельность основана на профессиональном взаимодействии в системе «человек — человек». Работа специалиста с личностью, группой и общностью имеет свои специфические особенности.
Социально-педагогическая работа с личностью предполагает организацию кратковременных или длительных контактов, доверительного и продуктивного общения. При этом основное назначение специалиста — помочь человеку, его семье понять обстоятельства, ситуацию, в которой они оказались, мобилизовать внутренние ресурсы, понять свою роль в совместных действиях, стимулировать и/или орг-ть при необх-ти активные действия по преодолению проблемы.
При работе с группой специалист может либо выделять типичное, общее для этого объединения людей, либо использовать обратный процесс — формировать группу на основе общих проблем и/или интересов. Группы могут использоваться: в исправительных целях, когда дело касается одного или нескольких членов; для предупреждения дисфункций; для обеспечения нормального развития отдельных членов группы, особенно в критические периоды роста; для утверждения личности; в целях обучения и воспитания чувств гражданственности. Особое место в социально-педагогической деятельности занимает семья как малая группа.нормам.
Основные функции коррекции:
- восстановительная - восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у воспитанников до появления дезадаптации, обращение к предыдущему положительному социальному опыту;
- компенсаторная - формирование у подопечного стремления компенсировать ситуации неуспеха в оной сфере жизнедеятельности успехом в увлекающей его деятельности;
- стимулирующая - активизация положительной социально полезной деятельности воспитанника, оказание эмоциональной поддержки, небезразличное отношение социального педагога к личности подопечного, его поступкам;
- исправительная - исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, пример, психотерапевтические методики, включение группу поддержки).
Дата: 2019-12-22, просмотров: 266.